Ошибки в соционике. Что делать?

Союз Одномерной Белой Этики
Продолжая тему искажений, мы с вами подробно рассмотрим 4 существенных ошибки, негативно влияющих на диагностику ТИМа.

1. ИЛЛЮЗИЯ КЛАСТЕРИЗАЦИИ

ЧТО ЭТО?
Заблуждение, приписывающее закономерность случайным явлениям.

Поисками «сокровенной теории», закона, понимание которого дало бы внезапное преимущество, человечество занимается испокон веков. На этом строится большинство предсказательных техник, этим занимаются азартные игроки и биржевые трейдеры, студенты перед экзаменами и влюбленные с ромашками, все суеверные люди и все люди вообще.

Возможно, причина этого заблуждения кроется еще и в желании человека соотносить связные, на его личный взгляд, события. Неплохой прививкой от этой привычки может стать курс теории вероятности, дарующий жаждущим логики закон другого порядка.

В СОЦИОНИКЕ
Соблазн выкрасть у жизни её секреты возникает постоянно. Не лишена таких искушений и соционика. «У всех СЭИ круглые лица», «ЭСЭ чаще прочих имеют высокий голос», «длина предплечья у интуитов всегда больше, чем у сенсориков» — вот примеры суждений, построенных на случайном материале.

РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ
Не полагаться на субъективные наблюдения («Я это вижу вокруг!», «Посмотрите, это же очевидно!»), а проверять свои ГИПОТЕЗЫ опытным путём — например, найти 200 бесспорных сенсориков и 200 бесспорных интуитов и подготовить статистику по их телосложению.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!
ТИМы должны быть определены точно, желательно, комиссией из 5-7 представителей разных школ. Методика и результаты эксперимента должны быть опубликованы для внешних перепроверок.

2. ЭФФЕКТ РОЗЕНТАЛЯ

ЧТО ЭТО?
Также это искажение называется эффектом Пигмалиона — по имени античного архитектора, создавшего скульптуру идеальной для себя девушки и (какая неожиданность!) влюбившегося в неё.

Суть психологического феномена заключается в том, что человек ожидает исполнения пророчества и потому ведёт себя так, что происходят события, подтверждающие это пророчество. Простыми словами это можно описать как «каждый видит то, что хочет» — только здесь речь идёт о собственных действиях человека. Как только мы начинаем верить во что-то, подсознание приступает к поиску мыслей и фактов, подтверждающих наше убеждение (а существует ли деление по дихотомиям — или нам только кажется?..).

В СОЦИОНИКЕ
Например, вы убеждены, что собеседник — ваш конфликтёр. Вы начинаете вести себя заведомо пренебрежительно или агрессивно, тем самым провоцируя собеседника — он начинает раздражаться и отвечать вам соответствующе. В итоге происходит ссора — и вы находите подтверждение своих ожиданий.

РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ
Помните о том, что ТИМ и ИТО определяют лишь незначительную часть коммуникативных особенностей. Уровень развития человека, а также его личностное наполнение — гораздо более важные параметры, определяющие ход взаимодействия. Более того, иногда общение складывается или не складывается… по велению судьбы — не во всём всегда можно отыскать рациональные причины.

УЧИТЫВАЙТЕ МНОЖЕСТВЕННОСТЬ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА СИТУАЦИЮ!

3. СКЛОННОСТЬ К ПОДТВЕРЖДЕНИЮ СВОЕЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ (англ. confirmation bias)

ЧТО ЭТО?
Тенденция человека искать, интерпретировать или отдавать предпочтение информации, которая согласуется с его точкой зрения, убеждением или гипотезой.

Давайте выполним одно задание.

Я загадала принцип для числовой последовательности и сказала 3 числа из этой последовательности: 2, 4, 6.

Ваша задача понять, какой принцип я загадала. Для этого Вы тоже можете назвать числа, и я скажу, есть они или нет.

И если Вы скажете, что в моей последовательности будет число 8, я утвердительно кивну.

Уже есть ответ? Все чётные? Нет.

Вы будете дальше говорить: 10, 12, 14, 16… и я буду подтверждать каждое названное число. Но будет ли «чётные» правильным ответом? Нет.

Если у нас будет очень много свободного времени, даже 1348 также окажется в моей последовательности, Ваша гипотеза будет подтверждаться, однако не будет верной.

Секрет в том, что для понимания любого принципа необходимо найти то, что этому принципу не соответствует. Чтобы убедиться, что гипотеза четных неверна, нужно сказать любое нечетное число.
 
333! Да, 333 тоже есть в моей последовательности.

Становится сложнее понять принцип построения? Вдруг там какая-то сверхсложная формула высчитывания и возведения в степень?

Этот эксперимент проводят уже с 1960-х годов, и до сих пор он показывает, что людям гораздо проще и приятнее находится внутри уже понятой ими концепции и они скорее предпочитают не верить экспериментатору, считая его лжецом, который сбивает с толку, ведь последовательность очевидна! Они скорее пытаются переубедить экспериментатора, что это он сам ошибся.

Единственный способ выяснить, каковым же является принцип построения числового ряда, — это найти то число, которое ему соответствовать не будет. Эксперимент показывает, что очень немногие догадываются, какое число надо назвать, чтобы узнать принцип.

Вам хватит для этого любого отрицательного числа, например, -4.

И я скажу, что такого числа в моей последовательности нет.

Вы можете перепроверить на -5, -0,5. Нет таких чисел в моей последовательности.

И тогда Вы поймете, что принцип последовательности — просто положительные числа.

Мы привыкли искать подтверждение нашему мнению, и каждый раз обнаруживая его, — убеждаемся в его правильности.

Однако правильность мнения помогает узнать вовсе не подтверждение, а, наоборот, опровержение, поиск того, что не вписывалось бы в это мнение.

В СОЦИОНИКЕ
Одна из распространенных ошибок, где вместо того, чтобы опровергнуть собственный тип и найти в чем он НЕ ПРОЯВЛЯЕТСЯ, люди ищут принцип, в котором он проявляется, и как можно было бы его подтвердить.

Тем самым всё, что указывает на проявления ТИМа «Есенин» — считается подтверждением, а всё, что не является, пропускается, игнорируется или объясняется личностным наполнением.
В итоге возникает иллюзия доказательства и «оглянись — это работает!», тогда как она работает только тогда, когда это замечено и подтверждено.

РЕШЕНИЕ
Поищите проявляется ли в Вас что-то, что не считается частью ТИМа.

Как много таких случаев? Не перевешивают ли они количество совпадений?

Попробуйте найти в себе то, что не соответствует ТИМу, и если такое не найдется, то, возможно, Вы избежали искажения.

4. ЭФФЕКТ ФРЕЙМИНГА

ЧТО ЭТО?
Эффект противоположных решений одной и той же проблемы, описанной в позитивной и негативной формулировке.  Эффектом фрейминга называется семантическая манипуляция над объектом выбора с помощью различных описаний. В реальной жизни решение проблемы зависит от того, как она оформлена и представлена, то есть от контекста. Одна и та же информация может привести к противоположным выводам, в зависимости от того, какая формулировка используется для ее представления. Например, цена, представленная как скидочная, привлечет больше покупателей, чем та же цена без этикетки «скидка».

ПРИМЕР. «Азиатская эпидемия»

Поставлены две задачи:
1. Программа А позволит спасти 200 человек. Программа Б — 600 с вероятностью 1/3 и с вероятностью 2/3 что никто не спасется.
2. Программа В приведет к гибели 400 человек. Программа Г — с вероятностью 1/3 никто не умрет, с вероятностью 2/3 — умрут 600 человек.

72% выбирают программу А, которая гарантирует спасение 200 жизней, т.е. оказываются от риска.
78% выбирают программу Г, предпочитая в случае такой постановки вопроса рисковое поведение.

В СОЦИОНИКЕ
При составлении опросников для типирования, необходимо учитывать фрейминг-эффект, т.е. определенные аспекты ситуации, на которые может обратить или не обратить внимания представитель того или иного ТИМа. Если типирование происходит в форме диалога, у обратившегося за ним есть возможность попросить о более широком контексте (который тоже нужно продумать заранее, т.к. если он не является чётко ограниченным, разные интервьюеры могут давать разные уточнения). Если для типирования выбрано составление письменной анкеты, можно заранее предупредить типируемых о возможности развернуть ответы. Тем самым у человека сложится фрейм о том, что контекст и его личная позиция имеет важность для определения типа. В любом случае необходимо минимизировать возможность возникновения фрейминг-эффекта, конкретизируя вопросы и тем самым повышая не только точность анкет, но и точность ответов на них.

РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ
Следовать простой стратегии:
1. Не торопитесь, принимая решения по использованию фрейминга. Наиболее точные и значимые решения можно принять, потратив достаточное количество времени на то, чтобы четко продумать контекст.
2. Соберите больше контекста, прежде чем принимать решение.
3. Экспериментируйте с различными вариантами фрейминга. Попробуйте сформулировать вопрос с противоположным смыслом или с другой точки зрения.