О уста притчи, разъясните к жизни смерть обличив

Луцилий Бокиан
Было у Царя два сына и наставлял их Царь говоря "все богатства у меня и всё во владении моём, и по сему не ищите удела себе но исполняйте волю мою ибо удел кой дам в наследие есть удел лучший и не могу передать его в руки небрежные; потому воспитуйтесь мудростью Моею, чтобы нрав Мой стал душою вашею, и потому ваше усердие должно быть в этом до дня кой назначаю вам".
И поклонился Ему сын первый и сказал: да будет воля Твоя Господин мой; если бы Царь мой ничего и не давал бы, то и тогда я бы учился у Тебя, и предпочёл бы всему с Тобою пребывать, - ибо добр ты ибо Отец мой, и велик ибо Царь царств всех - и вся любовь моя к Тебе, и вожделение моё ко всем научениям Твоим. Другой же сын уйдя говорил в сердце так: удел тот по нраву Отцу моему, и велик в глазах Его, а я был мудр всегда - так не будет ли удел обещанный Отцом мал в глазах моих, да и кому позволено кроме меня самого считать что будет мне полезнее; пойду и возьму себе жену и дом выстрою и сребро добуду и в суду дам и золото поимею, и явства доставят от четырёх концов ко столу моему, и нарекусь славным у народа всякого пока брат мой рабом за крохи соделался - посрамлю же его, и удел Отца высмею и скажут они: вот кто мудр без дна и силен без всякой меры - пойдёт к нему и научимся. И сотворил он дела свои в суете многой, и была слава его велика и приходили поклониться к нему народы - от стара до млада научиться у него желали, но ни брата ни Царя - Отца его, не было средь приходивших. И говорил он в сердце так: неучто настолько слепы они что не видят красы моей, и глухи что не слышат славы моей, подлинно так; снаряжусь же во всём величии моём и пойду в края те, ибо в оплату - падут в ноги мои двором всем, ибо что взять с них. И пришёл он убранстве своём и тишина и покой в краю том и вышли слуги Царские к нему и лица их были вдохновлены и глаза ясны и свежи они были, и жизнь дышала из них, и сказали: Царь велел передать чтобы ты был явлен ко двору не ранее дня нареченного, ибо как имеешь знать - в тот день великий, Он, дарует удел достойному его. И теперь Царь Господин наш, просил передать что ведает помыслы твои, но ежели пожелаешь, то вернись и пока время не подошло ко дню речённому прими воспитание княжеское. И ожесточился сердцем от услышанного и сказал: да если бы ведал ваш Царь помыслы мои, то разве не узнал бы он отказа моего и сейчас ? И ответили слуги Царские: именно по тому и просил передать чтобы знал ты что милостив Отец твой - Царь наш, несмотря на жестокосердие твоё. И ступил он от них в молчании, и возмущенно было сердце его, ибо учуял там добро и дух правды, но противился по прежнему и более. И говорил он так: да если бы достойное что было, разве предлагал бы Он мне дважды ? итак, как же велика мудрость моя что не обольстился я замышлениями Царскими, и подлинно не зря сходил, ибо и тут необоримость мою познали. И пришёл он в землю свою и шли дни, и подходил день назначенный, и видел как приходят морщины на лице жены его и как сыновья его разошлись каждый дорогою своею, и дом подкосился и выцветало убранство его, и мельчал его прииск серебрянный, и хлеб присыщал его, и не находил он вкуса прежнего во всех явствах стола своего, и слава его переходила к другому у коего возрастал успех, и на поучение к нему уже и млад не ходил, ибо уветшал удел его и обезлюдился край его, и будоражилась душа его но не было уже праздненств покрыть её. И видел что близок день Царем обещанный и поспешил в края Царские, ибо говорил так: если меня мудрого такое постигло, то какая же немощь у них, итак, пойду быть может царствовать над ними, или хотя бы более чем на ровне быть. И ступил он в края те, и был день тот, и вышли Царские слуги к нему и сказали: слышь и слушай и поставили трон и восшел Царь на трон и сказал: вот день честный о коем от начал изрекли вам уста Мои; вот теперь пришедший и другой учившийся у меня - обо сыновья Мои, узрите оба - вот удел обещанный, и указал Царь перстом и расступились рабы Его и сияние невиданное и свет жизни исходит, и видятся от туда сады с плодами прекрасными и невиданной красы чертоги переливаются и сияют свободою. И узрели оба что не было ни какой меры у красы той и пределов Граду тому не видели, и изрек Царь: ступите же туда! Как вошли оба так не стало плоти на них, и прежнего от их тел не стало, всё было живым и лекгим, и понимание витало во всем и одиночества ни в чём не было, и ничто там не имело притяжения и звучание истекло как река и тишины не нарушало, и покой движущийся был там и свежесть неведомая. И когда вкушали плод от древес тех, то проникали во всё и чувствовали как радуется всё и любит, и одно было прежде другого, и света жизни познавали становясь ими, и из каждого познавали счастье остальных, из из остальных видели, но никого края в том не было, и когда в чертог восходили то другими становились и покои знали его и легкость находящихся в них изведывали, и краса чертогов становилась красою их; и стекали любовь к любви и сияла свобода, и всё вновь открывалось и освежало их, и небыло времени но вечность наполняла их. И провозгласил Царь: довольно, вы познали удел обещанный как дышит из него жизнь, но чертоги и древа вопиют ко мне глаголя "не хотим принимать и кормить того кой тебя Царь не принял, ибо Твой дух в нас" и посему в ком дух Мой - тот и ступай к ним и владей. И второй сын облёкся в плоть прежнею но прежнем уже быть не смог и стала плоть тяжка ему и разделила она всё силы его и ужас объял его, ибо не было мира в нём от утраты вечного - где по чуду всё, ибо был он во плоти где по закону всё - и мрак покрыл его, и недолжно о нём более. Остальные всем сомном благословили Царя и царствовались им во блаженном и дивном саде Его.