Л. Цальман Библ. представления о естествознании

Сергей Колибаба
С любезного разрешения автора Леонида Цальмана, Проза. РУ

 
Естественнонаучные данные в Библии имеются.

Они записаны в ясном виде либо поданы в аллегорической форме. Покажем эту мысль примером. Библейский Иов имел сведения, что Бог «распростер север над пустотой, повесил землю ни на чем» (Иов 26:7, стихи СИ Библии). Иов знал строение нашей планеты: она «внутри изрыта как бы огнем» (Иов 28:5). Сейчас такие сведения  общеизвестны. А вот слова Бога к Иову: «входил ли ты в хранилища снега и видел ли сокровищницы града, которые берегу Я на время смутное, на день битвы и войны?» (Иов 38:22-23), являются, думаю, непонятными. Можно предположить, что в Библии говорится о ледниках Южного и Северного полюсов Земли и о значении их для сохранения человечества при катастрофах.

От разрушительных сил природы и болезней страдают люди.
 
Библия утверждает, что окружающий человека мир есть воплощение замысла и силы Бога. В мире существует зло. Преодолеть его человек может, если он надеется на Бога: «Служите Господу, Богу вашему, и Он благословит хлеб твой и воду твою; и отвращу от вас болезни» (Исх. 23:25).
Наука заявляет, что для устранения причин страданий человека необходимо изучать окружающий его мир. Таким образом, цели науки соприкасается с идеями религии. Что говорит наука о религии?
Отношение науки к религии характеризуются двумя противоположными посылами. Одна точка зрения определяет противоречие идей науки и религии. Противоположное мнение трактует отношение задач науки с идеями Библии как плодотворное сотрудничество.
Что говорит Библия о науке? В Интернете (лето 2010 года) в поисковой системе «Рамблер» при розыске моих сообщений по теме «Библия о науке» был получен ответ: «К сожалению, в данном разделе по вашему запросу ничего не найдено». В то же время поиск сообщений «Наука о Библии» выдал более 100 тысяч документов.
Библия является источником сведений о человеке. Логично допустить, что в Библии можно найти ответ на вопрос о значимости естествознания для человека и о значении и оценки исследовательской деятельности человека.

Библейский Даниил – учёный

Библейская книга  "Книга Пророка Даниила" рассказывает об иудее Данииле (имя означает «Бог мой судья»), уведенным юношей в вавилонский плен для подготовки к царской службе. Даниил стал царским советником. После падения Вавилонии Даниил служил при дворе персидского царя.
 
Автор библейской книги начинает рассказ о Данииле и трёх его товарищей – пленниках как о молодых израильтянах, «обладающих знаниями и понятливых в науке» (Танах Дан 1,4). Отмечаются особые качества юноши Даниила: «И даровал Бог четырем сим отрокам знание и разумение всякой книги и мудрости, а Даниилу еще даровал разуметь и всякие видения и сны» (Дан 1,17). Таким образом, книга включает определение качества ученого: обширные знания и его способность к открытиям, догадкам.
Автор библейской книги даёт ответ на вопрос: кто может быть учёным? Это человек, кого избрал Бог: «Он (…) дает мудрость разумным и знание – способным понимать» (Танах Дан 2,21). В Библии излагается мысль, что учёный обладает особенными качествами. Она показана на примере Даниила, в котором «дух великий, и знания, и разум, и умение толковать сны, разгадывать загадки и разрешать запутанное» (Дан 5,12).

Разгадывать загадки

Догадка – это не выдумка. Выдумка – это обман. Часто для выдумки, чтобы в неё поверили, необходимы подлоги, искажение и скрытие чего-то известного. Для разоблачения выдумки достаточно иметь хорошее образование, знать факты. А для того, чтобы разгадывать загадки – необходимо воображение на основе суждений о неизвестном через понятия, которые для «отгадчика» представляются истинными. Однако догадка о неизвестном предмете или явлении через что-то известное может быть неверной. Ведь, например, не вся полнота сведений об объекте изучения знакома исследователю. Но есть догадка – заключение учёного о неизвестном предмете или явлении на интуитивном уровне, которая может оказаться научным открытием. В таком случае догадка сродни «откровению», которое, как считает Бенедикт (Барух) Спиноза, есть качество разума, представленного в Библии как признак Божественного интеллекта.

Библейская «литература мудрости»

Согласно религиозному представлению в Библии различают слово Бога и слово человека. Слово Бога – в Пятикнижии Моисея. А слово человека – в библейских книгах Пророков и книгах Писаний.
Книги Пророков были записаны людьми – истолкователями воли Бога, когда на них действовал дух Божий. Через пророков, иногда преодолевая их нежелание проповедовать, Бог обращался непосредственно к людям.
А книги Писаний были созданы людьми по откровению, по внушению духа Бога. Они, обладая способностью, божьим даром к познанию и догадкам, изложили в своих творениях то, что было скрыто от большинства людей.

Писания включают Книгу Иова и Книгу Екклесиаста.  Библеистика – наука об истории создания Библии – включает эти книги, а также первые главы Пятикнижия и некоторые другие библейские тексты в «литературу мудрости». Отличие такой литературы от других книг Библии заключается в том, что она не посвящена непосредственно взаимоотношению между Богом и народом Израиля. Библейские «книги мудрости» показывают, что откровение библейское есть откровение всечеловеческое. Авторы этих книг не провозглашают пророчества, а приводят описания поступков и слова своих героев. Все их действия опираются на знания  и наблюдения за действительностью. Герои «литературы мудрости» видят  то, что скрыто от человека, говорят то, что людям необходимо знать.

В «литературе мудрости», я думаю,  представлено отношение Библии к естествознанию как сферы деятельности человека.

Смиренный человек

Автор библейской "Книги Иова" в первых её строках сказал о герое книги – Иове: «и был человек этот непорочен, справедлив и богобоязнен и удалялся от зла» (Иов 1:1). Автор приводит слова Бога об Иове: «человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла» (Иов 1:8). Принято считать, что автор рисует портрет смиренного праведного человека.

Традиционное толкование "Книги Иова" заключается в ответе на вопрос: останется ли человек верным Богу, если будет испытан страданиями?
Сатана, падший ангел, утверждал перед Богом, что благочестие Иова не носит бескорыстный характер. Бог разрешил сатане испытать праведность Иова. И вот в результате действий сатаны Иова потерял своё богатство, погибли его дети, а сам он приобрел мучительную болезнь. Иов был убежден, что защищен от несчастий своей праведностью перед Богом. Поэтому Иов считал, что трагические события с ним являются несправедливыми: «Чист я, без порока, невинен я, и нет во мне неправды» (Иов 33:9). В своём горе Иов выразил желание, чтобы Бог ответил на вопросы о его вине и признал его правоту. Но окружавшие его люди считали, что он не прав в своём решении получить ответ Бога.
 
Один из друзей сказал: «И как человеку быть правым пред Богом, и как быть чистым рожденному женщиною?» (Иов 25:4).
Другой друг, услышав слова Иова, так ответил ему: «Вот в этом ты неправ, отвечаю тебе; потому что Бог выше человека» (Иов 33:12).
А третий друг сказал Иову, что человек не может быть праведным, потому что делает беззаконные дела. Друзья потребовали от Иова признать, что он виновен в своих сомнениях о правоте действий Бога. Они предложили Иову смириться с этой мыслью. Тогда, считали они, прекратятся его страдания.
 
Несчастная жена Иова не хотела лечить его болезни. Она пожалела мужа: предложила ему для прекращения мучений проклясть Бога и умереть. Иов был испытан страданиями, но останется верным Богу и не «согрешил устами своими» (Иов 2:10). Бог ответил Иову на просьбу показать его вину. Бог представил Иову неверность утверждений его о своей правоте. Иов признал своё ничтожество перед Богом и бессилие своего разума перед высшей мудростью Творца. Поэтому он не должен ожидать, что от его праведности у него в жизни не будет тяжких испытаний. И в этих признаниях он укрепляет свою веру в Бога и обретает душевный покой. Бог вознаградил Иова и вернул ему то, что было утрачено.

Библейский Иов – ученый

Предположим другое осмысление "Книги Иова". Откажемся от привычного образа многострадального и долготерпеливого праведника.
Иов не выглядит смиренным человеком. Но пусть наше воображение не сравнивает Иова с эсхиловым Прометеем, восставшим против могущества Бога. Иов – не бунтарь. Он решил свою правоту перед Богом не утвердить, а доказать: «Я изложил бы пред ним дело моё, и уста мои наполнил бы оправданиями; узнал бы слова, какими бы он ответит мне, и понял бы, что Он скажет мне» (Иов 23: 4-5). Эти слова мог произнести учёный человек.

Возможно, по этому обстоятельству Иов занимает высокое положение в обществе. Вот как Иов говорил о себе: «Когда я выходил к воротам города, и на площади ставил седалище свое, – юноши, увидев меня, прятались, а старцы вставали и стояли; князья удерживались от речи, и персты полагали на уста свои; голос знатных умолкал, и язык их прилипал к гортани их» (Иов 29:6-10). Бенедикт Спиноза писал, что содержание библейской книги Иова и её стиль позволяют относиться к Иову не как к «человеку тяжко болящему, сидящему в пепле, но размышляющему на досуге в кабинете».

Иов обладал знаниями. Он знал, как уже отмечалось, о планетарном характере и внутренним строении Земли. При чтении речей Иова возникает впечатление, что мудрец говорит о значении естествознания для человека и о самом учёном человеке: «Так! у серебра есть источная жила, и у золота место, где его плавят. Железо получается из земли; из камня выплавляется медь. Человек полагает предел тьме, и тщательно разыскивает камень во мраке и тени смертной. Вырывают рудокопный колодезь в местах, забытых ногою, спускаются вглубь, висят и зыблются вдали от людей. (…) На гранит налагает он руку свою, с корнем опрокидывает горы. В скалах просекает каналы, и все драгоценное видит глаз его. Останавливает течение потоков, и сокровенное выносит на свет» (Иов 28:1-4, 9-11).

Раскаяние

Чем закончилось разбирательство Бога с искателем причин своих несчастий Иовом?
Бог ответил Иову.
В ответе Бога Иову нет одобрения благочестия Иова. Нет и порицания за недостаток благочестия, как этого можно предположить из завязки этой библейской истории. В обращении к Иову Бог показывает не ничтожество его перед божьими делами, как считают многие исследователи этой библейской книги.

В своей речи Бог говорит о человеке и его действиях.
1. Бог указывает Иову на то, что человек не обладает достаточными знаниями.
Бог задаёт простые вопросы Иову, на которые у Иова нет ответа.
«Нисходил ли ты во глубину моря и входил ли в исследование бездны? (…) Обозрел ли ты широту земли? (…) По какому пути разливается свет и разносится восточный ветер по земле?
Кто проводит протоки для излияния воды и путь для громоносной молнии, чтобы шел дождь на землю безлюдную, на пустыню, где нет человека, чтобы насыщать пустыню и степь и возбуждать травные зародыши к возрастанию? Есть ли у дождя отец? или кто рождает капли росы?
Из чьего чрева выходит лед, и иней небесный, – кто рождает его? (…) Знаешь ли ты уставы неба, можешь ли установить господство его на земле? Можешь ли возвысить голос твой к облакам, чтобы вода в обилии покрыла тебя? Можешь ли посылать молнии, и пойдут ли они и скажут ли тебе: вот мы? (…) Кто может расчистить облака своею мудростью и удержать сосуды неба, когда пыль обращается в грязь и глыбы слипаются?». (Иов 38).

Речь Бога идет о вещах, которые Иов наблюдает в природе, в том числе о свойствах воды. Само тело человека на три четверти состоит из этой удивительной субстанции. Разговор о воде понятен человеку, а скрытые от него свойства «простой» воды ярко демонстрируют его неполноту знаний об окружающем мире.

 2. Бог указывает Иову на человеческие пороки. Характеристики и описание поведения различных животных, о которых рассказывается в Библии, являются иносказаниями пороков человека.

Укажем стихи Книги Иова, в которых обозначаются пороки:

Вероломство и воровство. «Ты ли ловишь добычу львице и насыщаешь молодых львов, когда они лежат в берлогах, или покоятся под тенью в засаде? Кто приготовляет ворону корм его, когда птенцы его кричат к Богу, бродя без пищи?» (Иов 38:39-41).
Непочтение к родителям. Матеря «… изгибаются, рождая детей своих, выбрасывая свои ноши. Дети их приходят в силу, растут на поле, уходят и не возвращаются к ним» (Иов 39:3-4).
Непослушание и неблагодарность. «Кто пустил дикого осла на свободу, и кто разрешил узы онагру, которому степь Я назначил домом и солончаки – жилищем? Он посмеивается городскому многолюдству и не слышит криков погонщика. По горам ищет себе пищи и гоняется за всякою зеленью.
Захочет ли единорог служить тебе и переночует ли у яслей твоих? Можешь ли веревкою привязать единорога к борозде, и станет ли он боронить за тобою поле? Понадеешься ли на него, потому что у него сила велика, и предоставишь ли ему работу твою? Поверишь ли ему, что он семена твои возвратит и сложит на гумно твое?» (Иов 39:5-12).

Агрессия и страсть к войнам и убийствам. Конь «При трубном звуке он издает голос: «гу! гу!»  и издалека чует битву, громкие голоса вождей и крик. Твоею ли мудростью летает ястреб  и направляет крылья свои на полдень? По твоему ли слову возносится орел и устраивает на высоте гнездо свое? Он живет на скале и ночует на зубце утесов и на местах неприступных. Оттуда высматривает себе пищу: глаза его смотрят далеко. Птенцы его пьют кровь,   и где труп, там и он» (Иов 39:24-30).

3. Бог указывает Иову на красоту и гармонию окружающего мира. Аллегория красоты природы – образ мощного, но не хищного животного – бегемота. «Вот бегемот, которого Я создал, как и тебя;  он ест траву, как вол; вот, его сила в чреслах его  и крепость его в мускулах чрева его. Поворачивает хвостом своим, как кедром; жилы же на бедрах его переплетены. Ноги у него – как медные трубы; кости у него – как железные прутья. Это – верх путей Божиих;  только Сотворивший его может приблизить к нему меч Свой. Горы приносят ему пищу, и там все звери полевые играют. Он ложится под тенистыми деревьями, под кровом тростника и в болотах. Тенистые дерева покрывают его своею тенью; ивы при ручьях окружают его. Вот, он пьет из реки и не торопится; остается спокоен, хотя бы Иордан устремился ко рту его» (Иов 39:10-18).

4. Бог указывает Иову на необъятную и непонятную силу природы. Аллегория силы  природы – образ фантастического и не понятного существа – левиафана: «Можешь ли ты удою вытащить левиафана и веревкою схватить за язык его? Вденешь ли кольцо в ноздри его? Проколешь ли иглою челюсть его? Будет ли он много умолять тебя и будет ли говорить с тобою кротко? Сделает ли он договор с тобою, и возьмешь ли его навсегда себе в рабы? Станешь ли забавляться им, как птичкою, и свяжешь ли его для девочек твоих? Будут ли продавать его товарищи ловли, разделят ли его между Хананейскими купцами? Можешь ли пронзить кожу его копьем и голову его рыбачьею острогою? Клади на него руку твою, и помни о борьбе: вперед не будешь» (Иов 40:25-32). Таким иносказанием Бог предостерегает человека безрассудно бороться с силами природных явлений.
 
Слова Иова свидетельствуют о том, что он после ответа Бога изменил свои взгляды. Иов осознал правоту божеских слов о нём, как о человеке, «помрачающий Провидение, ничего не разумея» (Иов 42:3). Другой перевод этого библейского стиха: «без знания омрачающий замысел» (М.И.Рижский. «Книга Иова. Из истории библейского текста». Новосибирск, «Наука», 1991). Вот объяснение Иова своего поведения: «я говорил о том, чего не разумел, о делах чудных для меня, которых я не знал. Выслушай, взывал я, и я буду говорить, и что буду спрашивать у Тебя, объясни мне» (Иов 42:4).

Иов прозрел: «…теперь же мои глаза видят Тебя; поэтому я отрекаюсь и раскаиваюсь в прахе и пепле» (Иов 42:5-6).
От чего Иов отрекся, и как возникло его желание раскаяться? Он признал правоту друзей в собственной порочности, или признал своё бессилие против существующего зла? От понимания о глубине своих знаний?

Отметим, как Бог относится к друзьям Иова. Они требовали от Иова признать, что он не прав в том, что хочет понять причину страданий праведника и предлагали смириться со своею судьбою. О друзьях Иова сказано: горит гнев Бога за то, что они говорили о Боге «не так верно, как раб Мой Иов» (Иов 42:7).

Понимание о знаниях

В результате действий разбойников и стихийных бедствий Иов потерял своих слуг, был разрушен дом, погибли его дети, а сам он приобрел мучительную болезнь. Но не являются ли эти ужасные события результатом действий человека, вернее, его бездействия? Иов не предусмотрел защиту от врагов, не построил надежные дома, не научился лечить недуги. Бездействия, вызванные отсутствием знаний?

Идея Книги Иова, возможно, заключается:
а) в вопросе Иова Богу, который звучит так: «Что за сила у меня, чтобы надеяться мне? (…) Есть ли во мне помощь для меня, и есть ли для меня какая опора»? (Иов 6:11, 13),
б) в получении ответа Бога: «Укрась же себя величием и славою, облекись в блеск и великолепие; излей ярость гнева твоего, посмотри на все гордое и смири его; взгляни на всех высокомерных и унизь их, и сокруши нечестивых на местах их; зарой всех их в землю и лица их покрой тьмою. Тогда и Я признаю, что десница твоя может спасать тебя» (Иов 40:5-9).

Как можно понять эти библейские слова? Прочитаем в Библии, что было сказано Моисею, который ожидал помощи от Бога, во время бегства евреев из египетского плена. В момент, когда евреи ожидали смерть от войска фараона, который догнал беглецов на берегу моря, «Моисей сказал народу: не бойтесь, стойте – и увидите спасение Господне, которое Он соделает вам ныне (…) Господь будет поборать за вас, а вы будьте спокойны. И сказал Господь Моисею: что ты вопиешь ко Мне? скажи сынам Израилевым, чтоб они шли, а ты подними жезл твой и простри руку твою на море, и раздели его, и пройдут сыны Израилевы среди моря по суше» (Исход 14:13-16).
 То есть Моисей сказал своему народу: стойте и ждите, и вы увидите, как погибнут ваши враги. Бог сказал Моисею: нет, ты не прав, скажи народу, чтобы они шли, а ты раздели море, и дай им пройти море как по суше. Спасло еврейский народ от преследующих их на колесницах египтян вера Моисея в Бога и действия Моисея: «И простёр Моисей руку свою на море» (Исх 14:21,27) в нужное время и в нужном месте.
«Десница твоя может спасать тебя» (Иов 40:9) – это божественное указание человеку. Он может помочь в своих бедствиях сам своими действиями. «Величие и слава, блеск и великолепие, уничтожение высокомерных» — это знания.

Автор библейской книги передаёт слова Бога об Иове: «человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла» (Иов 1:8). Иов, таким образом, выделяется от других людей. Он может вести разговор с Богом потому, что он самостоятельно пришёл к одному заключению о связи действий человека и воли Бога. Этот вывод звучит так: «страх Господень есть истинная премудрость, и удаление от зла – разум» (Иов 28:28).

Предложим комментарий к этим библейским стихам

Библейский «страх Господень» – это сознаваемая человеком правда о том, что он недостаточно полно понимает в мире, созданном Богом. «Истинная премудрость» – это сознание человеком своей неполноты в знаниях.
Иллюстрацией такого комментария может служить ситуация, в которой здравомыслящий ученик учится, предположим, строить дома у опытного мастера. Ученик понимает, что его полученные знания не позволяют надёжно строить дома с учётом всех вероятных неблагоприятных обстоятельствах. Например, землетрясение, ураганный ветер.
«Страх» – это правда об объёме своих знаний, которые нужны, чтобы построить безопасный дом. Такой «премудрый» ученик понимает, что причина «страха» является его недостаточный объём знаний по предмету «строительство домов».

Библейское «зло» – это непонятная и неконтролируемая человеком природная сила. Библейское выражение «удаление от зла» имеет иносказание: это действия человека по его уму-разуму для преодоления природных бедствий и всяческих других несчастий. Для «премудрого» ученика выражение «удаление от зла» следует понимать так: приобретать знания, действовать, основываясь на знаниях.

Альтернатива знаниям человека

Герой библейской "Книги Екклесиаста, или Проповедника" отрицательно относится к познанию мира человеком? Ведь можно понять, что принижению знаний служат слова Екклесиаста: «И предал я сердце мое тому, чтобы познать мудрость и познать безумие и глупость: узнал, что и это — томление духа. (…) тогда я увидел все дела Божии и нашел, что человек не может постигнуть дел, которые делаются под солнцем. (Еккл. 1: 16-18).

Что предлагает человеку Екклесиаст? Стремление к наслаждению: «Да будут во всякое время одежды твои светлы, и да не оскудевает елей на голове твоей. Наслаждайся жизнию с женою, которую любишь, во все дни суетной жизни твоей, и которую дал тебе Бог под солнцем на все суетные дни твои; потому что это – доля твоя в жизни и в трудах твоих, какими ты трудишься под солнцем» (Еккл. 9:8-9). Высказывания не очень далеки от взглядов мудрецов Талмуда: «Три вещи приносят человеку удовлетворение: красивое жильё, красивая жена и красивая одежда».

Мир или сокрытие

Некоторые исследователи "Книги Екклесиаста" считают, что стих «Слова Екклесиаста, сына Давидова, царя в Иерусалиме» (Еккл. 1:1) и стих «Я, Екклесиаст, был царем над Израилем в Иерусалиме» (Еккл. 1:12) являются литературной фикцией. Мудрец Екклесиаст, считают они, не был израильским царем Соломоном. Доказательством такого мнения является отношение царя Соломона к знанию. Царь ценил науку выше богатства и славы: «И сказал Бог Соломону: за то, что (…) ты не просил богатства, имения и славы, и души неприятелей твоих, и также не просил ты многих дней, а просил себе премудрости и знания (…) премудрость и знание дается тебе» (2 Пар. 1:11-12).

Но, возможно, мудрец Екклесиаст являлся библейским царём Соломоном. Как тогда понять негативное отношение мудреца Екклесиаста к стремлению к знаниям?
Выскажем предположение. Мудрец Екклесиаст не отрицает стремление человека приобретать знания. Его слова следует понимать, что приобретение знаний не дает удовлетворения человеку, так как его усилия никогда не дадут полноту знаний. Так можно понять слова мудреца о действиях Бога для людей: «Всё сделал Он прекрасным в своё время, и вложил мир в сердце их, хотя человек не может постигнуть дел, которые Бог делает, от начала до конца» (Еккл. 3:11).

Возникает вопрос при чтении приведённого стиха. Почему человек не может постигнуть божеских дел? Ответа нет. Вот перевод этого библейского стиха еврейским редактором: «Все создал Он прекрасным в свое время, даже вечность вложил в их сердца, но так, чтобы дела, творимые Богом, не мог постичь человек от начала и до конца» (Ког. 3,11) . В этом переводе стиха есть ответ на вопрос: почему человек не может постигнуть дел, которые Бог делает, от начала до конца. Для этого нужна вечность.

В рассматриваемом переводе стиха Книги Екклесиаста слово Танах («олам») означает в одном переводе «мир», в другом – «вечность». Существует другое значение этого библейского слова. Ведь в библейском слове  («олам») нет буквы; «вав» после буквы; «айин». Поэтому буквально это слово не должно переводиться как «мир» или «вечность».

А как можно перевести это библейское слово? Еврейский богослов Раши  в своих комментариях писал, что слово «олам» (мир) написано в Танах с опущенной буквой «вав» и это слово можно читать как означающее «утаение», «сокрытие». То есть слово библейского иврита «олам» можно перевести не как «мир» (бесконечность Вселенной) и не как «вечность» (бесконечность времени). А прочитать это слово иврита можно как «утаение», «сокрытие».

В таком случае приведенные слова Екклесиаста можно понять так:

а) Бог всё сделал прекрасным в своё время, и это «всё» скрыл как тайну в сердце человека,
б) человек способен узнавать новое для него, которое было для него тайной. Но человек не постигнет своими знаниями никогда до конца дела и замысла Бога.
Начало мира и его конец – тайна для человека: "Сколько бы человек ни трудился в исследовании, он все-таки не постигнет этого, и если бы какой мудрец сказал, что он знает, он не может постигнуть этого» (Еккл. 8:17).

Мудрец Екклесиаст, он же царь Соломон говорит не о тщетности усилий человека познать мир, природу, законы мира. Он говорит о законе бесконечности познания. В таком значении познания миропорядка есть, возможно, справедливость.
 Таким образом, в научном подвиге добывателя знаний уравниваются деяния и слава учёных древности, современности и будущего времени. Мудрец Екклесиаст выразил закон: познание природы человеком во времени бесконечно. Эта мысль является причиной кажущегося отрицания значения знаний и пессимизма в речах мудреца Екклесиаста.

Два дерева в Раю

Из слов Иова мы узнаем, что мудрость и разум были задуманы Богом при создании материального мира: «Но где премудрость обретается? и где место разума? Не знает человек цены ее, и она не обретается на земле живых» (Иов 28:12-13).

Иллюстрацией библейских мудрости и знания для нас, возможно, являются два дерева в Раю: «И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни среди сада, и дерево познания добра и зла» (Бытие 2:9). Эти деревья, можно сказать словами Иова, Бог «явил», «приготовил», «испытал» для человека. Плоды этих деревьев обладают чудесными свойствами. Они дают знания. Вкушая плоды дерева познания добра и зла, человек понимает, что такое добро и что такое зло, этим приобретая мудрость. Плоды этого дерева – законы Бога для человека. Они ясные и понятные. Поэтому дерево познания добра и зла является библейской аллегорией Торы.

Другое райское дерево – дерево жизни дает возможность человеку, пожиная его плоды, познать физический мир, непонятный и часто для него опасный. Это дерево является библейским иносказанием о процессе приобретения знаний человека. Знания приобретаются в некой последовательности, о чем свидетельствует история научных открытий. И является явным доказательством того, что потребность в познание мира (вкушение плодов райского дерева  жизни) «вложена» в человека. Как необходимость человека в пище.

Роль  естествознания

Адам и Ева нарушили запрет пробовать плод дерева познания добра и зла. За это они были изгнаны из Рая. Создатель «поставил на востоке у сада Эдемского херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни» (Быт 3:24).
Библия говорит, что человек может нарушить порядок познания того, что его окружает. Огненный меч херувима («полная мудрость»)  у дерева жизни – библейское предостережение человеку: недальновидное стремление человека без мудрости познавать законы природы опасно для него.

Ведь часто технический или научный прогресс приводил к ужасным техногенным катастрофам. Вот примеры такого отношения человека к природе: гибель жителей индийского города Бхопал от выброса ядовитых отходов в 1984 году, разрушение в 1986 году четвёртого энергоблока Чернобыльской атомной электростанции, которое вызвало экологическую катастрофу мирового уровня.

Философы

Еврейский мудрец Екклесиаст 4 тысячелетия тому назад сказал: «дела, творимые Богом, не мог постичь человек от начала и до конца» (Ког. 3,11). То же говорят о познании мира великие философы.
Древний китайский мыслитель и философ Конфуций (551-479 до н. э.): «Мы не знаем, что такое жизнь, так можем ли мы знать, что такое смерть?».
Древнегреческий философ Сократ (470/469-399 г. до н. э.): «Я знаю, что ничего не знаю».
Древнегреческий философ, ученик Сократа, Платон (428-347 до н. э.): «Мы в действительности ничего не знаем».
Немецкий писатель и философ Г. Лессинг (1729-1781): «Если бы Бог предложил мне на выбор в правой руке всю истину, а в левой единое вечное стремление к истине, соединенное с постоянными заблуждениями, я принял бы во внимание, что сама истина существует только для Бога, и почтительно попросил бы Его отдать мне то, что лежит в Его левой руке».
Немецкий философ К. Маркс (1818-1883): «Животному сама природа определила круг действий, в котором оно должно двигаться, и оно спокойно его завершает, не стремясь выйти за его пределы, не подозревая даже о существовании какого-либо другого круга. Также и человеку божество указало общую цель — облагородить человечество и самого себя».

Заключение

Религия возникла раньше науки. В вероисповедании была заложена идея научного познания мира человеком: «Уста мои изрекут премудрость, и размышления сердца моего – знание» (Пс. 48:4).
Мудрость, считает Библия, должна направлять и контролировать разум, стремление человека познать природу: «Я, премудрость, обитаю с разумом, и ищу рассудительного знания» (Прит. 8:12).

Знания (наука) без мудрости – нужное ли это дело для человека? Библия даёт отрицательный ответ. Создатель «поставил на востоке у сада Эдемского херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни» (Быт 3:24).

Библейский Херувим  («полная мудрость») с огненным мечом у райского дерева жизни (наука) – это библейское предостережение человеку об опасности занятия наукой.
Автор библейской книги об Иове рассказывает о человеке, который пережил глубокое разочарование. Ведь Иов полагал, что его знания решат все проблемы и трудности его жизни. Оказалось, что он ошибался. Имеющие знания всегда недостаточны. Человек, отказываясь от знаний, может иметь большие бедствия. Автор "Книги Иова" утверждает, что человек не обладает полнотой знаний, но приобретение знаний позволит ему избежать несчастья.

Автор библейской книги о Екклесиасте утверждает, что от человека скрыто устройство мира, знания доступны не всем людям. Достигаются знания  большим трудом, и сопровождаются опасностями. Будут делаться открытия в естествознании, и так будет без конца, из века в век.

© Copyright: Леонид Цальман, 2016
Свидетельство о публикации №216092801306