Смысл жизни - вечная тема философии

Геннадий Мельников
 
      

             О смертный, разум свой к раздумью призови
             И ты постигнешь: мир воздвигнут на любви.
                Когда на небесах любви возникла сила,
                Она для бытия нам землю сотворила.
                Низами.

                Уступка чувствам во мгновенье истощит
                Отпущенный тебе на долгий век кредит.
             Почаще спрашивай: «Зачем я здесь? Откуда?
              Какой сегодня шаг мне сделать надлежит?»
                Омар Хайям.

  Никто не придумает «смысл жизни» человеку, кроме его самого.
                Книга УФС.      


Проблема смысла жизни всегда была традиционной и постоянной темой философии и культуры в целом. Особенно она интересна как проба сил для начинающих философов, которые пытаются сделать на ней фундаментальные открытия. Эта проблема складывается из: 1) смысла жизни человечества, как биологического вида, 2) смысла жизни индивидуума или личности, 3) субъективной самооценки прожитой жизни самим человеком. Имеет смысл рассмотреть подходы ко второму пункту, как наиболее интересному в познавательном плане.

Прежде всего, следует отметить, что смысл конкретной жизни понятие сугубо индивидуальное, поэтому поиск и навязывание каких-либо общечеловеческих смыслов в формах религии, идеологии и технологии является насилием над личностью. Это показала вся история цивилизаций. Наука, верование и другие социальные институты могут только рекомендовать те или иные системы ценностей, а конкретный человек может выбрать что-либо или создать свое. Не существует общечеловеческих смыслов, как нет и некоего «среднего» человека, а потому возможен только всечеловеческий смысл, который вырабатывается на основе конкретных  смыслов и формируется в процессе исторического общения. Пока такого смысла нет, как нет международного права и всеобщих прав человека.  Это взаимосвязанные проблемы, но люди еще не доросли до общности их понимания. Поэтому в самом общем виде вопрос о смысле жизни пока не решен.


Следует отметить, что смысл жизни есть Идея, существующая в рамках определенного мировоззрения, религиозного или философско-идеологического, которые можно обозначить как Идея Бога и Идея Общественного Блага. Смысл жизни –  это системное понятие в системе Человека, а по теории систем его нельзя разрешить в рамках этой системы. Бог и Благо – надсистемные понятия, но их недостаточно для разрешения этого вопроса. Они являются условными абстракциями, отдаленными от реальной жизни, а смысл всегда конкретен и субъективен. Поэтому эти подходы следует оставить богословам и идеологам, тем более что масштабы мышления большинства людей, пока остаются в рамках отдельных конфессий и идеологий, претендующих на «истинность». В этих условиях достаточно рассмотрения с позиции обычной субъективной личности, что существенно упрощает проблему.

Можно прекрасно жить, не задумываясь ни о каких смыслах и этот инстинктивно-интуитивный уровень представлений, называемый «живу как все», является самым распространенным и понятным. Кто с этим согласен может прекратить чтение. Далее только для тех, кому неинтересно жить просто так, вслепую.
 
При формулировании индивидуального смысла следует исходить из того что физическая жизнь конечна, а существование души во внетелесной форме не имеет достоверного подтверждения. Известно только, что природа сознания волновая, поэтому при наличии постоянного резонанса оно может существовать неопределенно долго. Поэтому смысл жизни может не ограничиваться рамками телесной жизни. Следует учитывать, что жизнь каждого человека уникальна в своей неповторимой конкретности. Поэтому смысл жизни есть субъективное понятие, меняющееся с возрастом и зависящее от множества факторов главными из которых являются образ жизни, мировоззрение, уровень образования, социальное положение, конкретно-историческая ситуация. Поэтому существует множество подходов к рассматриваемой теме и описанных в обширной литературе. Здесь рассмотрен только подход на основе универсальной философской системы (УФС), который является субъективной точкой зрения автора и не претендует на всеобщность.

В универсальной философии все системные понятия, в том числе категория Человек и категория Смысл жизни, характеризуются шестью принципами: подвижность, относительность, неопределенность, дополнительность, эволюционность и синхронность. Это означает, что смысл жизни подвижен, то есть он эволюционирует со временем и поэтому относителен относительно своего времени, с которым он и синхронизируется. Неопределенность смысла жизни в том, что мы не знаем, как он изменится в будущем. Дополнительность смысла в том, что любой сформулированный смысл имеет свою противоположность или антисмысл и в определенных ситуациях может произойти инверсия (переброс или преображение) смысла. Например, под угрозой смерти, под влиянием чуда, в эгоистических или альтруистических целях и т.п. Поэтому смысл жизни можно формулировать в формах текущего, перспективного и запредельного.

По УФС структурная устойчивость реальности основана на триадном принципе. Поэтому в самом общем виде, жизнь человека, кроме чисто материального поддержания существования, основана на триаде: Познание – Любовь – Творчество, которые применяются, как к жизни в целом, так и к каждому ее мгновению. В центре стоит любовь, понимаемая в самом широком смысле, как сила, без которой невозможны, ни познание, ни творчество и без которой, жизнь человека опускается на животный уровень. Чтобы сформулировать для себя смысл в нашем усложнившемся динамичном мире необходимо ответить на четыре главных Вопроса Жизни: кто я по этногенетической и этнолингвистической истории, где я нахожусь в социально-политэкономической системе общества, куда я иду или чего я хочу сейчас и в перспективе, зачем я здесь или в чем мое призвание, то есть главный приоритет, которое может быть одно или несколько. Упрощенно, кто я и мои предки по национальности, в какой стране, и в каком слое общества я нахожусь, чего мне надо от этой жизни и, наконец, зачем мне все это если я достигну своих целей.
 
Это и есть формирование смысла жизни, которое надо производить периодически, поскольку абсолютный смысл на все времена является иллюзией ограниченного ума, а прочие смыслы стираются от времени. После ответов на эти вопросы отпадают другие извечные русские вопросы – что делать, и кто виноват, возникшие от беспомощности мысли и становится ясно, что все находится в нас во всех и зависит от каждого, от степени внутренней готовности осознавания себя и желания реализовать ее личным примером. При этом практическая реализация своих мыслей позволяет подтвердить или отвергнуть свои идеи. Таким образом, сам процесс поиска смысла ведет к сотворению смысла в этом процессе по принципу: «Кто ищет, тот всегда найдет».

В результате подобной мыслительной деятельности человек формирует свою вселенную смыслов личности (ВСЛ), которая виртуально (мысленно) отражает весь окружающий внешний и внутренний мир конкретного человека, а Смысл Жизни является центром этой Вселенной. Утверждают, что факт будущей смерти каждого является причиной отказа от формулирования смысла. Однако это неосновательно, поскольку смысл является основой самосознания и деятельности человека. Его наличие, хотя бы в самом простом понимании, позволяет считать себя Личностью. При этом надо понимать, что личность условное иллюзорное понятие, возникающее в сознании человека и вместе с ним исчезающее, но оставляющее ощутимые следы в бытовой и исторической памяти. И в этом смысле личность реальна.

В свою очередь смерть тоже имеет смысл, как инструмент постоянного обновления жизни. Таковы парадоксы реального бытия человека. В общем виде поиск смысла – это поиск личного совершенства, который бесконечен. Человек несовершенен и всегда будет таким, в силу своей универсальности. Совершенный означает завершенный, а завершенность есть смерть, которая завершает жизнь. Совершенному существу остается только место в музее вымерших видов.

Более подробно, тема формирования ВСЛ изложена в «Книге УФС», которая, всего лишь одна из возможных версий понимания  смыслов реальной жизни, наряду с другими версиями.

                Список литературы

1.Адлер А. Наука жить.
2.Джеймс У. Многообразие религиозного опыта. Прагматизм.
3.Ильин И. А. Путь к очевидности.
4.Мельников Г. А. Книга УФС. Миссия человека. Обобщение УФС. Сотворение ВСЛ.
5.Новгородцев П. И. Об общественном идеале.
6.Роджерс К. Теория личности.
7.Розанов В. В. Цель человеческой жизни. Семья и жизнь.
8.Трубецкой Е. Н. Смысл жизни.
9. Франк С. Смысл жизни.
10. Франкл В. Человек в поисках смысла.