767 Тимур Гайдар на БПК Свирепый 11 08 1974

Александр Суворый
Александр Сергеевич Суворов («Александр Суворый»)

Книга-фотохроника: «Легендарный БПК «Свирепый» ДКБФ 1971-1974».

Глава 767. ВМБ Балтийск. БПК «Свирепый». Тимур Гайдар на БПК «Свирепый». 11.08.1974 года.

Фотоиллюстрация из ДМБовского альбома автора: ВМБ Балтийск. БПК «Свирепый». Визит на корабль группы офицеров политотдела БФ, и журналистов печатного органа ЦК КПСС, центральной партийной газеты «Правда», среди которых был сын знаменитого детского писателя Аркадия Петровича Гайдара, контр-адмирал, редактор военного отдела газеты «правда» - Тимур Аркадьевич Гайдар (в центре снимка, в гражданском костюме).

За правым (на фото) плечом Т.А. Гайдара (в центре кадра) – мой друг сигнальщик БЧ-4 Валера Маховик. Улыбается и сложил руки, командир корабля, капитан 2 ранга Е.П. Назаров, напротив – со своей личной «гостевой книгой» в руке – замполит, капитан-лейтенант А.В. Мерзляков.

Внимательные читатели-свиреповцы, вероятно, помогут автору определить, кто есть кто на этом снимке из матросов и старшин.  В первом ряду четыре матроса (слева направо): Байтереков Талайбек Сабырбекович, гидроакустик РТС, период службы 03.05.1973-21.11.1975; Богданов Сергей Александрович, к/о торпедистов БЧ-3, период службы 09.11.1972-03.11.1975; Никитин Николай Васильевич, ст. радиометрист БИП РТС, период службы 09.05.1973-05.05.1976 и Зелба Витоутас Ионо, ст. радиометрист БИП РТС, наш горнист, период службы 18.05.1972-06.05.1975. 


В предыдущем:

В этот день (10 августа 1974 года) наш «Столбик» источал совсем другие запахи, это были запахи близкого ДМБ, запахи «вольной гражданки». 

Вольные, то есть чистые, пахучие почти стерильной чистотой и свежестью запахи источал и наш «новорождённый» БПК «Свирепый». Чистящие и моющие средства, щедро выданные боцманами, сделали своё дело и все бытовые и походные, машинные и технологические запахи внутри корабля сменились на запахи из камбуза и праздника.

В воскресенье 11 августа 1974 года у утра (10:00) к нам на БПК «Свирепый» приехали гости – неизвестный мне контр-адмирал, герой Советского Союза, корреспондент центральной партийной газеты «Правда» в ФРГ (низенький лысый крепыш с цепким взглядом), ещё один представитель газеты «Правда» (высокий мужчина в очках) и контр-адмирал Тимур Аркадьевич Гайдар (в гражданке), редактор военного отдела редакции газета «Правда» (с 1957 года), сын прославленного детского писателя Аркадия Петровича Гайдара (Голикова).

О приезде таких значимых гостей мне ничего не было известно, замполит, капитан-лейтенант А.В. Мерзляков мне об этом визите ничего не сказал, не предупредил и я практически оказался не готовым к их встрече, то есть не приготовил корабельные фотоаппараты, плёнку, места съёмок, помощников, гостевую книгу, книги для автографов, подарки и сувениры гостям…

При этом оказалось, что Мерзляков всё же предупредил и подготовил кое-кого из молодых матросов, которые работали у него изготовителями сувениров (чеканок) и они фотографировали гостей, дарили им значки «БПК «Свирепый» и чеканки (некое подобие ладьи викингов с дутым парусом)…

Я такого от замполита БПК «Свирепый» не ожидал, поэтому держался в стороне от шумной компании молодых матросов и офицеров-командиров, в том числе и командира корабля Е.П. Назарова, которые тесно обступили гостей и создавали реально и действительно радостное, доброжелательное и заинтересованное окружение. Однако всё было, по-моему мнению, не так, как надо было…

Конечно, всё внимание было обращено к Тимуру Гайдару. Он рассказал нам о своём отце, о своей жизни, о работе и творчестве, о своей служба на флоте и о работе журналистом, предложил нам активнее использовать печать, в частности нашу балтийскую газету «Страж Балтики», чтобы рассказывать всем о славных делах БПК «Свирепый» и его моряках-балтийцах.

Сопровождавшие адмирала и гостей многочисленные младшие офицеры подали главным гостям ответные подарки и Тимур Гайдар вручил командиру корабля, капитану 2 ранга Е.П. Назарову великолепно изданные книги – четырёхтомник Л.Н. Толстого «Война и мир».

Евгений Петрович Назаров вдруг поманил меня рукой, хотя я был уверен, что он «в упор» меня не видит и не замечает в толпе матросов, передал мне книги и что-то сказал, кивая на меня, стоящему за его спиной лысому мужику. Я от возмущённо-сердитого волнения, вызванного коварством замполита, почти ничего не видел и не слышал, очень досадовал на то, что не мог вовремя ответить подарками нашим гостям, хотя у меня, естественно, были произведения Аркадия Гайдара: «Р. В.С.», «На графских развалинах», «Школа», «Дальние страны», «Военная тайна», «Голубая чашка», «Бумбараш», «Судьба барабанщика», «Чук и Гек», «Тимур и его команда», «Сказка о Военной тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твёрдом слове».

Больше всего я злился и негодовал из-за того, что сейчас мы могли бы получить автографы Тимура Гайдара на книгах своего отца, оставить записи в гостевой книге нашего корабля, там, где уже были автографы и записи предыдущего визита советский писателей и поэтов во главе с Робертом Рождественским.

Кстати, позже командир корабля, капитан 2 ранга Е.П. Назаров при мне, при новом старпоме, капитан-лейтенанте Ю.А. Кличугине и при начальнике РТС, капитан-лейтенанте К.Д. Васильеве – парторге нашего корабля, выразил резкое неудовольствие поступком замполита, капитан-лейтенанта А.В. Мерзлякова, лишившим экипаж автографов и записей наших уважаемых гостей в гостевой книге и в фотолетописи БПК «Свирепый». К этому времени я уже оформил два фотоальбома большого формата 400-250 мм фотолетописи корабля, в которых в хронологическом порядке были собраны фотографии и текстовые материалы жизни и службы БПК «Свирепый» периода 1972-1973 годов и показал их Евгению Петровичу Назарову…

Но увы, чего не сделано, того уже не вернёшь…

На фотоиллюстрации момент коллективного фотографирования личного состава экипажа БПК «Свирепый» с нашими значительными и именитыми гостями. Фото из архива командира отделения сигнальщиков Опарина Юрия Витальевича (период службы 13.05.1972-11.06.1975).

Снимок сделан на полубаке по левому борту рядом с пусковой установкой УРПК-4 «Метель». К сожалению верх снимка обрезан, поэтому матросы, стоящие на ПУ КТ-108 УРПК-4 «Метель» получились «безголовые». Крайний слева на фоне флага-гюйса – я, автор этой новеллы и книги «Легендарный БПК «Свирепый»…

Из-за тесноты и неразберихи, из-за острого желания всех сфотографироваться вместе с гостями, а также из-за стремления молодых матросов, только что прибывших с пополнением из учебных отрядов на БПК «Свирепый», многие офицеры и мичманы не сумели ни попасть в эту дружную плотную компанию моряков, ни занять такое место и положение в толпе, чтобы они получились на снимке с открытыми лицами, а профессионально расставить и поправить их, снять для верности два-три контрольных снимка было некому…

Я очень обрадовался подарку – четырёхтомнику Л. Н. Толстого «Война и мир», так как очень хотел перечитать этот роман-эпопею. Практически наши щедрые гости «прочитали» мои мысли. Об этом я сказал не Тимуру Гайдару – его оттеснили другие ребята, а тому самому низенькому лысому мужику, который вдруг увязался за мной и попросил показать ему «ленкаюту».

Мне тоже очень интересно было пообщаться с Тимуром Гайдаром, но этот странный мужик почти властно и настойчиво потянул меня за рук4ав, потому что у него было крайне мало времени – гости уже собирались «отчалить» и следовать на очередной корабль, где их должны были празднично кормить флотским обедом.

Я не мог и предположить, какой интересной и значимой для меня окажется встреча и разговор с этим странным человеком с бульдожьей хваткой рукой и острым взглядом цепких глаз (на фотоиллюстрации он выглядывает из-за плеча командира БПК «Свирепый», капитана 2 ранга Е.П. Назарова)…