уроки наших родителей...

Наталья Макарова 4
Как-то в начале марта, перед женским праздником пришлось мне заглянуть по делам в редакцию местной газеты. Знакомая  сотрудница  из отдела писем попросила меня:
- Слушай, ты не могла бы написать нам к празднику  о ком - нибудь из своих знакомых - ну, например, соседке, мне в номер надо к празднику что –нибудь неофициальное. Сделай, пожалуйста, а?
Я задумалась. К празднику? Неофициальное?
- А давай я тебе о своей свекрови напишу?
- Давай ,-  обрадовалась знакомая.  О свекрови мне ещё никто не писал.
Через пару дней я принесла ей материал, назвала его:
                Мамины уроки.
      Долгие годы сохраняются в моей душе такие чувства, как уважение, нежность, преклонение, любовь к удивительной женщине – моей свекрови Евдокии Николаевне Макаровой, простой крестьянке, родившейся и прожившей всю свою жизнь в селе Пироговка, Астраханской области.
Скромная, очень обаятельная женщина, мать пятерых детей, она вошла в мою жизнь 18 лет назад,   и с первого дня наших отношений меня поразили её мудрость и искреннее желание понять и принять в свою семью девчонку, ставшую для сына родной, оградить её от трудностей, защитить и обогреть.
    Помню, как трудно было  впервые назвать чужую женщину мамой, но когда я это сделала, то увидела в её глазах такое понимание, такую готовность отплатить добром, что подумала:
 -  С этой женщиной мне будет тепло и спокойно.
Много воды утекло с того дня. Прошли, промчались годы. Увы, не все они сложились удачно. Но в этом не было маминой вины…
Малограмотная,  не кончавшая университетов, но обладающая природной мудростью,  удивительным тактом, добротой, душевной чуткостью,  она с честью  выходила  из любых жизненных неурядиц,  каждому из своих детей и внуков  отдавая частичку себя. Причём делала это настолько бескорыстно, настолько безвозмездно, никого и ни в чём никогда не упрекая. И мы, её дети, родные и неродные, привыкли принимать всё исходящее от мамы как нечто само собой разумеющееся – как свет, как воздух, забывая, что за этим стоит огромный труд души,  та самая высокая духовность, о потере которой мы все сейчас  так сетуем. И в суете своей, и в разговорах забываем главное – посмотреть в глаза нашим мамам, увидеть их, услышать их голоса.
    Кстати, моя свекровь никогда не занимается назидательными беседами. Никогда никого не судит. И когда я пытаюсь высказать о ком-то не очень лестное мнение, то слышу в ответ:
 -  Не больно нужно.
 Иными словами:
- Не судите, да не судимы будете.
Согласитесь, красиво процитировать эту библейскую истину  гораздо легче, чем жить по ней, не ставя этого себе в заслугу.
Под стать моей свекрови у меня и свёкор – Михаил Прохорович Макаров, очень мягкий и добрый человек. Судьба удивительным образом подарила этих людей друг другу: вот уже полвека они идут по жизни рука  об руку, в согласии с собой, миром и людьми,  живущими рядом. Ведь нежность и сила женщины, её духовность и глубина, её способность любить, понимать и сострадать,  не засохнут, не уйдут как вода в песок, лишь в том случае если рядом окажется сильный, спокойный, очень надёжный мужчина.
   Наши родители прожили красивую жизнь. Не в смысле накопления материальных благ – они к этому никогда не стремились. Да и когда было добро наживать? Росли дети, заводили свои семьи, не всегда в них были одни радости, врывались и беды, невзгоды. И тогда родительский дом был да и остаётся крепостью, где всегда помогут и советом, и делом.
А когда приходят светлые минуты праздников, юбилеев, собирается вся большая семья опять-таки в отчий дом, чтобы согреться в удивительной атмосфере тепла, доброты и надёжности.  Накрывается стол, звучат песни, заглядывают на огонёк соседи, близкие, друзья – в этом доме всем хорошо и уютно.
Поверьте, нет в селе человека, который сказал бы про Макаровых  дурное слово, ибо как ты будешь относиться к людям, так они будут относиться к тебе.
    Оказывается,  действительно не важно, каких чинов и званий ты  добился в жизни, если сумел не озлобиться, не унизиться до обид и пересудов – ты сделал  главное дело на земле – помог идущим следом отличить истинное от ложного,  научиться ценить подлинные чувства.
   Низкий поклон, тебе, мама, за уроки добра, милосердия, сострадания – главные уроки на этой земле.
Вот такой материал я  принесла в редакцию по просьбе знакомой сотрудницы в редакцию районной газеты в марте  1998 года.
Помню, в ближайшую же поездку к родителям мы с мужем захватили газету со статьёй и  я, смущаясь и волнуясь, прочитала свое творение и  вручила  газету свекрови.
- Спасибо! – сказала она дрогнувшим голосом, а в глазах засветились  любовь и признательность…
Позже мне довелось услышать противоречивые отзывы.  Золовка, приехавшая из Астрахани, увезла газету с собой и показала  своей соседке. Та прослезилась:
- Впервые приходится слышать о снохе, которая так хорошо пишет о свекрови…  Мне,   об этом позже с гордостью рассказала моя свекровь.
- Ничего удивительного, мама!  О тебе – только так!
Бывшая коллега,  молодая женщина, при встрече со мной заявила:
- Вот ты написала о Макаровых. Обсуждали мы твою статью. Многие говорят, что ты преувеличила.
-В чём, Лариса?
Ну, не знаю…
Я улыбнулась. Мне не хотелось ни  ничего  опровергать, ни ничего доказывать.
Я написала о  людях, ставших для меня родными и близкими так, как захотела  и, как смогла. Больше мне никому  ничего не хотелось объяснять, и не перед кем и не в чем было оправдываться.
С той поры прошло  почти двадцать лет.  В 2001 году ушли из жизни  Евдокия Николаевна и Михаил Прохорович, увы, поредели и  ряды большой  семьи Макаровых. Но, к счастью, жизнь не стоит на месте, женятся внуки, рождаются дети, жизнь продолжается. Во время семейных сборов, праздничных застолий все тепло вспоминают  папу  - маму, бабушку - дедушку, рассказывают о них правнукам.
А мне для общения с моими свекром и свекровью не нужны семейные сборы, достаточно малого: заботы ли,  легшей на сердце, обиды, кажущейся большой и значимой, а на самом деле яйца выеденного не стоящей – значит, пришло время обратиться памятью к моим близким.
Вот я и обращаюсь, и разговариваю с ними, и прошу  у них совета,  и даже вступаю порой со свёкром в дружескую перепалку: так у нас с ним было принято. И верю, они меня слышат,  они меня понимают, они меня жалеют. Вот и сложились их советы  и уроки в большой и добрый учебник жизни, а учиться  уму –разуму по этому  учебнику  будут уже внуки и правнуки и  я надеюсь,  впишут в него  новые страницы.