Лото

Людмила Кольцова
  Долгими зимними вечерами мама и бабушка рукодельничали. По праздникам  и по воскресным дням  бабушка собирала соседей, (в большинстве своём все они дальние родственники )чаёвничали и играли в лото. В нарядном сатиновом мешке прятались 90 деревянных бочонков с резными цифрами. Вынимая по одному глашатай изрекал номер бочонка и непременно присказку или приговорку к этому бочонку
 -90! -Дед!
 - а сколько деду лет?- вытаскивался следующий бочонок и все хохотали если      
 например деду оказывалось 18.
 -88- бабка
 -22 - Гусарики ! Гуси лебеди и тому подобное.
 -11- барабанные палочки
 -44 стульчики
 -77 топорики
 -69 туда сюда
 -66 валенки
 -25-опять 25
  Играли на деньги. Ставили на кон по пятаку за карту, на которых изображены   
  были цифры, их закрывали заставочками если бочонок , вынимаемый из мешка
  и цифра в карте совпадали.
Выкупали даже по пять и более карт. А уж заставки изобиловали. Соседки приходили со своими и каждая хвасталась. В основном это были пуговицы всех мастей: золотистые с ушком и форменными знаками железнодорожников ( поселок наш неподалеку от железной дороги и большинство работающих мужчин - слесари, помощники и машинисты), зелененькие от гимнастерок, беленькие плоские пуговки о четыре дырочки ( от наволочек) и ещё куча всяких пуговок пуговиц и огромных черных пуговищ от пальто.

   И вот однажды мама купила 2 карты и мне, места за общим столом мне не хватило, и я разместилась в смежной комнате- кухне, рядом с мамой, готовившей что то вкусное на ужин. Громко оглашались номера бочонков, все больше пуговок было на картах  игроков и вдруг ... Я победила!!!
  -Закончила!!! - радостно  и волнительно  почти прокричала я.
Все замерли. Ребенок, до ста не так давно научилась считать - не поверили, стали перепроверять заставленные номера. Всё верно, ошибки нет. Победа. Мама принесла голубую косметичку-кошелек, торжественно ссыпали мой взяток- 1руб.80 коп.  сумма баснословная по тем временам для ребенка. К примеру булка хлеба стоила на тот момент 16 коп. Деньги я отдала маме, так как ни тогда ни сейчас они не имеют для меня никакой ценности. Радость от выигрыша запомнилась, но больше не играю, помню как не довольны моим выигрышем были окружающие, а расстраивать кого бы то ни было не входит в мои планы.