Крымские разброски

Нина Наумова 2
               

                1

       Крымские водители  в общем-то неплохо относятся к пешеходам. В городах там можно переходить улицу, не глядя по сторонам (желательно, конечно, по «зебре»); водители притормаживают задолго до перехода и даже не злятся на неторопливых  зевак.

Однажды в Алуште я стояла на очень крутом перекрёстке и любовалась горными  видами, заметив краем глаза чуть сбоку остановившуюся машину.  Нечаянно глянув на неё во все глаза, я  с великим  удивлением увидела, что водитель делает мне знаки, приглашая переходить улицу. Оказывается, авто остановилось, чтобы пропустить меня, и водитель с минуту спокойно ждал, пока я соизволю ступить с тротуара на мостовую. Но поскольку через улицу мне было не надо, я отрицательно помотала ему головой, как Заяц Волку на приглашение слезть со столба, и мы красиво расстались, без всякого психоза и упоминания ближайших родственников.

         Но если в той же Алуште на переход несётся со скоростью, близкой к скорости света, крутое,  или не очень, авто, да еще при этом водитель жмет на клаксон – смотри на номера – они днепропетровские. Проверено не раз.   Справедливости ради отметим, что после повышения штрафов в последнее время днепропетровские водители иногда на перекрёстках стали соблюдать правила движения. Помогло этому и пребывание в нашем городе крымских гаишников; недели две они вырабатывали у  местной  шоферни условный рефлекс: замечать  «зебру»  перехода и пешеходов на ней, и водительская братия тряслась перед ними, как Буш перед Бен Ладеном. 


                2

А  в городе русской славы  Севастополе я  наблюдала  чудеса из  прошлого: в транспорте  молодёжь  уступала  места 
старикам,  а  молодые парни даже подавали руку пожилым сударыням, когда те затруднялись справиться с автобусными  ступеньками.
А севастопольские пожилые сударыни очень похожи на ленинградских: такая же интеллигентность, доброжелательность, какой-то внутренний духовный свет, делающий прекрасными морщинистые лица. И все они знают, сколько в городе библиотек, и как пешком добраться до ближайшей.
Но современность там тоже ярко выражена: в маленьком кафе мне ни за что не хотели дать полпорции рассольника. И не дали. В конце концов я согласилась на полную и, когда её принесли, поняла, в чем тут дело: разделить пополам эту порцию просто невозможно.

               
                3

В Судаке я попала однажды в сказку Грина: в тёплый октябрьский полдень на берегу моря  мне встретилась Ассоль.
  Я неспешно шла по набережной, прощаясь с морем,  Судаком, с гордой Девичьей башней на высокой скале, с суровой красотой гор, со всей неповторимой осенней прелестью Крыма. Шла я, повернувшись лицом к морю, не глядя вперёд, и чуть-чуть не натолкнулась на них – на Ассоль в свадебном платье и её принца, бережно и крепко державшего своё счастье за руку. Резко остановившись, я бессовестно во все глаза уставилась на невесту. Впервые в жизни я позволила себе такое – в упор глазеть на человека.
Все невесты красивы, но эта была... Эта была самая-самая  НЕВЕСТА.  Это была она – Ассоль!  Из бесчисленного  множества подвенечных платьев только она могла безошибочно выбрать такое – действительно белопенное, действительно воздушное, с причудливо разбросанными по воланам крошечными аленькими цветочками, почеркивающими красоту и необычность  свадебного наряда;   каскады   локонов её прически так удачно обрамляли нежное чистое личико, как будто  сказочная фея тихонько прикоснулась к ней своей волшебной палочкой.

Невеста была так неизъяснимо прелестна, так грациозна, так естественна, так целомудренно счастлива, так прекрасна, что глаз от неё не могла оторвать не только я, но и другие зеваки, хотя рядом было ещё несколько  пар новобрачных. Моё бессовестное разглядывание в упор не ускользнуло от неё, и она что-то тихонько шепнула жениху, краешком глаза показывая ему на меня и чуть-чуть улыбаясь. Он тоже глянул, слегка покраснел, а она... она же была Ассоль... она не рассердилсь на незнакомую немолодую, бесцеремонную  тётю, не смутилась, не отпустила в мой адрес ни одного из тех бессмысленно-презрительных словечек, на которые не скупится нынешняя молодёжь независимо от статуса, не повернулась уйти. Она осталась сама собой – прелестной, естественной. Что им был весь мир вокруг!  Среди многолюдия они всё равно были наедине друг с другом, со своим счастьем. Своей любовью они были защищены от всего и всех – от чужой нескромности тоже. И в невесте особенно ощутимо было это чувство защищённости, которое испытывает только та женщина,  у которой рядом есть крепкое мужское плечо и надёжная спина.

В душе у меня бушевала буря восторга от этой неожиданной встречи с ПРЕКРАСНЫМ, готовая уже пролиться  слезами  восторга  и  счастья, слезами радости, что
есть  ещё  в  мире  такое  простое  чудо – настоящая  любовь и
краса. Я поспешила отвернуться и, неверующая,  обратилась к
небу, чтобы  оно сохранило любовь и  счастье защищённости для этой девушки навсегда.

         И в этот момент из клубка тёмно-седых туч над Девичьей башней вдруг вырвался луч солнца и, развернувшись веером, раздвинул их в стороны. В то же мгновение  невесть откуда на помощь ему пришёл свежий ветерок, который радостно ухватился за концы туч и, отрывая от них по клочку, безжалостно побросал за гору. И уже полное солнышко заулыбалось над новобрачными. Как будто из глубины веков прислала своё благословение невесте та гордая дева гор, не предавшая своей любви.
А я засмеялась от радостного ощущения полноты и красоты жизни и потопала к автовокзалу.

                4
И ещё одна счастливая встреча ждала меня на горной дороге. Я разыскивала Марусин поворот.  Добралась до Верхней Кутузовки и первый же встречный, очень древний дедушка, с готовностью рассказал, что есть такой на их дороге, рассказал, как быстрее туда дойти. Чуть дальше молодое семейство, вместе с детьми пасущее стадо, также доброжелательно и сразу и дорогу подсказало, и подтвердило, что такое место есть.

Добравшись до Поворота, я минутку постояла молча, заглянула в пропасть, сделала несколько снимков и пешком отправилась  к Кутузовскому фонтану, который, как оказалось впоследствии, был далеченько отсюда. Но как всегда в самые трудные моменты жизни (правду показывают в  кино  (иногда),   помощь  пришла  с   самой     неожиданной стороны. Горная фея, которая материализовалась передо мной в  образе Лилии Михайловны Даниленко  из села Пионерское, сама  предложила подвезти  меня  до  Фонтана.  И подвезла. На  стареньком «Жигулёнке». И мягко, но решительно отказа-
лась от предложенного мною «презренного металла»,  совсем
как в добрые советские времена.

       Тогда   я  просто   от  души   поблагодарила   славную               женщину и в самом замечательном настроении пошагала  дальше по горной дороге.

                * * *

Конечно, помнится Крым не только этим: морем, солнцем, красотой гор, случайными встречами. Главное, что суровая и прекрасная  крымская земля помнит и хранит в себе бесчисленные предания о мужестве людей, испокон веков защищавших её от злобы пришельцев.  Говоря современным языком, первую погранзаставу под Алуштой организовал  А.В. Суворов. Под Алуштой потерял глаз М.И. Кутузов.

          Несмотря ни на что, не забудут люди, как в  Великую Отечественную войну Алушта стала центром партизанского движения; именами партизан названы её улицы, под Верхней Кутузовкой  есть на горной дороге Марусин поворот – народная молва до сих пор говорит об отважной девушке, направившей в пропасть грузовик с фашистскими карателями; тонны железа в каждом кубометре земли  Севастополя, морские десанты...  В боях за Партенит семеро советских воинов разных национальностей стали Героями Советского Союза, а было в то время в Партените всего сорок  с немногим дворов. Только по этому можно представить, какая злобная, могучая сила рвалась поработить нашу землю.

               Каждый год в Алуште празднование Дня Победы начинается   с водружения  на  вершине  Демерджи   Красного флага. Школьники, лицеисты, студенты в любую погоду поднимаются туда, чтобы  установить  немеркнущий символ Победы. А в самом городе проходит ритуал коленопреклонения школьников и возложение ними цветов к памятникам. Я видела эти юные светлые лица, видела их искренность преклонения перед подвигами своих предков. Правда великой и священной Победы жива!
О каждом городе, каждом посёлке, каждом метре дороги,  о  крымчанах  можно  рассказывать  бесконечно.      В   этих отрывистых записках  такой цели не ставится. Но читать и перечитывать многие тома, написанные о Крыме, не надоедает никогда. И, бывая в Крыму, никогда не забываю  поклониться праху   героев,   поклониться   священным    именам     людей, благодаря которым остались жить наши матери и отцы, смогли родиться мы и наши дети, и внуки; и солнце над землёй светит нам потому, что ОНИ рано ушли в землю.