Террор не должен быть в моде
Прежде чем говорить об этой злободневной проблеме, дадим определение террора или терроризма. Это слово происходит от латинского " terror " страх, ужас, что означает устрашение мирного населения, выражающееся в физическом насилии, вплоть до уничтожения ради устрашения, подавления политических противников, конкурентов, навязывания определенной линии поведения. Террор может осуществляться только в отношении людей. Что касается материальных объектов, то уничтожение их по политическим причинам может относиться лишь к вандализму.
Проведение террористических актов в отношении солдат противника следует назвать ассиметричным ведением войны. К подобным методам приходят патриоты, когда оккупанты превосходят их в прямой военной силе. Так евреев, боровшихся против Римской империи путем уничтожения легионеров, трудно назвать террористами. Нельзя записывать в террористы знаменитую секту ососинов, которые довели индивидуальное убийство врагов до совершенства. Во Второй Мировой войне партизаны вели "рельсовую войну", уничтожали гауляйтеров и офицеров фашистской армии. Эти действия также нельзя оценивать как терроризм. Все это относится к национально-освободительной борьбе.
С другой стороны, когда государство, как злобный Левиафан, начинает применять жестокость по отношению к мирному населению, то это поведение однозначно подпадает под определение терроризма. Например, взятие заложников и их расстрел ради борьбы с партизанами превращали гитлеровскую армию в банду государственных террористов. России известны "красный" террор, а позже сталинский, когда уничтожались не только политические противники, но и целые социальные слои и вообще здравомыслящие люди. Последнее относится к внутреннему террору. Как известно, действие рождает противодействие. Обратный внутренний террор возникает, как ответная реакция общества на беспощадное подавление государством своих собственных граждан.
Россия обогатила мировую историю индивидуальным и групповым террором со стороны народовольцев и эсеров в отношении царских чиновников. Когда самодержавие стало искусственно тормозить естественное развитие гражданских свобод, то прогрессивная молодежь не нашла иного выхода кроме бомб и револьверов. Да, это был жестокий террор, но он направлялся не против населения, а против консервативной заскорузлой вертикали власти. Такое явление возникает, когда молодые люди лишаются социальных лифтов и жизненных перспектив. Чтобы решить эту проблему у государства имеются два пути. Можно пойти на реформы, а именно проводить модернизацию, грамотную социальную политику, допустить молодежь в сферу производства, управления и СМИ. Это ведет к снятию конфликта, экономическому подъему и развитию гражданского общества.
Существует и другой путь - закручивание гаек, обрушивание на головы населения и в первую очередь молодежи, всей мощи государственной системы подавления. Тогда национальной идеей становится страх. Страна замерзает, застывает от ужаса, в ней прекращается какое либо движение вообще. Полная государственная монополия на насилие доводится до абсурда: нельзя стоять, где не положено, лежать, где не разрешено, сидеть, где не дозволено. Наступает общественная тишина, ведущая к застою, мертвечине и регрессу.
У читателя возникнет вопрос: а можно ли так заморозить общество? Нет, это нельзя. Начинается сначала индивидуальное, а потом и групповое сопротивление, которое, например, выразилось в Советском Союзе в форме инакомыслия. Диссиденты воспринимались в то время, как словесные террористы. К терроризму приписывали даже поэзию, прозу, живопись, творчество бардов. Зверствовали 70 и 190 статьи УК о клевете на советскую власть.
Однажды в Куйбышевском политехническом институте на студенческой весне парень спел песню про события в Чехословакии 1968г. Песня была патриотическая, повествующая о русских танкистах в Праге, которые шли защищать социализм, не щадя своей жизни. В припеве был такой рефрен:" Нам стреляют в спину". Последовал грандиозный скандал. После второго припева отключили аппаратуру на сцене. Концерт был прекращен. Парня выгнали из института и хотели судить. Не поздоровилось и комсомольским вожакам, которые допустили такое творчество. Пригласили профессора К. Я. Наякшина, зав. кафедрой Истории КПСС в обком партии для того, чтобы он дал большевистскую оценку инциденту. Профессор долго изучал текст песни, а потом предложил исполнить ее на местном ТВ , увидев в песне неформальный, но патриотический подход. Аппаратчики были обескуражены таким неожиданным подходом к надуманной проблеме. Уголовное дело рассыпалось. Для авторитарного и тоталитарного государства любой неформальный подход -это уже зло и чуть ли не терроризм.
Шло время , и НТР меняла общество. В застойную страну прорывались западная музыка, мода, продукты и напитки. Среди молодежи возникло движение хиппи, захлестнула битломания. 1976 год потряс город Куйбышев знаменитой первоапрельской демонстрацией под лозунгом"свобода любви". Лидером этого действия был Станислав Бебко, студент политехнического института. Участников демонстрации в официальных кругах заклеймили, обвинив опять таки в терроризме. Однако реально никого не посадили, так как среди участников демонстрации было много детей партийных и хозяйственных работников. Коммунисты, однако, решили усилить пропагандистскую работу.
Так 6 мая 1977г на Самарской площади установили бюст министра обороны Дмитрия Устинова, как символ мощи советского оружия и идеологии. Кстати, до революции это место называлось Сенной площадью, так как там с возов торговали сеном для местных лошадей. Когда поставили бюст военноначальника, а саму площадь переименовали из Самарской в Устинова, то это возмутило старожилов. Помню как то в то время я ехал в трамвае и наблюдал следующую сцену: кондукторша объявила остановку "Площадь Устинова". Вагон взорвался от возмущения, мол, заткнись, тетка, для нас она -Самарская, ироды хотят из сердца горожан вырвать само слово Самара. Кондукторша покраснела и вжала голову в плечи.
С 4 на 5 ноября 1978г. теперь уже другие бывшие студенты политеха опять отличились. Ими было взорвано основание бюста Устинову. В 1990г. во время перестройки на собрании демократов я встретил одного из участников взрыва, отсидевшего несколько лет за свой поступок. Бывший студент сказал, что устроил акцию в качестве протеста против засилия ленинской пропаганды и за то, что маршал показал себя ястребом. Студента судили за терроризм, но это действие было направлено не против живых людей, а против конструкции, а значит это скорее вандализм. Во время разговора с собеседником подумалось, какое у парня тогда было страшное предвидение, ведь всего лишь через год, а именно 25 декабря 1979г. не без активного участия министра обороны, Советский Союз вошел в Афганистан.
Вскоре пошли первые гробы. Среди населения наступил шок. В доме офицеров, что на площади Куйбышева, почти каждую неделю проходили торжественные похороны офицеров военного округа. Горожане были испуганы и молчаливы. Страна не хотела войны, требовались изменения, население устало от застоя и общественной мерзлоты. Нефтедоллары , потоком полившиеся в конце брежневского правления, должны были пойти на компьютеризацию, развитие информационных технологий, а не на вторжение. 14 тысяч убитых и сотни тысяч покалеченных с одной стороны и море уничтоженных афганцев- вот результат авантюры, граничащей с государственным террором. На общественных кафедрах идеологи говорили, что война в Афганистане предотвратила захват этой восточной страны американским империализмом и международным сионизмом.
Все это словоблудие закончилось крахом СССР и падением коммунистической идеологии. Однако в последнее время с телеэкранов снова зазвучали речи ястребов. Выступления отдельных журналистов можно назвать информационным терроризмом. В их речах звучит подстрекательство, науськивание и разжигание ненависти к тем, кто думает иначе. Поиск врагов отравляет общество снова.
Несколько лет назад в издательстве "Новая техника", где печаталась моя очередная книга по истории Самары "Теплые руки самарских улиц" встретился со старым приятелем журналистом Михаилом Кругловым. Мы обнялись, и он сказал тихо:" Никогда не сотрудничай с дьяволом, заклинаю тебя". Вскоре я узнал, что Михаил в прошлом зам. редактора газеты " Волжский комсомолец" умер, а кто такой дьявол, вводящий журналистов в искушение, стало понятно не так давно. Именно дьявол и есть первый и главный террорист на земле. В цифровую эпоху он перестраивается, меняет обличие, порой переносит внутренние проблемы стран во вне.
Когда наблюдается новый застой, зима и общественные лифты перестают работать, молодежь в основной своей массе не видит будущего. Водка, наркотики, суицид, уголовщина, вандализм и терроризм не указывают реальные пути самореализации. Нельзя допустить, чтобы девушки и юноши повторили путь народовольцев и эсеров конца XIX и начала XX веков. Нужно любыми мирными конституционными усилиями заставить государство пойти на диалог с социальными группами и разными поколениями.