Террор не должен быть в моде

Андрей Демидов 2
                Террор не должен быть в моде

  Прежде чем говорить об этой злободневной проблеме, дадим определение террора или терроризма. Это слово  происходит от латинского " terror " страх, ужас, что означает    устрашение мирного населения, выражающееся в физическом насилии, вплоть до уничтожения  ради  устрашения, подавления политических противников, конкурентов, навязывания определенной линии поведения.   Террор  может осуществляться только в отношении людей.     Что касается материальных объектов, то уничтожение их по политическим причинам может относиться лишь к вандализму.
      Проведение террористических актов в отношении солдат противника  следует  назвать ассиметричным  ведением войны. К  подобным методам приходят патриоты, когда  оккупанты превосходят их в прямой военной силе. Так  евреев, боровшихся против Римской империи путем уничтожения  легионеров, трудно назвать террористами. Нельзя записывать в террористы  знаменитую секту  ососинов, которые довели индивидуальное убийство врагов до совершенства.  Во Второй Мировой войне  партизаны вели "рельсовую войну", уничтожали  гауляйтеров и офицеров  фашистской армии. Эти действия также нельзя оценивать как терроризм.  Все это относится к национально-освободительной борьбе.
  С другой стороны, когда государство, как злобный Левиафан,   начинает применять жестокость по отношению к  мирному населению, то это поведение  однозначно подпадает под определение  терроризма. Например, взятие заложников и их расстрел ради борьбы с партизанами превращали гитлеровскую  армию в банду  государственных террористов. России известны "красный" террор, а позже сталинский, когда уничтожались не только политические противники, но и  целые социальные слои и вообще здравомыслящие люди. Последнее относится к    внутреннему террору. Как известно, действие рождает противодействие.  Обратный   внутренний террор возникает, как ответная реакция общества  на  беспощадное подавление  государством своих собственных граждан.
   Россия обогатила мировую историю  индивидуальным и групповым террором со стороны народовольцев и эсеров в отношении царских чиновников. Когда самодержавие  стало  искусственно тормозить  естественное развитие гражданских свобод, то прогрессивная молодежь  не нашла иного выхода кроме бомб и револьверов. Да, это был жестокий террор, но  он  направлялся не против населения, а против консервативной заскорузлой  вертикали власти.   Такое явление возникает, когда молодые люди лишаются социальных лифтов и жизненных перспектив. Чтобы решить эту проблему у государства имеются два пути.  Можно пойти на реформы,  а именно проводить модернизацию, грамотную социальную политику, допустить молодежь  в  сферу  производства,  управления и СМИ.  Это  ведет  к снятию конфликта,  экономическому подъему и развитию гражданского общества. 
     Существует и другой путь - закручивание гаек,  обрушивание на головы населения   и в первую очередь молодежи,   всей мощи государственной системы подавления.  Тогда национальной идеей становится страх.   Страна замерзает, застывает от ужаса, в ней прекращается какое либо движение вообще. Полная государственная монополия на насилие  доводится до абсурда: нельзя  стоять, где не положено, лежать, где не разрешено,  сидеть, где не дозволено. Наступает общественная тишина, ведущая к застою, мертвечине   и регрессу.   
    У читателя возникнет вопрос: а можно ли так заморозить общество?  Нет, это нельзя.  Начинается сначала индивидуальное, а потом и групповое сопротивление, которое, например,  выразилось в Советском Союзе в форме  инакомыслия.   Диссиденты воспринимались в то время, как словесные террористы. К терроризму приписывали  даже поэзию, прозу, живопись, творчество бардов. Зверствовали 70 и 190 статьи УК о клевете на  советскую власть.
     Однажды в Куйбышевском политехническом институте  на студенческой весне  парень спел песню  про события в Чехословакии 1968г.  Песня была патриотическая, повествующая о русских танкистах в Праге, которые  шли защищать социализм, не щадя своей жизни. В припеве  был такой рефрен:" Нам стреляют  в спину".  Последовал грандиозный скандал. После второго припева отключили аппаратуру на сцене. Концерт был прекращен. Парня выгнали из института и хотели судить. Не поздоровилось и комсомольским вожакам, которые допустили   такое творчество.   Пригласили профессора К. Я. Наякшина, зав. кафедрой Истории КПСС в обком  партии для того, чтобы он дал  большевистскую оценку  инциденту.  Профессор долго  изучал текст песни, а потом предложил исполнить ее на местном ТВ , увидев в песне  неформальный, но патриотический подход.  Аппаратчики  были  обескуражены таким неожиданным подходом к надуманной проблеме. Уголовное дело рассыпалось.     Для  авторитарного и тоталитарного государства любой неформальный подход -это уже зло и чуть ли не терроризм. 
      Шло время , и  НТР   меняла общество. В застойную страну  прорывались западная музыка, мода,   продукты и напитки.  Среди молодежи возникло движение хиппи, захлестнула  битломания.  1976 год потряс город  Куйбышев знаменитой первоапрельской демонстрацией   под лозунгом"свобода любви". Лидером этого действия был Станислав Бебко, студент политехнического института.    Участников демонстрации  в официальных кругах заклеймили, обвинив опять таки в терроризме. Однако  реально никого не посадили, так как среди участников демонстрации было много детей партийных и хозяйственных работников.    Коммунисты,  однако, решили усилить пропагандистскую работу. 
   Так  6 мая 1977г  на Самарской площади  установили  бюст  министра обороны Дмитрия Устинова, как  символ мощи советского оружия и идеологии. Кстати,   до революции это место называлось Сенной площадью, так как там  с возов торговали сеном для  местных лошадей.  Когда  поставили бюст военноначальника, а саму площадь переименовали из Самарской в Устинова, то это возмутило  старожилов.  Помню  как то в то время  я ехал в трамвае  и наблюдал следующую сцену: кондукторша объявила остановку "Площадь Устинова". Вагон взорвался от возмущения, мол,  заткнись, тетка,   для нас она -Самарская,  ироды хотят из сердца горожан вырвать само слово Самара. Кондукторша  покраснела и вжала голову в  плечи.
   С 4 на 5 ноября 1978г.  теперь уже  другие бывшие  студенты политеха  опять отличились.  Ими было  взорвано  основание бюста Устинову.  В 1990г. во время перестройки  на собрании демократов я встретил одного из участников взрыва, отсидевшего несколько лет за свой поступок. Бывший студент сказал, что устроил акцию  в качестве протеста  против  засилия ленинской пропаганды  и за то, что  маршал показал  себя ястребом. Студента судили за терроризм, но это действие было направлено не против  живых людей, а против   конструкции, а значит это скорее  вандализм.  Во время   разговора  с собеседником   подумалось, какое у парня тогда было страшное  предвидение,  ведь  всего лишь через год, а именно     25   декабря  1979г. не без активного участия министра обороны,   Советский Союз  вошел в Афганистан.
     Вскоре пошли первые гробы.  Среди населения наступил шок. В доме офицеров, что на площади Куйбышева, почти каждую неделю проходили торжественные похороны офицеров военного округа.  Горожане были испуганы и молчаливы.  Страна не хотела  войны,  требовались изменения,   население устало от застоя и общественной мерзлоты.    Нефтедоллары , потоком  полившиеся  в конце брежневского правления, должны были пойти на компьютеризацию, развитие  информационных технологий, а не на вторжение. 14 тысяч убитых и сотни тысяч покалеченных с одной стороны и  море уничтоженных афганцев- вот результат   авантюры, граничащей с  государственным террором.  На общественных кафедрах идеологи  говорили, что   война в Афганистане предотвратила   захват   этой восточной страны  американским империализмом и международным сионизмом.
   Все это словоблудие закончилось  крахом   СССР и  падением  коммунистической идеологии. Однако  в последнее время  с телеэкранов  снова зазвучали речи ястребов.  Выступления  отдельных  журналистов можно назвать  информационным терроризмом.  В их речах звучит  подстрекательство, науськивание и разжигание ненависти  к тем, кто думает иначе.  Поиск врагов отравляет общество  снова.
     Несколько лет назад в  издательстве "Новая техника", где печаталась  моя очередная книга по истории Самары "Теплые руки самарских улиц" встретился со старым приятелем  журналистом Михаилом Кругловым. Мы обнялись, и он сказал тихо:"  Никогда не сотрудничай с дьяволом, заклинаю тебя".  Вскоре я узнал, что Михаил в прошлом зам. редактора  газеты " Волжский комсомолец" умер, а кто такой дьявол, вводящий журналистов в искушение,   стало понятно  не так давно.   Именно дьявол и есть первый и главный  террорист на земле.  В цифровую эпоху он  перестраивается, меняет обличие, порой  переносит внутренние проблемы стран во вне.
    Когда  наблюдается  новый застой,  зима и общественные лифты  перестают  работать, молодежь в основной своей массе не видит будущего. Водка, наркотики, суицид, уголовщина, вандализм и терроризм не  указывают  реальные  пути самореализации.   Нельзя допустить, чтобы  девушки и юноши повторили путь народовольцев и эсеров конца  XIX  и начала XX веков.  Нужно  любыми мирными конституционными  усилиями заставить государство  пойти  на  диалог  с  социальными группами и разными поколениями.