Философ

Геннадий Эсса
               

         — Вы слышали что-нибудь про Антуан? Говорят, что он свихнулся, раз завел дружбу со стариком Корин, нашим профессором по философии.
— Ну и что тут такого? — удивлялись другие студенты. — Пусть дружит хоть с самим дьяволом. Тебе-то какое дело?
Девушка смущенно опускала глаза и нервно теребила в руках платочек, чувствуя, что ее известие никого не заинтересовало.
— Просто я с ним сижу на лекциях за одним столом, — в оправдание, шепотом добавила она.
— Так пересядь, — тут же поступало предложение.
— Ничего вы не понимаете, — фыркнула девушка и ушла прочь от своих сокурсников, стоящих в коридоре.
— Да она влюблена в него, — догадывались другие. — Сами разберутся. Тоже нашла проблему! Тут голова предстоящими экзаменами забита, а она об отношениях…

Молодой человек по имени Антуан учился в университете и однажды удивил весь факультет не какой-то там необычной выходкой, а дружбой со старым профессором по философии, которую скрывал долгое время. С этим профессором вообще сложно было разговаривать, и студенты сдавали ему по несколько раз не только экзамены, но и зачеты. Уж слишком он был напичкан философией и желал внедрить ее в головы своих подопечных. Это было очень сложно потому, что курс философии в университете давался всего один год, и доблестная молодежь не собиралась вникать в ее корни в надежде, что на будущий год никто не встретиться с этим назойливым стариком и непонятным для многих, его предметом. А тут такое! Обычный двадцатилетний студент, философия и всеми ненавистный профессор… Ерунда какая-то!

Антуан вошел в шумную аудиторию, как обычно тихо, бросил сумку на стол и заглянул в расписание. Да, сейчас придет профессор и начнется лекция. Он, как всегда, начнет ее с нравоучений студентов, постарается в их безразличных взглядах увидеть что-то похожее на понимание, потом пригрозит предстоящими экзаменами и монотонно начнет читать свои конспекты. Так было всегда, поэтому многие сидели и дремали, другие делали вид, что вникают в сущность философских идей, и только один Антуан внимательно слушал, подперев рукой голову. Профессор замечал его интерес к своему предмету и неоднократно бросал взгляд на молодого человека, замечая в нем единомышленника.
 Дверь в аудиторию хлопнула, вошел старичок в очках и окинул студентов строгим взглядом. Из потертого портфеля он вынул кипу бумаг и положил их перед собой, потом громко подвинул стул и сел.
— Так, так, — пробурчал он.  — Начну с вступительного слова, о нас с вами. Кто мне скажет, молодые люди, что мы собой представляем в этом мире? — Профессор поправил очки, чтобы увидеть заинтересованные взгляды, и, не дождавшись ответа, продолжил. — Мы поколение сильнейших и умнейших сущностей, которые когда-либо жили и живут на этой земле, с потенциалом, который растрачивается, как минимум, на поколение.  Именно это поколение, представляющее собой в нашей жизни работников бензоколонок, официантов и прочих рабов в белых воротничках или без них, то есть нас с вами, является основой всего происходящего. Реклама заставляет нас покупать машины и тряпки. Мы вкалываем на ненавистных нам работах, чтобы купить ненужное дерьмо. На нашу долю не выпало ни великой войны, ни великой депрессии. Наша великая война — духовная. Наша великая депрессия — наше существование. Нам внушают по телевизору, что однажды мы станем миллионерами, но нам это не светит. Постепенно до нас это доходит и бесит…
Студенты переглядываются и с грустными лицами смотрят на профессора. Кто-то сидит и просто мечтает, кто-то уныло смотрит в окно, представляя перед собой совершенно другую картинку и, не слышит ни слова. Но каждый делает вид, что внимательно слушает и вникает в эту философскую муть.
— Ты что-нибудь понял? — прошептала соседка.
— Лучше слушай и сама все поймешь,— ответил Антуан. — Он вещи говорит.
Молодой человек заметил удивленные глаза девушки и, наклонившись к ней, добавил:
— Если не все понятно, я тебе после занятий объясню.
— Как вчера, когда мы встречались вечером в парке? — улыбнулась она.
— Философия и любовь — вещи неразделимые.
— Я это заметила сразу, — вздохнула соседка. — Философией сам удовлетворяйся, можешь даже со своим другом профессором, а я как-нибудь и без нее обойдусь.
— Хочешь, я тебя посвящу в загадочный философский мир, и ты жизнь поймешь по-другому? — неожиданно предложил Антуан. — Это же так просто и очень интересно.
— Не стоит меня посвящать в тот мир, в этом бы разобраться. А с тобой я не разберусь ни в том, ни в этом мире, это я уже поняла давно.
— Почему? — удивился молодой человек и сделал обиженное лицо.
— Тебе нужна подружка, похожая на нашего профессора. Вот тогда ты с ней общий язык быстро найдешь. Будете о высших материях трепаться с утра до ночи, или о чем-то еще неизвестном, до чего человечество еще не доросло.… И доживет ли оно вообще до тех времен, о которых усердно твердит твой друг, профессор, неизвестно.  Короче, найдете, о чем помыслить. Я думаю, у вас все получится.
Антуан улыбнулся.

Сегодня лекция прошла на удивление быстро. Студенты покинули аудиторию, высыпали на улицу и разбрелись. Антуан догнал свою соседку и схватил ее за руку.
— Ой, ты меня напугал! Что так тебя возбудило, снова лекция? Вечером опять пойдешь в этот философский кружок?
— А может, вместе?
— У меня на сегодня совершенно другие планы, — пожала плечами подружка. — Твое увлечение, сам им и увлекайся.
— Хочешь, чтобы о нас услышало сразу все человечество? — неожиданно предложил Антуан. — Это же так просто.
Девушка даже остановилась.
— В каком это смысле? Ты не Ромео, а я не Джульетта.… Или ты желаешь ради того, чтобы о тебе говорил весь мир, совершить переворот в нашем обществе?  Ох, и горя ты хлебнешь, когда о тебе все будут знать. И ты во все это веришь? Желаешь быть великим? Бред какой-то.
— Просто хочу разобраться в жизни. Сейчас попытаюсь выразить свои мысли, чтобы тебе было понятно…
Девушка пожала плечами.
— Постарайся.
— Вот смотри. Человек… Он тратит здоровье, чтобы заработать деньги. Потом он тратит деньги, чтобы восстановить свое же здоровье. Он ждет будущего и не наслаждается настоящим; в результате он не живет ни в настоящем, ни в будущем. Он живет так, словно никогда не умрет, но умирает, так и не пожив по-настоящему, ни одного дня. Чувствуешь суть?
Антуан заметил, как лицо подружки сосредоточилось. Она некоторое время молчала, потом тихо произнесла:
— Может, ты и прав, но я не хочу в это вникать. Жизнь и так прекрасна.
— В таком случае, объясни мне, для чего мы все живем на этом свете? Для чего вообще созданы?
— Чтобы жить, — сходу ответила девушка. — Чтобы жить и любить.
— Правильно. Человек не для того создан, чтобы терпеть поражения. Человека можно уничтожить, но его нельзя победить, как и любовь. Это закон!
— Ну, ты даешь! Умно! Это результаты общения с нашим стариком-профессором?
— Он недавно организовал кружок в университете, и я туда хожу, ты об этом знаешь. Мне очень интересно.
— И много вас туда таких ходит?
— Пока нет. Я один.
Девушка покачала головой и усмехнулась.
— Вот поэтому про тебя разные слухи по университету и ходят, но я тебя поддерживаю. Молодец! Ты такой единственный в своем роде. Я даже сейчас, общаясь с тобой, уже кое-что узнала.
— Значит, опять смеяться будешь?
— Нет, но меня не уговаривай. Мне эта философия не дана природой. Лучше иногда будешь рассказывать при встречах. То, о чем говорит наш старик, половина студентов вообще не понимает. Антуан, а ты считаешь себя счастливым человеком? Я замечаю, что ты всегда улыбаешься.
Молодой человек предложил подружке присесть на скамейку и, прищурив глаза, будто выискивая в своем мозгу подходящую философскую фразу, сказал:
— Когда мне было пять лет, мама всегда говорила, что ключ к жизни — это счастье. Когда я пошел в школу, меня спросили, кем я хочу стать, когда вырасту. Я сказал — счастливым. Они сказали мне, что я не понял вопроса, и тогда я сказал им, что они сами ничего не понимают в жизни.
— Ты еще и смелый человек! — восхищалась девушка. — Ты просто гений! Как же плохо я знала тебя раньше…
— В жизни все гении, — вздохнул Антуан. — Но, если оценивать рыбу по способности залезать на дерево, она всю жизнь проживет, думая, что она глупа. Не правда ли?
Девушка взяла молодого человека за руку и взглянула в его откровенные глаза.
— Антуан, ты прав. Надо постоянно работать над собой, обогащать свой мир и обладать величием современного человека.
— Возможно, но величие в нас, как людей, заключается не столько в возможности построить мир снова — это миф атомного века, а в возможности просто изменить себя.
— Тогда у меня сразу к тебе вопрос. — Девушка поднялась и медленно направилась вдоль аллеи.— А ты не хочешь изменить сам себя?
— В каком смысле? Я уже изменяю себя, общаясь с профессором. Он умный человек, и те, кто на его уроках спит или думает совсем о другом, вряд ли разберутся в правильности своей жизни.
Подружка снова откровенно улыбнулась.
— Вот поэтому тебя и считают философом все студенты.
— Не философом, а повернутым, — уточнил молодой человек. — Я тоже кое-что о себе знаю и то, что обо мне говорят, тоже знаю. Ты меня, как и многие, считаешь идиотом? — Антуан мгновенно замкнулся, замолчал и опустил голову. — Выходит, что они все правы, — тихо проговорил он, не услышав ответа от подружки. — Возможно, многих в дальнейшем интересуют только деньги, а не смысл жизни. Это очень печально. Но они не могут знать, что когда упадет последнее дерево, когда высохнет последняя река, когда умрет последняя птица, только тогда люди поймут, что деньги есть нельзя…
— Ну, ладно, я побежала, — спохватилась подружка. — Я совсем забыла, что сегодня меня пригласили в одно развлекательное место. — Она помахала молодому человеку рукой и поспешила на противоположную сторону дороги.
Антуан проводил ее взглядом, не успев сказать на прощание ни слова. Он снова долго сидел в одиночестве, стараясь ни о чем не думать, но вскоре спохватился, что сегодня вечером он должен быть у профессора, и заспешил домой.

На следующий день на занятиях Антуан оказался за столом один. Он шарил взглядом по аудитории в поисках своей соседки-однокурсницы, но увидеть ее не мог.
Она появилась с опозданием, тихо зашла и заняла совершенно другое место в аудитории.
На следующем уроке она тоже не подошла к нему, что привело Антуана в недоумение, но он не стал показывать свое удивление и спокойно досидел все занятия в гордом одиночестве. Он надеялся, что сокурсница подойдет к нему после занятий и все объяснит, но этого тоже не произошло. Она с подружками поспешила к выходу, и Антуан потерял ее из виду.
«Каждому свое», — подумал молодой человек, но неожиданно увидел профессора и решительно направился к нему.
Старик заметил Антуана и сделал серьезное лицо.
— Вижу, что ты встречаешь непонимание окружающих, — сказал профессор. — Не обращай на эти мелочи внимания. Не всем позволено понять сущность жизни до конца.
Антуан удивился прозорливости профессора: откуда ему было знать, что подружка его не понимает, хотя вслух и соглашается со всеми его мыслями? Он покраснел, но вида не подал, что профессор совершенно прав в своих догадках.
— Меня интересует одна вещь, — сказал Антуан. — Отношения между женщиной и мужчиной.
— Между женщиной и мужчиной или парнем и девушкой? — переспросил профессор.
— А это не одно и то же?
— Почти одно и то же, только есть маленькая разница. Но это не меняет дела. Если желаешь услышать философский ответ, то я могу тебе его дать прямо здесь. Он состоит из двух правил. — Профессор взял молодого человека за локоть и подвел к окну. — Правило первое. В отношениях должно быть легко. Легко должно быть с самого начала, с первых минут. Человек, с которым ты сразу же чувствуешь себя, как старый знакомый, подходит тебе больше того, нежели тот, которого надо обхаживать годами. Просто — значит, хорошо. Сложно — значит, плохо. Это аксиома. Не надо ее доказывать. Вообще ничего не надо в отношениях доказывать за свой счет. Не надо никого добиваться, ни под кого подстраиваться и ни за кем бегать. Сделав это один раз, ты будешь делать это каждый день, а в ответ видеть только капризную недовольную морду. Если сразу не заладилось, не загорелось, не раскурилось — не тяни кота за хвост. Значит — не твой человек. Сложные отношения годятся только для тех, кому скучно и у кого много свободного времени. Всем остальным эти страдания только портят нервы. Не стоит вывозить сложные отношения на себе. Отношения, в которых ты только и делаешь, что выплясываешь под чью-то дудку — унизительны. Рано или поздно лимит твоего терпения иссякнет. Поэтому не давай себя втянуть в сложные отношения.
Антуан был поражен умозаключениям профессора.
— Правило второе — отношения должны приносить радость. Это утверждение проверено временем и тоже не нуждается в доказательствах. Как только отношения перестали приносить радость, а стали приносить гадость, обрубай это явление на корню. Не привыкай к разборкам, слезам и битью посуды. Оставь долгие разговоры, упреки, взаимные обвинения. Это не нормально! Это путь в ад! Чуть только из отношений уходит радость — они становятся бесполезными. Казалось бы — чего проще. Но ведь многие люди годами жуют жеваное-пережеванное сено своих обид! Они занимают свой мозг ненужными разборками! Не нужно этого делать никогда! Как только ты понимаешь, что твои слова отнимают радость — закрой рот. Начинается разборка — уходи. Человек хочет только обвинять и упрекать — не позволяй подсадить к себе чувство вины. Уходи! Отношения нужны для радости. Все остальные отношения — «ради детей», «потому, что все так живут», «по привычке», «потому, что без нее еще хуже» — можно просто взять и отнести на помойку.
Профессор взглянул на Антуан и улыбнулся.
— Мне пора на лекцию, — сказал он. — Если что — приходи.
Сейчас молодой человек увидел, как мимо промелькнула его соседка по группе, но сдержался. Он взглянул вслед удаляющему профессору и направился в другую сторону от них обоих.

                Перевод с французского