Мучения курсанта Льяуома

Владимир Емельяненко
                Хвастаюсь:
                Этот текст был опубликован Гумером КАримовым
                в сборнике "Северный вестник"


          В довольно просторном помещении двигались какие-то светлые
       матовые  шары. Движения каждого были довольно плавными, но при
       этом возникало чувство какого-то хаоса. Это ощущение  возникало
       от того, что шаров было довольно много  много, Сколько? Двадцать, 
       пятьдесят, сто? Несчитабельность возникала из-за непрерывного
       движения. Помещение имело цилиндрическую форму. Хотя, сказать
       точно было сложно, свет шёл отовсюду. Да и гравитация почти
       не чувствовалась. Обычный зритель, не мог определить, где верх,
       где низ. Однако, отъявленный экспериментатор мог, бросив
       пушинку, оценив её движение за достаточно большой отрезок
       времени определить: цилиндр лежал на боку.
          Наблюдатель замечал также, что не все шары непрерывно метались
       по помещению. Некоторые останавливались напротив наблюдателя
       и поворачивались  той стороной, на которой было некоторое число тёмных
       пятен. Постояв некоторое время, любознательный  шар дёргался
       и уносился в сторону группы шаров.

   - Курсант Льяуом, отодвиньтесь, пожалуйста, от стенда. Машина 
единственная у нас на курсах. Очень, знаете ли, не любит прикосновений
щупалец. А Вы, курсант Швфрх, придвигайтесь. Прямо к самому стенду. Ваш
талант мимикрии нам будет нужен.
   Итак, на предыдущей лекции я вкратце обрисовал положение планеты вашего
будущего присутствия на карте пространства. Потоки физических излучений и
частиц. Форму и расположение твёрдых субстратов и жидких.
   На данном занятии мы приступим к изучению формы разума на данной планете.
И начнём с гомеостаза, то есть, авторегулирования. Собственно, жизни.

           Помещение начало сжимать свои диски на обеих сторонах цилиндра
       и стягиваться в шар. На некотором расстоянии от центра появилось
       полупрозрачное бесформенное облако и рядом с ним куб. По кубу
       пробегали прожилки света. Нет, не как молнии, а как холодные змейки.
       Зеленоватого света.
          - Профессор Ми Ми То, - пронёсся сигнал по группам шаров. Все шары
       развернулись тёмными пятнышками в сторону облака и куба.

   - На предыдущем занятии я предупреждал, что вам всем следует зафиксировать
и запомнить составляющие знаковых систем естественных обитателей планеты.
Прежде всего, знаки (знаковые системы!), с наибольшей широтой охватывающие
внешнюю среду и взаимоотношения особей данной планеты.
   Первый знак, который стоит зафиксировать, "особь". Чтобы не слишком
углубляться в науку, я просто приведу пример. Каждый из присутствующих
на данном занятии - особь. Той или иной формы. Курсант Льяуом! Оказывается,
Ваши щупальцы длиннее, чем я мог бы предположить. Ещё отодвиньтесь.
   Второй знак, хотя он должен быть первым на данном занятии, - "язык".
Дело в том, что обмен знаками у особей данной планеты производится за счёт
вибрации тех или иных оконечных частей тела. Существа с наиболее широко
развитой на данной планете знаковой системой используют для передачи
информации органы дыхания, генерирующие колебания газов данной планеты.
А наиболее значимые вибрации создаются ещё одной конечностью, которая
предназначена для... Пока непонятного вам способа обретения энергии,
необходимой для гомеостаза.
   Ещё один знак, который вам следует зафиксировать, "слово". Этот знак
и означает, собственно, "знак" (!), но несколько уже. Тот вид знаков, который
относится к только что указанному способу обмена информацией. За счёт
колебаний частиц газов данной планеты. Порождаемых вибрацией частей тел
особей.

          Начала проявляться усталость шаров. Они раскачивались, стали
       понемногу перемещаться по помещению. Оборачиваться друг к другу
       тёмными точками.
          И профессор эту усталость почувствовал. Сменил подачу информации.
       Прежде его сигнал был равномерно рассеян в помещении, проникая
       в каждого, теперь пошёл от облака . По радиусу. Тело профессора начало
       приобретать форму эллипса. С чёткими границами.
           Куб же, собственно, стенд распался на четыре неравные части.
       Один малый кубик сверху, по центру, два небольших симметрично внизу.
          Шары (курсанты) опять обернулись в сторону профессора. Успокоились.

   - Готовы к дальнейшей информации?
   Итак - гомеостаз. Энергия, необходимая для поддержания статуса, активности
каждой особи данной планеты запасается в крупных соединениях атомов,
молекулах. Основными элементами таких молекул являются: углерод и водород.
Также часто встречается азот и кислород. На этой планете такие группы атомов
обозначаются как "высокомолекулярные соединения". В данный момент я даю знак,
несколько опережающий изложение, "высоко". Зафиксируйте его. Разъяснение
будет позже.
   Итак, высокомолекулярные соединения содержат энергию, обеспечивающую
активность и сохранность особей. Так вот, далеко не все особи данной планеты
имеют способность к генерации такой энергии за счёт поступающих излучений
ближайшей звезды. Порождающей звезды.
   Отсутствие автогенерации жизненной (предназначенной для гомеостаза)
энергии у значительной части особей данной планеты приводит к очень
интересному их поведению. К уничтожению существ других видов. А именно. О
дни особи воспринимают энергию светила и при её использовании создают
эти самые высокомолекулярные, предназначенные для жизнедеятельности
соединения атомов. Другие особи разрушают исходные организмы. Зафиксируйте
этот знак, "организм". И используют энергию исходных же молекул этого
организма. Разрушают до менее сложных.
   Для исходных организмов применяется знак "пища" или "еда". Действия по 
разрушению "пищи" обозначаются как "поедание" или "употребление в пищу".
Далее. Некоторые существа вовсе не использует для получения энергии своей
жизни "автотрофы" (знак для обозначения автогенерации жизненной энергии из
фотонов или других источников химической и физической энергии). Они
используют для своей жизнедеятельности "поедателей", обозначаемых, как
"гетеротрофы".
   Всё, что я тут вам объяснял, вы пройдёте на других занятиях по другим
дисциплинам. Мне же необходимо для занятий по мимикрии просто ввести понятие
"пищевой цепочки". То есть кратко указать на последовательность разрушений
организмов-предшественников.

          Шары висели в помещении, как будто, заморожены. Их черные пятна
       были повёрнуты в сторону профессора и стенда. Уже трудно было
       утверждать о шарообразности курсантов. У каждого стал проявляться
       рельеф на их видящей и слышащей стороне. У каждого свой. Цвет стал
       меняться. И тоже у каждого свой.
          Неудивительно. Менялся профессор, менялся стенд, трансформировалось
       помещение.
          Некоторые части помещения утягивались в сторону, и стало видно
       углы. Учебный класс принимал форму параллелепипеда. В том месте, где
       отъявленный экспериментатор обнаружил верх, стало светлее. Внизу -
       темнее. Курсанты же сгруппировались в помещении по поверхности
       невидимого, виртуального конуса.
          Сигнал от профессора (прежде непонятного происхождения) принял
       звуковую форму.
          А сам профессор медленно в течение повествования менял свою форму.
       Сначала из эллипса в конус. Затем появились перетяжки у острия конуса
       и у его основания (парно, симметрично).
          А кубики стенда трансформировались в плоские параллелепипеды.
       Верхний стал совсем тонким.

   - Ещё один знак, который я должен вам объяснить: "высоко". У всех
обитателей планеты вашего будущего пребывания отсутствует чувство анизотропии
пространства. Объяснение простое: зависимость от гравитации. Один из
пространственных ортов, векторов воспринимается обитателями планеты отлично
от двух других. Это - вектор, направленный к центру масс или от центра масс
планеты. Знак - "вертикаль".
   При дальнейшем изучении данной планеты вы припомните мне мою так
называемую ошибку, укажите на виды данной планеты, обитающие в жидкостях.
А я вас поправлю: Разное положение особи относительно координаты по этому,
вертикальному вектору приводит к разному воздействию на него среды.
И соответственно меняет поведение обитателя. В одном слое - одно, в другом
слое, с другим значением координаты по вертикальному орту - другое.
   Ещё более показательно поведение обитателей газовой среды данной планеты
(знак "птицы"). Координата по тому самому "вертикальному" орту у организмов-
гетеротрофов последней стадии (знак "орёл") находится в слоях с наибольшими
её значениями. Зафиксируйте один из самых существенных знаков, характерных
для данной планеты, "высота". И два знака, с ним связанных: "ступень"
и "степень". В системе представлений обитателей планеты заключительная часть
пищевой цепочки имеет бОльшую вертикальную координату. Находится "выше"
по отношению к автотрофам, а также гетеротрофам предыдущих звеньев цепи.
Или, как утверждают обитатели планеты вашего будущего прибывания, нижних
звеньев пищевой цепи. Пищевой пирамиды.
   На этой планете гетеротрофы, находящиеся выше, обладают более сложной
самоорганизацией, они подвижнее. На самой вершине пищевой пирамиды находится
один вид, практически подавивший остальных обитателей планеты. Этот вид
обозначает себя "разумом". И остаётся при этом в полной зависимости
от условий данной планеты. Таково свойство всех цивилизаций ранних этапов.
В данном случае - второй этап первого вида цивилизации.
   Курсант Льяуом. Вы совершенно откровенно заскучали. ВидЕния не беспокоят?
Сно-видения.

          Курсанты явно устали. Послышался шлепок. Видимо, не всем удалось
       справиться с гравитацией. Точнее, данный шарик не использовал её для
       пополнения собственной энергии, а боролся и примитивно упал на дно
       помещения. Теперь находился на дне помещения, приняв форму колокола.
       Только две точки у вершины вращались вокруг невидимой оси.
          А профессор вошёл в раж. Он уже разъединился на десять эллипсоидов
       и продолжал изменяться. Эллипсоиды соединились друг с другом в нечто,
       напоминающее звезду. Рельеф усложнялся.
          Да и помещение стало наполняться активными, острыми химическими
       соединениями. Стены вздрогнули, послышался громкий звуковой удар
       с обертонами. Треск. В помещении сверкнул электрический разряд.
       Впрочем, никому из курсантов не навредил. Однако, они заметались.

   - Излагаемое крайне важно для всех. Конкретно о ваших предшественниках.
По причине незнания обстоятельств существования и логики цивилизации
на планете вашего будущего пребывания две предыдущие экспедиции погибли.
Были нами потеряны.
   То, что сейчас объявлю, вызовет вашу иронию. Но вы должны знать:
Цивилизация на данной планете ожидает от наших посланников агрессию. Сами
живут в агрессивных представлениях, сами разрушают предшествующие им
организмы. Естественно, ждут от носителей более "высоких" цивилизаций
подобного же поведения.
   Наша цивилизация прошла те же самые этапы. Наши предки были точно такими
же. Только некоторые соединения атомов несколько отличались. Но по сути -
то же самое: автотрофы и гетеротрофы. Агрессия и страдания. В нынешнее время
мы в своей исторической дали растеряли знания о пищевых цепочках. Это -
причина первых неудач.
   Первая экспедиция была уничтожена полностью. Нам не то что спасти не
удалось наших посланников, мы даже следы их появления на данной планете
не смогли удалить.
   Вторая экспедиция продержалась некоторое время, но была рассеяна. Наши
посланники не смогли встроиться в пищевые цепочки данной планеты. Были
обнаружены. Аборигены уже владели некоторыми познаниями и вычислили наших
командос. Многих уничтожили.
   Теперь наступает ваш этап изучения планеты. И вам придётся мимикрировать
под те или иные виды аборигенных обитателей. Скажем, в группе, недавно
отправленной на эту планету, был курсант, который не обладал значительными
способностями к мимикрии. Имя его - Дулб. И отправлен в большую группу
в основном автотрофных организмов в звании Дерево Дуб. Вдалеке от активности
того самого вида, который подавил остальные. Вида, присвоившего себе знак
"разум". Именно в таком, малоподвижном состоянии курсант Дулб изучает пищевые
цепочки в местности, обозначаемой аборигенами знаком "лес".
   А вот курсант Швфрх в предыдущей, начальной школе посланников проявил
не только большие способности к мимикрии, но и крайне благожелательное
отношение к другим курсантам. К педагогам также.
   Он окажется в одной из лучших позиций для посланника. Ему, надеюсь, будет
присвоено звание той особи, которая находится рядом с "носителем разума",
человеком,  но в то же время не входит в перечень его пищевых предпочтений.
Зафиксируйте знак: "Животное Кошка". Курсант Швфрх в этом звании потрудится
и сегодня учебным пособием на нашем тщательно оберегаемом стенде.

          Стенд уже показывал картинки из жизни обитателей планеты. Слышны
       были разнообразные, пока непонятные звуки.
          А профессор принял форму человека. Одетого, так, как принято на
       нашей планете. Волосы же были несколько растрёпаны

   - Курсант Льяуом, вам сегодня на занятии спать не придётся. Ваши
способности к мимикрии проявились неожиданным для нас образом. Ваша мимикрия
поверхностна, но суть менять Вы не можете. На планету "Земля" скорее всего
отправитесь в форме головоного моллюска. В звании "Осьминог Вася". Для себя
знания по мимикрии Вам могут показаться ненужными. Но так как все курсанты
будут также встроены в пищевые цепочки планеты, то может случиться, что Вы
схарчите кого-то из наших посланников. И мы тогда Вас спасать не будем.

   Так! Всем - отдых до первого сигнала.
   Курсант Швфрх придвигайтесь ближе. Обсудим наш предстоящий эксперимент
и напомним себе работу со стендом.

          Профессор присел на небольшую полочку, мягко выплывшую из стенда.
       У колен его была... Нет, ещё не кошка, а группа объектов эллипсоидной,
       цилиндрической и грушевидной форм.