5 из газеты о нём

Владимир Цыкалов
06.03.2001г.
Из газеты "Курьер"
                ИНТЕРВЬЮ  ИЗ  МОРГА
     Место работы – морг. Правда, звучит жутковато? В дилетантских умах курсируют почти всегда неполные и неверные ассоциации относительно данного заведения. Люди, здесь работающие, как ни пафосно это звучит, выполняют нужную и благородную работу. Слово, может, не "то"? Да нет, общаясь с профессионалами, слушая рассказы о буднях, кишащих – с точки зрения обывателя – ужасами, а с их взвешенной оценки – обычными – проникаешься искренним уважением к их делу. Очень часто именно благодаря им кто-то обретает определенность: узнает в полуистлевших останках своих родственников, которых несколько лет по всему белому свету. В таких случаях эта самая, пусть и печальная, определенность дорогого стоит. Заместитель начальника Республиканского бюро судебно-медицинской экспертизы по экспертной работе Владимир Константинович Цыкалов овладел сложнейшей методикой Герасимова и может восстановить человеческий облик даже по фрагментам черепа.
   - Владимир Константинович, расставим точки над "i": чем отлична специфика работы патологоанатома от судмедэксперта?
     - Первые занимаются тем, что выясняют причины смерти, основываясь на определенной базе данных: они делают заключение о развитии болезненного процесса, о правильности лечения при жизни. Вскрытие производят целенаправленно: допустим, при опухоли мозга исследуется только полость черепа и грудная клетка. Если же смерть не связана с болезнью головы, то они могут ограничиться лишь исследованием грудной и брюшной полости – в зависимости от заболевания. Они знают ход развития болезни. Это главное отличие от судмедэксперта. Мы никаким предварительным сведениями не располагаем. Судмедэксперт больше внимания уделяет травмам. Кроме того, чтобы докопаться до причины смерти, в обязательном порядке проводятся лабораторные исследования.
   - Часто ли Вы исследуете "бесхозные", неопознанные тела?
     - "Бесхозные" и неопознанные – это разные понятия. Неопознанные – это то, у которых не обнаружено никаких документов, удостоверяющих личность. "Бесхозные"  - это чаще всего бомжи, бродяги. Так вот, за прошлый год было около 20 неопознанных трупов. Бомжи  также попадают к нам время от времени. Буквально вчера мне пришлось исследовать дело бомжа. В том, что это именно бомж, не было никаких сомнений – тело кишело паразитами…
   - Какие трупы самые "сложные"?
     - Как ни странно, сложнее всего работать по скоропостижной смерти. Когда в теле присутствует множество механических повреждений, те же огнестрельные ранения. Причины смерти определить легко. Остается лишь техническая сторона – проследить направление выстрелов. Гораздо сложнее установить причину скоропостижной смерти, когда ничего не знаешь о болезненных изменениях при жизни.
   - Существует ли какой-то предел, может быть, временной, для опознания?
     - Конечно, легче всего исследовать трупы, не подвергшиеся гнилостным изменениям. Но иногда приходится работать с костными останками. Причину смерти здесь установить очень сложно. Но мы всегда пытаемся найти шанс для опознания. Причину смерти установить, конечно, очень тяжело. Но иногда можно определить круг занятий человека при жизни.
   - Например…
     - Допустим, у машинисток за долгие годы работы изменяются кольцевые фаланги, они утолщаются. У боксеров – вследствие частных переломов носа появляются костные уплотнения, мозоли. Если человек был грузчиком или занимался другой тяжёлой работой, изменениям подвергается его позвоночник: становятся плоскими позвонки грудного и поясничного отделов… Всего в моей практике было 30 случаев, когда удавалось воссоздать по останкам, черепу и нижней челюсти лицо человека.
   -  Приоткройте завесу тайны. В чём секрет Вашего "чуда"?
     - На мой взгляд, для того, чтобы работать с методикой Герасимова, необходимо соблюдение двух условий: наличие знаний в области анатомии и умение рисовать. У Герасимова очень конкретно обозначены так называемые реперные точки, дающие определенный вариант того или иного органа. С их помощью можно воссоздать приблизительный вариант… Как ни странно, сложнее всего с ушами – если размер уха можно ещё как-то просчитать, то с формой тяжелее.
  - Какими достижениями Вы особенно гордитесь?
    - В десяти случаях методике Герасимова родственники опознавали давно потерянных близких в скелетированных трупах. Прекрасно помню, как я занимался этим первый раз. Чистил череп, фотографировал его в различных проекциях, дальше рисовал различные варианты на бумаге. Кстати, тогда люди из Сибири опознали по получившейся фотографии родственника, ушедшего из дома более двух лет назад.
  - Работаете ли Вы с осколками черепа?
    - Существующие технологии позволяют экспериментировать и в данном ключе. Ранее судмедэксперту приходилось ограничиваться, условно говоря, лишь карандашом или пластилином. Теперь же в распоряжении специалистов компьютерная программа. Именно с её помощью Сергею Абрамову удалось установить подлинность останков царской семьи. В Мордовии такой программы нет.
 - Понятно, что за годы работы Вы насмотрелись на всякое и Вас, наверное, уже трудно чем–либо удивить-испугать? И, тем не менее, какие случаи самые тяжелые в психологическом плане?
   - Работа судмедэксперта как бы подразумевает по своему определению изначальное отсутствие какой-либо "брезгливости". Конечно, неприятно работать с практически разложившимся трупом, который возвышается перед тобой на столе бесформенной. Но уже через пять минут забываешь об этой стороне, о запахе – это моя работа.
 - И всё же хотелось бы услышать нечто экстраординарное…
   - В начале 80-х пришлось исследовать труп беременной женщины. Причём беременность была уже поздняя. У плода впоследствии была также выявлена врожденная патология. Кстати, этот до сих пор хранится в Музее судебной медицины. Слава Богу, случай с беременной женщиной был единственным в моей практике. Так же в психологическом плане очень тяжело исследовать детские трупы. Чаще всего приходится работать с "подснежниками": новорожденными, найденными на помойках, в лесопосадках и т.д. За прошлый год было подобных случаев. Двух обнаружили в контейнерах с мусором, ещё двоих на территории жил-массива, а пятого мать-убийца закопала рядом с домом. Через несколько часов она пришла в милицию и рассказала о содеянном. Существует положение, по которому определяется, считать ли плов выкидышем или уже человечком. Условно можно сказать, если он больше 25 см в длину, то уже человек.
                Юрий ИВАНОВ
                =============================