Полифонический слух

Олег Лаврусенко
        На ранних этапах формирования музыкального слуха процесс звуковысотного различения связан с развёрнутым внешним действием. Для этого применяется пение, интонирование воспринимаемых звуков.  В дальнейшем воспроизведение музыкальных звуков осуществляется в плане внутреннего пения. Наконец, и этот внутренний компонент исчезает.   Многие исследователи (А.В.Запорожец, Н.А.Ветлугина и др.) отмечают существенное влияние на эффективность развития музыкального слуха не только вокальной моторики, но и другого рода движений, сопровождающих восприятие музыкального произведения.

       В 63-64 годах я интенсивно занимался контрапунктом по учебнику С. Павлюченко Практическое руководство по контрапункту строгого письма. Многие выдающиеся композиторы в начале своего творческого пути занимались контрапунктом под руководством опытных музыкантов для совершенствования техники полифонического письма. Я, не имея цели стать композитором, занимался для развития полифонического слуха. Одновременное представление звучания двух голосов далось сравнительно легко. Один голос слышался в ушах в слуховом представлении, другой голос слышался в представлении собственного пения с отчётливо воспринимаемым тембром своего голоса. Представление звучания третьего голоса долго не давалось. Я уже начал нервничать, проявлять недовольство, хотел было оставить занятия. И вдруг, не чая, не ожидая, в одно из занятий услышал звучание трёх голосов. Зная, что второй голос появился из работы голосовых связок, начал выискивать, откуда в представлениях появился третий голос. Оказалось, он появился из работы резонаторов полости рта, произносящих гласные А,О,Э,Ы,У,И, и других звуков, которыми пользуются вокалисты в пении. Дальнейшее обследование показало, что такое-же действие оказывает напряжение и расслабление диафрагмы грудной клетки.

       В дальнейшем, в течение многих лет я иногда рассказывал о такой практике работы слуха знакомым музыкантам. Однажды, при встрече я рассказал об этом дирижёру Юрию, на что в ответ он мне поведал, что, стоя перед оркестром, он слышит его звучание в мышцах ног. Не поверив этому, приняв за анекдот, это его высказывание в шутливой форме пересказывал друзьям, но некоторое время спустя, вспомнив, что школу, консерваторию, аспирантуру Юрий закончил по виолончели, и вибрацию её дек в слуховом анализаторе он получал из вибрации в мышцах ног, стало понятно, откуда у него слух.