Выпустить пар...

Светлана Шаляпина
После весёлого свободного лета детям тяжеловато в душных классах, в переполненной учениками школе. Первая радость встречи после долгих летних каникул схлынула - надо привыкать к урокам, не всегда желанным, к учению, не всегда понятному, и к долгому утомительному сидению за партой.

Я их понимаю, моих ребятишек. В этом году мне дали классное руководство в пятом классе. В прошлом году эти дети были в третьем, а сейчас сразу в пятом, средняя школа. А они еще маленькие. Как только заканчивается урок, они пулей выскакивают в коридор и начинают бегать, прыгать, играть в свои незамысловатые игры. Конечно, им надо выпустить пар, но они забывают,  что их окружают не ученики начальной школы, их сверстники или ещё более  младшие ребята, а рослые, сильные старшеклассники. И вот всхлипывает Петя Иванов, на бегу врезавшись в высокого девятиклассника и  получив от него  подзатыльник. И ревмя ревёт Людочка, которую схватила за ухо взрослая девочка. За что,  непонятно: Людочка  плачет, икает и повторяет "Я не виновата!". В общем, бедлам.

 На последнем совещании директор школы дала указание классным руководителям провести во всех классах беседы о правилах поведения и безопасности школьников. Я и без этого указания постоянно разговариваю на эту тему со своими пятиклашками. Они слушают, кивают головой ... и всё повторяется. В общем-то, я их понимаю: после 45- ти минут за партой хочется размяться. Но... негде, да это и не предусмотрено.

Сегодня у меня сдвоенные уроки в моём классе, и я решила в начале первого урока уделить несколько минут этой животрепещущей теме, поговорить с ними ещё раз, да не просто с запрещениями "то нельзя и это нельзя", а с примерами из жизни. В прошлом году мальчик из третьего класса толкнул девочку, и она упала - в результате  перелом руки. Говорю о том, как хрупки  наши кости, как уязвимы все части тела.
- Посмотрите на свои руки. Потрогайте одной рукой другую.  Чувствуете кость? А если она сломана? Рука долго будет неподвижной. А если сломана нога и она неправильно срастется, то человек может остаться хромым на всю жизнь.

Мои школьники переглядываются. В расширенных глазах испуг. Мне это и надо - чтобы прочувствовали. В этот момент в класс вбегает Настя, чем-то взбудораженная. Это очень эмоциональная девочка, свободная в общении и даже слишком разговорчивая.
- Настя, почему ты опоздала? - строго спрашиваю я. - Мы говорим о важных вещах.
- Ой, я сейчас была у наших первоклассников! ( Это наш подшефный класс. ) Там такое!
Она хватается за голову. У неё паническое выражение лица: глаза распахнуты, рот открыт!
- Да что же там случилось?- обеспокоенно спрашиваю я.
- Андрей Филимонов бегал на перемене как сумасшедший и упал, у него такая дырка в голове! Столько крови!
- Ему оказали помощь?
- Да, он сейчас в кабинете врача!
Я поворачиваюсь к встревоженным детям. Несчастный случай оказался в тему, нечаянным  логическим завершением и почти наглядным уроком.
- Ну вот, видите, чем заканчивается ваша беготня.

Перехожу к  уроку русского языка. Со звонком ребята вскакивают. Я их останавливаю и  говорю:
- Так, спокойно выходим на перемену,  и помните, о чём мы говорили в начале урока.

Я выхожу вместе с ними , чтобы понаблюдать, как они усвоили сегодняшнюю беседу. Около стены вижу двух  подружек, это послушные девочки.
- А что вы стоите?
- Вы же сказали, что бегать нельзя.
- Ну так вы походите. Немного нужно подвигаться.

Двери всех классов открываются, из них выходят, выбегают, вываливаются разновозрастные школьники. Но большинства своих учеников я не вижу. Они словно растворились в этом множестве фигур, больших и маленьких, как в водовороте, как в шевелящемся  муравейнике.

Перемена короткая, но со звонком на урок трое самых хулиганистых мальчишек подбегают к двери класса красные, потные и запыхавшиеся.
- Ну, что? Все-таки опять носились?
Они виновато опускают головы.

 И в этот момент я вижу, что в нашу сторону идёт директор школы, Мария Николаевна, а рядом с ней семенит с испуганным лицом Петя Иванов, в круглых глазах которого застыл ужас.
- Это ваш ученик? - строго спрашивает Мария Николаевна.
 Я  киваю.
 - Вот, полюбуйтесь на него,  чуть с ног меня не сбил!
Я укоризненно смотрю на Петю. Он готов расплакаться.
- Светлана Александровна, - продолжая говорить строгим голосом, обращается ко мне директриса, - вы что, до сих пор не провели беседу о правилах поведения и безопасности школьников?

От нелепости ситуации и парадоксального комизма впадаю в ступор. 
Немая сцена.