Попутчик

Мовла Гайраханов
В начале девяностых годов большая смута накрыла нашу страну. Не обошла она стороной и маленькую Чечню. Людей делили на тейпы (роды) и вирды (религиозные братства), делили по признакам географического проживания и отношения к происходящим политическим событиям. Был использован весь арсенал разделения единого народа на непримиримые друг с другом составляющие. Надо отметить, что организаторы смуты хорошо владели технологиями разделения, а среди народа оказались  и те, кого можно было купить, и кого можно продать. Впрочем, это не тема нашего обсуждения, Бог всем судья. В назидании потомкам могу сказать, что врага можно распознать в том, кто сеет сплетни и вражду, а товарища разглядеть в том, кто стремится сохранить единство.
Ехал я в ту пору из села в город. Времена были такие, что не каждый осмелится посадить в машину незнакомого человека. В одном из сел возле дороги одиноко стоял худощавый, высокий стройный старик, глубокие морщины избороздили его лицо, короткая седая борода была аккуратно подстрижена, бесцветные от времени глаза равнодушно созерцали проезжающие мимо автомобили. Мое сердце еще было полно любви к соплеменникам. Проживая вдали от малой родины, с большим трепетом относился ко всему, что являло мне ее образы. Я тогда не смог проехать мимо старика. По его говору  понял, что это горец, а в то время усиленно вбивали кол раздора между горцами и равнинными чеченцами. Старик поблагодарил меня за то, что не проехал мимо, и спросил, чей я потомок. Имя отца ему было незнакомо. Старик попросил назвать имя деда, имена молодых людей мне, увы, ни о чем не говорят, - посетовал он. Услышав имя моего деда, старик  оживился.
Я хорошо знал твоего деда, он был мудрым и справедливым человеком, теперь  понимаю, почему ты не проехал мимо, как все остальные, - разговорился старец.
Было время, когда в спорах и раздорах чеченцы обращались не в государственные суды, а к справедливым и мудрым людям из народа. Когда-то мы с братом приехали домой из казахской ссылки на собственном автомобиле. Брат работал на хорошей должности и обеспечивал всех родственников. Он был добрым человеком, его машина всегда стояла перед воротами, и он никогда не забирал ключей из замка зажигания. Он даже в мыслях не допускал, что в отношении него кто-то мог бы поступить вероломно. Однако такой случай однажды произошел. Сосед воспользовался такой возможностью и угнал машину. Не имея навыков вождения, он наехал на людей и убил двух человек. Родственники убитых объявили кровную месть самому невольному убийце и …  хозяину машины. По адатам они, вроде бы, были правы, попытки оправдаться ни к чему не приводили. Старики много раз собирались, однако каждый раз принятое решение оставлялось в силе. Кто-то посоветовал нам обратиться к твоему деду, и мы поехали к нему, практически потеряв надежду на благополучный исход. Твой дед внимательно выслушал нас и сказал, что для него не составит труда справедливо разрешить этот спор. Эти люди неправильно трактуют адаты, и мы им без особого труда докажем это, соберите всех снова в кратчайшее время, - сказал он.
Мы снова собрали старейшин, и твой дед привел там  одну притчу. Два охотника пошли на охоту с одним ружьем. Тот, кто с ружьем шел впереди, держа его наизготовку, а второй шел следом за ним. В какой-то момент, идущий сзади, приблизился  и нажал на курок, грянул выстрел, нечаянно убивший человека. Кто в этом случае виноват, хозяин ружья или тот, кто нажал на курок?
Все знатоки адатов ответили, что нажавший на курок, но и он заслуживает прощения, потому что не было специального намерения убить.
У нас с вами совершенно аналогичный случай, однако все вы трактуете его по-другому. Машина в данном случае является таким же неодушевленным железом, как и ружье. Вы же сравниваете ее с лошадью, с живым существом и, соответственно даете неверную трактовку. По адатам, если от действий лошади погиб человек, то отвечает за это хозяин лошади. Все старики согласились с таким доводом, и кровная месть была снята, как с хозяина машины, так и с того человека, кто сидел за рулем. С тех пор я не слышал, что в Чечне объявили кровную месть за непреднамеренное убийство в аварии, - подытожил старик.
Прошло четверть века, две войны убили во мне чувство восторженности. Но Всевышний своим провидением в тот день свел меня на дороге со стариком, который рассказал мне о случае из жизни моего деда, которого я никогда не видел. Тот покинул сей бренный мир до моего появления на этот свет. Однако я хорошо запомнил этот рассказ попутчика. Он заставил меня вглядеться в свое прошлое, чтобы в будущем придерживаться тех же принципов справедливости, что и мой дед. В этом мире не бывает случайностей. Каждый случай – это эпизод в нескончаемой цепи закономерностей. Просто не всегда и не всем дано распознать суть событий.
Эти старики ушли в вечный мир. Они посвятили свои жизни объединению людей,  стремились творить добро, и оценивали людей по их способностям  и человеческим качествам, а не по географии проживания и родовой принадлежности.
В своей жизни мне приходилось созерцать дно людского падения, предательства и ненависти. Мои глаза стали выцветать, как и глаза того старика, а в выцветших глазах мир теряет яркость своих  красок. Увы, я теперь знаю, что можно ожидать от людей. Внешний образ не всегда отражает внутреннюю сущность. Однако, у меня до последних минут жизни есть одна цель, именно мысль о ней хотел донести до меня в тот день старик-горец. Нужно своим внукам оставить доброе имя, чтобы своими поступками осветить им дорогу жизни, дорогу к справедливости.