Гашек - рижский кот

Анна Нильсен
     Гашек родился и жил в Риге.  Жилось ему неплохо – ведь здесь очень любят кошек, тем более,  умных и красивых чёрных котов. Именно таким и был Гашек: с длинной пушистой шерстью и жёлтыми глазами, похожими на янтарь.
      И Гашек любил свой город: строгий, но в тоже время и красивый, а главное – всегда загадочный.

     Часто уходя из дома на прогулку, кот всегда надеялся, что с ним произойдёт какое-нибудь удивительное приключение – это же не простой город, а Рига.
     Больше всего Гашеку нравилось поздним вечером забираться на чердаки старинных домов, а с чердаков выходить на крыши. Какой вид был отсюда! Весь старый город, как на ладони! Вон здание Ратуши, там – Собор, церковная колокольня, петушки на шпилях, а вдалеке блестит в лучах молодого месяца вода Даугавы. Красота!

     А сегодня, тёплым июньским вечером, накануне праздника  Лиго, кот вышел погулять раньше обычного: хотелось посмотреть, как будет проходить самый любимый праздник. Гашек направился на площадь Ливов, куда сходятся улицы Малая Песчаная, Лошадиная и Мейстару. Он решил устроиться на чердаке  «Дома с котами» - это отличное место для наблюдения, всё видно, ничего интересного не пропустишь.

     Пожалуй, это самое известное  здание  старой части города. На каждой из двух башенок дома восседает чёрный горделивый кот. Конечно же, это не настоящие коты, а фигуры, которые заказал богатый домовладелец Блюмер, недовольный тем, что ему не позволили стать членом Большой гильдии. В отместку коты были повёрнуты хвостами в сторону  дома старейшины гильдии. Таким оригинальным образом  купец решил обидеть и оскорбить зазнавшихся бюргеров.
 
     Гашек хорошо знал историю дома, потому что произошла она не очень давно. Его не особенно интересовали купеческие распри -  его внимание привлекали фигуры чёрных котов: они казались ему стражами города.
     «Наверное, если городу что-то будет угрожать, коты начнут громко мяукать, предупреждать об опасности», - решил Гашек.
     Ему тоже хотелось быть стражем города и также сидеть на шпиле, гордо задрав пушистый хвост.

     На чердаке было душно и сумрачно, с пыльных стропил свисала паутина, но Гашек, высунувшись в окошко, вдыхал свежий воздух и с любопытством смотрел вниз, на людскую суету.
     «Сколько людей на рынке! Покупают букеты, венки из веточек дуба, скоро за рекой можно будет увидеть пламя костров, услышать песни. Наверное, в деревне сейчас очень весело. Вот где простор!  Жаль, что я никогда там не был!» - так думал кот.

     До самого позднего вечера смотрел Гашек на праздничный город. Вот уже появились и первые звёзды, а кот всё ещё был на своём посту. Правда, он начал было дремать, но потом выбрался на крышу, чтобы ещё раз взглянуть на шпили башенок с чёрными  котами.

     Почти стемнело, и месяц светил теперь особенно ярко. Кот посмотрел вверх на башенку, и ему показалось, что хвост у фигуры качнулся, а выгнутая спинка шевельнулась.  Гашек протёр лапами глаза, не веря себе. Но тут раздалось мяуканье, и оживший вдруг  на башенке кот сказал ему:
     - Гашек, не бойся.
     Гашек и не думал бояться, но он был очень удивлён:
     - Откуда ты знаешь, как меня зовут?
     - Сейчас я многое знаю, - ответил чёрный кот и, обернув хвост вокруг себя, уселся на шпиле башни. – Разреши представиться – меня зовут Томас. И, может быть, ты сможешь мне помочь.

     Гашек уже давно ждал настоящего приключения, и вот оно, рядом!  Янтарные глаза разгорелись, сердце смело стучало!
     - Я помогу тебе! – с жаром ответил Гашек, глядя вверх на таинственного кота.
     - Так послушай вначале мою историю, - предложил Томас. – Потом и решишь, как поступить.


                История чёрного кота Томаса

     Я прекрасно жил у своего хозяина и не знал никаких огорчений, пока не наступил тот вечер накануне праздника Лиго. Мой хозяин – молодой парень по имени Янис, – работал помощником аптекаря и мечтал стать врачом.
     Мы с Янисом были неразлучны: везде по городу я сопровождал его. И если иногда соседи видели хозяина одного, то обязательно спрашивали:
     - Эй, Янис, а где же твой чёрный кот?

     В тот вечер Янис отправился со своим другом на вечеринку, которую устраивала молодежь по случаю праздника.  Это местечко было недалеко от нашей улицы – на вывеске белыми буквами было написано «У мельника».
      Здесь пили ячменное пиво, ели тминный сыр, пели песни, шутили.  На столах стояли свечи, и пламя бросало призрачные блики на старые стены, украшенные букетами и венками из лиговских трав.  На двери прикрепили веточки рябины, которые помогают защититься от злых духов.

     Янис был именинником, и на его голове красовался венок из листьев дуба.
      Я устроился возле ног Яниса и завороженно слушал его разговор с другом, потому что тот рассказывал небывалые вещи: говорил, что под Янов день многие чудеса происходят, даже ведьмы по небу летают, а в самую ночь на Лиго  расцветает в лесу цветок папоротника, и кто найдёт этот цветок, тому большая удача будет. 
     Янис слушал внимательно, но подсмеивался над другом. Какие ведьмы? Это в наш-то просвещённый век? Ничего, говорит, вот скоро будем учиться в университете, забудешь свои деревенские сказки.

     Друг не обижался – он действительно недавно приехал в город, но о жизни на хуторе за Даугавой не забывал и приглашал  Яниса сегодня  же поехать к нему в гости на праздник. Ведь на хуторе веселье - так веселье! До утра горят костры, девушки и парни танцуют, поют, прыгают через пламя, взявшись за руки, а потом некоторые отправляются искать цветок папоротника.
     Янис, хотя и не верил в разную чепуху, вроде цветка папоротника, но на хуторе побывать хотел: посмотреть  настоящий праздник. И согласился поехать. Только, говорит, кота домой отведу, а потом и отправимся. На том и решили.

     Взял меня хозяин на руки, и вышли мы на улицу, а там уже и стемнело совсем, хотя ночь эта – самая короткая в году. И народ, что на улицах весь день толпился, почти разошёлся: кто за город отправился, кто к друзьям, кто к себе домой праздник справлять. А как за угол свернули, тут и вовсе никого не было.
      Я сидел у Яниса на плече и принюхивался к дубовым листьям его венка, а пахли они настоящим лесом. Янис тихонько напевал, и я пробовал ему на ухо мурлыкать, но тут вдруг послышался какой-то шум, словно сильный ветер в деревьях зашумел.

     Янис остановился, будто окаменел, а шум доносился сверху, и вокруг нас закрутился вихрь. Я испуганно прижал уши к голове  и взглянул на небо. А там, над крышами, верхом на метле, кругами летала ведьма. Она что-то кричала нам и грозила кулаком, потом стала спускаться ниже.  Она пролетела совсем близко от нас: её метла задела венок, и он упал. Ведьма злобно расхохоталась, а я зашипел, но она ловко схватила меня за шиворот, и мы стали подниматься высоко над домами. Я мяукал, но ведьма крепко держала меня и злобно крикнула Янису:

    Не верил Янис в чудеса –
Остался Янис без кота!
    Фигуру сделаешь за год –
     Свободы час получит кот.
        А если чёрный кот, другой,
     Его заменит в час ночной,
       Исчезнут чары колдовства,
    И будут вместе три кота!

      Опять раздался зловещий хохот, и ведьма помчалась к «Дому с котами».  Столкнув метлой фигуру чёрного кота со шпиля одной башенки, ведьма швырнула меня на её место, и я застыл, превратившись из настоящего кота Томаса в скульптуру.

     Когда Янис пришёл в себя, никакой ведьмы уже и в помине не было. И любимого кота тоже.  Янис подбежал к дому, где я стоял, как украшение  на башенке, звал меня, но я уже ничего не мог ему ответить.
     «Томас, я сделаю новую фигуру, и ты снова будешь котом», - крикнул мне Янис.

      И вот прошёл уже целый год.
      Янис часто приходил ко мне по ночам – не хотел, чтобы люди видели, как он с фигурой на башенке разговаривает, – и рассказывал мне, что нашёл мастера, который согласился сделать скульптуру, и что у новой фигуры обязательно будут изумрудные глаза, как у меня.
     А вчера он радостно сообщил, что всё готово и надо ждать праздничной ночи. Только про другого чёрного кота не мог Янис разгадать ведьмину загадку.


     Гашек слушал историю кота Томаса, затаив дыхание, стараясь не пропустить ни единого слова. Вот какие чудеса в самой обычной жизни с людьми и котами происходят!

     Томас сидел на шпиле башенки, живой и невредимый, но спрыгнуть оттуда не мог: колдовство ещё не было окончательно разрушено.
     - Гашек, - продолжил Томас, - видишь, я ожил, значит, ведьма не обманула: «Свободы час получит кот!»  И Янис обещался в полночь принести фигуру чёрного кота, которую по его заказу  мастер сделал.

     Гашек нетерпеливо перебил:
     - Так ты только на час снова стал котом? А что будет потом?
    Томас беспокойно оглянулся в ту сторону, где был его дом:
     - Надеюсь, что в этот час всё и свершится. Пришёл бы Янис побыстрее!

     Гашеку тоже передалось волнение Томаса, он стал вглядываться  в лабиринт улочек  и вдруг понял, кто это «чёрный кот, другой». Это же он сам, Гашек!
     - Томас! – радостно крикнул Гашек. – Я тоже чёрный кот и могу заменить тебя  на башне!
     От неожиданности Томас даже слегка покачнулся на шпиле, а Гашек, цепляясь когтями за черепицу, уже карабкался по склону башенки вверх.
 
     Тут и Янис пришёл с  новой фигурой кота, глаза у которого были сделаны из зелёного стекла и светились, как изумруды. Удивился Янис и обрадовался, когда увидел, что Томас снова превратился в кота, и теперь меняется своим местом на башенке с Гашеком.
     Янис поспешил к боковой двери дома, здесь была лестница, ведущая на чердак. А там, на чердаке, выбрался Янис через окошко на крышу, и остановился у башенки, не зная, что ему дальше–то делать, как фигуру на шпиль установить.
 
     Кот Томас в это время аккуратно, не торопясь, будто по стволу дерева, спускался  с башенки, где он целый год простоял, а Гашек теперь красовался вместо него на шпиле:  нельзя город без стражей оставлять.  Гашеку было немного боязно - очень уж  высоко - но зато небо стало ближе, и звёзды такие красивые, словно разноцветные блёстки рассыпаны!

     Тут фигура из рук Яниса сама выскользнула и полетела наверх, к  башенке, и Томас крикнул Гашеку:
     - Гашек, всё исполнилось: «и будут вместе три кота!» Ты мне очень помог, спасибо! Прыгай  к нам, не бойся!
     Гашек посмотрел вниз: Томас уже сидел возле Яниса, а тот раскинул руки, чтобы поймать Гашека.
      Новая фигура кота почти долетела до самого шпиля, сейчас она займёт свое положенное место.
     - Прыгай же, Гашек!
     Гашек зажмурил глаза и бесстрашно спрыгнул на руки к Янису…

     …Когда он снова открыл глаза, увидел, что наступило утро, и ярко светит солнышко, даже сюда, на чердак, проникали его лучи, в которых плясали тысячи пылинок.
      Гашек расстроено вздохнул и смахнул прилипшую  к уху паутину:
     «Оказывается, это был только сон! И чёрный кот Томас, и его хозяин Янис - всё мне приснилось!»
   
     Гашек, отряхнувшись, уныло направился к чердачному окошку и подумал совсем, как Янис:
     « Да, действительно, какое может быть волшебство в наш просвещённый век?»
     Привычно выглянув в окошко, Гашек посмотрел, как всегда, на родной город, на все дома, потом также привычно перевёл взор на шпиль башенки, где горделиво красовалась фигура чёрного кота.  И застыл от изумления!

     В лучах утреннего солнца зелёные глаза фигуры сверкали, как настоящие изумруды…