Алексеевский равелин. Накануне приговора

Владимир Дятчин
                Из-за забора: «Урус дервиш, дервиш урус!» -
                Десятки раз мне крикнул мальчик.
                Велимир Хлебников

Н.В. Басаргин:
1
Я очных ставок сложно избегал,
но был настойчивым в своём стремленье,
ведь протокол совсем не мадригал,
семь раз отмерь и пусть замрёт мгновенье,
когда подаст на подпись генерал.
Но вот закончились мои допросы,
как и зима. Легки весны вопросы
в имении, где милый сердцу юг
не знает Питера и сути вьюг.
Мой каземат и глух, и нем, и тёмен,
а мысль вольна и аппетит огромен.
2
Предмет неважный думы посещал:
любил я фрукты есть круглогодично,
а в равелине –  пиво прописал
мне врач, а фрукты – это не типично
для местного меню, и я скучал.
Сие заметил сторож мой, крестьянин,
а может - мещанин, за мной не станет
подробность эту позабыть, у слуг
имён порою нет, но ждут услуг
такие господа, как я. Порочно?
Отвечу так: не узы учат – почва.
3
Спросил мой страж: «Почто вы так скучны?»,
Я, усмехнувшись, так ему ответил:
«Люблю малины вкус. Свежи, сочны
те ягоды, что я себе наметил,
но эти все несбыточны мечты…»
«Но почему лишь так?» - в ответ мне сторож -
«Милютины ряды – малина споро
пред вами будет – есть и четвертак…»
Мои слова напрасны: «Не надо так…»
Он убежал, а через час – корзина
стояла предо мной - что за картина!
4
В тарелке вишня радует мой глаз,
в другой – малина, груши между ними,
лимоны, апельсины – и всё en face !
Тьма каземата, будто, стала синей,
благое нечто осветило нас.
Меня сомненья тут же посетили –
не четвертак потратил стражник или
скрывает нечто в доброте своей,
чем потакает похоти моей.
А как я расплачусь, коль и не знаю,
когда мне средства в пользу возвращают?

Рассказ сторожа:
5
- Мной не потрачен даже четвертак.
И не лукавлю - вот он – убедитесь!
Я дал его купцу, а он – мастак,
дал ягоды чуть-чуть - вот, мол, берите,
и зелень листьев поправлял. Не так,
- ему я говорю – добавь немного,
ведь это же для узника острога!
Торговец поначалу отказал,
подумавши: «Так что же ты молчал -
пенял купец, корзину загружая -
все фрукты от меня, пусть это знают».
6
Вот вы и знаете – каков купец
санкт-питерский, ещё же он добавил,
чтоб заходил и впредь в его конец,
его презент хотя и тощ, и мален,
но искренен и жизни не венец.

Н.В. Басаргин:
Мой сторож явно был собой доволен,
но я сказал, что он-таки не волен
к тому купцу ещё так заходить
и попросил те фрукты поделить
меж ближними друзьями в одиночках,
где все мы ждали петербургской точки…

Из воспоминаний: «…я с большим наслаждение съел остальное, вспомнив свой юг, свой Тульчин, где я так безоблачно был счастлив! Впоследствии, когда сторож мой шёл по своей надобности в город, он всегда спрашивал меня, не зайти ли ему к нашему купцу. Но я решительно запрещал это, и, надо сказать правду, он никогда не нарушал моего запрещения.»
    …Мы так ещё были молоды, что приговор наш к двадцатилетней каторжной работе в сибирских рудниках не сделал на нас большого впечатления. Правду сказать, он так был несообразен с нашею виновностью, представлял такое несправедливое к нам ожесточение, что как-то возвышал нас даже в собственных наших глазах.
               
       Н. В. Басаргин

(продолжение следует)