Проездом по Грузии или Восток дело тонкое

Олег Слюсарь
   Однажды, а это было в начале 60-ых годов прошлого столетия, я отдыхал на Кавказе в  Пятигорске вместе со своим родителями. 
   Как-то случился у нас разговор о Грузии и грузинах. Началось всё с того, что я вспомнил строки из «Мцыри» М.Ю.Лермонтова
«….Такой-то царь, в такой-то год,
Вручал России свой народ.
……………………………..
И божья благодать сошла
На Грузию! Она цвела
С тех пор в тени своих садов,
Не опасаяся врагов,
За гранью дружеских штыков».

   О Грузии мне много рассказывал отец. Он был уроженец Кавказа, родился в Пятигорске и поэтому много чего мог рассказать. 
Если коротко, то Грузия – красивая страна. Народ живёт хорошо. Грузины, хоть и хитроватый народ, как и все на Востоке, но гордый и не мелочной.
 Но, конечно, лучше всего увидеть все своими глазами.

И мы  решили ехать домой  в Москву через Грузию и далее по черноморскому побережью. У нас была машина «Москвич 402». Управлять машиной тогда отец не мог. Он перенес операцию. Вести машину должен был я.
   Путешествие началось. Проехали мы Нальчик, Владикавказ и вот уже  Дарьяльское ущелье.
Берега Терека ещё пологи и теченье его  относительно  спокойно. Здесь я впервые увидел стайку черных грачей. Вот только лапки у них были красные.
Это было так неожиданно и красиво! Отец пояснил мне, что эти птицы живут только здесь – эндемики. Местные жители называют их грачами.
Въезжаем в Дарьяльское ущелье. Дальше дорога идет только в гору. Двигатель машины натужно ревет.
В те годы дорога была плохая. Узковатая  для разъезда двух машин. Местами без  твердого покрытия. Местами её пересекали пролившиеся сверху ручейки. Но я был осторожен. Ведь я вёз своих родителей.
   И, наконец, вот он Крестовый перевал.  Перед нами великолепная картина окружающих гор! И прекрасное настроение! Теперь только вниз. Казалось и машина радуется вместе с нами. Мы выбрали зеленый уголок. Мама приготовила покушать. Все трудности отошли на задний план.
  Однако надо было продолжать путь.  А мне нести  нелёгкий труд шофёра.  Это действительно так. Все познаётся в сравнении. Вождение по горной дороге чрезвычайно трудно и, как я выяснил для себя, особенно опасно при езде вниз. Когда можно  - побыстрей,  да нельзя.
И я справился. Уже к вечеру мы достигли древней столицы Грузии. Это был небольшой городок Мцхета.
   Там мы остановились  у небольшой гостиницы. При ней было кафе. Рядом бензоколонка.
Мои родители ночевали в машине, а мне нашлось одно место в номере гостиницы. В нем еще было несколько человек. В основном водители профессионалы-дальнобойщики. Я долго не мог заснуть, несмотря на усталость, слушая их байки о поездках.
Когда они узнали, что я вел машину через Крестовый перевал, очень удивились и похвалили. Мне молодому человеку это было приятно  и я прислушивался к их советам.
  Рано проснувшись, я решил заправиться бензином.
В то время бензоколонки представляли жалкое зрелище. Площадки подъезда к ним -неубранные, с рытвинами. Не было крыш. Как правило, часто стояли длинные очереди из машин. Кассы не было. Деньги за бензин брал сам заправлявший машину человек.
Вот и мне машину заправлял бензином импозантный грузин. Потом сказал: «С вас 23 рубла».
Я ему дал 25р и жду сдачи. Однако он молчит и смотрит куда то в сторону. Я ему: а сдачи?
Слышу в ответ: «ЭЭ.Какая сдача. Нэту мэлочи.»
   Сзади уже «подталкивала» меня  другая машина. Пришлось отъезжать. Отец, слышавший весь разговор, посоветовал уезжать и не расстраиваться, а в следующий раз быть поумней. Восток дело тонкое.

   Дальше наш путь лежал через Кутаиси к городку Очамчире с выходом к Черному морю.
Проезжая селения Грузии, мы сравнивали их с нашим Подмосковьем.
Большинство домов в Грузии были каменные с тенистыми двориками и небольшими загородками. Этим они разительно отличались от наших деревянных домов с покосившимися деревянными заборами.
Мы наблюдали,  как в двориках жители обедали, смотрели телевизор. Ближе к вечеру мы слышали песни.
Невольно про Грузию напрашивались слова поэта: «… Она цвела… в тени своих садов…».
   Уже подъезжая к Очамчире, мне понадобилось снова заправиться бензином.  Но для этого мысленно у меня уже был готов план действовать умней…как советовал мне отец.
   На бензоколонке была та же картина. Очередь, бензозаправщик…мне показалось, что он был даже похож на предыдущего.
Разница была только в том, что он после заливки бензина, сказал: « С вас 22 рубла». Я быстро достал 20р  и стал искать по карманам мелочь…искал долго.  И здесь слышу: «ЭЭ! Нэ надо.  Нэ ишы мэлочь. Эзжай». И махнув рукой, он быстро направился к другой машине.
   Я сел в машину. « Один – один» - сказал я отцу – действительно, не мелочной народ».
   Отдыхая и вспоминая мимику грузин в момент расчета за бензин, мы долго смеялись, одновременно любуясь открывшимися просторами Черного моря.
   Дальше наш путь лежал к Сочи.
Следует сказать, что моя проделка с деньгами  была просто экспериментом на Востоке.
 В жизни я так никогда не поступал. Да и повода не было.