Два студента

Светлана Борисовна Волкова 2
     Алексей Павлович, мужчина лет тридцати, вырос в детском доме и сразу после школы поступить в институт не мог. Долго и тяжело работал, и как только заработал достаточно денег, чтобы учиться на дневном отделении, устроился лаборантом на кафедру математики пединститута. У него была мечта поступить на физмат и именно на дневное отделение. Преподаватели кафедры с уважением относились к такой мечте и как могли, помогали ему подготовиться к вступительным экзаменам.
     Проработавши год лаборантом, он-таки поступил на этот факультет. Сразу же потребовал к себе уважения: однокурсники должны были обращаться к нему только на вы и по имени отчеству. Преподавателям, впрочем, разрешалось обращаться к нему просто по имени. Учитывая хорошие оценки на вступительных экзаменах, преподаватели ожидали, что и дальше он будет хорошо учиться. Но, увы, способности к математике у Алексея Павловича были весьма скромными. Преподаватели просто забыли, что к вступительным экзаменам ему помогала подготовиться вся кафедра.
     Я, в то время совсем еще молодая преподавательница, вела в его группе практические занятия по геометрии. Однажды на моем занятии произошел такой случай: что-то не так ляпнула Леше одна из его молоденьких однокурсниц, что именно, я не расслышала. Вряд ли что-то особо страшное, именно эта девочка была способна не подумавши высказать какую-либо глупость. Он же счел для себя это высказывание очень обидным. Вскочил, раскричался на всю аудиторию: «Какое ехидство, какая подлость!». Кулаки у него сжались. Вид был такой, что казалось еще немного, и он убьет эту девочку. Занятие было безнадежно сорвано: все остальное время до конца пары я успокаивала Алексея, остальные студенты сидели притихшие. С тех пор однокурсники старались с ним не разговаривать, по крайней мере, без особой надобности, чему Алексей Павлович, кажется, был только рад. Вот так едва-едва на троечки он и проучился на физмате пять лет.
     В то время когда Алексей Павлович учился на первом курсе, к нам на физмат надумал поступать еще один взрослый мужчина Евгений Юрьевич. Был он уже женат, до поры до времени работал он сварщиком, но появились какие-то проблемы со здоровьем и врачи запретили ему работать по специальности. На пенсию в 30 с небольшим лет ему идти не хотелось (был он всего лишь годом старше Алексея Павловича), тогда его жена, преподаватель кафедры педагогики с одной стороны и сосед, декан нашего факультета с другой стороны стали уговаривать его поступать на физмат. Евгений начал готовиться к экзаменам и к своему удивлению в институт все-таки поступил.
     С однокурсниками вел себя просто, предпочитал, чтобы его называли просто по имени, без отчества. Учился он, впрочем, не очень хорошо, но от бывшего сварщика никаких особенных способностей к математике и не ожидали.
     В их группе я также вела практические занятия, но не по геометрии, а по алгебре. Проблем в этой группе у меня никаких не возникало.
     Жили мы в то время далеко от института. Ехать домой нужно было через весь город. Женя жил не далеко от нас, и часто ехал домой в одном автобусе со мной.
     Вот и в тот раз мы ехали вместе, я сидела на одном сидение, а Евгений на другом, сзади меня. Проехали мы примерно половину дороги, и на одной из остановок в автобус вошел бывший муж моей подруги Алька.  Был он изрядно выпивши, но меня узнал и тут же бухнулся на сидение рядом со мной. Что именно он болтал, я не помню, но это была какая-то гадость, к тому же по большей части нецензурная. Мне было очень стыдно от того что рядом со мной сидит пьяный, что болтает всякую мерзость, а главное, что все это видит и слышит мой студент.
     Женя же спокойно сидел и молчал, но молчал, ровно до ближайшей остановки, а когда автобус остановился, встал, схватил Альку за шиворот и как кутенка выбросил из автобуса. После этого сел рядом со мной и принялся успокаивать: говорил, что давно знает Альку, что, как он выразился «в мальчишках гуляли в одной компании», что Алька со всеми так разговаривает, и что мне совершенно нечего стесняться и стыдиться. Говорил он так, как если бы был моим старшим братом, и мне стало намного легче.
     Прошло время и сначала Алексей Павлович, а потом и Женя получили дипломы учителей математики и физики.
     Алексей Павлович устроился учителем математики в одну из городских школ. Его мечта исполнилась, но проработал он недолго: в конце первой же четверти он сорвался и прямо в классе, не знаю уж по какой причине, ударил ученика. Вышел жуткий скандал, и едва проработав в школе одну четверть, Алексей Павлович с треском вылетел с работы. На этом его учительская карьера и закончилась.
     Евгений Юрьевич ни математику ни физику преподавать не собирался, прекрасно понимая, что знаний там у него очень мало. Но так как он был к тому времени лейтенантом запаса, не знаю уж каких войск, то устроился учителем начальной военной подготовки в одну из деревенских школ, неподалеку от города.