1 книга Дуэт Проза Ольги Фокиной

Ольга Фокина Усть-Илимск
 
 «Дуэт – когда мечтают вместе,
                И цель единая близка,
                Когда нет зависти и лести,
                А есть лишь мысль и строка».
                Максим Сафиулин

                ДУЭТ СОСТОЯЛСЯ

Памятуя совет своего старшего наставника, бывшего руководителя Союза писателей СССР (царство ему небесное) Олега Николаевича Шестинского, оцениваю книги  «не под прицелом мелочных упрёков, не в малодушном выискивании просчётов, но в мучительно-искреннем обнаружении того чистого и светлого, того потаённого и не навязчивого, что так близко и дорого самому». И если открываю эти качества, то, значит, в книге заложена та нравственность, на которой  и зиждиться искусство.
Первое стихотворение, которое остановило мой беглый просмотр страниц в разделе стихов Максима Сафиулина - «Мелодия души моей и сердца»:
Жизнь моя разложилась, как гамма,
В "до мажоре" -   без всяких знаков.
И пусть лезут "бемоли" упрямо,
Но они не заставят плакать.
Я на каждый бемоль – бекаром
Отвечаю. Не дрогнут руки.
Я на свете живу  недаром -
Я дарю людям сердца звуки.
        Оптимистичное, мажорное стихотворение. Выдаёт в авторе музыканта. И музыканта талантливого. Специально зашел на сайт Максима и послушал его искусную игру на фортепьяно и… расчёске, его мелодичные песни. Кстати,  и сами стихи Сафиулина музыкальны. Он пишет их, как играет на инструменте:
Едва касаясь, как смычок струны,
Веду чернильной строчкой по бумаге.
Стихи Ольги Фокиной  в чём-то перекликаются с поэзией Максима Сафиулина. Чувствуется в словах, строках родство душ. Где-то ощутимо в унисон. Недаром книга названа  «Дуэт».  И многие стихи Ольги положены на мелодию Максима. Отличает только мужское и женское начало души.
Ангелом я буду за твоим плечом,
И пока мы вместе - всё нам нипочем…
               (Ольга Фокина)

Но впереди счастливый поворот,
И Ангел за спиной - моя защита!
             (Максим Сафиулин)

Что моя жизнь без тебя?
Сорванный лист на ветру…
                (Ольга Фокина)

Мы нужны друг другу - это главное!
Ссоры пусть останутся другим.
(Максим Сафиулин)

Моя любовь спасет тебя от бед,
Ты от моей любви сильнее станешь.
           (Ольга Фокина)

       Не делая глубокого анализа творчества дуэта авторов, о чём я уже заметил в начале моей краткой рецензии, я сделал главный вывод – дуэт состоялся. Теперь слово за читателем.

ПРОХОРОВ СЕРГЕЙ ТИМОФЕЕВИЧ,
ЧЛЕН МЕЖДУНАРОДНОЙ ФЕДЕРАЦИИ РУССКОЯЗЫЧНЫХ ПИСАТЕЛЕЙ,
РЕДАКТОР ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННОГО  И ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОГО ЖУРНАЛА «ИСТОКИ».

ФОКИНА ОЛЬГА
г. Усть-Илимск

Участник творческого объединения «Литературное братство» (г. Братск). Организатор и координатор творческого объединения «СТИМУЛ» (г. Усть-Илимск). Выпускница кафедры «Журналистика» филологического факультета Нижегородского госуниверситета имени Н.И. Лобачевского (г. Нижний Новгород).
Финалист международного литературного проекта имени Риммы Казаковой и международной литературной премии имени Анны Ахматовой. Победитель всероссийского конкурса «Восходящая Звезда», областного конкурса «Молодежь Иркутской области в лицах», областных конкурсов на освещение в СМИ вопросов молодежной политики и патриотического воспитания. Лауреат всероссийского конкурса «Лучший урок письма» и международного конкурса-фестиваля «You’re super star”. Победитель различных международных, всероссийских, областных, региональных, городских литературных проектов.
Соавтор международных литературных альманахов и журналов «Золотая Ника» (Одесса), «Союз писателей» и «Лауреат» (журнал международного союза писателей «Новый Современник»), «Наша молодежь», «Журналист» и «Цветные строчки» (Москва), «Пегас» (Санкт-Петербург), «Судьбы, опаленные войной» (Самара), «Литературный ковчег» и «Зеленый бульвар» (Омск), «Образ» (Кемерово), «Первоцвет» (Иркутск) и др. Страничка на портале «Стихи.Ру» (http://www.stihi.ru/avtor/olgaf5511).  Авторские поэтические подборки были опубликованы в газетах «Усть-Илимская правда» и «Вечерний Усть-Илим».

СТАРЫЙ ДРУГ

     В этот день стояла солнечная погода, которая так и располагала провести целый день на улице. Вернувшись вечером, я распахнула окно в своей любимой кухоньке и обомлела от увиденного за окном… Я застыла в недоумении. Кругом пустота, и больше нет теплоты в душе от того маленького мира, в котором было легко и спокойно...
      Память унесла меня на целых 7 лет назад, в тот день, когда я проснулась в новой квартире от приятного пения пташек, расположившихся на огромном тополе, шелестящем распустившейся листвой… Это утро я не забуду никогда: трели птиц, шелест ветвей, детский смех, изумрудная зелень перечеркивали повседневную суетную реальность и напоминали рай.
     Все 7 лет я с упоением восхищалась этой красотой. Тополь был виден через кухонное окно, я любовалась им по утрам и вечерам, завтракая или ужиная. Но особенно красивым был вид из моей комнаты. Просыпаясь, я ощущала себя как в сказке. А какой чистый воздух, приятная прохлада ожидала меня, когда я открывала окно или выходила на балкон!
     Мой тополь радостно встречал меня, приветливо кивая ветвями. Вокруг него всегда была атмосфера тепла, добра и уюта. Молодые мамочки прогуливались с ребятишками. Бабушки сидели на ярко-выкрашенной скамеечке, которую сделали своими руками жители двора. Тополь всех объединял и радовал. Кого-то он укрывал от дождя или чрезмерно навязчивого солнца, кого-то обдавал волшебным, легким ветерком, перебирая своими звенящими листочками, как будто разговаривал с нами.
     Однажды он даже спас трусливого кота Ваську от оравы злостных собак. Разъяренные собаки пытались догнать Ваську, но тот лишь победно мурлыкал сверху, чувствуя защиту родного тополя. А сколько птиц щебетали, словно вступая в диалог с тополем. И всем он приветливо отвечал. Получалась волшебная музыка природы, завораживающая сердце и волнующая душу!
     И вот сейчас все эти картины проплывали перед моими глазами… Моего дерева больше нет. Нет больше того теплого кусочка из детства, остались только светлые добрые воспоминания… Вместо зеленого и родного сердцу тополька на сырой земле разбросаны пенечки и беззащитные веточки…И только одинокая выцветшая скамейка сиротливо стояла на том же месте. Вот только теперь на ней сидели лишь два воробья. И никого.
     Теперь рядом стоят молодые симпатичные деревца, но только тот тополь мне был очень дорог. И пусть убийство моего «старого друга» было неизбежным, не из корысти, а из целей безопасности, но в моей душе этот день отпечатался навсегда, оставив теплоту от воспоминаний и горечь от потери.
     Я, как и прежде, просыпаясь, бегу к окну по привычке, привстаю из-за кухонного стола, чтобы увидеть его, но он уже никогда не кивнет мне приветливо своей кучерявой зеленой листвой... Дворники уже замели разбросанные лесорубами опилки, но оставшиеся изрубленные пенечки напоминают о человеческой жестокости. Наспех, не отдавая себе отчет, не думая, люди дерзко разбросали поломанные веточки и стружку. Дети в рассеянности подходят к месту, где раньше стоял могучий тополь. Кот Васька настороженно пробирается по пенечку и озирается назад. Бабушки вздыхают. Скамейка стоит опустошенная и уже никого не радует и не собирает, как прежде. Она ведь не сможет защитить от солнца, дождя, ветра...Теперь вместо шумных бесед тишина…
     Прощай, мой старый друг!
     Ты останешься в моей памяти молчаливым, но приветливым и всегда понимающим…



ПАЛИТРА ОСЕНИ

   Осень – грустное, но по-своему прекрасное время года. Время фантазий и раздумий, впечатлений и ярких образов... Этому времени года посвятили свои строчки известные поэты: А. Пушкин , Ф. Тютчев , А. Фет , А. Плещеев , В. Степанов  и т.д.  Вы только полюбуйтесь этими строчками: принарядившись "в багрец и в золото", обдавая своим "свежим дыханием", с  "печальным шумом" обнажается "таинственная осень".
     Какие дивные строки! В них - любование осенью, ностальгия и немного грусти.
    Солнечные блики уже не греют так тепло, как это было летом, греют воспоминания о ярком и, скорее всего, незабываемом летнем сезоне. И все же, осень – для меня самая прекрасная пора в своем "разноцветном уборе". "Сказочный чертог" поражает великолепием "золотого обруча липы" и березок-невесток "в золоченых кучерявых рамах".
     Детвора играет бросающейся под ноги пожелтевшей листвой. Осенний дождик мерцает, делая воздух необычайно чистым. Легкий шорох под ногами…
     Природа меняет краски. Золотистый осенний пейзаж достоин кисти художника. Я очарована осенней палитрой! Несмотря на то, что природа медленно «засыпает» до весны, красочная цветовая гамма осени будоражит чувства и разум, создает определенное настроение, наталкивает на какие-то рассуждения, мысли.
     А сколько подарков нам дарит Осень! Если, конечно, до этого мы не поленимся, то получим от осени в подарок ни одну корзину полезного урожая, заботливо собранного нами на своих огородах, пылающего своим разноцветьем и пестротой!
     Ах, сколько детских воспоминаний связано с этим временем года. Помню, как ждала, когда пойду в первый класс. Не давала маме покоя, расспрашивала о школе. «Вот пойдешь, и увидишь», - говорила мама, даже не пытаясь утолить мое любопытство, а, наоборот, еще больше разжигая костер детских фантазий.
     Какая она осень? Для кого-то унылая, холодная, тоскливая, хмурая,промозглая, для кого-то наоборот жаркая, незабываемая, золотая,  урожайная, цветная... А для меня она задумчивая, нежная, печальная со своей незабываемой палитрой: нарядная, пламенная, яркая, багряная, пурпурная, чудесная, сказочная... Она, как "рыжая девчонка", в красных, бордовых, желтых листочках-лоскутках, манит "бархатным" солнышком.
     Конечно, каждое время года по-своему прекрасно: и в природе, и в человеческой жизни, но для меня в осеннем пейзаже есть что-то особенное, привлекательное, немного ностальгическое.
 

СПАСИТЕ РУССКИЙ ЯЗЫК!


Любовь к языку – это одно из проявлений
любви к родине, которая всегда с нами.
Ю.Н.Караулов



     Истинная любовь к  своей стране немыслима без любви к  своему языку. Любить свою страну – это значит любить в ней всё. Живу в России. Люблю Россию. Люблю в ней всё: каждую травинку, каждую тропинку, каждое прикосновение ветерка… Люблю свой язык. В нем есть столько таинственного. Люблю каждое слово. В русском языке одно и то же можно описать по-разному. В нем столько прекрасного! Как можно не любить родной язык? Ведь он – основа всему, что внутри каждого из нас. Не зная свой язык, невозможно выразить свои чувства и мысли, невозможно понять чувства и мысли окружающих нас людей. А ведь это так важно! Язык – это то, что нас объединяет, то есть – это средство нашего общения. Считаю, что жителей России связывает многое. В первую очередь, наша история, наша культура, наши какие-либо определенные особенности быта… В общем, то, что жителей России отличает от жителей других стран. На мой взгляд, история языка и история общества – понятия, которые часто переплетаются: язык существует в этом обществе, а, значит, язык зависит от этого общества.
     Мне кажется, что родной язык нельзя изучить полностью: он – безграничен и неисчерпаем. Все мы понимаем, что в нашем языке заложен опыт наших предков: их изобретения, достижения, мысли. По-моему, как рыба не может жить вне воды, так и человек не может оставаться человеком вне языка.
     Как можно любить страну, не зная языка этой страны? Уверена, язык России – это частичка самой России. Они же связаны и немыслимы друг без друга, то есть, невозможно любить русский язык, не любя Россию, аналогично, нельзя любить Россию, не любя русский язык.
Согласна с К.Паустовским в том, что истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку. Но в последнее время довольно часто мы слышим, что русский язык исчезает, что дети скоро забудут истинные русские слова… Действительно, в настоящее время появилась угроза исчезновения русского языка. Меня это очень беспокоит. Я часто задумываюсь над тем, почему возникает такая проблема и в чем она вообще заключается. По-моему,  русский язык портят, в основном, сами жители России.  Сегодня достаточно пройтись по улице, и на глаза попадутся пестрые иноязычные слова. Значений некоторых из этих слов мы сами даже не понимаем. В нашем языке множество красивых и понятных слов, но мы стали искажать русский язык уже давно, с тех самых пор, как появились такие понятия, как "фонетические профессионализмы", "архаизмы", "диалектизмы", "жаргонизмы", "неологизмы", а главное – "заимствованная лексика". Но зачем нам слова, заимствованные из других стран? Зачем нам эти чужие и холодные слова? В наше время заимствованными фразами заменили все русские, сказочно-красивые выражения.
     Включаю телевизор. Реклама. Само слово иностранное.  И что же мы слышим: «Баунти», «Твикс», «Доширак», «Кока-кола»… А где же названия наших родных продуктов? Где любимый шоколад «Аленка»? Где сыр «Дружба», ирис «Кис-кис»? Почему нас пичкают всем иностранным? А «Сникерс»? Это, вообще, уникальный случай. Был просто «Сникерс», а теперь от него образовали глагол – сникерсни. Вот так! Иностранщина не только вошла в нашу речь, хорошо в ней устроилась, но еще и развивается.
     Наверное, любой ребенок, придя с мамой в магазин, будет выбирать вещь, исходя из красоты и, естественно, из надписей. Что мы можем прочитать на детской одежде? Какие надписи пестрят повсюду? «Адидас», «Рибок», «Версаче», «Америка»? Да. До любви к своим отечественным производителям, а вместе с ней до любви к своей стране, очень далеко.
Одну и туже мысль, а, в частности, слово, можно произнести по-разному. Люди, на мой взгляд, выбрали не лучший способ передать свои чувства, выражая их неприличными словами. Дети берут пример с родителей. Подумать страшно, что совсем скоро каждый первоклассник будет выражаться жаргонной лексикой!  Сейчас так поступает, пожалуй, каждый второй семиклассник на крыльце родной школы.
     В настоящее время каждый крупный магазин назван очень странно: наполовину – по-русски, а остальная половина – опять-таки заимствована. При этом значение этого названия никем не принимается всерьез…
     Считаю, что самый выдающийся пример любви к России и к русскому языку – это наши писатели, поэты, которые создавали богатейшие шедевры и вошли в историю мировой классики. Олицетворением истинной любви к родному языку  стало творчество И.А.Бунина. Он некоторое время жил за границей и в это же самое время любил Россию и русский литературный язык. Об этом говорят его многочисленные стихи, рассказы о России.
Изучив творчество А.И.Куприна, мы научились ценить русский язык и поняли, что «изучение и сбережение русского языка является… насущной необходимостью».
     Понимать «чудные законы» этой «громады» нас научил Н.В.Гоголь, который приложил немало усилий для того, чтобы как бы воспеть наш язык.
А.С.Пушкин своим творчеством показал нам всю красоту русского языка. Он использовал разные жанры: сказки, романы, повести, рассказы, стихи.
     В настоящее время глобальной проблемой становятся интересы молодежи. Вместо того, чтобы черпать ту ценную информацию, которую хотели до нас донести русские классики, мы отдаем предпочтение бульварной прессе. А дети? Что читали лет 10 назад родители своим детям? Какие сказки знают наши мамы и бабушки? «Колобок», «Курочка Ряба», «Репка», «Морозко», «Сказка о рыбаке и рыбке»… А смогут ли назвать эти сказки мои дети? Вряд ли. Ведь они воспитаны не на добрых и порядочных сказках, а на иностранных, злых и беспощадных мультфильмах с разными монстрами. Но кто будет спорить с тем, что отечественные мультфильмы куда интересней, забавней и смешней: «Ну, погоди!», «Ёжик в тумане», «Вини-пух»… Но пока родители работают, дети вынуждены смотреть на ТВ не всегда качественные и настраивающие на добро мультики...
     Из всего выше сказанного напрашивается печальный вывод. Действительно, мало мы стали обращать внимания на свой язык. Как мы его изучаем? В школе на уроках, притом, что русский язык преподается всего-то два-три раза в неделю! Но ведь этого катастрофически мало! За это время невозможно понять все богатство русского языка. Так хочется, чтобы каждый из нас вспомнил: Россия – наша Родина и наш дом. И мы просто обязаны любить свой язык, а, значит, беречь и защищать его от иностранных слов. Если мы не задумаемся над этим всерьез, то наш родной язык, действительно, исчезнет. Это же неверно, что в России становятся больше иностранных слов, нежели наших, русских. Огромное количество людей из зарубежных стран открыто признаются в том, что считают русский язык самым красивым языком в мире.  Давайте же любить страну, в которой мы живем, а, значит, и язык, на котором говорим.


ЧИТАТЬ УЖЕ НЕ МОДНО?

     В читальных залах библиотек по-прежнему есть читатели, в каждом доме по-прежнему есть настольная книга. Но откуда  тогда такое мнение, мол, читать уже не модно? Что происходит с современными читателями, и что за этим может последовать?
     Раньше русские считались самой читающей нацией во всем мире. А сегодня есть ли люди, которые в месяц могут прочесть хотя бы одну книгу, причем ту, которая несет в себе художественную ценность и смысловую нагрузку? Некоторые склонны считать, что современному человеку телевизор и интернет заменили книгу, а под книгой стали подразумевать только детективы в мягкой обложке. Если это, действительно, так, то это ужасно. Как можно, не читая книг, стать успешным и умным человеком? Книги всегда учили нас культуре речи, обогащали наш словарный запас, улучшали навыки общения. Всегда приятно пообщаться с начитанным человеком.
     Многие удивятся, когда начнут читать этот материал: ведь существуют книги в электронной версии. Неужели и, правда люди перестанут ходить в библиотеки, а художественную литературу вскоре заменят интернет и детективы в мягкой обложке? Или предпочтут классике те произведения, которые красуются на прилавках: литература по Фэн-шуй, психологии, о том, как стать богатым и красивым, советы от известных людей, их «жизнеописание»… Безусловно, такая литература имеет право на существование. Она востребована и порой очень даже интересна. Но как она может заменить произведения наших классиков?
     А вспомните, как в старорусские времена во время пожара, сначала спасали книги, а потом уже свои жизни! Первые книги были дороже золота! Книга – это не просто приятное времяпрепровождение, это наша история, связь поколений, жизненный опыт, мудрость. Раньше, в «доперестроечные» времена, когда в стране был дефицит товаров, очереди за книгой были длиннее, чем за продуктами. Люди стояли ночами, чтоб получить в семейную библиотеку томик Чехова, Пушкина, Блока. И были счастливы. Читали, перечитывали, заучивали наизусть, рекомендовали друзьям и знакомым. Развивали память, художественный вкус, обогащая свой внутренний мир духовно и нравственно.
     А что сейчас?
     После прочтения книги из интернета у человека вряд ли останется какая-то память, а те драгоценные эмоции, которые остаются от настоящего прочтения, не имеют ничего общего с просмотром просветительских телевизионных передач.  Так можно и деградировать, перестать мыслить, перестать размышлять и думать.
     А что если возобновить семейные чтения по вечерам? Это и успокоит от повседневной суеты, даст ответы на многие интересующие вопросы, повысит уровень образованности, а совместный досуг сможет сблизить и укрепить семью. А может быть стоит приглашать в свои города делегации поэтов, писателей, членов Союза писателей России, чтобы из их уст узнавать о новых литературных традициях, современных книгах, получать мастер-классы для творческих и инициативных, начинающих авторов? А может быть стоит возродить традиции массового чтения, например, ежегодные "Пушкинские чтения" (которые проходят далеко не везде)? Сделать чтения произведений классиков доброй традицией? Не во всех городах есть патриотическая нотка - прочтения произведений местных авторов. Нет тематических вечеров, посвященных творчеству местных поэтов и авторов-исполнителей. Нет даже традиции отмечать День писателя и День поэзии (удивительно, но далеко не во всех городах есть такая традиция)! Может быть стоит отменить нелепую стимулирочную оплату труда, которая превратила нормальных людей в добытчиков "балла" и культурная жизнь маленьких провинциальных городов стала несоизмеримо скучной, потому что читальные залы стали заполняться не искренними читателями, любящими книгу, а бедными школьниками, которых снимают с урока и принудительно, "для галочки", ведут на зачитанные по листочку лекции. Может быть стоит попробовать заинтересовать народ, а не заставлять? Нельзя заставить человека полюбить книгу, даже если положить эту книгу в автобусе, на пляже, в воде (а именно такие акции сейчас становятся популярными), но можно ведь заинтересовать. Даже акция "Библионочь", призванная создать яркую презентацию Ее Величества Книги (чтобы заинтересовать людей чтением книг), становится странным аттракционом для "галочки"... Так обстоят дела не везде, но всё же встречается и такое... А может быть сами хранители перестали быть заинтересованными в том, чем они занимаются? Иногда диву даешься, когда приходишь за любимой книжкой, а тебя встречают так, словно ты отвлек человека от беседы по телефону с родственниками или дружного чаепития, или когда тебе откровенно намекают на то, что у человека маленькая зарплата, поэтому он отказывается что-то делать, искать, помогать, проводить... К счастью, судьба ко мне благосклонна, и на моем жизненном пути встречались милые, добрые, отзывчивые библиотекари, которые пусть и за мизерную зарплату, но от души помогали своему читателю! Ведь именно благодаря энтузиастам в этом мире есть что-то доброе и светлое!
     Я верю, что у России есть будущее, и надеюсь, что книга по-прежнему будет настольным другом человека.


МОЙ ПУШКИН

     В каждом из нас живет свой Пушкин. И это отрадно. Проходят века, но Пушкин жив в нас, возможно, потому что воспевал важнейшие ценности жизни, которые актуальны и в современном обществе. Не перестаю открывать его для себя. С каждым прочитанным произведением и развитием воображения в сознании появляется его образ. Его поэзия и проза уносят меня от повседневной суеты и бешеного ритма жизни современного человека. Согласитесь, ведь далеко не каждый поэт и писатель имеет талант своими произведениями так затрагивать душу читателя?
     Конечно же, Александр Сергеевич для меня, в первую очередь, добрый сказочник из детства, который способен воспитать  светлые и добрые чувства в юной душе. Я с удовольствием перечитываю свои первые книжки, а именно сказки Пушкина. Вспоминаю, как засыпая, я много раз представляла себе героев этих сказок.
     С годами я стала лучше понимать его произведения, наблюдая за особым языком Пушкина. Он научил меня любить литературу и божественный русский язык, научил ценить богатейшую сокровищницу русского народа.
     "Певец прекрасного", "любимец муз", революционер, декабрист… И это все о нем! Конечно, еще в школе я ощутила, насколько всесторонен талант этого удивительного человека, но о том, что Пушкин был трудолюбивым и интересным журналистом, я узнала только в университете.
Его художественные произведения печатались едва ли не во всех периодических изданиях 19 века. Не хотелось бы отделять, где у Пушкина кончается поэзия и проза и начинается журналистика и публицистика. Но все же приведу в пример названия газет и журналов в хронологическом порядке: «Сын отечества», «Московский телеграф», «Северные цветы», «Литературная газета», «Телескоп», «Литературные прибавления к «Русскому инвалиду» и «Современник». К каждому из перечисленных изданий он имел прямое отношение. Какая трудоспособность!
     Он писал очерки, эссе, статьи, корреспонденции, рецензии, памфлеты, книжные и журнальные обозрения, ответы на критики, реплики, репортажи, злободневные отклики на события. У человека с таким послужным списком все-таки есть чему поучиться! Примерно половина при жизни автора не была опубликована, в основном из-за строгой авторской самооценки.
     Стоит отметить малоизвестный факт, что общий объем «статей и заметок» Пушкина составляет по современным меркам семьсот компьютерных страниц стандартного формата. Ну кто из современных журналистов может похвастаться таким количеством работ?
И это мой Пушкин. Таким я открыла его для себя. И я знаю, что у каждого – свой Пушкин. Главное, чтобы он жил вечно в наших сердцах, чтобы трепетала душа от каждой прочитанной строчки, чтобы мы научились любить и ценить свой родной, богатый, великий язык, как это делал он…


ТЫ ДЛЯ МЕНЯ - ВСЁ…
(МАМЕ)

     Ты придешь уставшая с работы. Монотонно и безразлично шагая по коридору, снимешь пальто. Устало посмотришь в зеркало, расположенное напротив тебя. И твой задумчивый взгляд остановится на моем силуэте и глазах, которые по-детски с любопытством посмотрят на тебя. Ты мило улыбнешься, словно измученная розочка, ожившая от внезапного глотка чистой прозрачной воды, с заботой и любовью добавленной кем-то.  Ты по-прежнему уставшими, но целенаправленными шагами направишься ко мне.  Присядешь на стул, облокотившись на спинку, прикроешь свои уставшие, печальные изумрудные глаза и мысленно окунешься в заботы о завтрашнем дне. Я тихонечко подсяду рядом, возьму в свои руки твою нежную, тоненькую ручку и прижму ладонь к губам. Вот так я готова сидеть вечно. Этот миг завораживает и остается в памяти, но повседневная суета поглощает нас, заставляя расставаться каждый день…
      Но в этот момент я забываю обо всем, вглядываюсь в родные, милые, приветливые черты лица, целую нежные ладони и молю Бога, чтобы мы с тобой чаще были вместе. Я люблю, когда ты рядом, на душе становится легко и беззаботно, суета и проблемы уходят на второй план.
 Люблю часами вглядываться в твои бездонные глаза, слушать твой завораживающий голос, сидеть, свернувшись "калачиком", обнявшись с тобой. Нет в мире человека роднее и нужнее, чем ты. Рядом с тобой я забываю обо всем. Я, как беззащитный котенок,  нуждаюсь в твоей нежности, ласке, любви, заботе.
     Когда ты входишь в мою комнату, всё наполняется чудесным Светом. Становится так тепло и уютно моей душе! И мы говорим, говорим, говорим часами, невзирая на усталость, делимся своими впечатлениями от уходящего дня, советами и житейскими мудростями.  Ведь только ты – моя лучшая подруга, и только ты знаешь все мои секретики-тайны.
     Знаешь, я вспоминаю как в детстве, тихонечко на носочках подкрадывалась к тебе, когда ты спала, уставшая от изнуряющего ритма жизни. Я садилась рядышком и тихонечко молила ангелов о твоем спокойном сне. Когда нас разделяли большие расстояния, я мысленно всегда советовалась с тобой, смотрела на твою фотографию и делилась мыслями о жизни. И знаешь, ты молчала, но я слышала твой ответ, даже на расстоянии, твой материнский совет. Я всегда чувствую твою поддержку, и именно в ней – моя сила. Я защищена от лихих завистников, от несправедливой молвы, от нелепых обстоятельств жизни. Потому что у меня есть ты!
     Ты нужна мне как воздух, как жизнь, как солнце... Мне так хорошо сейчас рядом с тобой, только бы ты никуда не уходила, моя милая мама…


НОВОГОДНЯЯ СКАЗКА
    ИЛИ
 О ТОМ, КАК ЛЕЛЯ НОВЫЙ ГОД ИСКАЛА…


     Маленькая Леля вот уже несколько месяцев жила в предвкушении новогоднего праздника, а эти глупые взрослые ничего не понимали, все где-то пропадали, при этом успевали еще и ссориться. Все заранее нужно продумать! А то Новый год заметит, что его никто не ждет, обидится и не придет!
     Скоро, скоро Новый год! И от этой мысли у маленькой Лели как будто все загоралось внутри. Она становилась похожей на новогоднюю елочку с маленькими искристыми глазками-гирляндами.
     Леля зашла в зал, и сразу показалось, что чего-то не хватает. Никого не было. Мама была на кухне. Папа куда-то пропал. Родители еще вчера вечером громко спорили, и теперь не разговаривали. А в прошлый Новый год они все были веселые и дружно украшали шарами, мишурой, хлопушками и гирляндами красавицу-елочку!
     Ой, елочка! Конечно! Как можно было забыть о главном украшении праздника?! Нужно было срочно что-то делать!
     И находчивая Леля пошла в лес, позабыв наказ родителей. Леля пошла искать Новый год…
 Ходить в лес Леля не боялась, там она часто бывала с мамой или бабушкой. Она встала на стульчик и достала старенькую, но самую любимую книжку. Мама часто читала Леле эту книжку перед сном. В ней и находился Волшебный Лелькин лес. Стоило было только открыть эту старую книжку, как сразу окажешься на залитой солнцем лесной опушке. Так она и сделала.

      Первым кого застала в своем Сказочном лесу Леля, был трусливый Зайка. Он, как и все жители сказочного леса вовсю готовился к встрече с Новым годом. К тому же в Сказочном лесу был настоящий переполох!
     Суетливая Белка металась из угла в угол, то есть из дупла в дупло. Она спешила рассказать соседкам неприятную новость – куда-то пропали все елочные украшения… Лельку никто не замечал…
     -Ой, кто здесь? – пробормотал сонный Мишка.
      -Здравствуйте! Это я, маленькая девочка Леля! – с детским любопытством и искренним желанием помочь смотрела Лелька на сказочных зверюшек. – Я ищу Новый год, может быть, вы мне подскажите, где Он сейчас находится?
      С новыми знакомыми зверятами Леля говорила любезно и уважительно, как учила ее мама, а с незнакомыми людьми в беседу не вступала (родители говорили, что это опасно). Поэтому она тут же спряталась за Мишку, когда услышала наглый топот огромного человека.
      -Кто это?- шепотом произнесла напуганная девочка.
      -Люди называют его Охотником. Он приходит забирать наш урожай, наших друзей, а еще перед приходом Нового года он срубает нашу Лесную красавицу – Елочку… - с грустью прошептал Мишка.
      -И что здесь такого? – с недоумением спросила девочка. – Все так делают. Мой папа с дедушкой тоже, скоро наверно ее домой к нам привезут. Ей будет тепло. Мы ее украсим - станет нарядной. Встретим Новый год вместе, всей семьей.
     -Так-то оно так! Но когда ее срубают, забирают из родного места, ей совсем грустно на празднике, а после она умирает…
     -Как? Она не любит Новый год? Она не хочет его встречать?
      -Хо-о-о-чет. Конечно, хочет. Но зачем же ее срубать? Приходите к нам, вместе встретим Новый год. Вместе веселей! Нарядим ее здесь, а после праздника – аккуратно снимем с нее украшения, и она порадует нас в следующем году. А дома можно поставить ее искусственную сестру. Они очень похожи!
     Человек ушел, и Сказочный лес снова оживился. Зверята засуетились, стали перешептываться, глядя на маленькую гостью.
      -А можно я с вами Новый год встречать буду? – радостно спросила Леля. – Вместе и украсим Елочку.
    -Мы бы с радостью, - погрустнел Мишка, - но у нас пропали все украшенья. А пока она не нарядится, Новый год точно не придет…
     -Не переживайте, друзья! – обратилась к жителям сказочного леса девочка. – Все вместе мы достанем елочные игрушки, и Праздник будет! Я так рада, что встретила в этом Волшебном лесу своих друзей. Мама говорила, что друзья, их добрые дела, способны на многое!
     И жители волшебного леса вместе с Лелей принялись делать новые украшения, ничуть не хуже прежних. Украшения делали из подручных средств, а желающих помочь было много, и их фантазиям, находчивости, веры в лучшее, трудоспособности не было предела! Стоит ли говорить, что украшения появились мгновенно!
     Елочка не могла наглядеться, какая она нарядная, и была рада, как никогда, что будет отмечать праздник среди своих друзей. Леля и лесные жители хором произнесли волшебные слова: «Раз, два, три! Елочка, гори!». И она засияла добрым светом. Лесные друзья совершили доброе дело. Они помогли Елочке с нарядом, а также спрятали от человека, который хотел ее срубить. Ему помешала Метелица, замела дорогу, закружила-завьюжила, и тот вернулся домой ни с чем. А там, где совершаются добрые дела, происходят настоящие чудеса! К друзьям пришел Новый год. Он подарил им много чудных подарков. А Леля закрыла глаза и загадала, чтобы помирились ее родители…

    Время близилось к полуночи. Стол был накрыт. Рядом стояла прекрасная ель. Она была искусственной, но настолько нарядной, что радовала глаз! Она светилась от гирлянд, украшений и игрушек. Под елкой были аккуратно разложены праздничные подарки. Леля спала крепким сном, обхватив ручками книжку. Мама и папа сидели с ней рядом и улыбались.  Девочка проснулась и улыбнулась в ответ: «Значит, вы помирились? Значит мое желание сбылось?».
     Мама и папа весело засмеялись и поцеловали девочку.
     Лелька вспомнила о своих друзьях, провела детской ручкой по картинкам из книжки, мысленно поздравила их с праздником. Родители торжественно вручили ей подарочную коробку. Леля открыла коробку и удивилась. Вот ее сказочные друзья: Мишка, Зайка, Белка и другие.
      Чудеса случаются, если в них верить!



НУЖНА ЛИ ПРОВИНЦИИ МОЛОДЕЖЬ?

     Пройдет долгожданное лето, у студентов начнется учебный год, и они сновапокинут родной дом в поисках лучшей жизни. Мамы уже давно не прячут тайком слезы, ведь их дети «покупают билет во взрослую жизнь». И это стало традицией: при первой же возможности молодежь покидает провинцию. Чем это грозит и почему это происходит?
Из года в год большинство вчерашних школьников решается уехать из провинции и получать высшее образование в крупных городах нашей страны, в столицах. Возможно, кто-то в первое время иногда и грустит по мамам-папам, друзьям, родственникам, по городу детства, но стоит только привыкнуть. Да только, стоит ли привыкать видеть своих родных максимум пару раз в год? Стоит ли думать, что когда-нибудь все изменится? Как показывает практика, студенты остаются жить там, где они учатся. Значит, если нет возможности переезда родителей в тот город, то студент, навсегда прощаясь с детством, прощается и с родными. За то, у него появляется шанс добиться в жизни чего-то большего. Приходится выбирать.  Сегодня, понимая, что так будет лучше, сами родители осознанно отпускают детей учиться в мегаполис.
Почему же молодежь покидает провинцию, как только появляется малейшая возможность? Неужели они не находят здесь то, что ищут в столицах? И так ли это плохо на самом деле? А не наскучат ли вскоре огни большого города, манящие своим холодом и безразличием к чужим проблемам, одинокие стены съемных квартир, бесконечные пробки и очереди, озлобленные взгляды коренных жителей?
     Причина своеобразной иммиграции молодых людей в другие города одна. Чем заняться им в родном городе, когда достойную и оплачиваемую работу найти невозможно, получить приличное образование нереально, даже досуг для молодежи без особого выбора? А не задуматься ли вышестоящим лицам: нужна ли провинции молодежь? Ведь складывается такое впечатление, что их не только ничто, но и никто не держит. А между тем, мало кто по-настоящему хочет покинуть родной город, просто выбора у них нет…
     Из своего опыта знаю, что даже получив приличное высшее образование в крупном городе и вернувшись в родной уголок, не всегда есть шанс найти работу. Ну не дано мне быть бухгалтером, экономистом, юристом, работать на заводе, ну другое у меня призвание – заниматься творчеством и дарить людям достойный досуг. Как постоянно работать и не получать приятное времяпрепровождение, но без алкоголя? Людям тоже нужен отдых. А творческие личности городу тем более не нужны… Только спортсмены, в лучшем случае…. Опять же по собственному опыту знаю, что в соседних таких же небольших городках выделяется и финансовая поддержка, и моральная для поэтов и музыкантов, которые прославляют родной город. Им помогают издавать книги, публиковаться в международных изданиях, спонсируют поездки на конкурсы и мастер-классы в разные города, а порой даже страны. А это огромный опыт для города – звучит сам город, набирается опыта представительное лицо, защищающее честь города, области и даже страны. Таким образом близ лежащие города являются развитыми в сфере культуры и творчества, а зачем хуже наш город? У нас очень много поэтов, которые хотели бы получить рецензии на свои стихи, советы более опытных «братьев по перу», уехать на мастер-класс к членам Союза писателей России. Но именно на «культуру» почему-то всегда нет денег, а потом удивляемся, почему страна становится такой безкультурной? Почему даже СМИ редко пишут об этой сфере, только о спорте, криминале и заводе. Складывается впечатление у редко заезжающих гостей, что наш городок становится криминальным и спортивным поселком… А ведь именно романтики строили город, съезжались со всех стран, писали об этом стихи и песни… А теперь неужели это стало никому не нужным?.. А сколько креативной, талантливой, творческой молодежи в городе! Но им нужна площадка для развития и продвижения своих способностей. Так нужна ли провинции молодежь? Или массовый отъезд и чрезмерно опасное резкое уменьшение численности населения – это хорошая норма? И это не только о нашем городе, это о маленьких провинциальных городках, где никому нет дела до молодежи, творчества, культуры. Останутся в таких городах бабушки и дедушки, а потом и вовсе никто не останется… Но есть у меня всё же позитивное мышление, что всё не так уж плохо, что всё изменится и очень скоро, важно только вовремя ответить на вопрос моего эссе и предпринять какие-то меры. И тогда у города будет будущее, достойное и светлое!

ЗАЧЕМ МНЕ ПОМНИТЬ О ВОЙНЕ?

     Много лет назад, когда я была школьницей и председателем школьного литературно-краеведческого клуба «Поиск» (рук: Н.В. Пешкова), у меня и в мыслях не возникал этот вопрос. Но я видела этот вопрос в глазах детишек, которые только приходили в наш клуб, которые недоуменно смотрели на меня, вглядываясь в огромные кипы бумаг и папок нашего школьного музея.
     Дело в том, что мы с ребятами уже больше 15 лет разыскиваем ветеранов Великой Отечественной войны, навещаем их, заботимся о них, собираем всю ту бесценную информацию, которую десятками лет они не в состоянии вычеркнуть из памяти.
     Зачем? Затем, что подвиги каждого из них должны жить в наших душах вечно. И нам должно быть стыдно за своих сверстников, которые так безответственно растрачивают свою жизнь, губят себя пороками. Они забывают о том, что их же бабушки в далекие 40-е поднимали глаза в небо и молили Бога, чтобы закончилась эта беспощадная война. Современная молодежь понятия не имеет о том, как те полуживые парнишки подрывали себя, когда к ним подползали немцы, о том, как умирали от холода, от того, что совершенно было нечего есть, о том, как ежесекундно зарывали родных и друзей в землю, потому что было не до похорон…
     Мне стыдно за тех сверстников, которые отравляют свою жизнь наркотиками, алкоголем, распутством, ленью… Мне стыдно за тех, кто даже выслушав хотя бы одну жизненную историю ветерана Великой Отечественной войны, еще задумывается над вопросом: «Зачем мне помнить о войне?», или, вообще, ни о чем не задумывается!
     Мы должны, должны знать и помнить, уважать, ценить, беречь память о тех, кто, не раздумывая,  отдал жизнь за нашу свободу, за наше будущее! Как жаль, что не все это понимают… Не ценят жизнь, подаренную ветеранами, не ценят самих ветеранов войны. Как можно посягнуть на жизнь и здоровье бедного беззащитного ветерана, избив его и забрав крохотную пенсию и все боевые награды? Как можно ограбить того, кто подарил тебе жизнь, того, кто чудом остался жить, чтобы рассказать нам, что такое настоящая война, того, кого стоило бы особенно беречь, помогать и поддерживать? Как поднимается рука?!
     Зачем мне помнить о войне? Затем, что война коснулась каждого из нас. В каждой нашей семье получали похоронки… Мы должны всегда помнить и уважать тех, кто воевал. Мы должны стыдиться своих моральных недостатков, своих слабостей, своих пороков, вспоминая рассказы своих бабушек и дедушек о той чудовищной войне…


Я - ПРЕЗИДЕНТ

     В этот день все было по-особенному. Будильник меня пожалел, и я поспала лишних 15 минут. Жаль, из-за этого я осталась без завтрака. Проснулась от визита в мою комнату Тишки. Он просто требовал утренней прогулки. Погуляв с собакой, я быстро собралась и побежала в школу. По дороге меня ждал неприятный сюрприз. Пошел дождь. Снова. Четвертый день подряд. От дождливых денечков на улицах накопилось несносное количество грязных луж, которые я тщательно пыталась обойти, но как оказалось - тщетно... Резко свернувшая машина на полной скорости проехала по большой луже, и содержимое этой лужи внезапно оказалось на моей одежде.  В общем, пошла я обратно домой – переодеваться. На этом приключения не закончились.  Долго не открывалась дверь, заклинило дверной замок…
     После происшествий я все-таки добралась до школы, но, конечно, опоздала. Третьим уроком была моя любимая литература. Мы писали сочинение, как вдруг приоткрылась дверь. В кабинет вошел седовласый мужчина с большими глазами и глубоким, внимательным взором. Он объявил нам о конкурсе сочинений на тему: «Если бы я был президентом». Но я думала о другом: после уроков нужно идти в редакцию. Вот уже месяц я никак не могла добиться опубликования моей статьи. Как бы я ее ни переделывала, все равно главного редактора она не устраивала. Но поучаствовать в конкурсе решила – я же активистка! Решила поразмышлять…

     На мой взгляд, президенты все-таки - несчастные люди. Они так мало могут, и так много должны. Поэтому, если бы я стала Президентом, я бы просила о помощи у населения.
На мой взгляд, самое важное было бы для меня, когда я стала президентом – это забота о традициях страны. Я уверена, что их необходимо сохранять. Для любимого мною народа я бы сделала все, что могла, чтобы страна моя расцвела! Я бы издала указ, в котором было бы сказано, чтобы все законы правильно исполнялись. Возможно, это и единственный необходимый на данный момент новый указ. Или я заставила бы чиновников жить по тем законам, которые они сами придумали. Периодически, для профилактики, я заставляла бы всех чиновников месяц-другой жить на ту минимальную заработную плату, которая будет в стране.
Я дала бы детям - свободу творчества и независимость! И главный проект - это сам ребенок и его индивидуальность. И я бы сделала так, чтобы творческие проекты ребенок выбирал по личной инициативе. Мне очень обидно за жизнь наших пенсионеров или моих сверстников, которые воспитываются в детдомах, обидно за инвалидов. Хочу внести поправки в нашу Конституцию: пенсионеров и инвалидов должны лечить бесплатно. А за здоровьем страны должны следить только высоко классифицированные медицинские работники. А что для этого нужно? Конечно же, образование. Если бы я была Президентом, я бы отменила платное образование. Не каждая семья может оплатить учебу своего ребенка в высшем учебном заведении. И, как показывает практика, в таких семьях растут ответственные, трудолюбивые, творческие, умные и талантливые дети. А платное образование может получить любой «умник» за счет своих богатых родителей. Из таких людей специалисты не получаются: они привыкли решать свои проблемы деньгами и психологически не готовы к взрослой жизни и личной ответственности.
     Как Президент РФ, запретила в СМИ, а особенно на телевидении развращающие передачи. В наше время сложилась такая ситуация: телевизор заменил книгу. Теперь телевизор – главный учитель подрастающего поколения. А, значит, необходимо продумывать досконально все передачи. Я против современных «злых» мультсериалов! Они калечат детские души. Страшно подумать, но дети привыкают к смерти, к насилию, к подлости… А чем же хуже наши советские мультфильмы: «Ну, погоди!», «Винни - Пух» и многие другие? Они учат добру и безобидны человеческой психике. Их я пропустила бы на каналы.
Если я была бы Президентом, я бы занялась обустройством школ: построила бассейны, улучшила спортивные площадки, отремонтировала спортивные залы.
Я хочу, чтобы у моей страны, у моего народа, было здоровое потомство. Для этого я предлагаю разные решения, но первым шагом в решении этой проблемы стала бы борьба с пьянством, наркоманией, табакокурением. Кстати, имеют ли право окружающие загрязнять табачным дымом не только нашу экологию (что тоже немаловажно), но и легкие некурящих людей, притом страдает здоровье нашего будущего поколения. Я бы издала указ, который запрещал бы курить в общественном месте. За невыполнение этого указа взымала бы штраф размером в 5000 рублей. Думаю, это подействовало бы.
     Если бы я была Президентом, я бы увеличила зарплаты работникам образования и здравоохранения в 2-2,5 раза. Ибо молодежь сегодня в бюджетную сферу не идет, а старые работники через 10 лет все уйдут на пенсию. А, в общем, я бы просто сделала так, чтобы все люди улыбались, дарили друг другу радость и хорошее настроение. Ведь когда вы зайдете в любой магазин, то у вас возникнет такое впечатление, что продавец вас просто ненавидит за то, что вы пришли и оторвали его от любимого дела «ничего неделания». Другое дело, когда люди улыбаются. Когда люди скучные и хмурые - появляется общая нервозность населения, и низкие экономические показатели, и отрицательный демографический рост. А когда у человека хорошее настроение - гражданину хочется просыпаться по утрам, трудиться, любить, жить, приносить пользу. Каждый из нас, кем бы он ни был, кому не безразлична его судьба и судьба его народа, должен работать так, чтобы Россия стала одной из самых богатых стран, где царят справедливость и порядок, где родители спокойны за своих детей, где во главе стоит самый мудрый и опытный Президент.

     На этом я свое сочинение закончила. А через неделю мне сообщили, что я заняла первое место! Радости моей не было предела. Еще бы, ведь я впервые заняла призовое место в городе. Через два дня ко мне пришли брать интервью. Ко мне лично! Мои статьи стали печатать во всех местных газетах. Мечты сбываются! Надо только верить и приложить немного усилий.

    Я блаженно улыбнулась, мягко потянулась и… и услышала голос мамы:
   -Олька, чего ты там мурлычешь?
   - Эх, мама, такой сон прервала!- прошептала я и осознала, что это мне приснилось…

     На следующий день в Интернете я нашла объявление о конкурсе. Решила поучаствовать, а вдруг мечты действительно сбываются?





ШКОЛЬНЫЕ ГОДЫ ЧУДЕСНЫЕ

     В этих стенах прошло наше детство, была первая любовь, школьные друзья, любимые учителя. Школьные годы чудесные для меня уже позади, но когда я прихожу в эти стены, то с каждым уголком у меня возникают ассоциации, теплые воспоминания.
     Когда, будучи "пятиклашкой", смотрела на слезы выпускников, не понимала: и чего они плачут, как будто жизнь остановилась! А теперь знаю: не остановилась, просто пройден тот этап, в который нет возврата.  И от этого немного грустно. В такие минуты согревают воспоминания о бурной школьной жизни.
     Возможно, нескромно, но я – человек, который всегда ставит перед собой определенные цели и стремится к ним. Главной моей целью была успешная учеба. Нет, я не грезила быть медалисткой-отличницей (хотя был такой момент в десятом классе, и то, потому что сказали, что все равно не смогу – смогла!), просто учеба без «троек». Хоть это и не совсем «просто». Но всё же не в этом суть! Ведь школьные годы вовсе не заключаются в рамки успеваемости. В этом случае было бы совсем скучно, и вспомнить было бы нечего!
     Некоторые уроки, конечно, запомнились! Запомнились, прежде всего, умением преподавателя грамотно преподать урок. Были и забавные случаи!
     Но почему-то сейчас более ярко вырисовываются в памяти элементы внеклассной школьной жизни. Для меня было большим открытием, что театральная студия при школе ничем не уступает нашему городскому театру! С восхищением смотрела за игрой актеров, их мимикой, движениями, интонациями, изучая по новой произведение «Гранатовый браслет».
     Впрочем, школьная сцена никогда не пустовала. Педагоги-организаторы каждый день предлагали ребятам устроить какой-нибудь концерт. В моей школе было много талантливых личностей: кто-то пел, кто-то танцевал, кто-то был отличным ведущим. Все это благодаря сплоченному коллективу и директору школы, которые развивали в детях эти способности и сотрудничали с центрами дополнительного образования в городе.
     Восхищала доброжелательность учителей, их желание помочь каждому школьнику. Классные руководители каждую неделю проводили увлекательные беседы  с нами, полезные и нравоучительные. Библиотекари тоже придумывали интересные мероприятия, вовлекая в организацию и нас. То мы инсценировали какие-то сценки из произведений, то изображали поэтов или прозаиков, интересным образом вводя заинтересованных лиц в экскурс биографии талантливых гениев литературы. А заинтересованные всегда находились! Актовый зал и библиотека всегда были заполнены, так как нами преподносилось все это ярко, красочно и живо.
     Мероприятия, которые уже прошли, всегда описывали юные журналисты в школьной газете или озвучивали по радио. Школьное радио не замолкало на переменках. Школьники и учителя слышали приятные поздравления и интересные новости.
     В общем, в мои школьные годы, жизнь била ключом! Постоянно проходили мероприятия, походы, спортивные соревнования, конкурсы, фестивали. Всегда школьники и учителя представляли школу на городском уровне достойно. Исходя из интересов учащихся, в школе  функционировали различные кружки, клубы по интересам различной направленности. И это радует! А для тех, кто уже окончил школу, всегда есть возможность увидеть учителей или школьных товарищей на встречах выпускников, или просто зайти в школу в любой день.
     Поэтому жизнь продолжается, и уже какой-то другой пятиклассник кричит мне в след «здравствуйте», как это делала совсем недавно я всем приходящим в школу выпускникам!

     Спасибо моим дорогим учителям, в особенности Пешковой Н.В., Ермолаевой И.А., Крюковой Н.Е., Гришкевич У.С., Демчук Е.Ю., Комаровой С.В. и всему дружному коллективу школ №№11, 15 и 7! Спасибо вам за всё!

     А Вы вспоминаете свои школьные годы?

ПИСЬМО ВОДИТЕЛЮ

     Как часто взрослые становятся виновниками гибели детей на дорогах. Как часто они переходят со своими чадами дорогу в неположенном месте или на красный свет. Какая разница, что при этом они иногда добавляют: «Так ходить нельзя, мы просто торопимся…». Торопитесь? Куда? На тот свет? Попасть под машину? Убить своего ребенка?
 У детей больше развита визуальная память, чем слуховая. А каков соблазн слова «нельзя»? Вспомните. Даже у взрослых «нельзя» перерастает в любопытство: «А что будет? А почему нельзя?».
     Этим письмом я пытаюсь достучаться до сердец всех взрослых, особенно водителей. Вы никогда не сбивали пешеходов? Сбивали? Не снятся ли они вам ночью в инвалидных креслах, не просят ли вернуть свои жизни… Я не сгущаю краски, такова жестокая реальность. Ежедневно на дорогах гибнут люди, ежедневно водителям приходится за это отвечать по закону… Но отвечают не все...
     Именно дети самые беззащитные на дорогах города. Город, в котором ежедневно увеличивается количество водителей, транспорта. Конечно, порой нам кажется: «Подумаешь! На красный свет. Да я успею, перебегу». Большинства ответивших так, уже нет… нет в живых. Их, рождению которых были все безумно рады: и мамы, и папы, и дедушки, и бабушки… Их, о которых так заботились родители… Их больше нет! А как же дальше жить родителям?!! Вынести все вещи, напоминающие о погибшем ребенке, из дома? Но из памяти его не «выкинешь»! А как же дальше смогут жить те, кто виновен в гибели собственных детей, кто по халатности не пристегнул их ремнями безопасности?
     Водитель! Опомнись! Не превышай скорость, ведь из-за этого поворота может внезапно выскочить твой же ребенок или его сверстник. Одним наездом ты можешь сразу убить целую семью: ребенка и его родителей, которые просто не смогут нормально жить, смирившись с гибелью, возможно, единственного ребенка. Водитель! Опомнись! Пожилые люди тоже не смогут быстро и адекватно отреагировать, когда на них, в неположенном для этого месте, мчится автомобиль.
     Водитель! Опомнись! Садясь за руль в нетрезвом состоянии, можешь погибнуть не только ты, но и кто-то еще. Тем самым ты принесешь горе в свою семью и в семью потерпевшего (или погибшего). Водитель! Опомнись! Нарушая правила дорожного движения, ты можешь сделать человека инвалидом, перечеркнув всю его жизнь, планы и надежду на счастливое будущее… Водитель, опомнись! Не нарушай правил, а когда доедешь до дома, расскажи своим детям о ПДД. Мы верим, взрослые, что стоит вам только напомнить, и вы будете соблюдать правила. Не убивайте нас.
      Водитель! Опомнись!!!