Знакомьтесь- черепаха

Евгений Суздальцев
Сильные, упругие струи обтекают мои ноги, стараются повалить меня, булькают и шаловливо брызгаются солнечными искрами. Речка наша - Даубиха - заигрывает со мной и не хочет отпускать: иди, мол, обратно, на глубину, я - такая заманчивая и желанная! Эх... Так бы и не вылазил из этой тёплой, чистой благодати!

Но, - только середина августовского дня, пот смыт, тело освежено, и впереди ещё много работы. Вот вечером - опять взмыленный и еле волокущий ноги - я вновь приду к тебе, речка, и ты снимешь мою усталость и даруешь ощущение чистоты и бодрости.
Мощный прозрачный поток обтекает мои колени. Сквозь колеблющуюся массу воды ясно просматривается каменистое дно. Голыши округлые, заглаженные миллионолетним течением, очищены недавним наводнением от ила, не скользкие и зеленовато-бурые на вид.

Один довольно крупный - сантиметров с двадцать - плоский булыжник вытянул шею с остроконечной головкой и наблюдает за мной парой бусинок - глаз. Ага-а, красавица, каменюкой прикидываешься, ждёшь - замечу ли я тебя, или мимо пройду... Протягиваю руку, тянусь сквозь поток к затаившейся диковине, и она тут же ломает стереотип о неуклюжести и малой мобильности своих родственников. Мощный взмах четырёх ласт, доля секунды, и - нет её - дно опять покрыто скучными голышами без всяких торчащих членов организма.

Дальневосточная реликтовая черепаха. Вот такая она - редкая и необычная, отличающаяся от своих сородичей, загадочная и привлекающая внимание всех, кому попадается на глаза. Красивая... Скажете нет? Скажете "Бог черепаху обидел" внешностью... А я вот опишу одну из самых изумительных картинок, запечатлевшихся в моей памяти. Знойный приморский полдень. Зелень растительности, синь неба. Под обрывистым берегом - речка. Она глубока в этом месте и тихоструйна. Тёмная толща воды едва колышется, заманивая мреющим отражением неба. И в этом небе порхает бабочка. Стоп - какая бабочка в воде - скажете вы. А вот такая, маленькая - со спичечный коробок, кругленькая и с двумя парами крылышек - ласт. Трепещет в воде, спешит - не к берегу - вперёд, на глубину. Это она,черепаха дальневосточная. Детёныш. Наверное в первый свой полёт - плаванье отправилась. Чудо, да и только!

Как-то раз в июле, ехали мы с женой на нашей старенькой Мазде по просёлку, тянущемуся вдоль берега реки. Я резко затормозил - путь нам пересекала довольно крупная черепаха. Шла она в сторону от реки. Она напугалась нависшей над ней машины и поступила так же как и все черепахи - спрятала голову и лапы в панцирь. На нём - не каменистом, как у других черепах, а чемоданоподобном на ощупь - красовались грязные отпечатки собачьих лап. Понятно, кто выгнал бедолагу от родных берегов в сторону колхозных полей. Нужно вернуть животинку в родную стихию!

- Бери черепаху, клади в багажник, - скомандовал я жене, - не бойся, она не кусается. (Я и впрямь так думал!) Супруга ничтоже сумняшеся обхватила панцирь с двух сторон, но через секунду с визгом выронила черепаху обратно в пыль. Кто бы мог подумать - это неуклюжее с виду существо активно оборонялось, выкидывая из панциря голову на длинной шее. Она почти доставала пастью до своих задних лап! Бросок змееподобной шеи - головы был молниеносен, и нам даже послышалось характерное клацанье зубов. С этим щелчком лопнул миф о беззащитности черепах.

Между тем, встал вопрос - что делать с перепуганным животным. Ведь, судя по траектории и темпу движения, беженка могла совершить марш-бросок до китайской границы. "Я мечтала суп поесть черепаший..." - помните эту песню? Так вот, китайцы таких песен не поют. Они просто лопают всё, что не относится к царству минералов. А уж от такого деликатеса, никто из представителей великой и всеядной нации добровольно не откажется! Над нашей новой знакомой явно нависала нешуточная опасность. Скрепя сердце и удерживаясь в присутствии жены от воплей ужаса, я сумел взять черепаху в руки - ведь до своего хвоста она не могла дотянуться. Итак, я подобрался к ней с тылу, схватил, забросил аккуратненько в маздовский багажник, и мы рванули в сторону ближайшего съезда к реке.

Перед тем, как отпустить пленницу в родную стихию, я её сфотографировал прямо в машине - этот снимок вы и видите в заголовке.
А потом наша недолго знакомая не мешкая отправилась куда-то вниз по течению родной реки. Кстати, когда я её нёс к берегу, она уже не пыталась тяпнуть меня за палец - наверное поняла, что ничего плохого с ней сегодня больше не случится.