Три вещи, которые пугают всех

Лев Вишня
ТРИ ВЕЩИ, КОТОРЫЕ ПУГАЮТ ВСЕХ: НЕИЗВЕСТНОСТЬ, ЗАМЕДЛЕННОЕ КИНО И МЕХАНИЗМЫ.

1. НЕИЗВЕСТНОСТЬ

   Больше всего люди, конечно, бояться того, чего не знают и не понимают. И механизм тут простой. Представьте, вы плывете на лодке посередине реки. И попадаете в сильное течение. Лодку начинает раскачивать вправо, влево, такое ощущение, что она в любой момент опрокинется. Это и есть неизвестность.   Когда разум теряет опору, он начинает бояться.
   Это аксиома, а не теорема.
   Люди бояться не зла, не ужаса, не зомби с вампирами или не маленьких зеленых человечков, а того, что опрокидывает их разум.
   У любой абсолютно ситуации, когда разум устойчив можно приспособится. Но нельзя приспособиться к той ситуации, когда разум не имеет опоры логических выводов. Идеальный ужас – ирреальный. Необъяснимый и совершенно непредсказуемый.
   Утрата опоры на воде.
   Утрата способности сделать логичные выводы.
   Утрата понимания что происходит.
   Но хуже всего – утрата понимания, что произойдет дальше.

   Это и есть первая аксиома хоррора.

   Главное в хоррор-сюжете не кровь, а загадка. Головоломка, работающая на опрокидывание лодки. И эта головоломка будет сильнее всех зомби и вампиров с оборотнями вместе взятых. Потому что пока разум вновь не обрел опоры, он будет болтаться и не чувствовать ничего.

   По-моему лучший хоррор-роман, что я читал когда-либо это «Вий» Гоголя. Там предельная непредсказуемость сюжета заключается в простой вещи: персонаж, именем которого названа повесть появляется в самый последний момент, буквально на пару минут.
   Это и есть совершенный вариант хоррор-сюжета.


2. УЖАС ЗАМЕДЛЕННОГО КИНО

   В детстве у меня был эпизод, который запомнил на всю жизнь. Шел по тонкому льду весной и лед… как захрустел под ногами… «Тряк!», «Тряк!», «Тряк!»… Ужас, паника непонимание что делать и вся жизнь за пару секунд перед глазами.
    Что же это такое?
    Это «страх замедленного кино»!
    То самое, когда ты оказываешься в болоте и падаешь с кочки и тебя начинает тянуть в низ.
    Или когда захлебываешься в воде.
    Или когда переворачиваешься в машине, попавшей в аварию.
    Или когда у тебя отрывает руку какой-нибудь механизм.
    Или даже когда на тебя нападает шпана с ножами –  все это страх «замедленного кино». 
    Кадр, кадр, кадр!
    Везде одни и те же ощущения: паника, отрицание, ужас и смирение. Все как по учебнику.
   
    Как приходит смерть?
    Она всегда приходит как в замедленном кино.
    Покадрово и накатывается на тебя как танк или лавина со всей неизбежностью.
    Покадрово разложенное видео это и есть смерть.
    Смерть всегда идет в раскадровке.
    И в этой раскадровке ты всегда вспоминаешь, что плохого или хорошего успел сделать в своей жизни и думаешь еще: «а можно ли это остановить?». Иногда «это останавливается, а иногда  – нет.
    Если НЕ останавливается – то ты погибаешь.
    И такова жизнь, причем именно «жизнь», а не смерть. Потому что умирая внезапно ты все равно живешь, а вот когда умираешь от долгой и мучительной болезни или старости – вот тогда ты по–настоящему умираешь.
    Так что если болезнь это неизбежная смерть, то внезапная гибель – это элемент самой жизни.
    Вот такая интересная философия.
    Но больше всего в жизни радует, когда ты… ускорил ход и прошел трескающийся участок льда. Выжил, спасся и живешь дальше.
    Так что не стоит бояться Аннушки.
    Все в руках Бога.
    Нужно просто смириться с тем, что твоя жизнь тебе в действительности не принадлежит и быть готовым к встрече с неизвестным буквально в любую секунду.

   Я мыслимо готов к смерти, даже в тот момент, когда набираю эти слова.


3. МЕХАНИЗМЫ

   Третий ужас, постоянно преследующий человека – это ожившие механизмы, думающие как человек. Мощные чудовищные твари из железа, бездушные и ничего не боящиеся.
    Что связанного с ними:
А) грохот (либо процессы внутри, либо вращающиеся внешние элементы)
Б) холод их стальных тел или напротив жар.
В) полная отстраненность чего–либо морального или духовного. Куски железа, которые могут тебя превратить в кусок месяца в любой момент, если сунешь не туда пальцы.

    Когда ты работаешь на электростанциях или серьезном производстве, на металлургическом заводе к примеру, то постепенно привыкаешь к этим монстрам.
    Понимаешь, что они полностью тебе подчинены и только твой интеллект тут командует. Ну и еще интеллект разработчика.
   
    Затем привыкаешь к ним.
    А потом понимаешь простую вещь: если ты не дурак – они тебя никогда не тронут. И тогда их шум, холод и прочее даже не только не пугают, а напротив, вселяют уверенность.  Начинаешь чувствовать себя «повелителем джинов». А «джины» – это механизмы вокруг.
    И последнее по этому страху: я не думаю, что возможно «восстание машин», не верю в эту франшизу. «Восстание машин» придумали гуманитарии, чтобы оправдать свой панический страхе перед инструментами и механизмами. На самом деле «восстание машин» возможно не больше чем восстание молотка и отвертки в твоих собственных руках. Если ты безрукий по определению, то инструменты восстают в твоих руках. Вот и все! Но «восстать» как разумные существа машины не могут, поскольку являются элементом человеческого разума и только с этим разумом и взаимосвязаны. Без человека  любая машина – просто кусок железа, в котором отсутствует логический смысл.