Планирование численности персонала

Василина Бабковская
Выдержки-миниатюры из моего учебника "Розничный персонал от А до Я", который можно приобрести в любом интернет-магазине ("Озон", "Лабиринт" или на сайте издательства "Инфра-Инженерия").




Планирование численности персонала имеет едва ли не первостепенное значение, особенно это актуально в розничном бизнесе. Конечная цель любого планирования численности персонала заключается в том, чтобы в срок обеспечить компанию требуемым количеством специалистов, максимально минимизировав при этом расходы.

Планирование – это процесс разработки стратегии управления человеческими ресурсами, в результате которого становятся очевидными ответы на вопросы:
- какое количество  персонала необходимо;
- в какую единицу времени;
- куда необходимо;
- какой квалификации;
- какова стоимость персонала и стоимость издержек на его найм.

Важно понимать, в результате чего в  розничном бизнесе может возникать потребность в персонале.


Факторы возникновения потребности в персонале условно можно разделить на две категории:

ВНУТРЕННИЕ (например,  переход к новому формату торговли, освоение новых рынков, открытие новых торговых площадок (магазинов), увольнение сотрудников и т.д.);

ВНЕШНИЕ (политическая ситуация в стране, уровень инфляции и безработицы, развитие технологий и т.д.).




Потребность может быть:

КОЛИЧЕСТВЕННОЙ (это чистовой показатель, который напрямую связан с рентабельностью, т.е. для того, чтобы магазин был рентабелен, необходимо определенное количество персонала);

КАЧЕСТВЕННОЙ (это показатель того, какого уровня персонал необходим (требования предъявляемые к квалификации, опыту, образованию). Важно  понимать, что не всегда план продаж можно выполнить только за счет увеличения количества торгового персонала. Качество персонала в данном вопросе будет иметь так же решающее значение.


Потребность в персонале может возникнуть вследствие:
- расширения штата (открытие нового подразделения, филиала, магазина и т.д.);
- увольнения / замены работника (декретный отпуск, отпуск по болезни);
- кадровой ротации.