Кое-что из жизни домашних животных

Геннадий Эсса
Лощеный кот Барсик лежит на кровати, раскидав свои все пять конечностей в разные стороны, и, прищурив зеленые глаза, лениво наблюдает за Филей. Филя — это собака, которая постоянно гоняет по комнате прокусанный мячик и радуется своей безнаказанности.
— Дворняга и есть дворняга, — мурчит кот. — И зачем только тебя моя хозяйка когда-то в дом привела? Теперь ты портишь всю мою жизнь. Ума у тебя не было и никогда не будет. Ученой собакой тебе не стать и вообще существо в доме ты совершенно ненужное, потому что бестолковое. Охранять ты не умеешь, язык больше морды, глаза глупые, хоть и откровенные. Все думаешь, что хозяйка по ним может понять, чего ты хочешь? Глупая ты сущность! Лаешь впустую, даже на себя, когда смотришь в зеркало… И откуда в тебе столько дури? Вот только заберись еще раз на мою кровать, я тебе мигом морду исцарапаю. Как ты мне уже надоел! Ешь много, носишься по двору, как сумасшедший, моих друзей-котов гоняешь — невоспитанная скотина… И чего тебе не сидится или не лежится на месте? Все что-то тебе надо, что-то выпрашиваешь, то косточку, то танцуешь перед хозяйкой на задних лапах, а вот мурчать не умеешь. Мое мурчание хозяйке нравится, поэтому она меня всегда пускает на кровать. Это ты там, на коврике, у двери сквозняки прикрываешь своей вонючей шерстью. Не удалась твоя жизнь, а ты, дурачок, этого и не заметил, вот и радуешься тому, что досталось. Я бы на твоем месте оставил этот приличный дом, пошел к пруду и утопился. О тебе вряд ли кто вспомнит, если только твой друг Барбос. А если я припомню еще все твои грехи, то тебе не будет места не только в квартире, но и во всем дворе. — Барсик открыл глаза и лениво взглянул на Филю. — Если я еще припомню, что ты по моим мискам шаришься и все мое молоко вылизываешь, то для расправы над тобой всех моих когтей не хватит. Грешная ты сущность от ушей до хвоста. Ты не умеешь находить подход к хозяйке и липнешь к ней по всяким пустякам. Твой хвост, как помело. Ты им размахиваешь без всякого повода и разбрасываешь своих блох по квартире. Чтоб он у тебя оторвался! И чего только хозяйка в тебе нашла? Ты даже тявкнуть как следует не можешь… Ты же собака…А когда ты видишь меня… Эх ты, отродье неисправимое — не можешь мимо спокойно пройти и вечно тебе что-то от меня надо… Не зря коты во дворе говорят, что такие существа, как ты, только напрасно пищу едят. — Барсик лениво поднял голову, огляделся и потянулся. Он удовлетворительно муркнул и снова растянулся, прищурив глаза: продолжал наблюдать за Филей, который усердно наводил беспорядок в квартире.
Филя взглянул на ненавистного кота, будто понимал, что тот о нем думает, и улегся на коврик у дверей.
— Надурачился, — сказал Барсик, окидывая взглядом комнату. — А убираться, кто будет? Хозяйка сразу догадается, кто все это натворил, да и я еще поддакну.
— Зато я с ней пойду на улицу гулять. Она всегда меня с собой берет, — похвастался Филя.
— Она сначала тебя веником обработает, а потом возьмет. Ты думаешь, она поверит, что это я тут беспорядок навел? Нет уж, прошло то время, когда все можно было сваливать на меня. Я на такое сейчас не способен.
— А кто последний раз чашку со стола уронил, и она разбилась? — припомнил Филя.
— Это было случайно, — буркнул кот и отвернулся в сторону. — Она сама разбилась.
— Ага, сама… Вещи сами не ломаются и не бьются.
— Ты бы лучше за собой посмотрел, а то — «придет хозяйка, и я пойду с ней гулять…». Размечтался, дурачок! Да я в любое время могу выйти на улицу, и не нужно мне никого ждать.
— Через форточку, как однажды? — спросил Филя.
Барсик недовольно скривил морду и насторожил уши.
— Что, однажды?
— Забыл, а я помню. Весь двор помнит, как ты выходил гулять с четвертого этажа.
— Не помню. Опять что-то сочиняешь.
— Кто неделю назад сидел у раскрытого окна и наблюдал за воробьями, которые у тебя мельтешили перед глазами? Я, что ли? Все это видели и смеялись над тобой.
— Это все воробьи виноваты, — стал оправдываться Барсик. — Я, как настоящий охотник, решил их успокоить.
— И сорвался вниз, да? Тебя береза спасла. Если бы не она, пришлось бы хозяйке твои кости собирать. Думать хоть немного надо. Кто с четвертого этажа прыгает за воробьями? А как ты орал на всю округу, чтобы тебя сняли с дерева! Все собаки сбежались.
— Я посмотрел, как орал бы ты, когда б на дереве застрял.
—Что мне-то там делать? Мне и на земле неплохо. Ох, и смеялись мы с друзьями над тобой, а ты, как ополоумевший, нам кричишь: «Зови хозяйку, я сейчас сорвусь вниз и убьюсь. Пусть лестницу захватит!» Забыл? Да если бы я не позвал помощь — тебя бы сейчас вообще не было на свете. Ты у меня в пожизненном долгу за свою кошачью жизнь.
— Подумаешь, спасатель, — буркнул Барсик. — Я бы и без вашей помощи слез с дерева.
Кот снова вытянулся на кровати и раздраженно завилял хвостом. Филя, положил свою голову на лапы и призадумался, оглядывая беспорядок, который натворил.
«Да, влетит мне от хозяйки, — подумал он, поднялся, подошел к окну и встал на задние лапы. — Как бы исправить положение.… Скажу, что это Барсик тут резвился. Ему проще от ее наказаний спастись, например, на шкафу».
Филя взглянул на кота и подошел к кровати.
— Эй, Барсик, — толкнул он его лапой. — Я слышал, как хозяйка говорила соседке, что хочет купить попугая. Ты ничего об этом не знаешь? Клетку она уже купила — это точно для него.
Барсик поднял голову.
— И зачем нам этот попугай?
— Чирикать будет, тебя раздражать. Ты же любишь воробьев, а этот такой же, только с кривым носом и яркими перьями, — стал объяснять Филя.
Барсик облизнулся.
— Этот фраер здесь долго не проживет, — промурлыкал кот. — Его или инфаркт постигнет, или инсульт убьет.
— Да? А что это такое? — удивился красноречию Барсика Филя.
— Тебе об этом пока рано думать. Я тебя еще терплю, но у моих нервов есть предел. Будешь дурью маяться — тоже подхватишь эти болезни.
Филя сплюнул на пол и отошел в сторону.
— Подумаешь, несколько слов выучил, а строит из себя ученого кота. Вот у меня друг Барбос из соседнего двора знает намного больше слов, чем ты. Так ему ничего не страшно — ни твои инсульты, ни инфаркты. Он живет сам по-себе, как и я.
— Сам по-себе живу только я, а ты даже на прогулку с хозяйкой ходишь. У тебя ни свободы, ни счастья.
— А что с попугаем будем делать?
— Он сам решит, – ответил кот, поворачиваясь на другой бок. — Ты лучше подумай, что хозяйка будет делать с тобой, когда увидит тот бардак, который ты натворил в комнате. Я уже знаю, о чем ты подумал, ничего у тебя не выйдет. Она знает, что на такие пакости я не способен.
Филя взглянул на аквариум с рыбками, который стоял на тумбе, и радостно подпрыгнул.
— Я знаю, я знаю, что надо будет сказать хозяйке, — заскулил Филя.
Барсик поднял голову.
— Что ты еще придумал?
— Я скажу, что это все они, рыбки, тут беспорядок навели.
— Ты рыбок не трожь, — возразил Барсик и уселся на кровати. — С тобой разве уснешь? Рыбки — существа нейтральные. От них нет пользы ни на земле, ни в воде. Пусть себе плавают. Одно у них преимущество — что они рот открывают, а не болтают, как ты, пустомеля. Что ты все тут выдумываешь? Рыбки — это моя забота. Скоро я за них сам возьмусь. Тебе они на один зубок, а мне для удовольствия. Вот дождусь, когда хозяйка начнет им воду менять, пересадит в банку, тут я их лапой всех и вычерпаю.
— Извращенец ты, Барсик, — возмутился Филя, но тут же насторожился и прислушался. — Кажется, хозяйка вернулась, — прошептал он.
— Не кажется, а вернулась, — подтвердил кот. — Прячь веник, пока она тебя им не отлупила за твой беспредел.
Барсик поднялся с мягкой кровати и одним прыжком оказался на шкафу.
— Иди, подлизывайся, пока не получил за свои деяния, а я посмотрю, как она с тобой обойдется.
Филе влетело по полной, но хозяйка быстро успокоилась и вывела его на улицу.
Барсик уселся на балконе и наблюдал, как Филя бегает по двору, лает на всех подряд и осторожно поглядывает на хозяйку.
— Эх ты, дурак дураком, а еще собакой называешься.
Филя взглянул на окна квартиры и увидел усмехающегося кота.
Барсик показал ему язык и улыбнулся.
— Под лапы смотри, замочишь, балбес, кто потом в квартире убираться будет? — крикнул ему кот.

Вскоре в квартире появился попугай. Он тихо сидел в клетке и настороженно поглядывал на кота, который вертелся рядом.
— Так дело не пойдет, — заметила хозяйка пристальное внимание Барсика и подвесила клетку к потолку. Теперь коту было его не достать, и он наблюдал за птицей со шкафа.
— Филя, ты можешь закрыть свой рот и перестать лаять? — попросил Барсик. — Попугай боится твоего истерического крика. Ты должен теперь по квартире ходить только на одной ноге.
— Это как на одной? — не понял Филя.
— А лучше перебрался бы ты к своему другу Барбосу на помойку. Видишь, птица нервничает и не чирикает из-за тебя. Может она еще и разговаривает, я знаю такие случаи, а тебя смущается. А как ты ходишь по квартире? Это же уму непостижимо, как лошадь. Надо хозяйке предложить, чтобы она от тебя избавилась: или ты, или попугай, пусть выбирает! Смотри, какой он милый.  Вот чему ты его можешь научить? Ничему, только лаять. Где ты видел, чтобы попугаи лаяли?
— А где ты видел, чтобы они мяукали?
— Не мяукали, а нежно мурлыкали.
— При первом случае ты этого несчастного попугая съешь, —догадался Филя. — Вот поэтому ты и хочешь от меня избавиться. А я его буду охранять. Дай тебе волю, ты бы и рыбок всех давно сожрал. Хорошо, что они в воде плавают, а вот ты плавать не умеешь. Мы, собаки, все умеем.
Вошла хозяйка, и Барсик завилял хвостом: стал вертеться у нее под ногами.
— Соскучился, милый, — нежно проговорила хозяйка и взяла кота на руки.
Барсик взглянул на Филю и, прищурив свои зеленые от удовольствия глаза, снова показал Филе язык. Так он всегда его дразнил, когда чувствовал, что хозяйка уделяет больше внимания его кошачьей персоне.
К концу недели попугай впервые чирикнул, и Барсик, который сидел у аквариума и в очередной раз пересчитывал рыбок, вздрогнул. Застыл от неожиданности и Филя. Они оба задрали головы к потолку и прислушались. Попугай еще раз произвел звук, и кот взглянул на пса.
— Да не виляй ты своим хвостом, — прошептал Барсик. — Слышишь, что он говорит?
— Не-а, — замотал головой Филя.
— Эх ты… Он сказал, что Филя дурак.
— Не мог он такого сказать, — возмутился пес. — Он меня совсем не знает.
— За ту неделю, что живет в квартире, тебя он выучил основательно, поэтому и выражает свои мысли вслух.
— А откуда ты знаешь их язык?
— Я же кот, а коты знают все. Он сейчас смотрит на тебя сверху вниз и думает: куда это я попал? Что это за комок шерсти гоняет по комнате? Это он про тебя так думает.
— А может, про тебя.
Тут попугай защебетал еще раз, и Филя воспрянул духом.
— Вот теперь точно про тебя, потому что я слышал, как он назвал тебя по имени.
— И что он сказал? — замурлыкал довольный кот. — Про меня он ничего плохого не скажет. Он знает, что я его везде достану, даже на потолке.
— Он сказал, что впервые видит такого кретина, который целыми днями валяется на кровати и трется о ноги хозяйки.
Морда Барсика вытянулась от удивления.
— Да я его вместе с клеткой сожру, — стал возмущаться кот. — Нет, клетку будешь грызть ты, а я все остальное.
— Ты его еще достань.
Барсик заскочил на шкаф и огляделся.
— Да запросто. Со шкафа я его враз достану. Он здесь у меня на расстоянии вытянутой лапы.
Филя наблюдал за разозлившимся котом с пола и усмехался.
— Ты только обещаешь, а у самого духа не хватит птичку порешить.
— Не хватит, говоришь! Вот, смотри.
Барсик приготовился к прыжку, прижал уши, чтобы они не тормозили в полете, и кинулся на клетку, но не долетел и обрушил свое тело на стол. От падения на столе подпрыгнула вся посуда, рассыпался сахар из сахарницы и опрокинулась банка с вареньем.
— Тебе тренироваться надо, — заметил Филя и прижался к стене.
Со стола стекало варенье, и Филя помчался его лизать.
— Вот ты и попал, — радовался пес. — Теперь тебя будут лупить не веником, а палкой. Смотри, все залил вареньем…
Перепуганный Барсик сидел на столе и не знал, что ему делать. Он зловеще посмотрел на попугая в клетке, которого понесло, и он не закрывал рот, щебетал уже целыми предложениями.
— Хочешь, переведу, о чем говорит попугай? — предложил свои услуги Филя. — Он про тебя говорит.
— Не надо, — выдавил злобно Барсик и виновато спрыгнул на пол. — Я его и на том свете достану, — прошипел он.
— Ты его на потолке достать не можешь, а собрался в других краях искать. Он тебе еще много крови попортит. — Филя радовался провалу кота и снова завилял хвостом.
Кот сидел в углу и шевелил усами в ожидании появления хозяйки.
«Теперь на Филю не наговоришь, — думал он. — Собаки по столам не лазают, а зря».
Но все обошлось, и Барсик ходил гордым, поглядывая то на Филю, у которого рухнули все надежды о наказании кота, то на клетку.
На следующий день хозяйка рано ушла на работу, и Барсик снова развалился на ее кровати. На удивление Филя тоже не лаял и не бегал по квартире. Он лежал на своем коврике у двери и, положив морду на лапы, задумчиво смотрел на комнату. Под потолком щебетал попугай, который не давал покоя коту, а кот, в свою очередь, прислушивался к его птичьей речи. Наконец, Барсик открыл глаза и взглянул на клетку в надежде, что когда-нибудь к этому крашеному кретину он все же доберется.
Филя прижал уши и смотрел на кота, рассуждая:
— Странные вы существа, коты. И кто вас только однажды прибрал к себе? Мышей ловить вы давно разучились, только едите и едите. Я хоть дом сторожу, а вы?
Барсик повернул голову в сторону Фили и промурлыкал:
— Что, опять мне косточки перемываешь? Я даже знаю, о чем ты сейчас думаешь: обо мне.
— Была охота, — возразил Филя. — Я думаю о другом.
— О попугае даже забудь, — сразу предупредил кот. — Эта птичка не по твою душу. Лежи у порога и не тявкай.
— А ты не мурчи на всю квартиру, спать мешаешь. Хозяйка ему «кис-кис», так он и тает перед ней, как сосулька. Я бы тебе показал этот «кис-кис» … Подожди, кончится мое терпение, ни один шкаф тебя не спасет, зануда. Я тебе такой «кис-кис» устрою, что ты забудешь, где твоя миска. Ты у меня на полке жить будешь вместе с книжками и вниз спускаться только по моему разрешению. Как я вас, котов, ненавижу. Была б моя воля — истреблял бы еще в младенческом возрасте.
— «Кис-кис» — это мой пароль, которым люди пользуются уже много тысяч лет, поэтому не возникай, пес шелудивый. Засунь лучше свой длинный язык в свою глотку и не виляй своим бешеным хвостом, —злостно промурчал Барсик, но на всякий случай поднялся и взглянул на шкаф, где всегда видел свое спасение. — Ты вообще никто, и звать тебя никак, если только не собакой. У тебя даже пароля нет, а твое «гав-гав» ни о чем не говорит. Это просто погоняло, на которое откликается большая часть четвероногих паразитов во главе с тобой. Теперь я понимаю нашу дружбу: вражда, которую ты вынашиваешь в себе, мне давно известна. Ты только и ищешь повод на мне сорваться. До рыбок тебе не дотянуться, до попугая тоже, поэтому твое пустое тявканье меня нисколько не напрягает. Таких дешевых сожителей я еще не знал в своей жизни. Ты мелкое и дешевое существо, которое способно только высовывать свой язык по любому поводу и строить глазки хозяйке, чтобы она вывела тебя погулять. То ли дело мы, коты и кошки… У нас вся жизнь связана с преданностью, подушками и мурчанием. Тебе до нас никогда не дожить.
— Сам ты дурак! — огрызнулся Филя. — Скупая порода, которую понапрасну придумал какой-то идиот! Пусть мне не дано лазать по столам да по шкафам, как тебе, и сидеть на перилах, зато я хозяин на земле и вас, кошаков, всегда напрягаю своим присутствием. Вот я бы тебе холку надрал, попадись ты мне сейчас здесь, на полу.… Все твои пакости припомнил бы одним разом.
— Вот когда природа тебе что-то даст, подобное моему существу, тогда и тявкай, — ехидно улыбнулся кот.
Филя разозлился и помчался в сторону кровати, где развалился Барсик. Кот тут же подскочил, выгнул спину дугой и зашипел.
— Войны захотел?
— Я сейчас с тобой разберусь, извращенец, — свирепел Филя, но кот запрыгнул на шкаф и оттуда стал ему корчить рожи.
— Вот вы это только и умеете.
— И не только это, — возмутился кот. — Быстро убирайся с кровати. Весь сон мне нарушил, паразит лохматый!
— Это тебе не кошек без разбору драть, которые, как конвейер, котят в подвалах рожают.… Ступить уже некуда.
— Дурень ты. Кошки — существа нежные, поэтому ни один кот не откажется с ними погулять.
— Что-то прогулки у вас слишком короткие, то перегрызетесь, то орете, будто валерьянки напились…
— Ты валерьянку не трожь. Ее свойства нам до сих пор не известны, поэтому мы ее иногда и пробуем.
— И дуреете от ее запаха.
Барсик скривился и снова показал язык.
— Я у тебя его выдерну вместе с хвостом при первом удачном случае, — пообещал Филя.
Попугай сидел в клетке, молча, и слушал всю разборку между котом и собакой.
«Да, — почесал он затылок лапой. — Эти не скоро угомонятся. Послать бы их обоих куда подальше, все равно до меня никто из них не дотянется, и я вправе обязан сказать свое веское слово».
Он посмотрел на шкаф, где сидел кот, потом взглянул вниз, где подпрыгивал возбужденный пес, и высказал свои мысли вслух, да так громко, что кот и собака затаили дыхание.
— Я здесь птица новая, эксклюзивная, но начинаю понимать, что жизни мне не будет с такими придурками, как вы.
Непонятное слово «эксклюзивный» вызвало у Фили и Барсика недоумение. Они переглянулись между собой выпученными глазами и открыли рты.
— Я бы с удовольствием улетел к себе на родину, — продолжал попугай, — но клетка мешает. Поэтому слушайте меня внимательно. — Он расправил крылья и уселся поудобней. — Ты, сидящий на шкафу полу тигр, полу лев, если сейчас же не закроешь свою пасть, жди, когда я выберусь из своего заключения. Пропала твоя дрянная шкура. Я тебе так холку надеру, что ты к следующему дню будешь жалеть, что познакомился со мной. В наших местах с такими, как ты, разбираются очень просто.
Барсик даже пошатнулся и уперся лапами, чтобы не упасть от такой наглости.
— А ты, там, внизу.… Не могу понять, на кого ты можешь быть похожим из зверей на моей родине, но ты жалкое и беззащитное создание. Видно, тебе бог хвост прилепил на сдачу, поэтому тоже заткнись. Надоели мне ваши выяснения.
Филя вылупил на попугая глаза, раскрыл рот еще больше и высунул свой длинный язык.
— Дай мне волю, я бы ознакомил вас с правилами жизни на своей родине, — продолжал попугай.
—А ты откуда родом такой умный? — в два голоса спросили кот и пес.
Попугай расправил грудь, выпятил ее перед собой и гордо заявил:
— Мы из Африки. Вам знакомы эти места?
— Из какой ты Африки, ты из зоомагазина. Фантазер, — тут же возмутился Барсик.
— Это уже не важно. Так вот, если вы не перестанете между собой грызться за место под солнцем, то я приму самые строгие и конкретные меры. Я тут всего неделю, а вы, два придурка, меня уже достали своими разборками. Ой, кто бы открыл мне эту клетку. Я бы вам перья, нет, не перья, а шкуры бы общипал.
Барсик и Филя снова в недоумении переглянулись.
— Он откроет, — сказал Филя и указал лапой на кота.
— Что, мне делать больше нечего? — ответил Барсик.
—Так ты же его съесть собирался, — вырвалось у Фили.
— Кого, меня? — Попугай снова распушил свои перья и принял вызывающий вид. — Да я вас обоих насмерть заклюю.
Филя поджал хвост, побежал к дверям и спрятался под ковриком. Барсика снесло со шкафа, и он с шумом опустился на пол. Тем временем рассвирепевший попугай раскачивал клетку, чтобы она сорвалась с крючка, и сыпал проклятия одному и другому сожителю. Он грозно размахивал крыльями, и Барсику показалось, что он сейчас разнесет эту клетку в клочья.
Перепуганный Филя выскочил из-под коврика, попытался спрятаться за ножкой стула, но понял, что эта затея напрасная. Он решил заползти под кровать, но там уже сидел Барсик и был категорически против, исцарапав ему лапой нос.
Наконец, попугай успокоился, и из-под кровати показалась голова кота.
— Эй ты, ящер крашеный, звать-то тебя как?
— Хочешь узнать, от кого примешь смерть? — повернул свою взъерошенную голову с распушенным гребнем попугай.
Филя сидел под столом, поджав под себя лапы и хвост. Он старался не дышать и прислушивался, что ответит попугай.
— Гошей звать, непристойное животное, –– представился попугай.
Барсик заскрипел зубами от злости, но сдержался.
«Ну и имя, — подумал он. — Где же такие раздают?»
Филя был согласен на любое имя, лишь бы этот попугай успокоился.
В коридоре раздались шаги, и кот, набравшись храбрости, вылез из своего укрытия.
Пришла хозяйка, и он вместе с Филей бросился к ней в ноги.
— Соскучились без меня, родненькие, –– стала гладить их по головам хозяйка. — Сейчас я вас кормить буду. — Она взглянула на клетку и улыбнулась. — Смотрите, какого замечательного попугая я вам принесла, — сказала она. — Немного освоится, я его выпускать буду, чтобы полетал. Он же птица!
Филя жалобно заскулил, а Барсик покосился на клетку и заметил, что Гоша забегал, запорхал от радости и уставился своими большими черными глазами на кота.
— Может, не надо? — промурлыкал кот. — Улететь может.
— Не улетит, — заверила хозяйка. — Он домашний. Будет сидеть на шкафу и красоваться.
— Этого еще не хватало, — возразил Барсик.
— Слава богу, что не на коврике, — прошептал Филя. — Самому там места мало.
Барсик заметил, как все рыбки в аквариуме прильнули к стеклу и внимательно слушали их разговор. Ему даже показалось, что они злорадствуют, улыбаются и даже смеются над котом и собакой.
— Подождите, я и до вас доберусь, — промурчал кот. — Сначала с этой жар-птицей разберусь, потом с Филей, а там и вы на очереди. Не может быть в доме два хозяина. Я единственный, кто для этого предназначен.
Почему-то в этот момент Филя подумал то же самое и толкнул лапой кота.
— Смотри мне, напрыгаешься, — предупредил он. — Ха-ха! Твой шкаф скоро попугай арендует, вот тогда ты в моих лапах и окажешься. На люстру тебе не взобраться, так что молись. Есть, правда, один вариант… Может, ты навсегда оставишь этот дом? У тебя столько прекрасных кошек по подвалам шастают…
Барсик даже подскочил от такого предложения.
— Никогда, — категорически замяукал кот. — Я здесь родился, здесь и умру.
— Ну, родился ты не здесь, а в подвале, я уточнял, — заверил Филя. — А умирать — какая тебе разница, где. Меньше хлопот будет с похоронами. Уходи, а там, глядишь, и попугай за тобой улетит. Ему свобода нужна, как и любой птице. Он обещал тебе шкуру попортить, значит, исполнит свое заветное желание. У тебя выход один, только бежать. В подвале тебя никто не достанет, да и скучно тебе там не будет. Хочешь, я к тебе буду иногда приходить?
— Заткнись! А рыбок куда денешь, умный ты мой?
— Потом решу. Они меня не напрягают, потому что постоянно молчат.
— Нет, так дело не пойдет. У меня есть другое предложение.
— Какое? – завилял хвостом Филя.
— У тебя полон двор друзей. Возьми, например, того же Барбоса. Представляешь, какая у него счастливая жизнь! На помойке косточку найдет, грызет целый день и радуется, потом валяется в канаве, отдыхает... Чем не романтика!
— Мне и хозяйка косточку даст, — ответил Филя. — Самую свежую.
— Да, за эту косточку ты точно родину продашь, — вздохнул Барсик. — А там будешь целыми днями гулять и не ждать хозяйку, чтобы выгуляла. Чувствуешь преимущество Барбоса перед собой?
Тут снова заволновался Гоша и замахал крыльями.
—Этот еще успокоиться не может, — снова занервничал Барсик. — Откуда вы только свалились все на мою голову? Права была мама-кошка, когда предупреждала, что собака в доме — это к несчастью. А тут еще и этот проклятый попугай! Хорошо, что червяка никакого не завели или этих белых крашеных крыс, которым люди отдают предпочтение. Я хоть этим счастлив.
Фила взглянул на хозяйку преданными глазами, потому что его поджимало сорваться и нагадить где-нибудь под кустом, а не в квартире. Он стал ластиться и поскуливать, чтобы та обратила на него внимание и вывела на улицу. Но хозяйке было не до Фили: она стала готовить обед.
— Если ты чего в квартире натворишь, — предупредил кот, — я тебя сразу сдам. Не хватало еще, чтобы в доме воняло дерьмом.
Филя виновато опустил голову, поджал хвост и направился к коврику у дверей, но потом вспомнил, что очень хотел на улицу, и стал носиться по комнате, привлекая к себе внимание.
— Как я тебе не завидую, — стал ехидничать Барсик. — Мой горшок стоит в углу, и не вздумай туда сходить. Я не только тебе морду поцарапаю, я устрою голодовку. У тебя сразу испортится вся жизнь, и ты навсегда перестанешь не только скулить, но и лаять.
Филя насторожил уши, но нужда подпирала.
— Это еще как? — спросил растерянный пес.
— А вот так. Возьму и все изменю в твоей собачьей жизни. Можешь прихватить с собой эту крашеную курицу, и гадьте с ней на пару в любом месте, но только не здесь.
Сейчас Филя стал завидовать своему другу Барбосу, которому все позволено — земля большая.
Филя потерял дар речи от слов Барсика и с испугом поглядывал на попугая, который тоже уставился на кота.
— Эй ты, плюшевый огрызок, — донеслось из клетки. — Если ты еще хоть раз мяукнешь, то я эту клетку разнесу в клочья. Тогда ты у меня гадить будешь не только в своем горшке, но и на потолке. Не трожь собаку, она еще покажет, кто в доме хозяин кроме меня.
Барсик ничего не понял, но на всякий случай прижался к хозяйке и жалобно замяукал.
— Назревает конфликт, — решил Филя и стал ломиться в двери.
— Сейчас я тебя выведу погулять, — пообещала хозяйка. — Я вижу, что тебя уже приперло.
— Еще бы не приперло, — проскулил Филя. — Тут такие разборки начинаются, что никакая кишка не выдержит. — Он стал громко лаять и скрестись в двери.
Хозяйка открыла двери, и Филя, не чувствуя лап, вылетел на улицу и тут же приземлился, наложив целую кучу отходов организма.
Он огляделся по сторонам, заметил своего друга Барбоса, который с перепуганными глазами выглядывал из-за угла, и улыбнулся.
— Кто это тебя так? — зашептал Барбос.
— Даже по нужде нет времени сходить с этими домочадцами, — гордо отвечал облегченный Филя. — Сейчас вернусь и всех построю. Надоели они мне до ужаса.
— Кого строить будешь, Барсика и рыбок? — поинтересовался любопытный друг.
— Если бы, — вздохнул Филя. — Тут хозяйка какого-то крашеного петуха в дом притащила, не знаю, что с ним делать. Этот тип пообещал разворотить все, как только она его выпустит полетать, поэтому мое присутствие в доме обязательно, чтобы я все видел.
Филя демонстративно вильнул хвостом и гордо направился в раскрытую дверь.
Барбос сделал удивленную морду, но удивляться ему долго не пришлось. Через минуту из дверей вылетел Барсик, а следом и Филя.
У Барбоса глаза повылезали от увиденного, и он снова спрятался за угол дома.
— Что случилось? — дрожал голос Фили после приземления на землю. — Ты меня чуть с лап не сбил.
— Ничего особенного, просто хозяйка открыла клетку и выпустила попугая.
— Зачем?
— Чтобы полетал. Он же птица.
— Ну и?..
— Что, ну и? Вот мы теперь с тобой и на улице.
Кот расправил усы и посмотрел на закрытую дверь.
— Он сейчас все мое молоко выпьет, — проурчал Барсик.
— И мою сладкую косточку съест, — добавил Филя.
Они уселись в стороне и стали наблюдать за дверями, но из нее никто не появлялся.
— Кого ждем? — подошел с вопросом Барбос.
— Не твое собачье дело, — огрызнулся кот.
— Я не знаю, кто выйдет. Может, хозяйка, а может, и попугай, — пояснил Филя и на всякий случай приготовился к бегству.
— Что, совсем страшная птица? — попытался уточнить Барбос.
— Да мелочь пузатая, — вздохнул Барсик. — Больше на ворону смахивает, только с хохолком на башке. Я из его хвоста все перья повырываю — и пусть потом летает.
— Интересно как! — Барбос присел рядом и тоже стал наблюдать за входными дверями. — Никогда не видел, чтобы какой-то попугай гонял собаку и кота одновременно.
— Рот закрой, блудливый, — взорвался Барсик и решительно направился к двери. — Я ему сейчас покажу, пока он еще не освоил нашу квартиру. Я не позволю в ней хозяйничать.
Он обеими лапами толкнул входную дверь, и она, на удивление, распахнулась. В тот момент из нее вылетел попугай, покружился над домочадцами и прокричал:
— Времени у меня нет с вами возиться, но я могу и вернуться.
— В Африку, наверное, полетел, — догадался Филя.
— Пусть куда угодно летит, но, чтобы его здесь больше не было. Лучше на северный полюс. Там окочурится и превратится в мороженое. Пусть его белые медведи лижут. Мне достаточно того, что ты мне жизнь портишь, — кричал Барсик вслед улетающему попугаю, пока в него не попал хозяйский тапок.
          — Ах ты негодник, — причитала хозяйка. — Ты зачем, стервец, открыл так широко дверь и выпустил попугая? Я за него большие деньги отдала. На них можно было купить таких, как ты, с десяток котов.
Барсик прижался к земле, поджал хвост и зажмурил глаза.
Разгорячившаяся хозяйка начала лупить кота веником.
Филя с Барбосом затаились и наблюдали экзекуцию, творившуюся у них на глазах.
Барсик не выдержал пыток и рванул на ближайшее дерево.
Теперь все негодования хозяйки обрушились на Филю. Барбос еле унес ноги за угол и схоронился в канаве.
— Да, — вздохнул он. — Самая лучшая жизнь — это у меня. Ни за что не отвечаю, ни от кого не получаю. Живи — не хочу! А у них какие-то попугай, тапки, веники…

Поздней ночью хозяйка сжалилась над своими питомцами. Она открыла дверь, и они, продрогшие и мокрые от дождя, ввалились в теплую квартиру. Барсик сразу спрятался под кровать, а Филя еще некоторое время метался от гневных возгласов хозяйки, пока кот не позвал его к себе.
— Кажется, пронесло, — переводя дыхание, прошептал Филя.
— Меня тоже, — ответил Барсик, и пес почувствовал резкий вонючий запах, который резал не только нюх, но и глаза.
Фила закрыл нос лапами и старался не дышать.
— Ты чего? — спустя некоторое время спросил Филя.
— Ничего. Просто до своего горшка не успел добежать.
— Разбаловала тебя хозяйка, гадишь где попало, по всей квартире. Вот как мне с тобой здесь находиться? Потом все на меня спихнешь.
Барсик виновато промолчал и высунул голову из-под кровати.
Хозяйка готовила обед и позвала кота к себе.
— Кис-кис.… Иди сюда, мой маленький, я тебя сейчас накормлю.
Барсик вопросительно взглянул на Филю.
— Иди, иди, она тебя сейчас угостит, — сказал Филя. — Она тебя выманивает из укрытия, но я тебя спасать не буду, засранец.
Поздней ночью уже и Филя вылез из-под кровати. Он огляделся, взглянул на пустую клетку и облегченно вздохнул.
— Интересно, кого хозяйка в следующий раз притащит в дом? Главное, чтобы не крокодила.
Он улегся на коврик, поглядывая на свою пустую миску, и задремал.

         После того, как Барсик снова начал пакостить у Фили заканчивалось терпение. Он возненавидел Барсика еще больше и однажды подстерег его, когда тот возвращался из кухни. Кот облизывал морду и удовлетворенно мурлыкал.
— А, вот и ты,— схватил его за хвост Филя. — Кто мне рожи со шкафа корчил, кто языки снова показывал?
— Отпусти, шкуру попортишь, — закричал кот. — Я тебе сейчас всю рожу исцарапаю.
— А ты попробуй. Хозяйки дома нет, и я готов с тобой поговорить по-своему.
Барсик начинал понимать, что дело плохо, и настороженно улыбнулся.
— Ты мне морду не криви, сейчас узнаешь, что такое собачья хватка. — Он схватил кота за холку и стал терзать с особой остервенелостью.
— Отпусти, проклятый пес, — заорал Барсик на все квартиру. Я все хозяйке про тебя расскажу. Она тебя вышвырнет из дома навсегда.
— Пусть выгоняет, но я с тобой посчитаюсь за все твои проделки. Я тебе припомню и рыбок, и попугая, и мое собачье достоинство. Я тебе язык на одно место натяну, чтобы он не высовывался в мою сторону.
Барсик вывернулся и вцепился в Филю. Они стали кувыркаться по всей квартире, переворачивая все на своем пути. Кот орал, собака визжала, но сдаваться никто не желал.
Неожиданно в раскрытом окне появился Гоша. Он уселся на подоконник и с ужасом наблюдал поединок между домочадцами.
— Твою мать, — схватился Гоша крыльями за голову. — Как же я правильно сделал, что оставил этот дом, и зря решил вернуться. Нет, мне здесь делать нечего. Если эти живут, как кошка с собакой, то и мне может перепасть. Надо делать отсюда крылья, и чем быстрее, тем лучше.
Драка в квартире не прекращалась. Все летело кувырком, гремела посуда, с грохотом упала на пол клетка, посыпались книги с полок…
Гоша еще некоторое время понаблюдал за выяснением отношений, понял, что принял правильное решение, сплюнул на прощанье и громко выразил свое возмущение:
— Эй вы, придурки, что на сей раз делите? Место под солнцем? Так вот запомните, что ближе всех к солнцу нахожусь я, а вы как были собаками да кошками, так ими и останетесь навсегда. Драться вам предстоит всю жизнь потому, что вы не умеете летать.
Гоша взмахнул крыльями и сорвался с подоконника, но Филя и Барсик его речей не услышали: были заняты выяснением своих отношений. Одни только рыбки обратили внимание на гостя в окне, но тут же попрятались в водорослях, чтобы, не дай бог, и им не досталось.