О золушке. 2-я ч. журавль в небе, 17, 18, 19, 20

Элизабет Стайнер
17-я  глава

                ВОРОВКА… ИЛИ   ПРАЗДНИК  ФАНТАЗИИ

      На прилавке магазина Рита  обнаружила  книжку  «Ножницы художницы»!..Пролистав ее, она поняла:  НЕЛЬЗЯ  ЖИТЬ   БЕЗ  ЭТОЙ  КНИГИ...
- Мама,  -  прибежав  домой,  - стала  просить, - пожалуйста,  дай   двенадцать рублей,  - хочу  купить  книжку! -  я  никогда  не просила,  а  теперь  прошу! Пожалуйста! Если  ее   раскупят,и  мне   не достанется,  -я  не  переживу...
-  У меня  нет  денег, проси у отца. – сказала мать,-  что   за книжка?
Рита  сказала.
- Исправь сначала двойки за  неделю!
    Следовала  неделя напряженной  учебы, и Рита  пришла к матери  с Дневником! Та   удивилась,  и..  обрадовалась:
- Можешь   учиться, когда  захочешь! –заметила  мать,- Но я    сказала, - у меня  денег нет. Отец завтра  уезжает,  получит  командировочные, -  у  него   попроси...
     Но Рита знала:  отец  не даст! Он  же  не разрешает  ни  рисовать,  ни  вырезать, ни стихи писать…И на  такую  книгу   - «вне  школьной  программы».. он  еще  и отругает что «не делом занялась»…А не купить  эту книгу,- Рита   была  убеждена, -   никак нельзя!..И… мысленно  она начала готовиться к  воровству… Стыдно! – но… ничего не поделаешь…
   Человеку убежденному, что  воровать нельзя, трудно перешагнуть барьер  собственного  запрета: в случае   необходимости  как  бы  не споткнуться о порог  своих убеждений..Она  не   спешила, в  глубине  души   себя  уверяя:  «это   не  воровство, а  лишь взятие   в  долг»… «верну,   когда   смогу!..-Брать в долг не  преступление.. Хуже, если  книгу   раскупят…и у нее  никогда  не  будет этой  замечательной  книги!..Рита  готова была   подставить спину под ремень,- лишь бы ей дали эту книгу! Готова была  пострадать за воровство,   чем   остаться    без  нее...Накануне   не  спала  ночь, доказывая  себе: « это необходимая  ложь», допустимая  «раз  в  жизни».. Переживала, оправдываясь: « Мама  первая  обманула:  пообещала  и  не дала! - нарушила  слово!…-  я  же  поступаю  ответно!».Она до  последнего  надеялась  на  чудо,  которое отодвинет необходимость  дурного  поступка… она не будет  воровать деньги! «Или мама  передумает, и даст..? Или..деньги откуда-то   появятся… .»
 
   На  следующий  день  она  заглянула в комнату родителей. Чемодан  открыт, отец  складывает  вещи.. кладет  завернутую    в  газету пачку:  «Деньги! - поняла Рита,  затаив  дыхание..-  «Он уйдет  на кухню, и я  тихо  войду..Или  подождать  до завтра?  Нет, завтра  уедет! »..  Но  отец, к ее  радости, - вышел  из дома...
      «В магазин!»- ликовала Рита, -подходящий случай…Все  сопутствовало  дурному  поступку…Рита раскрыла  чемодан, взяла  пачку, развернула, и…растерялась: деньги лежали, аккуратно  сложенные  по  «пятьдесят»!.. Брать  большую сумму не входило в  ее планы.. «Как  разменять, чтобы подсунуть сдачу? –Нет! Лихорадочная мысль: «скорей обнаружит»!…».Времени на  раздумья не было: « А одной «пятидесятки» он  может и не  хватиться»…Взяв денежку, дрожа, Рита сунула в карман, закрыла  чемодан  и вышла…Сердце дико  стучало. Отец  вернулся,  что-то   автоматически  сунул   в чемодан,  и  закрыл   на  замок…

…После  уроков, подпрыгивая, Рита  бежала  в  магазин, сжимая  в  кармане    деньги...И вот.. заветная  книжка  в  руках!..Почти бегом  она летит домой, листая на  ходу,  мечтая: скорее вырезать!…Перед нею мелькали  орнаменты: цветы, листья,  ветки…Прибежав, бросила портфель, - и  с головой   окунулась   в   вырезание…Как ни странно,  все  у нее получалось!  В первый  же  день   Рита  вырезала   половину  узоров…Книгу  спрятала, чтобы   мать  не  заметила…Ходила, мечтательно улыбаясь, мысленно  сочиняя  узоры…Прибежав  назавтра  в   школу  с пачкой   узоров,   всем    их  показывала…Девочки  налетели. Рита, не  глядя, раздавала…    уверенность,  что  сможет  повторить, - грела,  давая  надежду.  На другой  день   так же   увлеченно  она  вырезала..Сначала по в книжке  «ландыши»,  «тюльпаны»,  «сирень»…Потом сама: что в голову придет!.. Для  удобства  наклеивала  на  темную   бумагу: вышел   самодельный  альбом   орнаментов! Цветной  бумаги  уже  не  было, и девочки  в  школе дали...Шла  азартная  неделя вырезания, в которой участвовали почти все!..Невырезанных узоров  осталось немного…Вырезали, как заведенные! Из  дома  она несла  подарки  в   школу,  оттуда  во двор, -   раздаривать…Все  удивлялись  и   радовались…
-  Во! Смотрите,    «ландыши»!..   
      Руки  тянулись,  выхватывали…Рита  чувствововала себя  на  «седьмом  небе»!..- Волшебницей,  щедро  одаривающей окружающих чудесами!…В орнаментах ее появились «кошки», «собаки», «лебеди»,  «чайки», «воробьи»,  «принцессы».. «клоуны». Кто–то  просил  «куколку»…Так  началось   повальное   вырезание   кукол:  их  наклеивали   на  картон,  одевали  в платья…По   подсказке  Риты вырезали новые  одежды.. Выдумывали моды! Кто-то   попросил   куклу –мальчика...

    Маленькая  книжонка   устроила  фонтан   творчества!.. Цветной  бумаги не хватало, платья  раскрашивали  красками  и  карандашами. Девчонки  заразились  вырезанием…К Рите   подсела  одноклассница, которая, - все думали«не умеет  рисовать»…Но она  научилась! – и  вырезала  не хуже  Риты, Вдвоем  вырезали для всех!..Вакханалия   Вырезания захватила  пол-класса!– настоящий  праздник  фантазии!Только мальчики не участвовали, -  видимо, считали это   «женским» занятием…
 
      В  кармане  «зашевелились  лишние» рубли!.. В магазинах  продавались  ёлочные  игрушки, и  Рита   купила  ёлочные бусы   за  пять рублей.. Но денег  оставалось  еще  много…
- Ребята! Кому  нужны   деньги?-  спросила   она  во дворе.
Мальчишки    недоверчиво  таращились:
- В  долг?..
- Насовсем, - улыбалась Рита..
 И…она  принялась  раздавать  налево- направо рубли - трешки…
-  Дай   мне  на  мороженое? –  попросил   мальчишка.
-Идея!-вскрикнула «Оранжевая ворона»,-Пошли все за   мороженым!!!
 
    Жевали мороженое,- смеялись, и  шутили! ..Оказывается,  приятно:  осознавать   себя  «богатой»  и  щедрой!.. Дома Рита  вынулаоставшийся денежный ком: двенадцать  рублей…Вздохнув, она решила: « завтра  спрячу!.»- и  сунула обратно в карман,  преступно  забыв  о том, что  именно  завтра   отец  приезжает!.. Отец  же, как   приехал, сразу же доложил   матери  о  пропаже.  Стоило ему сунуть  руку  в  Ритино   пальто:  обнаружились  смятые   рубли!... Родители  - поняли, и  мягко говоря, они  были   в  шоке.  Вызвали  Риту  на допрос.
-  Признавайся,  ты   вытащила   у отца   деньги! -   хмурилась  мать.
-  Я..-  кивнула Рита  печально, - простите… Мам, я.. я…я  просила  у тебя, - помнишь? - двенадцать рублей! Ты   пообещала  и не дала… и  я...  решила...
- Залезть  отцу в чемодан, и  украсть! – негодовала  мать, - И ты украла  не двенадцать, а  целых  пятьдесят! Ты хоть понимаешь,  что  ты, - воровка!?..Не стыдно тебе?
- Стыдно..- Рита   опустила  голову, -  Я  хотела   взять   двенадцать,  но  там..  все по пятьдесят ..  и  я… взяла  «пятидесятку»..
- Догадалась! Смотри,  какая  умная! Да, я не дала…забыла. Но ты   понимаешь, что воровать  нельзя?!
-  Понимаю,  мама, -  Рита   не знала, куда деть глаза, -  думала,  верну,   мама, понимаешь,  мне…   нельзя    без   этой книги!
-  Ах, вот оно  что!  А  воровкой   лучше?! Нам не  нужна дочь- воровка! .
-  Мама, нет…Я не воровка, я ..случайно,  я  раз  в жизни!  Я..я…я  больше  не  буду!..
-  Больше   и некуда! Признавайся, что  ты еще   купила?!..
Рита  принесла   бусы:
-  И это – все?!..А где остальные??..
-  Еще…. во дворе…с  ребятами..  ели    мороженое…
-  И  ты    всем  покупала мороженое?!  За  наш счет?!..
- Ну.. у  них   же  денег   нет..  вот   я   и…  дала!..
-  Смотрите, какая «добрая» нашлась! –возмутился отец,- Вообще-то  у  них   тоже  есть   родители, -  пусть  и  дают ! Свихнулась  что ли, - раздавать  деньги, не тобой  заработанные!? Ладно, сейчас  мы тебя соберем и ты  отправишься…Куда хочешь! Туда, где воровки живут…- Отец  с матерью  взяли портфель, покидали  туда   Ритины  мелкие  вещички,  сняли с вешалки, кинули  и  пальто…Отец   пару  раз (Рита  удивилась, что мало!) ремня  добавил..  Не  обидно:  заслужила! И  широко  распахнул дверь:
-   Пшла  вон! Не нужна   нам    такая   дочь…!..
….Рита не ушла…Она понуро топталась  в коридоре,  с  глазами, полными слез, держа  в руке  портфель…Родители  ушли  в   комнату, закрыв за собой  дверь.

    И тут, - как нарочно, - «на минутку»  к ним зашла   тетя  Эля, -  Ритина  любимица… и  -  к  Ритиному  стыду,-  ей  доложили:
-  Полюбуйся. Обьявилась воровка! Гоним  её… такая  дочь  нам  не нужна.
  Рита   от позора   готова  была   провалиться…
- Но, может, она исправится? – сказала тетя, - Первый  раз… поймет, и  не  будет больше?.
- А мы ей  не верим! – откликнулся   отец, приглашая   тетку в комнату,  и  плотно  прикрывая   дверь…
   Рита  расплакалась  вслух.. Тетя Эля  ушла. На улице темнело.   Рита    стояла.   В  двенадцать  ночи  отец  заявил:
- Иди спи!...А завтра  будем  решать:  куда   тебя   отправить?…

    Поучительный случай! Но  Рите не  это, другое было обидней, чем  обвинение  в  воровстве  или   наказание…Именно  эта  странная закономерность: что  ее  ежедневно находилась   возможность  в  чем-то  обвинить!..Отец  со смехом говорил:
- Тебя каждый день, и по несколько раз в день есть за что бить! Еще и авансом!...
    Похоже, это казалось остроумным…Но  ей  надоело БЫТЬ ВИНОВАТОЙ!Нет,- чтоб посочувствовать, поучаствовать, расспросить, постараться ПОНЯТЬ  или ПОЖАЛЕТЬ  по-человечески…Нет! – главное – обвинить. Одна  тетя Эля, прятавшая ее от отца, была  снисходительной: словно  что-то  чувствовала...
    
   Ах, как  давно!- но Рита ПОМНИЛА!-  ее защищала покойная  бабушка  Ульяна…на всем белом  свете  одна! И до сих  пор  НИКОГО У НЕЕ НЕТ, кто бы  пожалел  и постарался понять…Ясно, что  провинилась. И сколько же  можно ходить в виноватых?! Рита  знала: даже  у  плохих  учеников  есть  любящие родители! «Неужели же во мне НЕТ НИЧЕГО  ХОРОШЕГО?!»…Вот что не давало покоя..

      Забегая в гости  к  одноклассницам, Рита с  завистью  наблюдала детей, живущих  в  любви  и заботе…Родители  относились  к  ним нежно:  не  ругали,  не наказывали  за  «двойки».. Рита  видела  соседскую  девочку  сидящей   на  коленях  у   отца,  которую   тот   ласково  называл  «доченькой»,    гладя  по голове:
-  Кушай,  доченька,  мама  для   тебя старалась!...ДРУГИЕ  родители   целовали  своих  детей,  радовались им!... « За что   меня  не  любят?!» - Рита  хотела,и не могла понять. После разговора с  одноклассницей   не   могла   ночью  уснуть.
     Вспомнилось, как ланировала побег в одиннадцать лет…Как отец   спьяну  притянул  ее  за  ворот кофточки,  к налитым  вином   глазам:
- Ты  понимаешь,  что  я  тебя  ненавижу?!.
-Понимаю…- глянув в его красные глаза, Рита попыталась  высвободиться..
- Так  не  попадайся   мне  на  глаза! – отшвырнул он  дочь, -  получишь  подзатыльников!...
    Поправив   кофточку, Рита  отошла. Сколько  себя  помнила, она  всегда  чувствовала  себя  взрослой,  жалея родителей: « Несчастный отец! Не повезло ему - ни  с  женой, ни с дочерью:  не исполнилась  мечта о сыне..Жена обзывает «солдафоном»!- не любит…«Не  расстраивайся, папа,  я уйду, -мысленно  пообещала  она,- при первой  же  возможности  от вас уйду!»… «Может, поэтому   они  не пускают  меня в гости,- чтобы  не  видела, как живут  другие… пришла   мысль, -  например,Таня!   
   А  хотелось   ласки  и   участия!  Ах,как хотелось!!!.
- Скажи,  у  вас всегда так? –  спросила   она  подругу.
-  Что  именно? -   удивилась   та.
- Ну, мать целует, а отец  сажает тебя на колени, говорит   ласково...Тебя   не  бьют?
- А что тут такого!- рассмеялась  та, -  мои родители! - Любят меня…
    «Любят!!?…- вздрогнула Рита, -  А я выходит,- НЕ НУЖНА»..  тривиальное   «открытие»…«За  что же  меня  не любят?!» -  гляделась  она  в зеркало, ища  и   не находя  особых  изьянов. Нос курнос,  прищики... но это пройдет. Чем я  хуже   всех?!»-   измочила слезами всю подушку,–или я  им  не родная?».. вспомнилось, как мать  рассказывала: младенцем они  забыли   ее в  поезде, просидев  два  часа в  ресторане…и, якобы ребенка  потом в  одеяле  им  из  окна   выкинули!..
    «А может,и  не выкинули,-  а  они просто… чужую  взяли?! –думала  Рита,- если  я  чужая, то… где  настоящая?..Я  привыкла,   не обижусь! И это называется   «семья»?!.. Свинья!»…Или… виновата   челка!?».. Отец,   однажды  разозлившись,  что  она   оставила   себе  челку,  взял   и  обрезал   волосы спереди  под  корень.. На лбу вместо челки торчали   шпеньки…хоть  издали   не   видно:
- Вот тебе челка!  Будешь знать, как  прическами   фистулить!.

18 -я  глава
                ЖУРАВЛЬ  В  НЕБЕ

       ПЕРВАЯ  ЛЮБОВЬ  пришла  в пятом классе..   « Он  вдруг   вошел, я   вмиг  узнала..».. Рита что-то увлеченно  рассказывала  однокласснице: красивый сон…И тут-   раскрылась дверь..Рита  обернулась и  застыла с раскрытым ртом:  в  дверном  проеме  обрисовался «Прекрасный Принц»…то есть  «Ангел»  в   белой рубашке,  с  красным  галстуком:   нежный  овал   лица,  тонкие   брови,  точеный   нос,  губы  алые…Настоящий сказочный принц!…И куда  делась серая  реальность?!.. Сверкнула невидимая молния, - и выключилась  злая будничность!  -  словно  «стерли  её  ластиком, как  неудачный  набросок»... Так возник из  Небытия   потрясающий  мир, в  котором  существовали   только  ОН  и  ОНА.. Язык «отнялся», и  рот раскрылся…Облик прекрасного  Принца»  блистал  в  свете  золотых  лучей,  льющихся из окна.…
-  Меня  зовут  Виктор,-  сказал Принц  красивым  голосом,- я  ваш новый ученик…
-   А дальше-то  что?.- теребила одноклассница…
 Но Рита  все  забыла... для  неё вступила  в права  Новая ЖИЗНЬ,  наполненная  глубоким СМЫСЛОМ…И с  этого момента  в  школу  она  шла только потому, потому  что там  был Он!..И  из школы   только  после Него…Глядела  на Него, и ЖИЛА тллько  потому,  что  ОН  есть…
   За Него её дразнили, ругали  и  унижали…Писали в  дневник, наказывали…Все  она  воспринимала как должное. Счастье - глядеть  на НЕГО– а  за  счастье,-   все  стерпишь!..   
  … Не раз  она  давала себе слоно,-  « на Него не смотреть!.» Но это  ни разу  не удавалось. И ничего, и никого  она  не  видела, кроме Него…Зато  остальные -  всё заметили!..С этого  момента началось…
     Одноклассники  лазили в её  портфель, в поисках  стихов,  таскали её  записи  и  рисунки…Отец  -  пуще  прежнего  шарится  в её  школьной  сумке:  из портфеля  все наружу вытряхивал:
-  Когда   же   я из тебя  всё  это  выбью?!..- кричал  он.
     Рита   хитрила:  сделала в стенке портфеля прорезь, где прятала  «ненужные» записи. Писала   при  свете луны. Утром,  стремглав, - она  неслась  в школу… где  окружали  её  всеобщее презрение  и  осуждение!..
    Дошло и до учителей…Писалось  в дневнике:  «На всех уроках  смотрит  не на  доску, а на Виктора…пишет стихи  и рисует»  Отец  обрушивался    ремнем:
- Уже  тебе  в дневник   пишут, что все уроки  смотришь на  кавалера! Что  еще   за  болван   у тебя  обьявился?!
- Он  не  болван! Он умный  и  честный! ( чуть было  не сказала «не то, что ты»!)
-  Знаем  мы    этих негодяев, -  которые  с  двенадцати  лет...
-  Неправда! Мой  Виктор   не   такой…
-  Ах, он уже  ТВОЙ?!..- вот  тебе, и вот тебе за этого  наглеца!
-  Он   не наглец!!! Он – ЛУЧШИЙ .
…Наказания  она  воспринимала стойко, как партизан на допросе...Директору, когда    вызвал,   тоже сказала  с вызовом:
- Да, я  люблю  Виктора!…
Дневник  был  исчеркан  красными записями...
Ни  спасенья,  ни   погибели.
Не сбежать и не уйти..
Что  ж ты  встал, - чтоб   все увидели, –
Камнем   белым   на Пути..?.

    Как-то   раз  прибежала   до  уроков: когда  класс  обычно шумит  и все  носятся…Остановившись перед дверью, - Рита подивилась странной  тишине: «Неужели  нет  никого?».. и толкнула дверь…и замерла  в ужасе:  на  учительском столе, в позе «Ленина на Броневике» стоял Юрка Рыжий,- держа  в  вытянутой  руке лист бумаги, а сам  с  подчеркнуто-язвительным  выражением   декламировал…ее   стихи:

Я  Вас  люблю…Люблю  ужасно.
Любимый,  самый  дорогой!..
Вы мне не верите? Напрасно:
Не нужен мне никто другой..
Кому ж Вы верили?...Болтушам.
Обманам, сплетням…ерунде.
Не  замечая,  Вы по уши
Увязли в тине и воде...
Я Вас спасать не раз хотела!..
Вы,  гордость ложную подняв,
Кричали: «Вам какое дело?!»…
И шли горой против меня..
Ну, да, меня Вы наказали:
Я все терпела, Вас любя.
Но Вы…Но Вы тогда узнали,
Что  наказали – и себя?..

   Пантерой  кинулась  она  на  Юрку, размахивая  портфелем! - не успев  обрушить  сумку на  бедовую  голову проказника: чтец  спрыгнул, и размашисто полетел над партами, успевая оборачиваться, и,  гримасничая,    дразнить:
  - Чита! Чита! Я боюся,  что тобою увлекуся...
 Класс, до  сих пор  внимательно  слушавший  стихи, - радостно раскрыл рты:  иной сценарий! –яркая возможность поразвлечься!-   расплывясь  в улыбках, и  улюлюкая,-  все  науськивали  двух  «артистов» друг на друга! –Рита  на минутку догнала Юрку в середине класса,  и, схватив   его  за чуб,  отодрала,  приговаривая:
- Ах, ты,  ворюга! Когда  успел  полазить?! Еще  и читаешь…
   Но Юрка вырвался, и  помчался из класса, продолжая распевать дразнилку…Класс  восторженно выл  и  стенал…

… «Чита.. Нашли  же  прозвище! Неужели  я   похожа на обезьяну?!».-  гляделась  она  в  зеркало, удивляясь: « вроде не  такая  уж страшная!С чего именно ко мне  привязали такую  поганую кличку?»...

    Наверно, было  нечто  выделяющее   из   «серой  массы»...
  - Вертишься  там, как  вошь на гребешке! – возмущалась мать, заплетая  ей   косы,  которые  не  умещались в  руках..-  обращаешь на себя внимание!.
- Не обращаю я!-отчаивалась Рита, -и не собираюсь   выделяться…
- А именно тебе  в дневник  пишут! –язвительно замечала мать. – и   тебя  одну  так  дразнят:   ВЫДЕЛЯЕШЬСЯ!..
-  Не получается   у  меня  БЫТЬ  как  все...
- А  люди не прощают тех, кто на них  не похож!…
   
     Рита  была  «крученая- верченая», как  звала  ее  бабушка Лида…- и  вертелась юлой,  не  в состоянии  долго  находиться  в одном положении…Меняя позы,  случайно она  нашла для себя   позы, в которых находила  отдохновение. Больше  всех  она прыгала - бегала, вертелась –и  крутилась,  не вынося  «застоя»… Даже ночью  вертясь,  порой  она  слетала  с кровати вместе   с  одеялом! А  за уборкой носилась   по  дому  вприпрыжку, -под музыку, напевая..У них был проигрыватель, песни которого она заучила. Ни в  очереди  стоять, ни  на  уроках  сидеть  спокойно Рита не умела, изнывая от желания подогнуть  одну  ногу, или сразу  обе! Руками  же  она обвивала  себя  вокруг пояса! У других это не  получалось!..Голова её вертелась  без  устали…как и всё,  в ней -   изнывало  от   жажды  движения. Танцуя  за уборкой, она стремилась скорей закончить, -  освободить себя для запретных дел:  чтобы  читать  книги, писать стихи и рисовать!..
  Ноги  танцуют, а  руки делают!…Уроки делались «со скоростью света»..Кроме разве  математики, ради которой волей-неволей  приходилось прижать  зад... В спешке  же обычно что-то  путалось,  или  писалось  не так,  - а  мысли летели в такт  музыке!..
   
   Устав от  напряжения, Рита  ложилась на спину,  и с размаху  переворачивалась вверх ногами…отдыхая   на  плечах!.С размаху  так  же  возвращалась  на  ноги…Порой  «завязывала  их  узлом», подымая над собою!...Изгибалась  она  одинаково  в любую  сторону,- как «гуттаперчевая»…Отец ей не разрешал  читать художественные книги  во время учебного года. Рита  взяла провод, и, соединив его с лампочкой, - читала под одеялом. Конечно, утром  после этого на уроках  была  как  сонная  муха..и..получала двойки. За этим занятием ночью застал ее отец,- заметив  в темноте щель  из-под  одеяла…
-  Фанатик!- сказал  он, отобрав книгу  и  лампу,- и  в кого  ты  у нас взялась  такая,- фанатичка! Попробуй  еще…я тебя в Дурдом отправлю!
    Зато  в  спортзале  Рита  единственная  взбиралась  по  канату  под  купол! – и  быстро  возвращалась  обратно... на  «пятерку»!.. А на турнике  она  сидела  не держась, на любой  высоте, - «как птица  на жердочке»,- даже  с закрытыми  глазами…воображая себя   артисткой!. –как «обезьяна»...
- Обезьяна!- кричали  вслед мальчишки, показывая  «ушки» у  головы…Рита  их    разрисовывала   яростно  в   стенгазетах…
-Чита! -грозили ей  кулаками, - Обезьяна!!…   

19-я  глава      
                ВУНДЕРКИНДЫ

     Рита не боялась уличных  шалопаев: «их уровень-простительно!»…Но…Ее Кумир казался противоположностью ИМ:«Непоколебимая Величина»…Не  потому  что  вундеркинд…
   Их  было двое, братьев:  «Академик», и  «Профессор» -  который  сразу пошел   во  второй  класс, - минуя  первый:   чтоб  сесть  за  парту    с братом! «Профессор» он,- и  ростом мал, и горбонос,и подслеповат…глазки  мелкие…щедро  усыпан  веснушками. Зато он был  степенен и умен, как и полагалось «Профессору»!- и  пользовался всеобщим уважением, благодаря своему примерному поведению и  отличной  учебе…Братья  учились  лучше   всех:   в   пятом   решали   задачи за  десятый.. Казалось,   весь  класс смотрит   на   них!..Вундеркинды участвовали во всех математических и шахматных олимпиадах: школьных, районных, областных…Их  хвалили, ставили в  пример!.
. Остальные  -   «хорошисты»  и  «троечники»…Все,кроме Читы,  которая, естественно, - «хуже всех»…Потому что  от нее «все можно  ожидать»…Она  вечно  «отмачивала фокусы»!… В школе всё  определялось  «успеваемостью».  А у  нее  «двойки»  стояли рядом с  «пятерками»…по одному и тому же предмету! .Да и поведение  оставляло  желать лучшего...

   «Профессор» -  скромник  сидел за  партой  только прямо, -«словно кол проглотил»- думалось ей,- сложив  руки  одна  на другую... «Неужели  и  дома  так?! – удивлялась Рита,  ужасалась,   жалея «Беднягу»…ну,да,он же это отличник! Меня так не заставить!-и как ему  удается ?! – ясно,   вундеркинд!»…
    С однойстороны, она чуточку завидовала «эталонам  поведения», с  другой: жалела обоих «несчастных»,- такие они  «умные, целеустремленные!Ноуж слишком   несвободные!..»
    
     НЕЗАВИСИМАЯ  вращалась «около  воображаемой оси», занимаясь «никому ненужной чепухой», например, вырезанием… и училась   «через-пень- колоду»!
-  Смотрите! Чита  бежит, как  высоко  ноги задирает, глядите!!.»!
   Что  делать  «безобразной» Чите  рядом  с  Академиком?! Обезьяне   с  Гомо- Сапиенсом!? Нищенке   рядом с Принцем!?..
 И…как  пройти мимо «короля», чтобы тебя  не  захлестнуло   горячей  волною сверху  донизу?И не  отшатнуло жарким  дыханием   непонятной  силы....И долго еще  стоять  ей  с  горящими   ушами,  почти   теряя   сознание!...
  - Обезьяна!  Эй, Обезьян!   Все  на  Витеньку смотришь?!.

    Рита гордилась  Им!И Он того стоил...На  перемене  ребята  сломали  прибор, принесенный  из  физ- кабинета. Все видели: Борис, друг  Виктора,  трогал прибор, несмотря запрет…Что -то щелкнуло, и... прибор сломался! Прозвенел звонок, пришла  педагог…
-  Кто сломал прибор?..
Все затаили дыхание. Учительница повторила  вопрос. Кого-то  ждет  наказание! Борис сьежился. Она   грозно  повторила  вопрос  в   третий  раз,   и … поднялся    Виктор:
-  Я сломал  прибор!
- Ты-ыы?!  - изумленно  оглядела  учитель  лучшего ученика, -  Я  же  просила  не трогать! -  укоризненно сказала она, - это очень  чувствительный  прибор! Как ты мог?!..
-  Извините, - я  останусь после  уроков,   постараюсь   наладить...
- Ты-ы? Наладить прибор? -  педагог   усмехнулась, - Ты уверен, что сможешь?
-  Я  постараюсь..
   Рита  глядела, гордясь и восхищаясь: «Герой:   взял вину  на себя!..Правильно. Моя любовь. Он  гений.  Вундеркинд..».
 Виктор с Борисом  остались  после  уроков,  мастерили…Пускай  Он    не совсем ИЗ  ЕЕ МИРА… все же единомышленник!– смелый и честный… Он –лучший! Пример ей   и другим…

    В шестом   классе сменилась учительница английского. На  уроке Рита карандашом  нарисовала портрет  новой учительницы,  вертелась,  показывая   рисунок  сидящим  сзади, и те  радостно шуршали, тянули   руки  с   поднятым большим пальцем:
- Ну, ты даешь!.. Похоже..
  Но… учительница, подошла, выхватила листок  и…вышла!. Рита   бежала  за нею -  извиняться…Но  в учительской  та стояла к ней спиной, повернувшись к окну, игнорировала …
    Следовала неделя взаимного молчания! Рита мучилась  раскаянием..Педагог продолжала не замечать ее, не вызывала…Все  гадали,  какое   наказание грозит художнице..В  конце  недели   педагог    сказала:
-  Останься   после уроков, -   поговорим!
   Похоже, учительница  «оттаяла»,Рита радовалась..Ученики  судачили: «на Педсовет вызовут! Родителей пригласят»?…Рита ненавидела  Педсоветы, заранее  обижалась. Но, как  ни странно, «англичанка» ни  в дневник  не  написала,  ни  родителей  не  вызвала. А принесла  свернутый   лист  ватмана, и, развернув,    сказала:
- Будешь редактироватьобщешкольную английскую   стенгазету...
  Рите,  редактировавшей  уже  шесть стенгазет, в  голову не   пришло   отказаться. Вздохнув   облегченно,   улыбнулась:
-  А материал  Вы  будете давать?
Учительница  кивнула,   улыбнувшись   ответно:
-  У тебя   талант. Это   надо развивать.. 

20 -я глава            
                ПЕРВЫЙ   ГОРЬКИЙ  ОПЫТ..
    
    Но  в  седьмом  классе   вдруг  она  резко изменила мнение  о «великом гении»….Ни за что  бы  не   подумала, что  Виктор  способен «опуститься до ИХ уровня…петь под «ИХ  дудку»!…»
Пусть  бы  мальчишки  таскали ее  стихи… издевались…Но  ведь  не  Он!!!..
   Однажды  перед  уходом, - перемигнувшись  с  Борисом, -  Виктор,  расплывшись  в  сладкой  усмешке,  глядя на  Риту,  снял   школьную  фуражку, и   картинно   раскланялся:
 -  Эй, Чита!  Я  ухожу… До  свидания!...      
    Рита обернулась: «да  как Он смеет?!»- брякнулся кирпич досады...и…Она могла  бы  озаглавить  обьявленную  Ему  мысленно войну словами Кардинала:«Кто не со мной, тот  против  меня!.»…Рита старалась «не смотреть»  в Его сторону…Но как внушить себе ненависть к «всеобщему эталону»?!..Размазывая слезы, спиною  чувствовала смех: « Его больше  нет для меня!»…

 ...Незаметно  подкралась  зима…В  Казахстане  снег -  праздник:  все носятся, кидаются снежками. На школьном дворе  разыгралась баталия классов. Вот  подходящий  случай  наказать   «предателя!»…« Он назвался  моим «врагом»! Что  ж..  держись!..»  - Рита   бросала  снежки    в Него: «Пусть Ему будет больно, как мне!». С Виктора  слетела    шапка…Больно?!.. А ей  больнее!…Не  оттого,  что   попали   в  лицо.. за   шиворот… изваляли   в  снегу... «да как  Он  смел  стать  с  ними на одну чашу весов?!-».Она  презирала Его...Домой  вернулась красная от слез, смешанныхсо снегом..Побитая  но не  отмщенная...Назавтра до уроков  кидались   мелом и  тряпками:  «Вот Тебе  в  ухо...за  шиворот!.За Читу!  За   издевательский   хохот!Как смеешь ты БЫТЬ КАК ВСЕ?! –эх ты, Мнимая  Величина!…»..

    По школе   произошло ЧП: застукали  школьника и школьницу  их класса  - на чердаке… за   неким постыдным  деянием! Что  они  делали, никто толком не  знал..Но обсуждали! Шептались! Передавали из уст в уста…Застали  их взрослые, и донесли школьному руководству..Пошли-потекли  сплетни  о  «позорном   поведении» семиклассников. Вызвали на Педсовет, с родителями. Устроили прочистку  мозгов…Разбирали! - как водится…
   Рита в  посмешище   не  участвовала. Стыдно было за это  мерзкое  общество, называющее себя «школой»…учителей и родителей.. Жаль ребят! –которых  на  разные  лады  склоняли,   обливая   грязью!... Какая -то девочка   пробовала   спросить, что она  об этом думает.    
 - А  я  об этом не думаю!-  отрезала Рита, - И тебе  не советую. Сплетники и пошляки!- еще с честным видом…«педагоги», называется!..Терпеть не могу  таких.. Одному удивлялась:  как  Виктору  удается  находить  с ними общий  язык? - «Неужели  что-то незримое  их связывает?»...Но…ведь он же –   умный!.Он так не должен...

     В  физкультурном  зале  перекрыли  воду.  Для  мытья  пола  пришлось  наливать   в  душе  для   мальчиков. Рита   с   ведром   вошла,  стала  набирать, - в этот момент те   деятели   с  силой  включили  душ! – и облили  ее  с головы до пят...«Академика»   в коридор выставили, - ей навстречу..Выскочив, мокрая Рита наткнулась на Виктора.. Мальчишки предусмотрительно спрятались,  подглядывая.
-  Ты   воду  включил!? – налетела  Рита, и… от души  надавала  ему пощечин,-  Вот тебе! И вот тебе!..-   вложив  в   пощечины  свою  обиду, ненависть, и… любовь...Не ожидавший  агрессии, Виктор растерянно хлопал  ресницами:
  -  Да   не  я..это.. – оправдывался, - Честное слово  не  я!..
     «Ах,  не Он?!…так Ему и надо!»- ...следующая  «точка  в  отношениях»-  не  умещалась   в какие  рамки…В  шахматный  кружок Рита тоже вступила из-за Него.Научилась обыгрывать мальчишек…гроссмейстер  с нею  никогда играл, поэтому   Рита несказанно удивилась, увидев его в зале..
   - Ну что, сыграем?..-  уперся он взглядом, сев  за  столик   напротив.
Рита залилась румянцем, трепеща  с головы  до  пят: «какая  честь»! Расставили  фигуры…Хотела  сделать  ход, когда  Он спросил:
    - На  что   играем?
   - А это   важно? – умехнулась  она, - что ж… на  шелобаны!
-  Это несерьезно, - заявил Он, - давай   на...  ТО,  что делали   наши «герои  дня», о  которых  говорит  вся  школа!- назвал   имена   униженных  мальчика  и девочки..
   Рита побледнела, и…в следующий  миг  с размаху перевернула   доску  с  фигурами Ему в лицо.. Негодуя, она  выскочила из зала,заливаясь слезами. Убежала  далеко,в класс,где  наревелась  в  одиночестве, хороня  в душе «идеал»…Бывший. Будучи уверена: «Все,  уже всё...Хватит!» Но оказалось, еще не все!

      К  23-му  февраля  девчонки  бросали  жребий: кому подарки   дарить.. Ей  выпала бумажка  «Профессору». Рита   ликовала: «вот  подходящий случай для мести!…»- одноклассница   предложила  ей поменяться:  у  той   был   билет «Академика»,  -Но  Рита отказалась: «ишь, расчухали!? –Чудесно! Я сделаю подарок  его брату!..Два  дня   оставалась она после уроков  в мастерской: точить деревяшку, и: вырезала  кораблик. Приделав  к нему  алые  паруса  из  шелкового галстука,белилами написала: «ЧАЙКА»…Сорвался надфиль,-и  из  ее большого пальца левой руки  пролилась кровь..На всю  жизнь, которая оствалась, -с  рубцом  на большом  пальце…А в День  Защитников  «Чита»  торжественно   вручила    кораблик  Его брату!
    И угодила: подарок  понравился мальчику  так, что  самый  примерный  ученик  впервые   получил  замечание  по поведению:  он  преступно  вертелся, периодически заглядывая в парту, -и  откровенно любовался корабликом!Девочки  после рассказывали: дома  Евгений поставил  кораблик  на самое видное место, всем показывал!«Значит, и брату  на зависть!»-Рита  ликовала:  отомщена!..      
    …И вдруг…ей приснился Вещий сон.Прекрасный замок, она, - невеста  в   подвенечном   платье, - ждет своего  Принца.  Вот  уже она видит Виктора,- который  с  колечком в руке, - под сиянием луны     приближается к ней…Подняла  взгляд, не в силах поверить: Виктор! она ему  руку протянула, а кольцо – возьми и соскользни…жалобно звякнув, брякнулось  и покатилось  по  полу...Рита нагнулась, бросилась искать,шарила под стульями…Проснулась  вся  слезах: «так я и знала, НЕ СУДЬБА…!..»...Не хотелось верить  предчувствиям…Но через  неделю   родители   сообщили, что  опять уезжают: к отцу на родину…«Понятно, к чему был  вещий сон…Отец  радовался:
- Ну,вот, увезем тебя от твоих женихов!...
   Рита  плакала: сколько надежд, сколько стихов  посвящены Ему! Жизнь  принадлежала  Ему...Разорвали!..Вспомнилось, однажды кто-то задал  каверзный  вопрос:
 - Скажи, что  больше тебе   импонирует:   «журавль  в небе,  или  синица в   руке»?... И не смогла  ответить,но теперь точно знала:   конечно, журавль!–НЕ  ПОЙМАННАЯ ПТИЦА.-  звезда   любви… .