Перестановка

Иван Эспа
Я вошёл в затемнённый книжный магазин. Окна были завешаны рекламными плакатами, а лампы горели очень тускло, как я. В магазине не было никого, кроме него. Ни покупателей, ни заведующей, ни даже кассира. Он стоял у одного стеллажа и переставлял книги. Брал какую-нибудь одну с одного места, подвигал другие книги и на освобождённое место ставил взятую. Или ставил полкой ниже, или полкой выше. Иногда он немного отходил от стеллажа, смотрел на общий вид, находил его неудовлетворительным, и снова принимался переставлять книги. Весь в меня. Мне казалось, он никогда не обратит на меня внимание, поглощённый своим занятием... и тут он неожиданно посмотрел на меня. Ну наконец-то заметил. Поначалу, увидев меня, он немного расстерялся, а потом спросил робко: "Не поможешь правильно расставить книги, вроде бы, всё хорошо в целом, но что-то выбивается из ряда".
- Я-то, конечно, помогу. Моё хобби - систематизация. Документы в компьютере, смесители, мойки, муфты и ниппели, пробочки от бутылок, книги. Мой профиль.
Честно говоря, мне очень хотелось обрушить этот дурацкий стеллаж с дурацкими книгами на дурацкий пол. Но не хотелось его шокировать, он слишком серьёзно относится к этой ерунде. Поэтому я взял сколько смог книг и сложил их на пол, потом ещё и ещё, пока не освободил все полки на стеллаже.
- Ты думаешь что-то поставить сюда с соседнего стеллажа? Да, пожалуй, здесь была нужна более капитальная перестановка.
- Здесь не нужно никакой перестановки.
- Как это?
- Ну раз на этом стеллаже нет книг, то и переставлять нечего. Так ведь?
Он посмотрел на стопки книг, лежащие на полу:
- Но разве так будет лучше?
- Нет, и так тоже не будет лучше.
- А как тогда?
- Никак. Ты ведь слышишь меня? Никак не будет лучше. Что бы ты ни делал, чтобы я ни делал, что бы мы ни делали, лучше не будет никак. Это не то место, где может быть что-то лучше. Тут всё будет как всегда. Скажи мне честно, ты же сам догадывался об этом?
Он отвёл глаза в сторону:
- Да, но я всё же надеялся...
- Не стоит надеяться. Просто пойдём уже отсюда.
- Куда?
- Дальше от этих книг. Всё, что ты мог сделать для того, чтобы стало лучше, ты уже десять раз сделал.
Я взял его за руку и он нехотя позволил себя увести из книжного магазина. Этот мир придуман не нами, этот мир придуман не мной. Я не знаю оттчего всё именно так, а не иначе. Но вся эта перестановка чего бы то ни было ничего не принесёт никому. Это я знал точно на своём опыте. Я не знаю, что будет дальше, но теперь ему, хотя бы, не придётся ломать голову над бесполезным занятием тождественным ношению воды в решете. Как пели в одной песне "Мультфильмы": "Что будет дальше... покажут вечером в новостях". Мы уже далеко, нас это не касается. Хоть так ставь, хоть эдак, ничего не изменится. Я не знаю сил, которые могли бы нарушить этот status quo, но это не мои, не его, и не наши совместные усилия. Возможно, я пока их просто не встретил. Но мне хочется надеяться, что они есть. "Да, но я всё же надеялся"... А в этом я весь в него. Эта мысль вызывает из небытия мою улыбку, но ненадолго. Ведь надо ещё как-то добраться до хэппи энда, а я даже не знаю, в какую нам сторону.

P.S. Он - это я вчерашний, а я - это он сегодняшний, буквально.