Блошиный рынок, или путешествие в Стокгольм. -2

Анастасия Игнашева
- Ну, Феля, что тебе привезти из Стокгольма? - спросила я, - Я собираюсь совершить набег на тамошние "блошиные рынки".
- Подстаканник с портретом Сталина. - ответил Феля, - Такой, как у Толика.
- А он там будет? - усомнилась я.
- А ты бы поаккуратнее по таким местам ходила. - вдруг озаботился Феликс, - Люди там разные. Да и вещи тоже. Энергетика у них тоже разная.
- Жаль, что ты не со мной. - сказала я.

       После вчерашней мерзости стокгольмское утро порадовало солнышком. С парома я ушла одна из последних - утром было не проснуться, да и ночью плохо спала - опять мешали чьи-то пьяные вопли. И эти вопли были отнюдь не на великом и могучем. Часа в два ночи какой-то пьяный финн, а может и швед - я как-то не разобрала спросонья, встал посреди коридора и стал толкать речь. Не знаю, перед кем он там её толкал, я не стала выходить, но спать мешал конкретно. Потом к нему всё же вышли разбуженные соотечественники и попытались утихомирить, получилось не очень. Постепенно шум стих, но прерванный оратор ещё пару раз пытался вернуться к своей пламенной речи. А вообще, ребята, плюньте тому в глаза, кто называет русских пьющей нацией. Это вы ещё шведов с финнами не видели. Я, вроде бы не в первый раз  за границей, должна бы, по идее привыкнуть. Но каждый раз только молча изумляюсь. Нет, у нас в России тоже, конечно, бывает всякое и всякие... Но выпадающие из лифта пьяные до остекленения потомки викингов - это то ещё зрелище. Ладно. Итак, наспех проглотив Доширак и запив его чаем (тут я вполне могла бы принять участие в соревновании на скорость поедания), я выскочила в коридор, рысью пронеслась к лифту, не сбавляя скорости выбежала на палубу и бодро потрусила к выходу с терминала. Наш автобус я заметила сразу. И поняла, что ждут только меня. И вот ей-богу! - стало стыдно. Ну не люблю я людей задерживать.

   Утренний Стокгольм был прекрасен как всегда! Я люблю Стокгольм утренний. Безлюдный. Как-то так везёт мне, что прибывает паром как раз между 6 и 7 часами утра, когда народу на улицах ещё почти нет. Потом, когда начнётся новый день, город превратится в вавилонское столпотворение. И в толпе этой всё меньше европейских лиц. А бедные офигевшие шведы, похоже уже не понимали где они и зачем они здесь,  с каждым годом приезжих в Стокгольме становится всё больше. Кстати, в справедливости слов моего хельсингского знакомца с вокзала я убедилась очень быстро - цыган в Стокгольме действительно много. Такое впечатление, что они все там. Цыганки или ходят по улицам, или просто сидят на тротуаре и просят подаяние потряхивая бумажными стаканчиками из-под кофе, гнусаво приговаривая при этом: "Крооона! Крооона!".  Увидев меня все они дружно затыкались и либо спешили уйти, либо просто делали вид, что они тут вообще ни при чём. Ибо на лбу у меня аршинными неоновыи буквами было написано понятное, наверное, на любом языке: "ПРОКЛЯНУ!". Да, с некоторых пор цыганки меня боятся.

    Ещё перед началом обзорки, я спросила гида, как мне попасть на блошку. Вообще-то я собиралась в Вэрбере, там самая крупная барахолка, но по выходным, а мы оказались в Стокгольме как раз в воскресенье, на Хоторьет, или Площади Сенного рынка ( во как! В Стокгольме тоже есть своя Сенная!)тоже бывает блошиный рынок. И я решила двинуть туда.
- Вы до него дойдёте пешком от Ратуши по улице Дроттингатан. - сказала мне гид.

   В Ратушу на экскурсию я не пошла. Вместо этого покрутилась во дворе и вокруг неё, поснимала видео - панораму Сёдера со стороны Ратуши и двинула на блошку. Хотя, возможно, Ратуша вполне стоила того, чтобы туда сходить.  Построена она в 1923 году. Говорят, что кирпичи для неё специально изготавливали вручную по средневековой технологии. И именно здесь, в Ратуше, происходит вручение Нобелевской премии и обязательный банкет в честь награждённых после неё. Вот интересно. Нобель своё состояние заработал по большей части в России. А наших соотечественников среди лауреатов - раз-два - и обчёлся. Наводит, знаете ли, на размышления...

   А ещё - мы попали в Стокгольм как раз в День рождения короля! Нынешний король КарлXVI Густав родился 30 апреля 1946 года. И в городе полным ходом шли мероприятия по подготовке к празднованию. Ну, я на праздник не пошла. У меня были другие планы. Королю, конечно, всего хорошего, но барахолка важнее. Я ради неё тащилась в такую даль! Аж из другой страны! Современная династия шведских королей ведёт своё начало от наполеоновского маршала Бернадота.  После его смерти, когда тело готовили к бальзамированию, на нём обнаружили наколку "Смерть королям!". Бернадот был активным участником Великой Французской революции. Вот так судьба играет с человеками.

   На пароме, опустошая тамошний дьюти-фри, я ухитрилась потратить все свои кроны! У меня было 500 крон, спецом для похода на рынок. Пришлось менять евро. Гид объяснила мне, что ближайший обменник находится на Центральном железнодорожном вокзале, а сам вокзал - в пяти минутах ходьбы от Ратуши. Сам же вокзал по-шведски называется просто и незатейливо: Центральная станция. И всё. Снаружи сохранился старинный фасад, а вот внутри всё современное. Обменник Форекса был сразу же у входа слева.
Други мои! Я настоятельно рекомендую вам не повторять моих ошибок, аккуратнее тратить валюту в поездках за границу и постараться не менять деньги в местах типа Форекса! Комиссия там просто грабительская! Я меняла 40 евро и с меня содрали почти 50 крон комиссии! На руки я получила 320 крон при курсе около 9 крон за евро. Ну что делать! Нефиг было в дьютике деньгами сорить!
И я двинула в сторону Дроттнинггатан, по которой до стокгольмской Сенной  идти минут 15. Пришла я как раз к началу - большинство продавцов только-только начали разворачиваться. Ну что скажу! Барахолка как барахолка. По-моему, они везде одинаковы, что у нас в Питере, что в Стокгольме, что ещё где-нибудь. Но есть в таких местах какая-то особая своя магия! Энергетика какая-то, которая манит как магнит и тянет и не отпускает. Чего там только не было, ребята! И с моими тремя сотнями я там вполне себе неплохо оторвалась! Нет, подстаканника с портретом Сталина я не нашла. И с портретом Дзержинского тоже. Феликс получил другой подарок. Подруге Саньке я искала штатив для камеры. Тоже нет. Хотя всевозможной фото-видео и тому подобной техники на прилавках лежало в изобилии.

  Цыгане бродили и тут, так же трясли своими стаканчиками, гнусили "Кроона! Крооона!". Ко мне не подходили, хотя других посетителей рынка чуть ли не за руки хватали. Но кошелёк я на всякий случай держала подальше от глаз, под курткой. Ибо бережёного Бог бережёт, как известно.

    Посуда, украшения, винтажная одежда - всё это Сенной рынок в Стокгольме. Даже, вы не поверите!- нашла у кого-то на лотке знаменитый чайный сервиз нашего Ленинградского Фарфорового завода с "кобальтовой сеточкой" - несбыточная мечта моей мамы! В советские времена было жутко престижно и дефицитно! А тут, смотрю - стоит! 12 пар - чайные и кофейные чашки. 6 пар таких, 6 пар таких. 700 крон. Всего лишь. Нет, порознь их не продавали. Только сервизом. Эх! Жаль! Мама так мечтала о такой чашке!

     Бродила я там, надо сказать, довольно долго, больше часа, если не все два. Такие места надо посещать вдумчиво и неторопливо. Поскольку найти из того, что было заказано не получилось, а уходить с пустыми руками я не собиралась, то я всё равно отоварилась. Купила стаканчики для айриш-кофе, хотя у нас его никто не пьёт, но уж очень они красивые были и кукол себе в коллекцию. А в подарок получила фигурку собачки из киндер-сюрприза. Выйдя с рынка я повернула по Дроттнинггатан в сторону Королевского дворца. В моих планах было ещё успеть на Сёдермальм. А там меня давно привлекал один дом, похожий на средневековый замок.
К этому району Стокгольма я особенно неравнодушна. Некогда это была городская окраина, фабричный район, там жила самая беднота, в средние века там стояли виселицы и жил городской палач. Палачом в Стокгольме мог стать только приговорённый к смерти преступник, добровольно выразивший желание работать исполнителем приговоров. Желающие были, надо сказать, должность была "хлебная". палач получал долю от имущества казнённого. Но чтобы стать им, палач должен был сначала казнить своего предшественника. Так что имела место быть "текучка кадров". История города знает только один случай, когда палач задержался в своей должности аж на 20 лет! И задержался бы дольше, но по пьяни зарубил кого-то в трактире своим мечом, которым обычно рубил головы. Меч этот палач должен был всё время с собой носить.
В более позднее время в Стокгольме отметились многие наши революционеры, жившие в эмиграции. Если Ленин и прочие вожди отнюдь не бедствовали, жили в курортных городках, или даже в столицах европейских государств, одевались в брендовую, как сейчас говорят, одежду, то рядовые члены партии зачастую в эмиграции еле сводили концы с концами, жили в бедных районах, часто снимая жильё в складчину, так дешевле, перебивались случайными заработками, ели что придётся и как придётся. Одним из таких районов стал Сёдермальм, превратившийся в конце XIX-начале ХХ века в рабочий район Стокгольма.
Сейчас Сёдермальм, или Сёдер, как его ещё называют сами жители Стокгольма, это богемный район, населённый в основном молодёжью, представителями свободных профессий и тому подобными личностями. Основная достопримечательность Сёдера, да и Стокгольма вообще - лифт Катарины. Поднимает на крышу здания, где оборудована обзорная площадка.Подъём платный. но можно попасть на обзорную площадку и другим путём - по пандусу. В следующий раз так и сделаю. Внизу, на небольшой площади перед зданием, находится вагончик, где продают самую лучшую уличную еду в Стокгольме. В основном в меню блюда из рыбы. Попасть на остров из Гамластана можно на метро, а можно по мосту под названием Слюссен, или шлюз по-русски. Во времена викингов здесь был фарватер и бесстрашные морские бродяги проводили через него свои драккары. Ныне мост реставрируется, потому как признан памятником архитектуры города Стокгольма. Средства на его ремонт собирали в том числе и участники группы "АББА", специально для этого собравшиеся, чтобы дать благотворительный концерт. Попрошайки сидели и там. Вообще, что в этот раз бросилось в глаза в Стокгольме - это обилие попрошаек. И это особенно заметно, потому что у нас в Питере они практически исчезли. Даже бомжей стало меньше. А здесь, в Европе, они просто на каждом шагу.
А вообще же в Европе хорошо быть туристом. Больше там делать нечего.

  Сёдермальм - скалистый остров, а тот дом стоит на высоком утёсе как рыцарский замок. И мне давно хотелось подойти к нему поближе. Стокгольм при этом  удивляет какой-то продуманной инфраструктурой. Этот город просто создан для удобства людей, чтобы в нём было удобно и приятно жить. На скалистом Сёдере, например, созданы многоуровневые пешеходные "развязки" и даже проложены мостки, чтобы можно было попасть непосредственно на нужный этаж, не поднимаясь по лестнице. Гуляя я видела даже лифт для пешеходов, установленный прямо на улице!

   К дому я подошла вплотную. От него была проложена огороженная дорожка вдоль всего края обрыва, на котором он стоит. Виды с него открывались просто великолепные - на Старый город, на залив, на озеро Меларен. И почему сюда экскурсии не водят? Та смотровая площадка, на которую таскают все туристические группы проигрывает этому месту вчистую! Кстати, на самой высокой точке оборудована площадка с лавочками и даже грилем - можно устраивать пикники и посиделки с видами на город. Вдоволь налюбовавшись видами, я двинула по тропинке вперёд. Со мной на площадке тусили ещё какие-то туристы, явно из какой-то славянской страны, но я не поняла кто они были - чехи, поляки, или ещё кто. Но язык был явно славянский. Хотя Сёдер - район явно не раскрученный у туристов. С одной стороны хорошо - толпы нет, а с другой стороны жаль - он заслуживает большего внимания.

   Времени у меня оставалось только чтобы дойти до Королевского Дворца, где нас ждал автобус, чтобы ехать на терминал и я повернула назад.