Портрет на памятнике

Елена Барткевич
     Зазвонил сотовый. Услышав по мелодии, что звонит мне сестра, я сказала:
   – Привет, Тань! Спасибо тебе за «лайки»!
(У нас тут в одной группе в сетях затеяли конкурс с рисунками и открытками-коллажами. Победителя собирались выбирать по количеству «лайков» под работами.  Я выложила там свой рисунок – портрет одного известного музыканта, и открытку, сделанную в Фотошопе, и попросила сестру поставить под ними по одному «нравится», она и поставила.)
   – Да пожалуйста, – ответила она, – слушай, у меня тут к тебе один вопрос, я давно хотела об этом сказать, да как-то всё забывала... Словом, ты не хочешь поменять работу?
    – Как сказать... – ответила я озадаченно.
    По правде говоря, я была бы очень не против это сделать. Наш завод с его  химией за много лет сидел уже в печёнках. Но работу менять – это же вам не шутки. Мало где нас ждут с распростёртыми объятиями – с нашей узкоспециализированной рабочей профессией, а менять шило на мыло, да ещё в моём далеко не детским возрасте...
    – Смотря на какую, – сказала я.
    – В ООО «Вечная память», портреты рисовать на памятниках.
    У меня отвалилась челюсть. Как я не выронила телефон, сама не знаю. Опомнившись, с иронией сказала:
    – Это что, такой чёрный юмор? Какие ещё памятники? Надеюсь, ты это не всерьёз, Тань? И потом, я  что тебе – художник, специалист по портретам? Я только этого артиста и рисовала, и то из десяти портретов один выходит – ты думаешь, я кого угодно нарисовать смогу?!
    – Да ты послушай, я тебе расскажу одну историю, – убеждённо возразила она. – У нас на работе есть одна девчонка, они с сестрой пару лет назад приехали сюда из ближнего зарубежья. Не было работы,  и они пошли туда, сказали, что ищут. Их попросили нарисовать что-нибудь, эта девчонка вообще рисовать не умела, а сестра у неё немного могла. Нарисовала какую-то розочку, потом они попробовали её на камне выгравировать. И их взяли! У них вовсе никакого образования не было. Потом они поработали, она сама ушла, а сестра её осталась, до сих пор там. Лен, у неё зарплата знаешь, какая? Тридцать штук в неделю! Правда, работа сезонная, зимой они не работают, ну так отложишь себе на зиму, с таких-то денег!
   – Да кто меня туда возьмёт-то?
   – Она мне сказала – если у тебя сестра хорошо рисует – пусть обязательно идёт туда,  у неё получится! Дай мне ссылку на твою страницу, я ей покажу твои рисунки!
   – Слушай, мне твоё предложение – как обухом по голове...
   – Ну, а почему не попробовать? Не надоел тебе твой завод и эти копейки? Там, конечно, да, обстановка... памятники, гробы... Но за такие деньги, мне кажется, можно и привыкнуть!
     Я призадумалась. Эта авантюра, несмотря на её кажущееся безумие, вдруг показалась мне не лишённой смысла. Вспомнился наш недоделанный балкон, сломавшаяся стиральная машинка, на которую полгода никак не насобираем... ох, как же мне надоело стирать руками! И ремонт, который сто лет уже не делался... Словом, я сказала:
   – Хорошо, Тань, я попробую.
   – Ты поищи телефон в Интернете, только не говори, что тебя кто-то к ним посылал, скажи, что объявление увидела...
    Я пообещала, поблагодарила сестру за идею и отключилась.
    Заинтригованная, засела за компьютер в поисках информации про ООО «Вечная память». Нашла их страничку в одной из социальных сетей. И там – альбом фотографий памятников с портретами. Посмотрев их, я почувствовала, как глаза у меня лезут на лоб. Потому что таких памятников я ещё никогда в жизни своей не видела. На них были цветные портреты! Не овальное блюдечко с металлокерамикой – а огромные цветные портреты во весь памятник, какие-то по пояс, какие-то – в полный рост. Люди, как в жизни, в своих обычных позах, крупные планы вообще добивали, там каждую ресничку было видно, каждый завиток на причёске. Не портреты, а произведения искусства, и это в  камне. Там были даже пейзажи – с деревьями, лебедями, букетами полевых цветов...
    Смотрела я на это в полном ауте. И вот так могут нарисовать люди без художественного образования?! Да быть такого не может! Это каким же мастером надо быть, чтобы добиться подобного – по всему видно – ошеломительного сходства? И как быстро надо работать, чтобы делать портреты на камне в таких количествах, судя по числу фотографий в альбоме? Странно мне только то, что я у нас на кладбище таких памятников никогда не встречала. Только  чёрно-белые портреты  на мраморе. Впрочем, наверное, сделать на граните или мраморе цветной портрет, наверное, безумно дорого – немногие могут заказать такой. Или всё-таки богачи заказывают, раз такие доходы у работников?
    Вспомнились чьи-то слова, что равенство между людьми существует только на кладбище – да и там все норовят выделиться памятниками...
    Однако должна сказать, что после того, как я посмотрела этот альбом, мой первоначальный ужас от мысли сделать рисунок на надгробном памятнике понемногу ушёл. Эти работы не навевали мысли о смерти. Напротив, каждый портрет словно говорил – посмотрите, каким этот человек был при жизни!
    Адрес и телефон я нашла и переписала, но, поскольку был уже поздний вечер, позвонить решила на следующий день.
   Но когда я легла спать, то очень долго крутилась, находясь под впечатлением: перед глазами так и стояли эти памятники. А ночью мне приснился странный сон.
    Мне снилось, будто бы я уже пришла в это ООО устраиваться на работу. Это – какая-то квартира, похожая на ту коммуналку, в которой я когда-то выросла. Там много народа в коридоре, и это всё – работники  этой фирмы. Но они не начинают работать, потому что каждое утро сначала ждут прихода своего директора. Я разглядываю прихожую. Вижу с видимым облегчением, что здесь нет никаких видимых аксессуаров этого заведения – ни памятников, ни венков. Правда, на тумбочке стоит какой-то маленький гробик без крышки, но в него сложены сумки, пакеты – словно он тут просто предмет мебели, вроде ящика. Я иду на кухню. Там за столом с ноутбуком сидит человек, рядом с ним стоит девушка. Она тоже пришла устраиваться на работу художником, но она сразу принесла свои работы и демонстрирует. Мужчина листает какие-то журналы, я из-за плеча смотрю в них. Там картины этой девушки, они напечатаны. Я с удивлением и завистью говорю:
    – Ого! Ваши рисунки уже в журналах печатали!
   Она мне ничего не отвечает, и я думаю – ладно, я же ещё с директором не говорила, вот он придёт, поглядим.
   Прохожу их кухни назад в прихожую. Там дверь в комнату, похожая на ту, в которой мы жили, но закрытая. Рядом стоят люди, и у меня чёткое понимание, что все эти памятники, гробы и венки находятся именно за той дверью, и откроют её только когда придёт директор. В коридоре какой-то мужчина спрашивает – что меня здесь удивляет больше всего, на что я обратила внимание?
   – На то, что здесь нет ни гробов, ни памятников, ни венков, – отвечаю я.
Он кивает:
  – Ничего, что напоминает о смерти, иными словами. Потому что мы о ней не думаем.
   И ещё он о чём-то меня расспрашивает, а я испытываю недоумение – к чему все эти вопросы и эта философия? Я же сюда художником пришла устраиваться, не кем-то ещё... отчего-то мне становится не по себе, и я просыпаюсь.
     ...На следующий день в обеденный перерыв, улучив минутку и уединившись от сослуживцев – я набрала заветный номер. Сначала мне никто не ответил, но минут пять спустя перезвонили:
    – Здравствуйте. Вы мне звонили? – голос был женский.
    – А это ООО «Вечная память»?
    – Да.
    – Я вот по какому вопросу звоню...  – я помедлила, – Вам художники не нужны на работу?
    – А вы гравировкой когда-нибудь занимались?
     Можно было, конечно, прикинуться Остапом Бендером и внаглую ответить, что да, конечно, и  вообще я окончила ВХУТЕМАС  с отличием, но я же честная, и потому призналась, что гравёрными работами не занималась, и художественного образования у меня нет.
    – Я самоучка, но рисовать умею.
    – Портреты?
    – Да,  и портреты тоже, натюрморты. Я могу приехать, показать альбомы. И ещё я сейчас работаю, но в августе пойду в отпуск, могла бы в отпуске попробовать...
     Девушка расспросила – как меня зовут, где живу, сколько мне лет, есть ли дети, уточнила номера телефонов, по которым со мной можно связаться. И сказала:
    – Я передам вашу анкету руководству. Если в ваших услугах будут нуждаться, вам перезвонят.
   – Хорошо, спасибо.
    Она отключилась. Что ж, я себя утешила, что сделала всё, что могла, остальное от меня не зависело. Пусть там кто-нибудь свыше решает – моё это дело, или нет.
     Мне так и не перезвонили. Не скажу, чтобы меня это так уж сильно расстроило – перспектива работать среди гробов и надгробий всё равно как-то не сильно вдохновляла.
    Однако меня не покидала мысль – неужели можно делать такие портреты на памятниках, да ещё в таких количествах – не умея мастерски рисовать людей на бумаге? И я, впервые по-настоящему заинтересовавшись этим вопросом, задала его поисковику в Интернете. В результате узнала немало интересного. К примеру, что есть два способа гравировки рисунков на памятнике. Первый из них – гравировка вручную. Фото распечатывается на принтере, потом (обратите внимание) – контуры лица с помощью копировальной бумаги переносятся на камень. Изображение обрабатывается специальной мраморной пылью, и следом за этим гравёр проходит по контурам вручную, а после уже добавляет оттенки и глубину, что-то ретуширует при необходимости. Это – самый надёжный и долговечный способ, однако при нём тудно добиться стопроцентного сходства.
    Второй способ нанесения изображения – компьютерный. В статье дословно было сказано следующее:

 «Компьютерная гравировка — куда более дешёвый аналог ручной. Кроме того, он обеспечивает полное сходство с источником и быстр в исполнении. Однако, изображение сделанное с помощью техники компьютерной гравировки уже нельзя так серьёзно редактировать — исполнитель может убрать только мелкие детали, вроде морщинок, или добавить контрастности на оригинальном фото.
После должной подготовки изображения-оригинала, специальная компьютерная программа сама подаёт сигнал на копировальный станок, который выполняет всю работу. Механизм действует по принципу принтера: игла выбивает в материале бороздки, проходя по изделию ряд за рядом.»

   Пелена и восхищение спали с моих глаз. Вот тебе и великие художники из мастерской, филигранно передающие сходство с оригиналом!
   Что ж, буду продолжать совершенствоваться рисовать портреты на бумаге. Зато сама, а не с помощью копировального станка. И живых!

                Июль 2017г.