Ой, Вань, смотри какие клоуны

Михаил Архангородский
     Знавал ли ты, читатель, в Пензе литератора, чей эпистолярный труд объединил в себе элементы творческого стиля Гоголя и Гашека, Зощенко и Ерофеева, Салтыкова Щедрина и Ильфа? Нет?

Тогда познакомься с новым творческим произведением знаменитого пензенского журналиста А. Кислова «Дураки и хлеборезы».

Сам автор никак не презентует жанр своего текста кроме как «беллетристика, безыскусный вымысел». По масштабу (100стр.) это, пожалуй, повесть. А вот жанр я, наверное, обозначил как трагикомическую художественную публицистику, хотя многие видят в публикации только политический стеб. На самом деле иронично-саркастический стиль автора при описании политической элиты некоего Пенска четверть вековой давности переплетается с драматическим описанием событий российской истории 1991-1993гг., собственным участием в них и переживаниями с этим связанными. Неожиданными на этом фоне являются нежно-пронзительные описания охоты с байками мужиков в шукшинском стиле.

Пронзительно нежным выглядит признание автора в любви к журналистской работе. На мой взгляд оно могло быть без труда изъято из данного произведения, расширено и стать отдельной книгой – напутствием Александра Ивановича, выдающегося представителя своей профессии, молодым журналистам, уровень работы которых в большинстве, оставляет желать лучшего. Кстати трудно себе представить, что бы Кислова награждали представители исполнительной или законодательной власти «за лучшее освещение чего-то там», как это сейчас принято для журналистов местных СМИ. Получается, что две ветви власти награждают «четвертую власть» за беззубое освещение своей деятельности, за предательство интересов общества и своей профессии? «Наградой» же Александра Ивановича были тяжелые преследования со стороны «компетентных органов», других «товарищей» в результате чего он однажды чуть не лишился жизни…


      Радует эрудиция автора. Например, знание работ Фрейда, Фромма и очень удачное применение их серьезных научных выкладок к саркастической характеристике «правящей элиты».


      «Признавший сам себя глупцом Считаться вправе мудрецом, А кто твердит, что он мудрец, Тот именно и есть глупец». Сентентенцию из бессмертного «Корабля дураков» Себастьяна Бранта Кислов не цитирует, но, фактически, изложил по-своему в названии книги и тексте. «Дураки» это идеалисты романтики, это революционеры «первой волны» искренне мечтающие о лучшей жизни для народа, о демократии. Они оголтело бросаются на баррикады, митингуют на «майданах» и, в конце концов, репрессируются послереволюционной реакцией. «Хлеборезы» (а кто служил в армии или сидел «на зоне» сразу понимает всю сладость этой самой сытой должности) это антиподы «дураков». В любой социальной заварухе они видят возможность «сделать деньги» и часто бешеные деньги, как это и было в описываемом автором российском социальном катаклизме. Им глубоко наплевать на народ из которого они сами вышли, хотя иногда они и совершают популистские действия. Себя автор относит к «дуракам», которые читали в детстве «правильные» книжки, чья юность впитала идеалы оттепели, шестидесятников. Приоритет автора - ценность творчества в жизни. Он глубоко переживает раскол общества на «дураков и хлеборезов» создающий перманентную революционную ситуацию.

 Он переживает, что вся борьба за демократическое общество, за жизнь, наполненную большей социальной справедливостью, свершив 25-летний круг, вернулась к исходной точке. Руководящие «шляпы», которых приветствовали полупьяные граждане на демонстрациях, урвав жирные куски от общественного пирога, облизываясь, подсчитывают барыши. Многих из этих «шляп» уже сменила молодая поросль в дорогих импортных костюмах, которая любит демонстрировать себя в брутальных позах и делах и обладающая отменным аппетитом алчности. Подкупает искренность автора. Несколько смущает его сожаление об отсутствии в стране национальной идеи, объединяющей идеологии, хотя история показала, что, как минимум, две национальных идеи («православие, самодержавие, народность» и коммунистическая идеология) нас не спасли от очень страшных времен и больших людских потерь.

А если без всякой национальной идеи  - разделение властей, подавление коррупции, независимая судебная власть, отсутствие цензуры, свобода СМИ, обустройство огромного пространства страны, нормализация отношений с миром, приоритет научно-технического прогресса – может все и сдвинулось бы с мертвой точки?  Я так же не очень понял отношение автора к конспирологическим теориям уничтожения или подчинения России (план Даллеса, Гарвардский проект), которые он упоминает вполне себе серьезно. Да даже если бы такие планы и существовали, мы что, дети малые, глупцы наивные или мощная страна с талантливым народом? Что-то я не слышал, что бы американцы жаловались, что есть тайный кремлевский или «эмгэушный» проект или «план Путина» по уничтожению или подчинению США. Слабо им заболеть бредом преследования? Чувствуют свою экономическую мощь? Может все-таки заняться всерьез реальной экономикой, что бы никакие «заговоры» не были страшны?


         Инвективная сатира, которая многим только и бросается в глаза, у Александра Ивановича не самоцель, да и прототипы жеребцовых, бухаловых, фекалюков, таскаевых уже в конце концов не так важны. Не тот масштаб личностей. Да и бросать камень в спину тех «кого уж нет, а те далече» из хулиганских побуждений, как то не гоже и по высокому уровню культуры самого автора. Позиция Кислова гораздо глубже и шире – чтобы не повторилось больше время им подобных. Ни в Пенске, ни в России. Чтобы наша страна стала по-настоящему, а не имитационно, демократической.

Конечно кто-то отреагирует на книгу, как гоголевский Городничий: «Вон он теперь по всей дороге заливает колокольчиком! Разнесет по всему свету историю. Мало того, что пойдешь в посмешище – найдется щелкопер, бумагомарака, в комедию тебя вставит. Вот что обидно! Чина, звания не пощадит, и будут все скалить зубы и бить в ладоши. Чему смеетесь? – Над собою смеетесь!.. Эх вы!..».


          Ключевая трагическая фраза у Кислова: «Кончилась демократия. Впрочем она и не начиналась. Нас восторженных идиотов опять развели». Но во всякой высказанной боли теплится надежда. А может все-таки все было не зря?


          От всей души поздравляю уважаемого «бумагомараку» Александра Ивановича Кислова с удачным литературным трудом! Спасибо за доставленное удовольствие! Многих вам лет жизни, Александр Иванович, и новых творческих взлетов!


                М. Архангородский
                31 мая 2016г.