У природы нет плохой погоды

Людмила Вятская
Первый раз я попала туда два года назад.
Совершенно случайно.
Дело было поздней осенью.
Я  не один час уже гуляла по городу детства, когда почувствовала, что ветер сменил направление.

Солнце спряталось.
Резко похолодало.
Да ещё  дождь заморосил...
Боясь промокнуть и окончательно замёрзнуть, я и нырнула в ближайшую дверь, не посмотрев на вывеску.

И, как героиня известной сказки, попала в страну чудес.
Только по-настоящему волшебную, в которой время не просто останавливается, а по желанию может повернуть и вспять.

ОНИ встретили меня с такой радостью, как будто мы были  давно знакомы.
В трёх залах ИХ собралось немало.
Приехав из разных городов и стран, ОНИ чувствовали себя здесь как дома.
ВСЕ  хотели  понравиться,  не набиваясь в подруги, а предлагая помощь.
Даже в самой с виду простой чувствовалось благородное происхождение.
Истории их были на слуху, имена звучны, манеры изысканы.

В первую встречу я подружилась с Жозефиной, Офелией и Гретой.
КАЖДАЯ уносила в своё время и страну.
Оставаясь на месте, я путешествовала по миру, сбрасывая с плеч невзгоды и годы.
Совсем не хотелось расставаться.
Но забрать с собой не позволяли некоторые обстоятельства.

Хотя ОНИ готовы были отправиться со мной куда угодно, я не была готова...
И только пообещала вернуться, ведь теперь я знала, где ИХ можно найти.

Вскоре  пришлось уехать из города, но встреча эта не выходила из головы.
Снова и снова я вспоминала знакомство во всех деталях, смакуя мельчайшие подробности.
Не утерпела и рассказала по телефону Ленке,  упрекнув в нерадивости.

 - Ты всю жизнь живёшь в этом городе, и ни разу туда не зашла?! - громко возмущалась я.
 - Каюсь! Каюсь! Но ты не представляешь, Людка,  как много  появилось неотложных дел у пенсионЭрки! –  смеялась подруга в ответ. –  Давай так: как только ты в следующий раз приедешь — сходим вместе! Слово даю!

И вот в начале нынешнего июня я снова оказалась в Казани.
Звоню подруге  и приглашаю на долгожданную встречу.

 - Ой, Людка, не могу! Всю неделю сижу с Кирочкой! Но ты меня так раззадорила, что я сгораю от любопытства. Давай, прямо в понедельник с утра, а?
 - И в понедельник тоже!
 - Одна поедешь?
 - А что делать?! Я так по НИМ скучала...
 - Ну, которая тебе больше всех понравилась?
 - Вот в том-то и дело, что КАЖДАЯ особенная. Я знаешь, что сделаю? Сфоткаюсь с ними!
 - Точно! И к нам на обратном пути заедешь! Мы с Кирочкой будем ждать! Давай! Пока!

И забыв, как всегда,  нажать на отбой, Ленка продолжала, обращаясь к двухлетней внучке: «Баба Люда съездит в свой «рай» и потом к нам приедет».

Да, именно так я и назвала то место, добавив только  определяющее слово.
Каково же было  удивление, когда открывая заветную дверь, я прочитала: «Шляпный рай».
 
Так началась цепочка совпадений...

Стоило мне войти туда, как опять пошёл дождь.
Время опять замедлило свой бег.
Я забыла обо всём и выпала из реальности на целый час.
Но сам процесс «выпадания» был удивительно приятен.

На этот раз меня очаровали Кокетка, Маргарита, Диана и Трансформер.
И если Кокетка обнаружила скрываемую черту характера в настоящем,  то Маргарита и Диана намекнули на возможное историческое прошлое, а Трансформер показала такое многообразие будущего, что от смелости дух захватывало...

И опять я уходила домой одна, оставив на память лишь фотографии  новых подруг.
К однокласснице своей заехать не пришлось — Кирочка раскапризничалась,  и Ленка встречу отложила, заподозрив начало ОРЗ.

Зато  в четверг  из Челнов приехали пятнадцатилетняя внучка Алина и её мама Ирина.

Дождливый июнь был к нам благосклонен.
Он устроил наилучшую погоду для экскурсий: тщательно вымывал тротуары проливным дождём, быстро высушивая ветром и солнцем, не позволяя жариться под светилом.
Причём устраивал уборку, как вышколенная горничная лучшего отеля, то есть, в отсутствие гостей.
Пока мы были в музее или театре, ехали в метро, сидели в кафе или блуждали по книжному магазину — шёл дождь. Как только подходило время выхода на улицу — он прекращался.

На Кремлёвской Набережной преподнёс очередной сюрприз – зеркальное отражение всего светящегося  «золотого потолка»  на мокром мраморе тротуара.

Мы шли  сквозь сверкающий тоннель и слышали восторженные возгласы других туристов.
Дождь старался.
 
Конечно, я повела девчонок в «Шляпный рай».
Именно тогда и подумалось, что туристический маршрут для женской группы должен включать в себя посещение этого «интерактивного музея», как заключительный аккорд поездки.

А с Ленкой мы побывали  там неделю спустя.
Не могла я не сводить свою подругу детства  в волшебную страну.
И как только  зашли,  милая продавщица оказалась рядом.

Взяв с манекена  небольшую сиреневую шляпку из итальянской соломки с аккуратными полями и миниатюрным букетиком сбоку, она предложила её Ленке и осталась вполне довольна увиденным результатом.
Чего нельзя было сказать обо мне.

Подруга сразу из «Ленки» превратилась в «Миссис Усенко».
И даже выражение лица поменялось.
Взгляд стал строгим и чопорным
С такой всякую ерунду обсуждать не будешь.
А серьёзных тем о внешнеполитическом курсе Британии у меня отродясь не было.

 - Нет, Лен!  Это не твоё! Фото на память сделаем, конечно! Но к Виктору своему в такой не показывайся! Иначе он с тобой на «вы» перейдёт.

 - Вот и хорошо! А то никто во мне жену профессора не видит... Даже обидно!
 
 - За молодую любовницу принимают? Так это ж здорово!

 – Если бы?! А то за помощницу — серую мышку.

Посмотрев критически на Ленку,  продавец предложила другую шляпку – голубую с невысокой тульей и лентой.
В этой подруга стала элегантно-сдержанной, но потеряла  природный темперамент и непосредственность.
Дорога в высший свет в такой шляпе была не просто открыта, а ковровой дорожкой выстлана, но свет личной открытости затуманивался тем самым смогом  Альбиона.

 - С такой дамой я секретом не поделюсь! – констатировала я свои опасения.

 - Потому что все уже выболтала?
 
 - Потому что словарь менять придётся! Не скажешь ведь «давай», а только «позвольте предложить».  И не «на кой это тебе», а «считаю ваше приобретение лишённым перспективы».
 

Продавец слушала нашу трескотню теперь уже с улыбкой,  и доставала  золотистую маленькую шляпку с круглой тульей в размер затылка и крошечными вверх поднятыми полями. 
Надев её  задорно слегка набок, Ленка стала сама собой, помолодевшей лет на пять, только в шляпке.
 - Вот! То, что надо!

Оставив подругу перед зеркалом, я искала свою модель. 
Здесь было из чего выбирать. 
А проблема выбора (как известно) – одна из самых серьёзных.
И тут я вслух озвучиваю своё желание:

 - Вот где я хотела бы работать!

Имела я в виду нечто другое...
Что без ограничения времени я могла бы здесь примерять, и примерять...
И, наконец, определилась бы с выбором.

Продавец резко повернула голову на мои слова.
 - Вы это серьёзно?

 - Вполне! – ответила уверенно, хотя в душе уже закралось сомнение.

 - Подождите минутку! Я сейчас.

Она тут же исчезла из зала, оставив нас и несколько других покупателей наедине со всем этим богатством.
Через мгновение вернулась и предложила пройти к руководству дабы обсудить вопрос моего трудоустройства.
 
Я уже хотела сказать, что зачастую наши желания не совпадают с возможностями, что есть различные обстоятельства …
Но любопытство и жажда новых эмоций уверенно несли ноги  к указанной двери.
 
Ленка прямо в шляпке последовала за мной.
 
Постучав и получив из-за двери разрешение в виде  «Входите!», мы открыли незаметную дверь в маленькую комнату, где за столом сидела приятная женщина чуть моложе нас, наблюдающая за монитором.
 
А монитор наблюдал за действиями покупателей.

 - Здравствуйте! - поздоровались мы хором.

 - Здравствуйте! Присаживайтесь. Мы с вами где-то встречались, – обратилась она ко мне.

 - Не припоминаю. Мне часто такое говорят. Лицо типичное.
 
 - Это вы решили работать у нас?

 - Да, вот сболтнула такое, а теперь задумалась.

 - Вы казанская? Прописка есть?

 - Здесь мама живёт, прописаться не проблема.

 - А сами откуда? Меня, кстати, Людмилой зовут, а вас?
 
 - Тоже Людмила.

 - Елена, - представилась и Ленка.

 - Так вы откуда?

 - Из Набережных Челнов, - назвала я почему-то город, из которого уехала 17 лет назад.

 - Я в Челнах жила до 1997 года. Работала в школе, а вы?

 - В 61-й гимназии - у Столяровой и 4-й - у Коротаевой.

 - Забавно... А я в 37-й, а потом в 44-й.  Ансамбль «Булгар» был моим первым проектом. Я тогда организатором работала,  вот мы и создали танцевальный ансамбль на базе своей школы. Дочь у меня там танцевала. Потом весь ансамбль привезла сюда в Академию Культуры. Ректором тогда Беляев был. Бывший первый секретарь Челнов.


На этих словах Ленка меня толкнула ногой, как будто я могла пропустить имя человека, с которым проработала восемь лет.

 - Он мне говорит: «Всех на бюджетные места взять не могу! Давай хоть одну – на платное!»  А я говорю: «Тогда мою дочь берите на платное!» – «Приводи завтра! Сам буду смотреть!»  Посмотрел – и всех на бюджетное взял!  А сам  на следующий день умер...

Значит, девчонок зачислили в Академию 24 июля 1996года.  День смерти Раиса Киямовича я помню в деталях. Накануне мы говорили с ним по телефону. Голос был очень усталый. Но он был доволен набором. «Земляки не подкачали! Сильная группа приехала из Челнов!»  Я переживала по поводу поступления сына в мединститут. Списки должны были вывесить на следующий день – 25 — в День рождения моего отца... 
И вот когда мы с сыном пришли к родителям с главным подарком для деда — его внук поступил,  и ели  на кухне вареники с вишней, позвонила Света Столярова и сообщила...

 - А сейчас-то вы на пенсии? – спросила Людмила, заметив, что мысли мои куда-то ушли.
 - Да...  Я, знаете ли с 2000 года в Челнах тоже не живу. Не знаю, почему назвала их... Вышла тогда замуж за вятского. И вот 17 лет уже на его родине –  в Кировской области. Сейчас надо бы вернуться в Казань, потому что маме — 89, тёте — 96.
 - Живут вместе?

 - Да. В тёткином доме. Продукты им привозят, лекарства, и всё другое — тоже.

 - Они на ногах?

 - Да. Но тётка ходит с трудом.

 - Главное они вместе и на ногах!

 - Да, я это понимаю! Но у меня душа болит. Я должна быть в шаговой доступности. А вот муж пока переехать не готов...

 - Вы какой предмет вели? – перевела Людмила разговор в конкретное русло.

 - Английский.

 - Очень хорошо. У нас иностранцы часто бывают. Команда у нас хорошая. Недостачи не было ни разу. Главная ваша задача будет выучить ассортимент и знать, где что находится. У нас 57 поставщиков из разных городов и стран. В основном авторские работы. Шляпы недешёвые.

 - Я это уже рассмотрела.

 - Но они того стоят.

 - Согласна.

 - Клиенты бывают капризные. Чаще клиентки. Ну, с этим, мне кажется, вы справитесь. В общем, решайтесь! Вот моя визитка. Звоните! Опыт мне подсказывает, что мы сработаемся. А вам эта шляпка очень к лицу, – сделала она комплимент подруге.

Ленка, конечно, эту шляпку купила.
Домой я возвращалась счастливая, хотя и без шляпы.
Согласитесь, приятно, когда тебя в рай приглашают.
Кстати, его двери для всех открыты.
Я вам и адрес подскажу — улица Баумана.

А погода в Казани после этой встречи установилась солнечная.