Священники Покровской церкви села Дровосечное

Евгений Кутепов
Восстановим, хотя бы мозаично, имена наших церковных служителей так как кажется, они заслуживают того, чтобы о них вспомнили.

В 1778 г. Ливны как уездный город вошли в состав Орловского наместничества (с 1796 г. - губернии)Таким образом уже в 1788 году вместе с уездным городом в Орловскую Епархию вошли и Ливенские церкви,среди которых, мы видим и нашу Покровскую церковь.Русский православный народ искренне выражал свое благочестие в преданности к храмам Божиим. Эту черту обнаруживают и обитатели Ливенского уезда в 17-м веке. Из переписных книг этого времени видно, что где скоплялось несколько десятков жилых дворов, там появлялся уже и погост с церковью или, по крайней мере, часовнею. Ввиду бедности людской, между прихожанами и попами установлялась крепкая связь и взаимная преданность. Если прихожане были не в состоянии на свой счет постоит церковь, к ним приходил на помощь поп и на свои собственные средства созидал церковь, которую потом или выкупали у него прихожане, или обогащали внутреннее достояние ее своими «прикладами», состоявшими в образах, ризах, книгах, колоколах и т.п.Уездные церкви были вообще весьма бедны. Построенные клетцки, они совсем отличались от обыкновенного жилого дома только приподнятою кровлею (на подобие клетки), а внутри имели вид моленных домов. Весь иконостас их состоял иногда из двух икон. Но при всей бедности населения, в некоторых церквях имелись иконы в серебряных окладах. Напрестольные кресты были неокладные, следовательно, деревянные. Таковы же, вероятно, были и священные сосуды; о сосудах же Георгиевской церкви замечено, что они были оловянные. Кандеи или кадильницы упоминаются медные. Священнические ризы были везде полотняные (т.е. собственно: риза, стихарь, поручи и епитрахиль) и по одной паре; только Никольской церкви было двое риз, из которых одни были собственностью попа, а другие составляли «приклад» приходских людей. О колокольнях не встречается упоминания; о числе же колоколов известно, что их было: при Никольской — 2, Пятницкой — 4, Георгиевской — 3. При новостроившейся церкви села Новосильского колоколов еще не было. Из часовен только одна Георгиевская имела 2 колокола, которые, очевидно, были спасены при разорении находившейся здесь церкви в приход Крымского хана
Пока целой картины нашей Покровской церкви мы не сложили,так как сведений очень мало,но есть некоторые выписки из Орловских Епархиальных ведомостей,которые выпускались с 1865 по 1918 год.
Вот некоторые из них:-
1 января 1867 года -Михаил Попов рукоположен в священники села Дровосечное, после окончания курсов семинарского обучения.
15 февраля 1868 года - Иван Воскресенский, выпускник Орловской духовной семинарии 1841 года-определён на причетническое место в Дровосеченскую церковь.
-30 января 1881 года-Иван Иванович Вознесенский исполняющий должность псаломщика переведён в стихари.-
1 января 1888 года сверхштатный псаломщик села Дровосечного Пётр Архангельский -определён штатным псаломщиком в село Преображенское того-же уезда.
-19 января 1892 года -Его превосходительством ,Епископом Орловским рукоположен в дьяконы воспитанник Орловской духовной семинарии Алексей Тихомиров.
-17 апреля 1992 года ко дню Священного Коронования Имперского Величества -награждается камилавкаю (головной убор в Православной церкви тёмно-синего, фиолетового или чёрного цветов в виде расширяющегося кверху цилиндра, является наградой для священников) священник Дровосеченской церкви- Попов Михаил.
- 7 мая 1892 года в должность псаломщика Дровосеченской церкви утверждён штатным псаломщиком- Егор Вертоградский.
-1886 год -среди учащихся Орловской духовой семинарии ,мы видим Троепольского Василия ,который в 1905 году входит в причет (церк. состав лиц, служащих при какой-либо одной церкви) Дровосеченской церкви.Он переведён во второй класс и получил 15 баллов по следующим предметам:сочинение,греческий и латинский язык,математика,церковное пение,русский язык
-8 октября-1895 года посвящён в священники Дровосеченской церкви- Тихон Алексеевич Ампелонский,который прибыл к нам из села Тербуны,Елецкого уезда.Там он служил при церкви дьяконом и в 1889 г. законоучителем в Тербуновском училище.В Тербуновской школе есть записи о священнике,где он проработал 6 лет.
-1905 год-Диакон Георгий Алексиев Вертоградский – 38 лет.
-23 июня 1805 года-Псаломщик Феодор Васильев Гончаров.
-1914 год-определён на должность псаломщика Пётр Сворцов.
-16 мая-1917 года в село Дровосечное определён священником Тихон Морозов,бывший дьякон села Лютого,Ливенского уезда.
-1918 -Определён по прошению на священные места бывший псаломщик Александр Извеков.
.
- Куркин Иван Матвеевич (архимандрит Иеремия)Родился в 1864 г. в селе Дровосечное, Малоархангельского уезда Орловской губернии (Орловская обл., Колпнянский р-н). Крещен 21 июня в Покровской церкви того же села. Холост. Родители – государственный крестьянин с. Дровосечное Матвей Афанасьевич Куркин и его жена Пелагея Тихоновна. Оба православные.В 1894 г. поступил в Курский Знаменский монастырь. Пострижен в монашество с именем Иеремия в 1897 г. В 1911 г. был рукоположен в иеромонаха. Состоял в правлении монастыря, был его последним наместником. Первый раз арестован 31 мая 1924 г., осуждён на 3 года, но тут же освобождён по амнистии. Далее с 1924 по 1930 год архимандрит Иеремия возвратился к себе на родину, где стал служить священником в Покровской церкви села Дровосечное .Вторично арестован 7 февраля 1930 г. На допросе заявлял о своей невиновности по всем пуктам. Осужден на 3 года лагерей.Реабилитирован 16 мая 1989 г. и 18 октября 1991 г.
1918 году-священник Василий Осипов
Одним из последних священников церкви был Митрофан Успенский.
Это далеко не полный список.С изучением клировых росписей список будет расширяться.