Джон Флейвел. Природа посредничества Христа

Инквизитор Эйзенхорн 2
ПРИРОДА ПОСРЕДНИЧЕСТВА ХРИСТА
Джон Флейвел (1671)
http://gracegems.org/27/fountain_of_life8.htm

Есть один Посредник между Богом и людьми, Человек Христос Иисус
1 Тим.2.5

Великие и длинные приготовления возвещают торжественность и величие работы, для которой они предназначены. Человек, который видел горы золота, серебра и меди, которые Давид собрал в свое время для строительства храма, мог легко заключить, прежде чем был заложен хотя бы один камень, что это будет великолепное сооружение. Но замысел Бога настолько превосходит его, насколько сущность превосходит тень. Ибо на деле этот славный храм был всего лишь типом и фигурой Иисуса Христа (Иоан.2.19-21) и слабым подобием того живого, духовного храма, который Он должен был построить, соединяя его живые камни вместе Своей Кровью (1 Пет.2.5-6), чтобы великий Бог мог жить и ходить в нем (2 Кор.6.16). Подготовка к этому храму велась всего лишь несколько лет, но замысел и результаты этого были вечными (Притч.8.31). И если подготовка к этой работе, которую Христос совершил за несколько лет, началась прежде, чем был сотворен мир, то она будет темой вечного восхищения и похвалы, когда этот мир будет разрушен. Наш текст говорит нам, как удивительна и славна эта работа, и сообщает об общей природе ее, о том, в чем состоит это дело посредничества между Богом и человеком, управляемое единственной рукой человека Христа Иисуса.
В этом месте Писания (поскольку я не буду тратить время на изучение слов в их контексте) у нас есть описание Иисуса Посредника: и здесь описывается четыре способа, а именно: Его дело и предназначение Посредника; особенность Его посредничества, ибо Он единственный Посредник; характер и качество Его Личности, действующей в этом единственном способе посредничества; и, наконец, Его имя Иисус Христос.
1. Здесь описывается дело или служение, которое Он осуществляет в качестве Посредника. Это слово означает подходящего, беспристрастного и равного человека, что находится между двумя людьми, которые находятся в противоречии, чтобы преодолеть разницу и заключить мир. Таким образом, в данном случае такой Человек - это Христос, Который готов  возложить руку на обоих, осуществить справедливое правосудие и вознаграждение, отдать Богу должное и не погубить бедного человека.
2. Особенность Его посредничества описывается просто, ибо Посредник один. Хотя есть много посредников в примирении между людьми и многие ходатаи между Богом и человеком, есть только один Посредник примирения между Богом и человеком; и искать больше одного посредника так же бесполезно и нечестиво, как поклоняться другим богам, кроме одного. Существует один Бог и один Посредник между Богом и людьми.
3. Он описывается природой и качеством Его Личности - Человека Христа Иисуса. Это описание единства Его Личности и также Его человеческой природы, в которой, как вы увидите, Господь особенно обратился к нашей поддержке и утешению. Я говорю, что именно так Он был описан для нас до того, как благодаря развращенности людей совершилось великое бесчестие Иисуса Христа как арианами, так и папистами. Первые из них стали утверждать, что Он был всего лишь человеком. Последние позволяют Ему быть истинным Богом, но на этом слабом основании утверждают, что Он не совершал дело посредничества как Бог, а только как человек. Таким образом, Дух, посланный для нашего утешения, нечестиво привязывается к бесчестию Христа. Ибо я не сомневаюсь, что в этом месте апостол описывает Его человеческую природу не только потому, что в этом отношении Он заплатил за выкуп (о чем Дух говорит в следующих словах), но особенно для утешения грешников, чтобы они могли видеть, что Человек Христос Иисус есть Тот, Кто облекся в плоть, и чтобы  поощрять веру верующих, что Он нежно вознаграждает все их желания и страдания и что они могут благополучно доверять Ему со всеми их скорбями, как Тому, Кто будет внимательно относиться к ним как к Своим, и будет для них милосердным и верным Первосвященником во всех делах, касающихся Бога.
4. Он описывается Своими именами, именем Своего служения Христос и Своим личным именем Иисус. Имя Иисус отмечает Его дело, ради которого Он пришел; имя Христос - служение, на которое Он был помазан и в исполнении которого Он является нашим Иисусом. Кто-то сказал: "В имени Иисуса содержится все Евангелие, это свет, пища, лекарство души" (Источник неясен. - Пер.). Из этого следует:
Учение. То, что Иисус Христос является истинным и единственным Посредником между Богом и людьми. «Вы пришли к Иисусу, Посреднику нового завета» (Евр.12.14). «И по этой причине Он является Посредником Нового Завета» (Евр.9.14). Я мог бы показать вам целую ветвь Писаний, которые ведут по этому пути. Но чтобы сохранить полезный и ясный метод, я покажу:
Во-первых, в чем смысл этого слова «Посредник».
Во-вторых, что оно подразумевает, поскольку оно применяется ко Христу.
В-третьих, как представляется, что Он является истинным и единственным Посредником между Богом и людьми.
В-четвертых, как Он исполнил Свое дело посредничества.

Во-первых, в чем смысл и значение этого слова - посредник? Истинный смысл и значение его - средний человек, или тот, который вмешивается между двумя сторонами в разной степени, чтобы заключить мир между ними. Сатана был источником раздора, поэтому Христос - это Источник согласия и мира. И Он является Посредником как в Своем Лице, так и в служении. В отношении Его Личности Он является Посредником, То есть Тем, Кто имеет такую же природу как с Богом, так и с нами, являясь истинным Богом и истинным Человеком, и точно так же обстоит в отношении Его правления и служения, которое должно было осуществить дело примирения между нами и Богом. Первое иногда называют сущностным, второе - энергийным или действенным посредничеством;, хотя я скорее сказал бы, что первое называется Его существенным посредничеством, а второе является Его способностью исполнять посредническую функцию, и что это не является двумя видами посредничества. Он, будучи средним, пригоден и готов к тому, чтобы стать Посредником между Богом и нами. Именно это, говорю я, является правильным смыслом данного слова. Хотя посредник может пониматься по-разному, и иногда это судья или арбитр, иногда посланник, который идет между двумя людьми, иногда переводчик или толкователь, передающий мысли другого, иногда миротворец - но во всех этих отношениях Христос является средним в Его примирении или заступничестве. В своем посредничестве Он пострадал ради того, чтобы заключить мир, как Он это сделал на земле, и продолжает поддерживать мир, как Он это делает на небесах Своим достойным заступничеством. В обоих случаях Он единственный Посредник, и Он совершает Свое посредничество:
1. Как Судья или арбитр, Тот, Кто возлагает руки на обе стороны, как говорит Иов (9.33); так Христос, говоря по-человечески, возлагает руку Свою на Бога и говорит: «Отец, Ты будешь в мире с людьми и окажешь им расположение; Ты будешь полностью удовлетворен за все, что они сделали против Тебя. И также Он возлагает руку на человека и говорит: бедный грешник, не отчаивайся, ты будешь оправдан и спасен.
2. Поэтому Он приходит как Посланник, чтобы передать нам мысль Бога, и также Он представляет наши желания Богу. Социн* позволяет Христу быть Посредником только в этом смысле.  Но в этом он пытается подорвать фундамент и исключить Его из посредничества по поручительству.
3. Третий способ посредничества апостол описывает в Евр.7, когда говорит, что Христос является Поручителем или Залогом. Поручитель, как хорошо выражает ученый Давид Пареус**, - это тот, кто стремится удовлетворить другого, или дает ему в руки предоплату или залог. И действительно, в обоих этих отношениях Христос является нашим Посредником по поручительству, а именно, Он дает способ удовлетворения наших обязательств, которые мы имеем по закону. Это Он сделал на Кресте и в Своем поручительстве за мир и добрые дела.
Но, чтобы быть более ясным, я должен спросить далее:
Во-вторых, что подразумевает и несет в себе то, что Христос является Посредником между Богом и нами. И это предполагает по крайней мере пять вещей.
1. Прежде всего скажем, что Он взял на Себя страшное нарушение отношений и разрыв между Богом и людьми, иначе вообще не было бы необходимости в Посреднике для примирения. Между двумя сторонами действительно был сладкий союз дружбы, но он был быстро разрушен грехом. Гнев Господа возгорелся против человека, преследуя его до погибели. "Ты ненавидишь творящих беззаконие" (Пс.5.5 KJV). И человек был наполнен неестественной враждой против своего Бога, стал "ненавистником Бога" (Рим.1.30). Это положило конец всей дружбе и общению между ним и Богом. Читатель, не говорите  в своем сердце, что вы не такой уж грешник, ибо даже один грех, казалось бы, малый, должен  совершить такое нарушение, как это, и заставить Бога милости и добра возненавидеть наши дела и нас самих, ибо как только Он сотворил человека, в нем возникло это острое и отвратительное зло. Человек, будучи создан по образу Бога, был совершенным, когда он согрешил; он согрешил, когда его ум был самым ярким, ясным и острым, его совесть была чиста, деятельна и непорочна, когда он был свободен и мог выдержать любое искушение; он был совершенным представителем своего рода и хорошо знал, что в нем будет счастье или страдание его бесчисленного потомства. Условия, в которые был помещен человек, были счастливыми; никакая необходимость или желание не могли заставить его поддаться искушению, он жил среди всех естественных и духовных удовольствий и наслаждений, Господь с восхищением разговаривал с ним. Он согрешил, когда милость Божия к творению была свежа для него, и в этом грехе была самая ужасная неблагодарность - потеря послушания почти сразу, как только Бог сотворил его. Теперь Бог увидел, что работа Его рук испорчена, возник род бунтовщиков, которые теперь будут размножаться, которые в своих последовательных поколениях будут сражаться против Бога; Он это видел, и Его справедливое негодование возгорелось против человека, готовое преследовать его до дна ада.
2. Это подразумевает необходимость удовлетворения и возмещения справедливости Бога. Ибо сам замысел и цель этого посредничества заключались в том, чтобы заключить мир, давая полное удовлетворение той стороне, которая была обижена. Фотиане*** и некоторые другие мечтали о примирении с Богом, основанном не на удовлетворении, а на абсолютной милости, добре и волеизъявлении Бога. «Но в отношении этой абсолютной доброты и милосердия Бога, примиряющего грешников с Собой, во всех писаниях есть глубокое молчание: и все, что говорится о нем в этом отношении - это то, что оно действует на нас через Христа (Еф.1.3-5, Деян.4.12, Иоан.6.40). И мы не можем себе представить, как Бог мог проявлять милосердие вопреки Своей справедливости, что неизбежно случилось бы, если бы мы должны были примириться без полного удовлетворения, или как такое полное удовлетворение могло быть дано кем угодно, кроме Христа. Милосердие в сердце Бога действительно обратилось к бедному человеку, но Он не нашел возможности примириться с нами иначе как через Кровь Иисуса Христа, и в Нем справедливость Бога была полностью удовлетворена, а состояние твари исцелено. Итак, как говорит Августин, «Бог не утратил суровости Своей справедливости в полноте милосердия и доброты Его милости в непреклонности Своей строгости». Если бы это было возможно, Бог мог бы найти способ примирить нас без удовлетворения, но по Своей природе Он явно не мог найти этого пути. Поэтому представлять себе, что мы можем примириться с Богом чем-либо,  кроме как через веру в Кровь этого Посредника, само по себе является не только самым напрасным и разрушительным для души, но и самым нагло оскорбительным для мудрости и благодати Бога. Об этом можно сказать, как Тертуллиан о Маркионе, которого он называет "убийцей правды, убивающим единственную надежду всего мира, О, кто уничтожает самую необходимую славу нашей веры!» Все, на что мы надеемся - просто фантазия без этого. Ибо Бог создал закон для управления человеком, и этот закон был нарушен человеком. Никакой мир совести не может быть достигнут на каких-либо разумных основаниях, кроме этого. Либо наказание должно быть на нарушителе, либо должно состояться удовлетворение через поручительство. Там, где нет хорошего закона, нет и наказания за неповиновение, но достойный закон подразумевает достойное наказание. Поэтому Христос и стал Посредником примирения между Богом и человеком, Он должен был принести Богу цену в Своей руке и это соответствует преступлению и проступкам, иначе посредничество не достигнет мира.
3. Христос, являющийся Посредником примирения и ходатайства, являет бесконечную ценность Своей крови и страданий, как того, что само по себе было достаточным, чтобы умиротворить Божью справедливость и обеспечить не только покой, но и изобилие удовлетворения и довольства, даже для тех, кто раньше был врагом. И об этом сказано многое. «И вас, которые были некогда отчуждены, и врагами в ваших умах по злым делам,  теперь Он примирил в теле Своей плоти через смерть, чтобы представить вас святыми, нерушимыми и восстановленными в Его глазах" (Кол.1.21-22 KJV). Несомненно, то, что побудило святого Бога, справедливо возмущенного грешниками, отбросить весь Свой гнев, прижать врагов к Своей груди и установить такой мир, который  никогда больше не может быть разрушен, чтобы они покоились в Его любви и радости (Соф.3.17) - должно быть самым превосходным и действенным.
4. Христос, являющийся Посредником примирения, имеет горячую любовь и большую жалость к бедным грешникам, которые наполняют Его сердце. Ибо Он совершает посредничество не только посредством мольбы, идя между ними и убеждая и умоляя  о мире, но Он совершает его, как вы слышали, в качестве Поручителя, полагаясь на обязательство удовлетворить за наш долг. О, как сострадательно Его сердце к нам, если,  увидев, что рука правосудия поднята, чтобы уничтожить нас, Он отдал Самого Себя и принял удар, хотя Он знал, что это убьет Его! Наш Посредник, подобно Ионе, своему прообразу, видя бурное море Божьего гнева, бушующего и готового поглотить нас, бросился в него, чтобы успокоить бурю. Я помню, как празднуется в римской истории благородный поступок Марка Курция, который, узнав от оракула, что город погибнет от землетрясения, если общиной не будет отдано что-то драгоценной, отдал себя в жертву. Это рассматривалось как великое самопожертвование, но насколько больше дело Христа!
5. Христос, являющийся Посредником между Богом и человеком, обладает также свидетельством того, что Ему было дано властное повеление взять такое дело  на Себя. И действительно, Отец, Который был оскорблен, назвал Его Судьей и арбитром, отдавая Свою честь в Его руки. Христос был введен в это служение и власть вскоре после того, как совершилось падение Адама****, ибо мы имеем древнее обетование (Быт.3.15). С тех пор и пока не состоялось Его воплощение, Он также был действенным Посредником, и потому Он назван "Агнцем, закланным от начала мира" (Откр.13.8 KJV), хотя Он стал таковым со времени Его воплощения. Но, обсудив это в большей степени в прежнем рассуждении, я сделаю паузу и перейду к третьему моменту.
В-третьих, мы знаем, что Иисус Христос является истинным и единственным Посредником между Богом и людьми. Я отвечаю, почему очевидно, что Он таков.
1. Потому что только Он, а никто другой, открыт нам Богом. И если Бог открыл Его и никого иного, мы должны принять Его и никогор другого. В Писании мы читаем, что у язычников "много богов и господ много" (1 Кор.8.5), то есть предметами их поклонения были многие боги, высшие силы и конечные объекты, и чтобы не осквернять их непосредственным приближением к ним, они изобрели героев, полубогов, множество промежуточных сил, чтобы они были посредниками между богами и людьми, передавали богам молитвы, а людям возвращали благодеяния богов. Но для нас, говорит Павел, "есть только один Бог, Отец, от Которого все, и мы Им существуем". Это единый Господь,  одна высшая Сущность и Источник благословений, и у Него один Посредник, "от Которого все и мы Им существуем". От Него все вещи, которые исходят от Отца к нам, и через Него все наши обращения к Отцу, как сказано: "И нет ни в ком ином спасения, потому что нет другого имени под небом, данного людям, которым надлежало бы нам спастись". Нет другого имени, то есть другого авторитета, или, вернее, никого другого на небесах и во всем мире, ибо небо здесь не противоположно земле, как если бы были другие власти на небе, кроме Христа; но нет, небо и землю Бог дал Ему, и никто, кроме Него, не может быть нашим Посредником.  Одного солнца достаточно для всего мира, и есть один Посредник для всех людей в мире. Так о в Священных Писаниях утверждается, что это Он, и Он исключает всех остальных.
2. Это Он, ибо никто другой не подходит для этого служения и не способен к нему. Кто, кроме Того, Кто имеет Божественную и человеческую природу, объединенные в Его единой Личности, может подходить для того, чтобы возложить руку на обоих? Кто, кроме Бога, мог устоять под такими страданиями, когда Божия справедливость требовала удовлетворения? Возьмите человека величайшего духа и доведите его до состояния, в котором находился Христос, когда Он истекал кровью в саду или издал Свой последний крик на кресте - и он растает под ними как мотылек!
3. Это Он, потому что Его одного достаточно, чтобы примирить мир с Богом Своей Кровью, без кого-либо другого. Достоинство Его Крови простирается до Адама и доходит до конца мира, и оно будет таким же свежим, энергичным и действенным, как в первый момент, когда она была пролита. Солнце открывает день, прежде чем оно действительно встанет, и продолжает день иногда после того, как закатится; такделает Христос, Тот же вчера, сегодня и вовеки. Так что Он является истинным и единственным Посредником между Богом и людьми: никакой другой не раскрывается нам в Писании,  для этого нет никого другого, и никто не может быть рядом с Ним.
В-четвертых, последнее, что нужно объяснить, в какой мере Он исполнил Свое дело посредничества.
Мы утверждаем, согласно Писанию, что эту работу Он исполняет как Богочеловек в обоих природах. Паписты, отрицая, что Христос выступает в роли Посредника в соответствии с Его Божественной природой, сразу же портят все посредничество Христа всей его действенности, достоинстве и ценности, вытекающих из того характера, который они отвергают, отрицая Его добродетель в Его активном и пассивном послушании*****. Они говорят, что апостол в моем тексте отличает Посредника от Бога, говоря: «есть один Бог и один Посредник». Мы отвечаем, что тот же апостол отличает Христа от просто человека: «Не от человека, а от Иисуса Христа» (Гал.1.1 KJV). Разве из этого следует, что Христос не истинный человек? Или что только в Своей божественной природе Он призвал Павла? Что здесь доказывать еще? Разве Христос, как Посредник, не мог отдать Свою жизнь, и не имел власти снова принять ее (Иоан.10.17-18)? Разве Он не обладает, как Посредник, всей властью на небе и земле, чтобы устанавливать таинства и назначать служителей (Мтф.28.18), крестить людей Святым Духом и огнем (Мтф.13.11), хранить тех, кого Отец дал ему в этом мире (Иоан.17.12), воскресить святых снова в последний день (Иоан.6.54)? Разве все это и еще многие дела, которые я могу назвать, принадлежат только Его человеческой природе? И разве они не исполнялись Им как Богочеловеком? И кроме того, как Он может стать Посредником, быть предметом нашей веры и религиозного обожания, если мы не будем чтить Его как Богочеловека?
Но я уже давно хотел бы применить все это, и вот мои выводы.
Применение 1. Как опасно отвергать Иисуса Христа как единственного Посредника между Богом и человеком! Увы, нет никого другого, способного защитить нас от пожирающего огня, вечного пламени! О, как страшно впасть в руки Бога живого! А в Его руки мы впадем, если у нас не будет единственного Посредника. Кто из нас может жить с пожирающим огнем? Кто может выдержать вечное пламя (Ис.33.14)? Вы знаете, что и зеленое дерево хорошо горит, но что будет с деревом сухим (Лк.23.31). Действительно, если бы после кораблекрушения сохранилась хоть одна доска, можно было бы на что-то рассчитывать, но теперь любой другой способ примириться с Богом, кроме Иисуса Посредника - это глупость, которую не оправдать ничем. Вы зависите от веры во Христа как от вашего последнего средства (Гал.3.23). Вы похожи на голодных нищих, которые доходят до последней двери. Если вы пренебрежете Христом, то пеняйте на себя. Если это так, нет никого, чтобы ходатайствовать перед Богом за вас; разделение между Ним и вами никогда не сможет быть преодолено. Вспомним слова Илия о своих сыновьях-кощунниках, которые заставляли людей ненавидеть приношения Господа: "Если один человек согрешит против другого, судья будет судить его, но если человек согрешит против Господа, кто будет умолять за него?" (1 Цар.2.25). Если беззаконие совершено между людьми, гражданский магистрат может разрешить спор своей властью и положить конец раздору. Но если человек грешит против Господа, кто в этом случае будет молить или ходатайствовать за него? Сыновья Илия презирали жертвы Господа, которые были священными образами Христа, и заявленный способ, которым люди тогда должны были верить в Посредника. Теперь, говорит Илий, если человек таким образом грешит против Господа, презирая Христа Его, то кто поможет ему? Какая надежда, какое средство остается? Я знаю, как Лютер произнес  с глубоким возмущением: «Я не буду иметь ничего общего с абсолютным Богом», то есть с Богом без посредника. Бесы тоже подчиняются Богу, но неужели ты, человек, в чьей природе Христос, дойдешь до такого состояния? Не дай  Бог!
Применение 2. Отсюда также следует, насколько великим злом является обращение к любым другим посредникам, будь то для примирения или почетного ходатайства, кроме Иисуса Христа. Это ужасный грех, ибо он изливает величайшее презрение к Христу, и приносит самое страшное и тяжелое разрушение грешнику! Мне стыдно, что мое перо должно повторять то,  что мои глаза видели в сочинениях папистов, приписывающих Марии посредничество такое же и большее, чем Христу, с  богохульной дерзостью комментируя Писание таким образом: "Что говорит Господь: "Я топтал точило один, и никого не было со Мною"; с Тобой не было мужей, но была женщина, которая приняла в свое сердце все те раны, что Ты понес на Своем теле" (Источник неясен. - Пер.). Я не хочу больше продолжать эту хулу на Иисуса Христа и Его Кровь и прошу читателей даже не повторять ее. Могут ли такие люди своей грязной писаниной нанести вред несравненному достоинству и ценности Крови Христовой? Но при этом они стремятся войти в ворота, которые Бог закрыл для всех миров, потому что Иисус Христос вошел в них (Иез.44.2-3). Он вступил на небеса прямым непосредственным образом от Своего имени и ради Себя Самого; эти ворота, говорит Господь, будут закрыты для всех остальных. И я хотел бы, чтобы люди поняли это и убоялись, чтобы, когда они ищут входа на небеса в неправильную дверь, они навсегда не закрыли для себя истинную и единственную дверь счастья.
Применение 3. Если Иисус Христос является единственным Посредником в примирении между Богом и людьми, то примиренные души должны с благодарностью усвоить весь свой мир, милость и утешение от Бога своему Господу Иисусу Христу. Всякий раз, когда у нас есть свободное принятие Богом и сладкое утешение от Него в публичных таинствах или частных обязанностях поклонения, когда у нас есть Его улыбка, Его печать, когда наши сердца, согретые утешением, возвращаются с исполнения этих обязанностей, скажите: душа моя, ты можешь благодарить своего доброго Господа Иисуса Христа за все это! Если бы он не вмешался как Посредник примирения, я бы никогда не имел доступа к дружескому общению с Богом на всю вечность.
Сразу же после греха Адама дверь общения с Богом была заперта, и никто не мог больше приблизиться к Господу, ни одна душа не могла иметь к Нему никакого доступа, ни общения в этом мире, ни наслаждения в будущем. Только Иисус Посредник снова открыл эту дверь, и в Нем мы имеем смелость и доступ с уверенностью. "Теперь мы можем прийти к Богу новым и живым путем, освященным для нас через завесу, то есть Его плоть" (Еф.3.12 KJV). Как завеса имела двойное применение, так и плоть Христа. Как завеса скрывала славу Святого Святых, а также открывала в него вход, так Воплощение Христа умеряет сияние Божественной славы, чтобы мы могли вынести его и вступить в общение с Ним, но также допускает нас в это общение.  О, благодарите своего дорогого Господа Иисуса за наше настоящее и за будущее небо! Это милости, которые ежедневно исходят из океана крови Христа и приходят от нее к нашим дверям. Благословен Бог за Иисуса Христа!
Применение 4. Если Иисус Христос является истинным и единственным Посредником, как в примирении, так и похвальном заступничестве между Богом и людьми, насколько безопасным является состояние верующих? Разумеется, поскольку Его посредничество и страдания достигли полного примирения, Его посредничество посредством ходатайства будет вечно поддерживать это состояние мира между ними и Богом и предотвращать все будущие нарушения.«Будучи оправданными верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа» (Рим.5.1). Это твердый и прочный мир, и Посредник, Который его создал, теперь находится на небесах, чтобы поддерживать его навсегда, и предотвратить новые падения. Он "пребывает в присутствии Бога для нас" (Евр.9.24 KJV).
Князья и магистраты, живущие в мире, обычно имеют своих посланников при дворах друг у друга, которые появляются в присутствии одного государя от имени другого и ведут переговоры.  И здесь нужно поразмышлять над глубокой и непостижимой мудростью Бога, которая дала нам такое  преимущество, даже среди наших грехов и страданий. Приходите, смотрите и почтите мудрость нашего Бога, которая так распорядилась падением Адама, чтобы обратит его к добру и продвинуть его потомство в лучшее состояние! Об этом дивно сказал один из древних: «Иов был более счастливым человеком на пепле, чем Адам в раю» (Источник неясен. - Пер.). У того святость действительно была совершенной, его счастье было великим: но ничто из этого не является постоянным и неоспоримым, как наше счастье с Посредником. В том же смысле некоторые богословы называют предательство Иуды счастливым злом; мы можем назвать падение Адама счастливой виной, потому что оно было упорядочено и превышено мудростью Бога, для такого преимущества для нас. Поэтому Августин где-то сладко говорит: «О, как я счастливо пал в Адаме, чтобы снова воскреснуть во Христе!» ******. Таким образом, Господь превратил яд в противоядие, и потому это ужасное падение уступило место более благословенному и неизменному состоянию. Теперь мы так утверждены и поставлены во Христе, благодаря милости Божьей, что не может быть больше таких смертельных промахов и ужасных разрывов между Богом и Его примиренными навсегда. Все было собрано заново прочнее, чем тогда, когда было целым. Благословен Бог за Иисуса Христа!
Применение 5. Влиял ли Иисус Христос на нас и на гнев Божий, как Посредник примирения? Он предпочел принять удар на Себя, нежели увидеть, что мы сокрушены им. Как же дивно для людей Божьих не только благодарить за эту благодать, но и встать за Иисуса Христа против зла, которое хулит Его имя перед миром! О, если бы было такое сердце у людей Божьих! Я помню слова Иеронима, когда он услышал оскорбления и хуления многих против Христа и Его драгоценной истины: "О, пусть они  обратят свое оружие от Христа ко мне и будут довольны моей кровью! " И многое в том же смысле говорит Бернард: «Как счастлив был бы я, если бы Бог решил использовать меня в качестве щита» *******. И Давид мог сказать: "Упреки на Тебя пали на меня" (Пс.69.9 KJV). Десять тысяч наших имен ничто не во имя Христа, но Его имя достойно, и ни один человек, который отказывается от своего имени в качестве щита для Христа, не постыдится, но тем самым он защищает и взращивает свою истинную честь. И хотя злые люди могут осыпать Его бранью, Иисус Христос может вывести из грязи и их, и некоторые это уже знают, как сказал один из них: "Дайте Ему очистить вас - и войдете!". О, это наименьшее, что можно сделать - поставить себя и все, что нам дорого, между Христом и гневом людей, когда Он, как вы слышали, встал между вами и вечным гневом Бога!

 

* Социн, Фауст (1539-1604) - итальянский богослов, создатель антитринитарного движения социниан, отрицавшего или искажавшего почти все протестантские и общехристианские догматы, поддерживая неоарианство, "теорию примера" в искуплении, ограниченное знание Бога и т.д. Полемика с социнианством, существовавшим в незначительном числе в Восточной Европе и влившемся в XVII в. в ряд еретических групп на Западе, оставалась актуальной в эпоху поздних пуритан и даже после Славной революции (см., напр. о критике Т.Гудвином: Coffey J.  John Goodwin and the Puritan Revolution: Religion and Intellectual Change in Seventeenth-Century England. L.,2008. P.69 f., у Оуэна c его "Исследованием о Божественной справедливости": Trueman C.R. John Owen: Reformed Catholic, Renaissance Man. Aldershot,2007. P.27-28, Cooper T. John Owen, Richard Baxter and the Formation of Nonconformity. L.,2016. P.64-65). Существовало понятие "пелагио-социнианство" (Wallace D.W.  Puritans and Predestination: Grace in English Protestant Theology, 1525-1695. Eugene OR,2004. P.146). См. также: Mortimer S. Reason and Religion in the English Revolution: The Challenge of Socinianism. Cambridge,2010.
** Давид Пареус (1548-1622) - крупный немецкий реформатский богослов. Родился во Франкенштайне в Шлезене в семье ремесленника, с 1564 г. учился в школе Кристофа Шиллинга в Хиршберге и Амберге. В 1566 г. поступил в Хайдельбергский университет, где познакомился с Урсином и принял кальвинизм, за что был лишен наследства. С 1571 г. пастор в Нидершлеттенбахе, затем преподаватель Педагогиума в Хайдельберге, с 1573 г. служил в Хемсбахе, где создал реформатскую общину. Уволенный после смерти курфюрста Фридриха III, в 1577 г. был назначен графом Иоганном Казимиром пастором в Оттерсхайм, а в 1580 г. - в Винцинген и Нойштадт. После смерти Людвига VI  в сентябре 1584 г.  призван Иоганном Казимиром в Коллегию Sapientiae в Хайдельберг, с 1591 г. стал ее ректором,  в 1598 г. - профессором Ветхого Завета на богословском факультете, с 1602 г. преподавал также Новый Завет. С 1592 г. член Палатинского церковного совета. С началом Тридцатилетней войны бежал сентябре 1621 г. в Анвейлер и Нойштадт, однако весной вернулся в Хайдельберг, где вскоре умер. Жизнь описана сыном в латинской биографии (Франкфурт, 1647). Богословскую работу начал  с трактата против учения о вездесущности, Methodus ubitquitariae controversiae (Neustadt, 1586). В 1587 г. выпустил т.н. Нойштадскую Библию - издание перевода Лютера с кратким комментарием, которое защищал от нападок лютеранина-тюбингенца Якоба Андреаса в работе Rettung der Neustadter Bibel (Neustadt, 1589), а затем от И.Г.Зигварта в Sieg Neustadter Bibel (Neustadt, 1591) и от Эгидия Хунния с его атаками на реформатов в 1590-е г., против которого выпустил работу Orthodoxus Calvinus. Издал различные трактаты против папства (1604-17), писал также догматические руководства (Summarische Erkl;rung der Katholischen in der Churpfalz ge;bten Lehre, 1593) и обширные библейские комментарии (1605-1618). В Irenicum sive de unione et synodo evangelicorum liber votivus (Гейдельберг, 1614-1615) он предложил общий синод всех евангелистов, чтобы объединить лютеран и кальвинистов, которые, как он считал, были несомненно едины во всех существенных вопросах, хотя Зигварт и другие лютеране отвергли его призывы, считая разногласие в евхаристическом богословии непреодолимым. Выступал за подотчетность светских правителей церкви, что было с подозрением воспринято в Англии Стюартов (изъятие трудов в Оксфорде в 1622 г.).
*** Сторонники канонизированного патриарха Фотия (810-891) - эвфемизм для восточного православия в тех его проявлениях, которые противятся как Западу, так и Библии. В частности, подобные воззрения могут опираться на отдельные неконкретные или неудачные высказывания Отцов-каппадокийцев, например: "Бог для отпущения наших грехов ниспослав Сына Своего, со Своей стороны предварительно отпустил грехи всем" (Св. Василий Великий. Творения. Ч. 5. М.,б.г. С.185). Хотя это утверждение может быть понято и библейски, как применимое только к Церкви (избранным), восходящая к нему ошибка распространена в антизападной полемике т.н. органицизма. На самом деле для православной, особенно русской традиции это взгляд не единственно возможный, и отечественная христианская мысль высказывала более здравую и библейски обоснованную позицию. "Иисус Христос, в Котором Божество соединилось с человечеством, благодатно сделался новым всемогущим главой людей, которых Он соединил с Собой посредством веры. Поэтому, подпав через Адама под власть греха, проклятия и смерти, через Иисуса Христа мы избавляемся от этой власти. Бесконечной цены и достоинства добровольные страдания за нас безгрешного Богочеловека и Его крестная смерть - есть полное исполнение Божия правосудия, за грех осудившего нас на смерть, а также безмерная заслуга Спасителя, давшая Ему право не нарушая правосудия подавать нам, грешным, прощение грехов и благодать для победы над грехом и смертью" (Пространный Православный катехизис св.Филарета Московского, 206).
**** Этот подход умеренного кальвинизма для нас неприемлем, ибо опирается на ошибочное понятие о предопределении падения. Посредничество Христа имело место от вечности, а не в связи с падением Адама (тема, раскрытая в трудах Гилла, Брайна и других радикальных кальвинистов XVIII в.). Еще в дотридентском католицизме была вполне возможна точка зрения, согласно которой "Христос во плоти, как и все избранные, был предызбран и предопределен к благодати и славе прежде, нежели было предвидимо страдание Христа", и не будь падения Адама, Сын все равно воплотился бы, хотя и не как страдающий Искупитель (Дунс Скот. Избранное. М.,2001. С.274-285).
***** Далеко не очевидно, что из посттридентского богословия имеется здесь в виду; скорее всего, речь идет о Беллармине с его специфической антропологией. Современная английская Католическая энциклопедия в статье "Посредник", отражающей позицию после II Ватикана, гласит: "Функция Христа как Посредника обязательно исходит от Его человеческой природы как принципа quo operandi, но действенность посредничества она получает от природы Божественной и от достоинства Личности" (http://www.newadvent.org/cathen/10118a.htm). Тема требует дальнейшего анализа.
****** Понятие "счастливой вины" (felix culpa) - типичное августиновское и римско-католическое "низкое" понимание благодати, частично унаследованное лютеранством и неприемлемое для радикальных кальвинистов. Это латинское выражение вошло в пасхальный литургический чин, употреблявшийся до II Ватиканского собора: O felix culpa quae talem et tantum meruit habere redemptorem ("О счастливая вина, заслужившая столь многое, как приход славного Искупителя!"). Само выражение взято из "Энхиридиона" Августина: "Для Бога лучше произвести добро из зла, чем не допускать возникнуть никакому злу (Melius enim iudicavit de malis benefacere, quam mala nulla esse permittere). Аквинат приводит эти цитаты, объясняя принцип, согласно которому Бог допускает зло, чтобы из него могло произойти большее добро, и это лежит в основе причинно-следственной связи между первородным грехом и искуплением, так что высокий замысел Бога о человеке не разрушается грехом. Виктор Хайнс в специальном исследовании на эту тему (1982) отмечает также мнение св. Амвросия, что грех Адама принес больше пользы человечеству, чем если бы он остался невинным. Лейбниц в "Теодицее" также ссылается на "счастливую вину", что рассматривается философией религии (например, у Плантинги) как классический ответ на проблему зла. Радикальный кальвинизм "высокой благодати" начиная с Т. де Безы и особенно строгий баптизм отвергает подобную постановку вопроса, считая, что хотя падение было для Бога средством извлечь большее добро, союз Церкви с Христом логически и онтологически предшествует греху и не может рассматриваться как некий "план Б" в случае падения. Идея "счастливой вины" рассматривается здесь как стоящая на грани кощунства.
******* Бернард Клервоский (1091-1153) - крупнейший французский средневековый богослов и мистик, общественный деятель, идеолог крестоносного движения, основатель и аббат монастыря Клерво с 1117 г. Впоследствии творчество оказало заметное влияние на Реформацию, континентальный кальвинизм и пиетизм, а также на некоторых пуритан, например Айзека Амброуза (см.: Schwanda T.  Soul Recreation: The Contemplative-Mystical Piety of Puritanism. Eugene OR,2012. P.38) и Коттона Мезера (Hambrick-Stowe C.E. The Practice of Piety: Puritan Devotional Disciplines in Seventeenth-Century New England. Chapel Hill,2013. P.36).  Особым авторитетом пользовался его комментарий на Песнь Песней (Nuttall G.F. The Holy Spirit in Puritan Faith and Experience. Chicago,1992. P.148). В великой 6-томной Уитонской пуританской антологии под редакцией Джеймса Николя (1981) упоминается 71 раз.

Перевод и комментарий(С) Inquisitor Eisenhorn