Тайный друг

Павел Громов
-Меня Паша зовут. - каждое слово в этом коротком предложении разделяла одышка двадцатипятилетнего парня, забившего на спорт. Внешне пренебрежение к турникам и брусьям проявлялось несильно, но предательски выглядывающий живот иногда все-таки заставлял комплексовать. В этот раз от падения в бездну самобичевания меня удерживала моя маленькая победа. Я занял самую лучшую кровать в комнате потому что прибежал на заселение быстрее всех. Правда соседи о том, что будет такое соревнование, не знали.

-Я Саша.- высокий длинноволосый парень бросил свой рюкзак на вторую кровать. Гитару в чехле он аккуратно поставил у изголовья. Койка его выглядела скромнее. Белые дуги, оканчивающиеся ножками, соединялись между собой прямоугольником нехитро сплетенных крючков, поверх которых лежал свернутый матрас.

-А мне , как понимаю, досталась раскладушка?-еще один сосед стоял на пороге и глядел на свой лежак, в собранном состоянии легко помещавшийся за шкафом. Сам же будущий сожитель с узкими глазами компактностью не отличался. Он был выше Саши и шире меня. -Айбулат. В смысле зовут меня так.

-У тебя имя звучит как новая модель смартфона.- мне было немного стыдно внутри себя, что в самом начале знакомства я шучу над чужим именем. Но проверку чувства юмора новых для меня людей никто не отменял. Саше шутка понравилась, он не стесняясь улыбнулся. Улыбнулся и Айбулат. Без того узкие глаза соседа стали еще меньше:

"Ага, в одной из корпораций хотели запатентовать, но мама назвала меня раньше. Сейчас бы ты по айбулату может быть разговаривал".

Ух, слава богу (моему или его) шутки он понимает. Если бы я оказался в компании соседей без чувства юмора, даже не знаю кому пришлось бы хуже - мне или им.

Кроме наличия чувства юмора у нас была еще одна общая черта. Все мы родом из маленьких провинциальных городов, покинуть которые удалось только благодаря поступлению в институт. На этом, пожалуй, сходства заканчивались.

На литературную смену лагеря для взрослых я приехал как писатель, Сашка как поэт, Айбулат как переводчик с башкирского. Он учился не просто сохранять, но и приумножать славу народного языка: делал огранку золоту русской литературы.

Со всей остальной командой, а это, включая куратора, были восемь девушек, мы познакомились на первом вечернем собрании перед отбоем. Обычного обмена именами и историями о себе нашим барышням показалось мало, поэтому они предложили в общение добавить немного интерактива. По крайней мере, этого требовала спрятанная в каждой второй педагогическая жилка.

-Давайте сыграем в тайного Санту? Каждый из вас по жребию получит имя человека, которому за завтрашний день нужно будет сделать подарок, - куратор Лиза с длинной толстой косой и смотрела на нас с надеждой. Которая в больших глазах резко угасла и сменилась недоумением. Крымчанка по происхождению так и не поняла, почему ее предложение мы восприняли со скептической ухмылкой. Приехать на Черное море, которого мы не видели целый год, а то и несколько лет, чтобы вспоминать новогодние традиции, согласитесь, как-то было чересчур. Лиза это все-таки поняла, но продолжала настаивать на своем. - ну тогда назовем не Сантой, а тайным другом! А вместо подарков будем делать что-нибудь приятное!

Было видно, как Лиза пытается всеми силами скрыть негодование, которое ей, как куратору, показывать нельзя. Девушка была лицом слета, известного на всю страну как самый добродушный форум.

-Это как-то не по-настоящему!. - мне в отличие от Лизы негодовать было можно, а учитывая недосып после дороги, даже нужно. - В этом есть какая-то толика лицемерия. Из-за правил придется, может даже через себя, дарить приятности, которые так просто делать и не стали бы.

-Не хочешь - не играй!.- перебила меня Богдана. Курносая девушка в очках со стильной оправой сидела рядом с Айбулатом. Они учились в одном институте, но на разных факультетах. Поэтому их первое знакомство произошло на Крымском полуострове, за тысячи километров от альма-матер. Сосед понял, что сейчас начнется спор длиною в жизнь, и решил нас примирить до того, как мы начнем ругаться.

-Да ладно, все сыграем и быстрее спать уйдем. У меня глаза слипаются. - Айбулат зевнул, а потом с ухмылкой добавил. - с рождения.

Мы смеялись над этой шуткой, даже когда писали свои имена и складывали в кепку Лизе. Все так увлеклись жеребьевкой, что не заметили как время перевалило за полночь. И только после замечания охранников лагеря мы разошлись по своим комнатам.

Из-за мгновенно одолевшего меня сна, листок с именем я развернул только утром перед зарядкой. На желтом квадрате по диагонали красовалось "Айбулатище". А вот обладателя этого имени, которому я приходился тайным другом с утра было не найти. Школа переводчиков готовила перформанс. По сценарию сосед должен адаптировать под башкирского читателя блоковские ночь, улицу, фонарь и аптеку, сохранив при этом не только рифму, но и ритм.

Встретились мы только за обедом. Настя, студентка одного из отечественных журфаков, самая юная среди нас, услужливо разливала всем чай.

-Кому нужен лимон? - я терпеть не могу, когда в стакане что-то плавает, поэтому расстаться с долькой фрукта я готов был без сожаления. Желающих оказалось двое. Куратор Лиза и сосед Айбулат.

"Вон это возможность!" подумал я и неловко плюхнул кусочек фрукта из своего стакана в стакан соседа. Выглядело это так, будто целился я в стакан Лизе, но из-за врожденной криворукости промахнулся.

-А тебе тогда за ужином отдам. - с наигранной досадой утешил я куратора. Айбулат буркнул под нос "спасибо" и уткнулся в тексты. Рядом со стихами Блока были другие строки, правда выглядели они, будто автора методично водили лицом по клавиатуре. Ни как тайный, ни как явный друг я помочь уже не мог, поэтому встал из-за стола и пошел на занятия, попутно радуясь, что добавил витаминов в жизнь друга.

Перед ужином все школы представляли образовательные программы в лице своих учеников. Поэты показали мини-спектакль, писателей расхваливал критик. Когда подошло время переводчиков, они вместе с педагогами вышли на сцену. Преподаватель читал стихи на русском, затем ученики - каждый на своем. Девушка из Коми, протягивая гласные и смягчая согласные, как будто нас пыталась утешить, успокоить. С надрывом, стуком языка о небо, читал парень из Чеченской республики. Поначалу хотелось пошутить, что не хватает субтитров, но желание юморить отступило быстрее, чем появилось.

Мы будто слушали музыку, ноты которой ребята взяли из классики, добавив при этом свои уникальные полутона. Настолько это было точно и своеобразно. И симфонии исполнялись на инструментах, которым сотни лет. Инструментах, которые объединяют целые народы.

Когда очередь дошла Айбулата, мы не могли оторвать от него взгляда. На сцене он очень уверено держался.

-Айбулат молодец! - я громко крикнул и громко зааплодировал, когда сосед закончил. Сначала меня поддержал сосед Саша, а затем и весь зал.

После ужина мы пошли фотографироваться. Чтобы в кадр попала вся команда, нам пришлось взять с собой девочку из другого отряда. Она честно призналась, что в этом деле не сильна, поэтому быстро запечатлеться и разойтись не получится.

После каждого щелчка затвора наша фотографиня (ее мы так называли до конца смены) долго вглядывалась в маленький экран зеркалки.

-Ты там что найти пытаешься? Или тебе кто-то из наших денег задолжал, а ты вспомнить не можешь? - мы уже несколько минут стояли застывшими в позе, поэтому оставалось только шутить.

-Я проверяю, моргнули вы или нет. - девочка ответила не отрывая глаз от экрана. - Это же групповое фото, и лиц много.

-Ты только из-за меня фотографии не удаляй, я всегда спящим на снимках получаюсь. - Айбулат опять заставил всех смеяться. Девочка вскинула фотоаппарат и щелкнула. Этот кадр оказался самым лучшим из всех.

Вместе с первыми звездами на небосводе весь полуостров начинает стрекотать его ночными жителями, достойными собственного хэштега #Крымнаш. Пауки, сверчки, сколопендры - даже если упоминание о них у тебя не вызывает ледяной ужас, то неудачная встреча в потемках может обернуться неизлечимой фобией. И если ты проснулся, а на твоей подушке ползает один из этих гадов, воспринимай его как друга - иначе ты оказался в постели с врагом.

Одного такого поселенца Айбулат снял с моей наволочки. Я находился в оцепенении, теряясь, в какой из множества глаз паука смотреть. Сосед же пришел и на громкий крик Богданы, вляпавшейся в паутину с утра. После таких испытаний к выбору места общения мы подходили очень серьезно.

И вот, когда мы очередной раз меняли местоположение, ко мне подошел Саша и передал стакан горячего кофе от тайного друга. Сюрприз меня, конечно, порадовал, но тут же заставил стыдиться. Я же Айбулату кроме нытья о недосыпе ничего не подарил... И после этой мысли мне стало еще более неловко. Ведь очевидно же, мой тайный друг, скорее всего, сосед из Башкортостана.

Я отстал от группы и забежал на площадку буккроссинг, схватил первую попавшуюся брошюру стихов, привезенную каким-то начинающим автором. Уже перед самым началом собрания я попросил Лизу передать сборник Айбулату от тайного друга. Минуту спустя я увидел издание в руках соседа. Разговор начала Лиза.

-Ну что, вы уже догадались кто кому приходится тайным другом? Только интригу сохраняем до конца! Я, например, думаю, моим тайным другом был Айбулат. Он... - Лиза не успела закончить предложение. Все, в том числе и я, несогласно загудели.

Мой тайный друг! Нет, мой! Он у меня из комнаты паука выгнал! А мне никто другой не распечатал бы этот снимок в фотобудке! Перебивая друг друга, все перечисляли то хорошее, что с ними произошло за день. Перекрикивать друг друга мы перестали, когда начал говорить Айбулат.

-Если бы я мог, то от удивления широко открыл бы глаза. Вы мне все своими спорами испортили. Я потерял листок, поэтому решил сделать приятно всем. А потом, признаться, что я тайный друг, которого не назвали. Так что давайте теперь и вы открывайтесь. Мне вот книгу подарили классную, тут и стихи молодых, и лирика взрослых, нам преподаватели как раз сказали на таком практиковаться.

-Это был я. Мне передал Саша кофе, поэтому я решил тоже как-то выкрутиться с подарком. Только кто Саше его передал, не знаю. А так днем был лимон еще.

-Кофе от меня и есть. - Саша улыбнулся, - я слышал за дверью, как ты на недосып жалуешься. Да и играть в тайного друга в открытую интереснее. Оказывается, никто и не заметил.

Девочки хвастались, как подкладывали друг другу подарки, пока ходили на пляж или на занятия. Кто-то смог даже найти и вручить конфеты, которые на территории базы было не купить.

Как их удалось достать, я гадал даже в самолете - уже по пути обратно. Ранний вылет сделал свое дело и почти вся смена беспробудно спала. Даже когда принесли еду, никто не шелохнулся. На полторы сотни пассажиров стюардессы достали всего лишь несколько комплектов еды - тем, кто подавал хоть какие-то признаки активности.

Айбулат остался моим соседом и в самолете - подремывал рядом в кресле. Проснулся он только в середине полета.

-Ну вот, завтрак проспал.- сосед протер глаза и начал потягиваться в кресле. На лице легко читалось удовольствие от разминки. - придется брать ипотеку и питаться в Москве.

-Ничего ты не проспал. Это тебе - я переложил ему на столик свой пакет. И тихо добавил. - Тайный друг передал.