О чём кричали чайки...

Борис Ящук
                Упрямого Генки  я так  и не убедил:  на   бычка  пойдём   ночью  и точка, понял?   Хоть и младше  меня друг мой, я уступил ему. Хотя  не  лукавя, утверждаю, что бычок  прекрасно ловится  и днём.  Одно обстоятельство перевесило всё  - Генкина мама попала в больницу, папаша-алкаш за хулиганство попал в допр,  а пятнадцатилетний Генка  стал главой семьи, где  две  сопливых сестрёнки  ждут  ласки  и заботы, да ещё и кормить их надо…И всё это обрушилось  на хрупкие  плечи моего друга. 
       Родители учили меня   вовремя  подставить плечо, что  я и сделал  без напоминаний.  Из дома  приволок старинный утюг  на  углях, на печке  накипятили  воды, постирали и отгладили  Людкины и Анькины платьица, кофточки. Даже  ленты в косички  погладили. Задали девчонкам головомойку, после купания нарядили их в чистенькое, расчесали  головы и сплели косы, украсили бантами и «выгнали»  гулять, чтобы  соседи увидели что  у Генки дома порядок…
       А сами  принялись за  ревизию  продуктов. Оказалось   негусто.    Что  можно, с согласия мамы, «приволок» я из-дому: пакет муки, кулёк сахару, бутылку постного масла, кусок  свиного сала и корзину синеньких и репчатого лука.
С Генкой мы прикинули,  что наши  уловы  бычка пойдут на продажу,  а  вырученные деньги   помогут – будем  девчонкам    молочко покупать , сметанку   и всякую всячину.   Кроме  рыбы  на продажу, ловили мы  её  для  нормального питания.  Кстати, это у нас хорошо получалось: рыба  была жареная, тушёная, в томатных подливках, варили уху, вялили  бычков.   Особенно девчонки с удовольствием уплетали   постные борщи  с  жареными бычками.     Сам удивляюсь, как мы с другом   успешно втянулись в ведение  хозяйства Генкиной семьи. Раз в три дня мы  везли Генкиной маме – тёте Варе -  её малолетних дочерей и наши  кухонные  изыски.  Тётя Варя  от этих визитов  заметно поправлялась  и  в  глазах её светились  лучики радости за своих детей…Особенно  умилялась она тому, что Людка и Анька  выглядели прямо франтихами.
Обычно смешливый, Генка с большим усилием  старался не показать, как он сам доволен   состоянием  дел и с трудом корчил серьёзную морду, хотя его так и распирало от своих успехов. Я - то видел это.
   Итак,  на бычка отправились ночью. Место выбрали напротив Стрелки, где Ингул впадал в  Южный Буг. Там, метрах в  пятидесяти был подводный канал для  прохождения крупных кораблей.   Как раз на  грани мелкого дна  и канала  мы бросили  якорь своей плоскодонки .  Откуда-то  с Дикого сада  громкоговоритель  доносил до нас танцевальную музыку. Над водою потянул лёгкий ветерок и от нас  комаров  надёжно сдувал.  Ночь выдалась безлунная,  над рекою  выстелились   полосы   тумана. Они шли волнами, порою в молоке  влаги  Генка, сидящий на корме, был не виден. Несмотря на всё, бычок клевал, как бешеный. Однажды  отец подарил мне швейцарский «Лонжин»  со  светящимся  циферблатом. Я  с ним не расставался  никогда. Глянув на часы, определил, что наша рыбалка   длится  уже   четыре часа. Бычка  уже  наловили два ведра, а остальных  бросали просто в лодку….  Ночь выдалась тихой,   однако  мы стали невольными  свидетелями красивого зрелища – прохода военного корабля. Он вырос внезапно, вздрогнуть нас заставил корабельный ревун. Корабль шёл медленно по фарватеру , светились ходовые огни, и , видимо,  реванул, предупредив нас, чтобы не мешались под ногами. А мы и не пытались, но от звука вздрогнули….Для нас  он казался великаном,  даже     бортовые  цифры   на корпусе эсминца    по высоте были больше, чем наша четырёхметровая лодка…  Ночь выдалась интересная!
   К  рассвету  туман  усилился  и  первые лучи солнышка окрасили стену  тумана  в розовый цвет , выше  тумана в небе  над  понтонным мостом парили такие же розовые чайки. Мы устремились  к мосту  -  Генка с уловом  поспешил на Адмиральскую, где  обыватели вмиг «разметали» свежую рыбу.  Не  прошло и часа,  как  довольный Генка, резво налёг  на  весла   и вот мы уже дома. Пока Гена грёб, я успел    рассортировать  улов. Одних, самых крупных  «губанов»  я выложил в ведро,  остальную   в   холщовый  мешок  - там определимся. Генка  такой натуры человек, что не взирая на   тяготы жизни, оставался добрейшей душой.   Осмотрев улов, распорядился: часть улова, Борька, отнеси родителям, бери эту миску, будь другом, отнеси моему деду – он хоть и жмот, с которым я в ссоре, но ведь дед мой! Остальную рыбу стал быстренько чистить и потрошить. Когда я вернулся, Генка  уже  успел  развести огонь в летней печурке и   сварить девкам манную кашу  на  свежем молочке и пошёл будить сестёр…
 Моя  мама в благодарность передала  большущий  арбуз и  миску    вкусных  лепёшек. А Генка  попросил меня   нажарить бычков. Я  с удовольствием  занялся  кухней, а Генка накормил  сестриц, умыл и причесал их  и  они  играли  на лужайке перед их   хибаркой.   За всеми домашними делами мы и не  заметили, что  солнце  было в зените, туман  полностью  исчез  и сентябрьское тепло нежно ласкало   землю. В огороде Генки, который террассами  спускался к берегу, желтели пузатые  тыквы,   алели  громадные  последние помидоры  и   отцвели и поникли  созревшие  «сковороды»  подсолнухов. Скинув  курточку, в одном тельнике, я возился у плиты  - на соседнем длинном столе стояли  таз с бычками, миска с мукой и бутылка  масла. Часть рыбы  уже красиво  румянилась  в большой глиняной миске…     Довольный  своими успехами, я отвлёкся и  благостно рассматривал округу  , смотрел, как Генка собирал созревшие кочаны кукурузы.  А тут ещё чайки над нашим обрывом разорались.
Я с Генкой переговариваюсь и , услышав птичьи крики, говорю Генке: « А ты знал, что крики чаек –  это крики душ погибших моряков?»
     Снизу донеслось: «  Дурак ты, Борька! Пока ты  тут зеваешь, они сзывают  своих товарок на дармовую жратву…
 Я обернулся назад и увидел, как чайки уже полтазика успели сожрать.  Разогнал я этих нахалок и уже не отвлекался, дожарил   остаток и принялся   за постный борщ, сбегал на грядки за помидорами, начистил луку, буряка, срезал  головку  капусты  и закипела работа.  Через час   обед был готов и дессертный арбуз под  мокрой тряпкой   плавал в большом тазу -  охлаждался.
  Обед мы устроили на свежем воздухе, прямо за этим длинным столом около печурки.   Девчонки нагуляли аппетит и молотили из своих мисочек дружно Быстро  справились и с борщом , и с жареными губанами.  Но вопросительно  взирали на арбуз. Когда  Гена стал  разрезать его, девчонки попросили, чтобы  брат дал им половину арбуза и ложки. «Строгий» брат  всё же не устоял  и  водрузил эту половинку перед сёстрами и вручил им деревянные ложки.  А сам ворчал: «Смотрите потом не обмочите свои трусики…»  После  почти  полусуточной  помощи другу, решил отправиться домой  - там ещё ожидали свои дела.   Перемыв посуду , согрел ведро воды на всякий случай,  хлопнул Генку по плечу и пошёл по тропинке к калитке. Но  отчаянный рёв Анюты   заставил меня вернуться , - сцена была «трагичная» -  девчонки  выели   арбуз  и Анечка  торжественно нахлобучила  на свои льняные  волосы липкую «корону»  из арбузной корки и , довольная  собою, предстала перед братом. Сахарная жидкость  с головы стекала на платьице.. Этого Генка не выдержал и отхлестал сестрёнку лозиною   по заднице. Оттолкнув Генку, подхватил Анютку на руки и  успокоив, выкупал  выдумщицу, переодел  в пижамку и уложил  спать.
       А  Генке  сказал:  « Не смей бить  детей -  я знаю, как это ранит детскую душу, проверено на собственной заднице!!»
Эпопея  главы семейства для Генки  закончилась через две недели, - вернулась мама из больницы .Это испытание   для моего друга стало школою жизни. С тех пор   он на всю жизнь сохранил трогательную любовь к своим сёстрам…