Псково-Печерский монастырь

Ирина Яненсон
    За всеми радостями и невзгодами не рассказала, как была в Псково-Печерском мужском монастыре. В пещеры, правда, не спускалась, по пятницам там санитарный день, но я в пещерах была уже и не очень стремилась туда попасть, не очень люблю замкнутые пространства и чётко воображаю, что над головой сотни метров земли, которые держатся только волею Божею.
Зато мне повезло побывать на Святой горе, где бывают только с великого благословения церковников, где я никогда не была раньше, и где мне понравилось так сильно, что, боюсь, не смогу передать словами. Воздух наверху свежий-свежий и везде там какой-то божественный покой, и если будет у меня когда-нибудь возможность ещё раз подняться на эту Святую Гору, я взойду и просто сяду там на лавочку и буду тихо сидеть до тех пор, пока монахи не выгонят. Возможно, это всё из-за туй, деревьев, которые я обожаю почти так же, как лиственницы, возможно, из-за прекрасных голубых со звёздами куполов, которые оказываются буквально на уровне глаз, но ощущение у меня было такое, будто попала я в прекрасную сказку. Воистину, Святая Гора в Псково-Печерском монастыре – божественное местечко.

   Монахов фотографировать нельзя, хоть они там повсюду. Звонят в колокола, следят за туристами, ходят с серьёзными лицами… А жара… Жара градусов 25. Рясы чОрные. Интересно, из какого материала они пошиты? У некоторых вроде простые, у некоторых вроде синтетика… Но чОрные же… солнце так и липнет. И я прилипла к одному из монахов, аж почувствовала, как у него сердце шорохнулось: то ли испугался и сбежать захотел, то ли наоборот, только этого и ждал. «Не жарко?» - в самое ухо шепнула ему, он секунду молчал: «Терпимо», - выдохнул и отодвинулся от меня, не отошёл, а именно отодвинулся, как будто я сунула нос в чужой портал, где мне, наверное, рады, но не рады, что рады мне. Лишняя я здесь. Я этой всей душой тогда почувствовала.

    Экскурсовод сказал, что монахи бесплатно подкармливают 80 печерских бомжей. «Вербуете?» - спросила. «Вот, Вы какая!) Нет, конечно», - ответил экскурсовод без злобы. Мой сарказм и циничность всегда вперёд моей доброты лезут. «Откуда ж монахи приходят?», «Жизнь так складывается». Я уже не первый раз вопрос этот разным церковным людям задаю, хоть один бы сказал, что из-за любви к Богу приходят, нет, так складывается. Жизнь там суровая, говорят в 5 утра встают, молятся, работают… Территория не просто чистая, а как стерильная. Цветы живые, как искусственные, как нарисовал кто-то, каждый лепесток тщательно выписав. Здания ухожены, покрашены-побелены, никаких изъянов не заметила. Такой труд монахи проделывают, а жара, а посты… Похоже к вечеру так изматываются, что от усталости засыпают мгновенно, и некогда им думать о женщинах, о прошлой жизни и будущей… В 5 утра – подъём, молитва, работа… В 5 утра - подъём, молитва, работа… Не знаю, может, есть смысл во всём этом, ведь если бы не монахи, то не было бы таких сказочно красивых монастырей, как в Псковских Печорах, не было бы удивительной Святой Горы… «Не жарко?», «Терпимо»… благослови тебя Бог, терпеливый монах. Держись там, как говорят у нас здесь некоторые мирские грешники.