Диалоги с внучкой. О Маленьком принце

Тимофей Зубцов
        День медленно перевалил через полдень. Изнуряющая жара потихоньку отступала, давая небольшую передышку. В это время самое лучшее место в саду - старая круглая беседка. До сих пор на столе стоял огромный самовар, на ведро, не меньше. Многие годы чаепитие с друзьями и соседями было обязательным вечерним ритуалом. Взрослые усаживались за круглым столом, всюду разными цветами манили к себе вазочки с вареньем. За неспешными беседами дружная компания засиживалась допоздна. Неизменные участники таких посиделок – дети. Как мотыльки, они без устали кружили вокруг беседки, яркого освещенной огромным фонарем, висевшим под дощатой подшивкой потолка.

        Со временем дети выросли, у всех появились новые заботы и только в праздники все было, как прежде.
 
        Присев на ступеньки беседки, дедушка услышал легкий шорох за спиной.
        «Мышки от жары спасаются», - подумал он.
        Повернувшись, он непроизвольно улыбнулся. Из-под стола были видны ни на секунду не останавливающиеся ноги внучки. Только тихое «тук-тук» было слышно от ударов маленьких ножек по деревянным подкосам лавки.

        Поднявшись, он увидел, как уставшая от чтения внучка улеглась на огромного формата книжку. Тихонько обойдя вокруг стола, дедушка хотел незаметно присесть рядом с ней, да старые доски предательски скрипнули, внучка повернулась к нему и снова опустила голову.
        - Привет, красавица.
        - Привет, - тихо и отрешенно ответила она.
        - Устала от жары или чтения?
        - Странная книга. Который раз пытаюсь ее почитать, и каждый раз, дойдя до одних и тех же мест, останавливаюсь. Вот чувствую, что он говорит что-то важное, а что, понять не могу.
        - Не мудрено. Сказка ведь для взрослых, - ответил дедушка, увидев на развернутой странице изображение золотоволосого мальчика, устроившегося на небольшой планете.
        - Что тогда эта книга делает в моей комнате, если она не детская?
        - А что, ты взрослой становиться не собираешься?
        - А когда стану взрослой, все пойму? Ты это хочешь сказать? А если я сейчас хочу понять. Вот, например, это: «Слова только мешают понимать друг друга». Как так? Чем больше молчишь, тем тебя больше понимают?
        - В этом и заключается мудрость Антуана де Сент-Экзюпери. Мы общаемся друг с другом, произнося огромнейшее количество слов. Как это не странно, большинство из них пустые и ненужные. Они как прилипалы к тем единственным словам, что и составляет главную мысль человека. Он как бы предупреждает: «Будьте осторожны к тому, что говорите». Действительно, одно только слово, единственная фраза, и человека можно сделать или счастливым, или глубоко несчастным и униженным. Вот он и предупреждает: прежде чем что-либо сказать, подумай. Разумеется, без слов общение между людьми невозможно, но будьте осторожны к своим словам. При этом самый лучший, самый дорогой человек – это тот, с кем хочется молчать. С такими людьми все ясно без слов.
        - И как ты все это понял?
        - Когда увидел один единственный взгляд, единственные глаза и понял: слова здесь не нужны. Ты попробуй просто задуматься.

        Полистав страницы, дедушка добавил:
        - Вот, например, такая фраза: «Когда даешь себя приручить, потом случается и плакать». Что он хотел сказать?
        - Что нельзя никому довериться? Что настоящего друга очень трудно найти?
        - Ну да. Одному проще. Никому ничего ты не должен, ни от кого не зависишь, но одному быть всегда невозможно! Вот и приходится рисковать, давать себя приручить.
        - Конечно, ты взрослый. Действительно, сказка не для маленьких.
        - Отчего же. Первый раз я это книжку стал читать еще в школе, на уроках французского. Как ты догадываешься, я был просто мальчиком.
        - Смешно, - хихикнула внучка. – Представила тебя таким же, как я сейчас.
        - Представь себе, Антуан де Сент-Экзюпери, когда писал своего «Маленького принца», грустил о своем ушедшем детстве. Отсюда все перемешано: и взрослое, и детское. Встретив мальчика с далекого астероида в пустыне планеты Земля, он думал прежде все о своих родных. Так любимая маленьким принцем капризная роза, оставшаяся дома. Это ведь жена Экзюпери, Консуэло. Все, как у него в реальной жизни. Красавица с шипами — гордая, обидчивая и простодушная латиноамериканка.
        - Да, не повезло ему.
        - Маленькому принцу или Экзюпери?
        - Я запуталась.
        - Ничего. С годами все придет само собой. Будут на твоем пути и две, и три "гусеницы", возможно, что и больше. Неизменно одно: каждый человек должен пройти через это, если хочет познакомиться с "бабочкой". Сколько их, скользких, изворотливых, встречается у каждого человека в жизни. Главное будь всегда терпеливой. У каждого человека, неприятного снаружи, внутри есть прекрасное. Не торопись с выводами, относись терпимее к недостаткам другим и чудо состоится: ты увидишь прекрасную бабочку. И это тоже мудрость Экзюпери.

        - «Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь». Вот это я понимаю. Это ведь о том, что всегда нужно слушать свое сердце? Так ведь? – вглядываясь в лицо дедушке, спросила внучка.
        - Ну конечно! Нельзя быть рациональным везде и всюду, не верь лишь внешнему. Доверяй своему сердцу, оно не обманет.

        «Какая же ты прелесть», - подумал дедушка, глядя на внучку. - Наверное, Экзюпери остался бы доволен тем, что помню его слова: «Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил».