Выпускник - 2017 Быть самим собой

Элла Лякишева
                Я выбираю свободу
                Быть просто самим собой.
                Александр Галич   

              ВЫПУСКНИК  - 2017: «БЫТЬ САМИМ СОБОЙ»

   Кто он, какой он, выпускник 2017 года? Намного ли изменился, если сравнивать с выпускниками прошлых десятилетий? Самый первый и, пожалуй, самый правильный ответ: они, как и все люди, разные.  Да-да, конечно, кто бы спорил!  Но всё-таки и среди разнообразия лиц и характеров  невольно ищешь что-то общее или, напротив, то, что выделяет среди толпы…
 
    Николай А-в. Почему хочу рассказать именно о нём? Чем привлёк он моё внимание? Ну, прежде всего, тем, что с ним интересно разговаривать: он на всё имеет собственное  мнение, не склоняясь перед чужими, общепринятыми или  пропагандируемыми СМИ суждениями. Не из крикунов. На первый взгляд, даже застенчив, усмехнётся иронически и, приведя малоизвестные факты (и где он их только выкапывает?),  вдруг обезоружит трудно опровергаемым выводом! Будь то политика, история, психология или футурология, Коля   видит мир в ином ракурсе, чем большинство «послушных  потребителей телеинформации». Возможно, так проявляется обычный в этом возрасте юношеский максимализм.
 
   С другой стороны, как ни трудно с ним спорить, зачастую он способен замолчать, колеблясь высказать «истину в последней инстанции» и тем самым давая собеседнику (да и себе самому) возможность выбора.
          В нём нет тупой категоричности, но есть глубинная интуиция, не позволяющая окончательно закостенеть в своих утверждениях. Спрашиваю:

- Коля, ты рад, что наконец-то окончил школу и не надо теперь будет вставать рано, идти на нудные уроки?
- Пока ещё не понял. Слишком мало времени прошло. Но грусть ощущаю.

- Как будешь вспоминать школьные дни: с отвращением, сожалением, любовью или вообще не будешь вспоминать?
- Скорее всего, с теплом.

- Отрадно слышать. А каким учителям особенно  благодарен?
- Конечно, педагогам Художественного отделения школы искусств, они воспитывали чувство прекрасного! Благодарен Игорю Борисовичу, вспоминаю, как интересно было с ним делать ледяные скульптуры к Новому году. Ещё – Ирине Анатольевне, и не только за знания, но и за то, что она учила нас быть добрыми. Благодарен Зое Семёновне, она поражала энциклопедическими знаниями и всегда  рассказывала очень интересно. И, конечно, – Татьяне  Евгеньевне, которая приучила нас думать, читая классику. Правда, иногда я с ней не был согласен…

- И в чём же?
- Например, в оценке  Бунина и Солженицына. Бунина я вообще исключил бы из школьной программы.
- За что так строго?
- Ну, нет в его рассказах нравственной основы.

- А Солженицын чем не угодил?
- Тем, что некоторые факты он явно искажает! И не спорьте.
- Не буду, не буду

-  А чем ещё, говоря о школе, остался ты недоволен?
- Учебниками!  Я сравнивал старые учебники (60-х годов), сохранившиеся у родителей, и нынешние: в старых материал излагался понятнее, интереснее. А ещё  сочувствовал учителям: они перегружены «бумажной» нетворческой работой, всякими отчётами, и потому с учениками вне уроков некогда заняться.

- Ну да, тут не поспоришь. А какие предметы убрал бы из программы?
- Никакие! Все важны. И ещё добавил бы астрономию!
- Каким видишь  будущее нашего городка?
- Город  не забуду – ведь тут прошло детство, здесь каждая берёзка дорога  и о чём-то напоминает.
- Поэтически сказал, от души.
- Но вот ослепительного будущего  не вижу.  Если иссякнут нефтяные и газовые месторождения – город зачахнет.

- О какой профессии мечтаешь?
- Хотел бы стать скульптором. Но…достижение цели проблематично.

- Что считаешь главным в характере человека? Учителей?
- Умение понять того, кто с тобой рядом – любого человека, и ученика в том числе. Не люблю тех, кто быстро принимает решения и потом отступает.
- А что главное в твоём собственном характере?
- Не знаю.

- Кто из великих деятелей прошлого тебе интересен?
- Александр 3-й, Павел 1-й, которого просто не поняли современники.
- Спорно насчёт последнего, но не будем углубляться. А Пётр Великий?
- О, вот это как раз очень противоречивая фигура на троне! Как, между прочим, Иван Грозный и Сталин!
- Ты «сталинист»?!
- А разве это не он сделал Россию индустриальной державой?
- Но какими жертвами?!

     У Коли загораются упрямым блеском глаза, он готов приводить факты и факты. Чувствую,  мы с ним в этом отношении не придём к консенсусу – перевожу разговор на мирные рельсы:

- Твоя любимая книга? Фильм?
-  «Семнадцать мгновений весны». Тихонов великолепен. Из книг нравится повесть Александра Беляева «Анабиоз». Жаль, что этого великого писателя-пророка  не изучают в школе подробно! Очень жаль!

- Что, по-твоему, важнее для человека: ум или интуиция, о которой сейчас много говорят и пишут?
- Важно и то, и другое. Должен быть правильный баланс.

- Золотая середина? Резонно. Ну, и в конце: что бы ты хотел пожелать учителям, с которыми прощаешься навсегда?
- Любви! Любви, прежде всего, к своей трудной и очень важной профессии. Не уставать от своего труда  ни-ког-да!

   PS -  Статья написана в июле, а в августе стало известно, что Николай поступил в Симферопольскую Академию архитектуры и строительства (причём, на бюджетное отделение).