Досье 44 - Марина Белая

Василий Малык
1
 
Утром я по привычке находился в бильярдной, а не на работе. Я раздумывал над тем принять ли мне участие в первом городском любительском турнире по бильярду. В руках я держал брошюру с информацией о том, где и когда он будет проводиться и чувствовал внутри легкое волнение. За бильярдным столом стоял дядя Миша, выполняя свои тренировочные удары. Я переводил взгляд с его фигуры на рекламный листок в моих руках, и обратно, ожидая от старика слов поддержки насчет участия в турнире. Он предательски молчал. Через двадцать минут, он закончил тренировку и пошел к бару, делать себе кофе. Усевшись на высокий стул он недобрым взглядом посмотрел на меня и сказал:
- Я, конечно, переживал, что ты свалился мне на голову на неопределенное время, но я успокаивал себя мыслью, что, научившись играть, ты исчезнешь из моей жизни. И вот я тебя научил играть, а ты по-прежнему здесь. Не понимаю, где я совершил ошибку…
- Да, ладно вам, дядь Миш, что хорошего в одиночестве? – спросил я как можно доброжелательнее.
- Можно ходить голым и чувствовать себя свободным! – неожиданно выпалил он, чем несказанно рассмешил меня.
- Так вы серьезно? – с трудом перестав смеяться, спросил я, видя, что он не изменился в лице и все так же сурово смотрел мне в глаза. – Так вы же бильярдную с семи часов утра открываете, когда вы тут голышом успеваете-то походить? 
- Скажи мне, баламут, ты долго еще собираешься здесь ошиваться? – пропустив мимо ушей мой вопрос, спросил он не моргая.
- Слушайте, вы здесь дом родной обрели, а я отдушину! – сказал я с таким чувством, что старик невольно смягчился в лице и перестал бороздить меня гневным взглядом.
Он тяжело вздохнул, достал из моей пачки сигарету и закурил. Я последовал его примеру и тоже взял сигарету. Некоторое время мы сидели молча и курили. Докурив свою сигарету, он еще раз вдохнул и посмотрел на меня.
- Может, хоть платить тогда начнешь? – спросил он, попытавшись улыбнуться. 
- Не вопрос! – тут же ответил я и полез в карман за бумажником.
- Да не нужно! - отмахнулся он, не дав мне вытащить деньги и снова стал недовольным. – Короче говоря, попал я с тобой, не отвязаться… - он отвернулся в другую сторону, а я с облегчением расплылся в улыбке.
Эта бильярдная стала для меня своеобразной отдушиной после тяжелой работы. По этой причине я проводил здесь большую часть своего времени.
- Что ты скалишься? – спросил он, повернув голову в мою сторону. – Уже планируешь отправить меня в санаторий на десять дней и за это время прибрать тут все к своим рукам? Кем ты работаешь, дармоед? – прищурившись, он пристально посмотрел мне в глаза.
- Я работаю консультантом, - ответил я заготовкой для подобных случаев, чтобы не пугать людей, что я из милиции, не вызывать дополнительных вопросов, и чтобы не обманывать, ведь в определенном смысле я и был консультантом – по вопросам поимки разных негодяев. – Дядь Миш, если вас здесь не будет, то и мне приходить сюда будет не за чем, - ответил я на его первый вопрос, чем немного задобрил старика – он перестал хмуриться, морщины возле глаз разгладились, и он впервые с добротой посмотрел на меня, пусть это и длилось всего пару секунд.
- Ладно, черт тебя побрал, - снова нахмурившись проговорил он, - турниры - это тебе не играть с пьянчугами по вечерам в дешевых бильярдных, это другой уровень. Игроки там как прилежные ученики, а допустишь всего лишь одну ошибку, пиши пропало. Не успеешь даже сообразить, что произошло. Я один раз участвовал, когда еще рука на месте была, - старик взял из моей пачки еще одну сигарету, - в одной тридцать второй слился, в первый же день, в первую же игру! – воскликнул он и выразительно посмотрел мне в глаза. - Пришел туда, все вежливые, здороваются, улыбаются, такая атмосфера знаешь ли, было ощущение доброго соревнования. Ну, я и расслабился. Вышел на матч с добрым расположением, и меня этот мальчик раздел восемь – один. Подошел, пожал мне руку, а я понять не могу что произошло. Я хотел играть дальше, показать зрителям на что способен, а меня судья под руку вывел из зала, видя, что я нахожусь в ступоре. Пришлось сложить кий и оставшиеся пять дней турнира смотреть с трибуны как играют профессионалы.
- Ого! – удивленно проговорил я. – Никогда бы не подумал, что вы участвовали в турнире.
- Было дело, - проговорил он, мечтательно посмотрев на верх куда-то сквозь потолок. - Тебе надо еще тренироваться и тренироваться.
- А если для опыта принять участие? – спросил я и передал ему рекламный буклет с информацией о предстоящем турнире.
- Ну, если у тебя есть лишние двадцать тысяч, то, конечно, - прочитав его, сказал он с усмешкой.
- Есть, я за выходные заработал, - подмигнул я ему и тоже закурил.
После выпитого кофе, я провел короткую тренировку и отправился в участок. Последний месяц, пока шел процесс над Олегом, я закрывал свои бумажные дела, писал отчеты и рапорты. По вечерам учился бить «француза» до того самого дня, пока не получил приглашение принять участие в турнире. 
На входе у второго этажа, где располагался наш отдел меня встретил довольный Владимир и сердечно пожав мне руку, легкой походкой побежал вниз по лестнице. Я с удивлением проводил его взглядом и войдя в отдел сразу обратил внимание, что мой стол был завален какими-то документами. Подойдя поближе я обнаружил что не только стол, но пространство за ним было заставлено коробками с торчащими из них папками с делами. Я в замешательстве смотрел на свое рабочее место и тут же услышал крик Капитана.
- Товарищ Боровский, зайдите ко мне! 
Я еще раз окинул озадаченным взглядом пыльные папки и направился в кабинет шефа.
- Виталий, садитесь, - обратился он ко мне по имени, отчего мне стало не по себе. Капитан очень редко кого-то называл по имени и когда это происходило, получалось очень неестественно. – Вы, наверное, уже в курсе, что на подпольной квартире Олега были найдены деньги, зашитые в два матраса. Четыреста шестьдесят пять тысяч долларов! – он потряс рукой в воздухе, увеличивая без того волнующий эффект от такой суммы. – Несколько месяцев уйдет, пока оперативная группа возвратит эти деньги пострадавшим. Но ведь это же очень хорошо? – спросил он и улыбнулся мне, отчего я испытал неловкость во второй раз – доброта и расположение к людям были ему не к лицу. – Люди скажут нам спасибо. Вы кстати, не хотите после этого провести с ними разъяснительную беседу?
- По части разъяснительных бесед у нас есть Владимир, - ответил я. - Давать советы и рассказывать, как правильно жить - прерогатива Владимира.
- Вы уже, наверное, видели несколько коробок с делами на своем столе? – Капитан резко перешел к делу, как это он всегда и делал, если, по его мнению, в предыдущей теме уже была поставлена точка. Я утвердительно кивнул головой. – В них около тридцати нераскрытых дел, которые портят нам статистику. Это не очень громкие дела, что-то вроде Больнорукого, - на этом слове он взял паузу и попытавшись дружески улыбнуться, посмотрел на меня. Он знал, что в отделении я один так называл Олега, и назвав его так же, он, видимо, хотел добиться моего расположения. – Короче говоря, - продолжил он серьезным тоном, заметив, что этот дружеский выпад на меня никак не подействовал, - тебе нужно будет разобраться. Я понимаю, что это не такие большие дела, которыми ты занимался, как, к примеру, мировой аферист Ромка Гадов или столичный шулер Дмитрий Барыч, но других заданий сейчас нет. К тому же дело о преступной группировке «Три брата» у нас забрал комитет национальной безопасности и у тебя как раз появится время, чтобы разобраться с этими нераскрытыми делами. – Помолчав немного и взглянув в окно он добавил: - Раскроешь эти дела и дадут премию.
Он вздохнул и перевел взгляд на меня. Мне показалось что на его всегда безразличном лице вдруг появилось выражение легкой грусти. Из-за этого я почувствовал себя неудобно и захотел провалиться сквозь землю, лишь бы избежать продолжения этого разговора.
- Если все действительно сложится так удачно и у меня получится раскрыть эти дела, которые уже плесенью поросли, - сказал я, видя перед глазами эти пыльные старые коробки, - то и вы тоже получите премию.
Капитан с интересом посмотрел мне в глаза и буквально через какие-то секунды его взгляд перестал выражать грусть. К моему облегчению, Капитан вдруг приобрел свой старый добрый циничный вид.
- Верно, - задумчиво проговорил он и, погладив свой гладковыбритый подбородок, сказал: - Давай, товарищ Лейтенант, напрягись как следует, надо увеличить раскрываемость! Ты уже показал, что можешь разбираться с такими делами, которые годами висят на нас. Даю тебе год, - заявил он, наверное, представляя себя с грамотой, солидной премией и на банкете.
- Товарищ Капитан, вы сами сказали, около тридцати дел – это одно раскрытое дело в две недели, с такой скоростью даже заявления к нам не поступают, - заметил я, чем немного остудил его бурную фантазию.
- Ну, да, - задумчиво ответил он, но желание получить премию и благодарственное письмо от генерала завладело им полностью, и он уже не хотел отказываться от такой перспективы. – Приступай к работе, товарищ старший лейтенант, дел у тебя много, а времени нет. Жду с докладом, — сказал он напоследок, провожая меня взглядом до двери.
Я вышел из его кабинета в смешанных чувствах. Я был рад тому, что появилась работа, ведь длительное расследование дела преступной группировки, упомянутой капитаном, зашло в тупик и его у нас забрали. Однако я был не готов получить тридцать дел одновременно. К тому же я настраивался взять небольшой отпуск, потому что в голове был лишь бильярд и предстоящий турнир. И в такой момент столько старых нераскрытых дел! Эти папки несколько лет лежали в столах, в забитых документами ящиках или на заваленных полках в архивах, и вот пришло время снова достать их в поисках вчерашнего дня. Потерпевшие всеми силами старались забыть неприятные переживания, доставленные мошенниками. А теперь нужно было начинать все сначала и заставлять людей пережить этот кошмар ещё раз.
С этими мыслями я подошёл к своему столу и обнаружил ещё один ящик на своем стуле, который мне пришлось убрать чтобы сесть. Окинув взглядом заваленный стол, я достал из кармана буклет с информацией о турнире. Вздохнув, я с грустью посмотрел на небольшие фотографии бильярдных столов и убрал листок во второй ящик своего стола. Думая, что делать дальше, я достал кофе, спички, пачку сигарет и пошёл в угол кабинета чтобы вскипятить чайник. В этот момент вернулся Владимир и с довольной улыбкой подошёл ко мне.;
- Виталя, скажи ты всегда так рапорты пишешь или только в этот раз? – спросил он.
- Да как обычно, - ответил я неопределённо, не отрывая взгляд от чайника.
- Я вчера из-за этого весь вечер проторчал на работе, - сказал он, по-дружески положив свою руку мне на плечо. – Так грамотно написано, очень подробно, я честно говоря просто не ожидал! Ты-то мне в двух словах рассказал, как вышел на Шарикова, а тут такие детали, бильярд, его последняя партия с этим Михаилом, я словно книгу хорошую прочитал! Буду ждать с нетерпением следующего отчета! – сказал он с улыбкой и хлопнул меня по плечу.
- Слушай, Боб, откуда эти дела? – спросил я его, кивнув головой в сторону своего стола.
- Все нераскрытые дела, которые слили в наш участок со всех районов. Мошенники разных талантов, - пошутил он, но увидев, что мне было не до веселья, добавил: - Дела за последние два с половиной года.
- Безнадежные?
- Только не для тебя, - подмигнул он мне и тут же перевел тему: – Мне плеснёшь? – спросил он, показав на закипевший чайник.
- С чего это вдруг Капитан решил все это повесить на меня? – прищурившись, спросил я, зная, что только одному Владимиру удавалось вытянуть из Капитана сведения личного характера.
- Только я тебе не говорил! – шепотом сказал он мне и, внимательно оглянувшись на коллег, как обычно строго посмотрел мне в глаза. – После провала с Шариковым, с меня он снял все дела и приказал чтобы я подготовил рапорт для их передачи. Пока ты ловил Олега, я собирал вот это все, - он указал рукой на мой стол. - Капитан думает куда меня перевести, а пока я больше занимаюсь консультированием курсантов, рассказываю историю, некоторые крупные дела и так далее, - отвлёкся он от темы, но увидев мой недовольный взгляд, кашлянул и вернулся к моему вопросу: - Сегодня утром звонил его двоюродный брат, тот самый, - подняв брови сказал он, - долго они разговаривали, минут двадцать, а я все это время был у него в кабинете и старался представить, о чем именно. – Я налил кипятка себе в стакан и удивленно посмотрел на него. – Думаю, что брат долго и сердечно благодарил Капитана, потому что шеф то и дело скромно отвечал в трубку: «Да не за что, это просто моя работа», «Да перестань ты! Говорю же просто работа», и так первые минут десять. После этого, я думаю, брат перешел к тому, что эти деньги были его последними сбережениями. И если бы не Капитан, он бы пошел по миру. Потому как шеф сказал: «Да никто бы не дал тебе пойти по миру. Заканчивай! Вытри слезы! Соберись!» Ближе к концу разговора, я думаю, брат успокоился и поинтересовался как это мы так быстро взяли и поймали Длиннорукого, хотя полтора года ничего не могли поделать. На это шеф ответил: «Есть у нас в участке один расторопный лейтенант, передали ему дело, и он за четыре месяца смог добраться до твоего «финансиста мирового уровня»», - судя по смене тона шеф передразнил своего брата и рассмеялся. Пару минут он смеялся во всю глотку, потом так же быстро успокоился и проговорил: «В ближайшие месяцы будем возвращать деньги всем потерпевшим, которые обратились с заявлениями. Конечно, обязательно». На этом моменте я думаю сердобольный брат спросил насчет того, сколько подобных дел не раскрыто и что хорошо было бы расторопному лейтенанту взяться за них.
- Как ты это понял? – спросил недоверчиво я, уже выкурив к этому моменту целую сигарету.
- Капитан молча кивал головой, потом положил трубку и сказал мне: «А ведь у лейтенанта действительно талант! Вы все за полтора года не продвинулись не на йоту, а он на следующий же день и по морде получил и на след встал!» 
- Что, прям так и сказал - талант? – спросил я, польщенный похвалой Капитана.
- Ага, - подтвердил Владимир, - потом сказал мне, чтобы все дела, которые я приготовил, сдал тебе, вместо того, чтобы отправлять их по районным отделениям.
Я, довольный собой, кивнул головой Владимиру и проследовал к своему столу.

 
2
 
Бегло прочитав заявления пострадавших и выпив чашку кофе, я все-таки решил прибраться на рабочем месте, чтобы потертые коробки не наводили меня тоску. Я убрал папку с делом в ящик, которым решился заняться в первую очередь. Закурив, я осмотрелся на фронт работы: надо было все быстро просмотреть и понять с чем мне предстояло работать в ближайшие несколько лет. На это ушел целый день. Я перебрал все папки, ознакомился вкратце с каждым документом и убрал их со своего стола. Комплимент от скупого на похвалу Капитана, пусть и переданный через Владимира, предал мне сил, и я с воодушевлением расставил пыльные коробки в ряд под окном, планируя разобраться с каждым делом по отдельности. «У него есть талант», - крутились в голове слова Капитана, невольно заставляя меня улыбаться. В этом настроении я доставал папки, раскрывал их, пролистывал документы и убирал обратно. 
К девяти часам вечера я закончил с коробками и огляделся вокруг себя. В участке уже никого не было, все разошлись по домам. Я взял папку из ящика и положил ее на стол. Еще раз внимательно ознакомился с заявлениями потерпевших. Их было семнадцать штук написанные в основном пенсионерами. Пять из них были составлены внуками потерпевших по причине того, что сами пенсионеры не желали обращаться в милицию. И именно в них оказалась та необходимая информация, которая связывала остальные заявления раздосадованных пожилых людей в одну картину. 
В этих заявлениях речь шла о трех женщинах. Они знакомились с пенсионерками на улице, либо приходили домой, предлагая принять участие в беспроигрышной лотерее. С целью войти в доверие, они приносили с собой дешевый подарок и торжественно вручали его ничего не подозревающей бабушке. Девушки обрабатывали пожилых женщин, говорили приятные слова и предлагали поучаствовать в платном розыгрыше, чтобы выиграть один из гарантированных больших призов, который потом можно оставить себе или подарить внукам. Если бабушка сомневалась, они великодушно оставляли ей свой подарок и спокойно уходили. Работали не настойчиво, были учтивы, доброжелательны, чем собственно и подкупали пенсионеров. Через несколько дней они возвращались, всегда выбирая такое время, когда пенсионеры были дома одни, предлагая еще раз принять участие в конкурсе с призами. На вопрос «Какая сумма нужна для участия?», они спокойно отвечали, что чем больше взнос, тем лучше будет выигрыш, например, большой телевизор, холодильник или видео приставка для внука. После этого бабушка доставала свою заначку, вынимала все скопленные деньги и отдавала их со спокойной душой милым девчатам, которые впоследствии больше не появлялись.
Зацепок как обычно никаких не было. Девушки действовали аккуратно, прагматично, работали в разных жилых кварталах и не оставляли следов. Сложив документы обратно в папку, я взял пачку сигарет и отправился в парк к своей скамейке напротив бильярдной. 
Неоновая вывеска уже светилась на стене здания, привлекая к себе внимание, но большинство прохожих проходило мимо. Меня это не удивляло, ведь я сам столько лет ходил рядом с этой вывеской и ни разу не обратил на нее внимания. Я думал о том, сколько людей могло случайно зайти туда и неожиданно найти в своей жизни какое-нибудь новое увлечение, словно глоток свежего воздуха. К сожалению, все они проходили мимо. Я достал сигарету и закурил. Мне повезло – я зашел в бильярдную и чувство безысходности, настигающее меня после работы, больше не появлялось. Теперь я точно знал куда пойду вечером и что буду делать в свободное время. 
Подумав о бильярде, я снова забыл обо всем на свете и чуть было не отправился играть. В самый последний момент я вспомнил, что у меня было новое дело и мне стоило продумать план действий на завтрашний день. Я стал вспоминать показания потерпевших и почему-то больше всего мне запомнилась пенсионерка Анна Геннадьевна. Возможно, потому что она была единственная, кто смогла подробно описать в своем заявлении, как мошенницам удалось выманить у нее накопленные деньги, что именно ей подарили и как звали одну из девушек.
- Марина Белая, - припомнил я вслух указанное имя в ее заявлении и с ухмылкой подумал, что мне везет на клички. 
«Начну завтра утром с Анны Геннадьевны», - быстро решил я и со спокойной душой докурив, пошел в бильярдную. 
Внутри находилось немного людей, однако все столы были заняты. Дядя Миша стоял за барной стойкой с кружкой пива и наблюдал за игрой на ближайшем столе. Увидев меня, он неожиданно улыбнулся, что у меня немало удивило. «Чертовски пьян», - объяснил я себе его дружескую улыбку и пошел к нему.
– Слушай, помнишь ты мне говорил, что хотел сыграть с этим Олегом, которого я научил бить «француза»? – неожиданно спросил он меня.
- Да, - ответил я, насторожившись. 
- Ну так не получится, говорят, он уже сыграл свою последнюю партию! – заявил он и засмеялся.
- Что ещё говорят? – поинтересовался я, прищурив глаза.
- Много слухов ходило, но вот пришел товарищ, - он показал пальцем на мужчину в черной рубашке у дальнего стола, - и рассказал, как все было на самом деле. – Он отхлебнул пива и вопросительно посмотрел на мои карманы в поисках сигарет. За последние несколько месяцев он настолько привык к тому что у меня всегда была с собой новая пачка, что перестал покупать себе. – Короче, говорит сам был там, - продолжил он, когда я ему передал сигарету и он тут же закурил, - когда Олега задержал мент в штатском. Причем, ты не поверишь, - сказал он, довольно улыбаясь, - товарищ клянется, - он снова ткнул пальцем в сторону мужчины, - что мент сам играл как бог, а последний шар еще и дуплетом забил!
Я невольно улыбнулся от такого сравнения, но вспомнив, что мне грозило разоблачение, нахмурился и оглянулся на дальний стол. Я не хотел, чтобы дядя Миша узнал, кем я работаю на самом деле. На это были разные причины, начиная с того, что я больше ничего интересного от него не услышу и заканчивая тем, что он просто перестанет пускать меня в бильярдную.
- Говорят мошенником оказался, - продолжал старик, - вроде как представлялся банкиром, давал советы куда лучше вкладывать деньги, что сам таким образом поднялся, машины, девочки, все дела, - прошло около месяца, а по бильярдным уже поползли слухи с разными преувеличениями о том, чем занимался Олег. – Говорят, складно стелил, а кто уши развешивал, того он разводил. Собирал с них по сто тысяч долларов и сам пропадал.
- Да откуда у людей такие суммы? – возразил я, почувствовав стыд за тех, кто распускал такие слухи. – Где он таких состоятельных людей находил? В потрепанных бильярдных что ли? 
- Да я почем знаю? Мне сказали, я тебе, - пожал плечами дядя Миша, достав из моей пачки еще одну сигарету.
- Меньше слухам верьте, либо смело делите такие сказочные цифры на десять, - посоветовал я и еще раз оглянулся на дальний стол, опасаясь, что мужчина мог подойти к нам в любой момент и узнать меня. 
 - Я еще тогда приметил озорной огонек в его глазах, - пропустив мой совет мимо ушей, сказал старик, - я подумал, что это было огромное желание научится удару, а у него оказывается просто профессия такая – играть и быть готовым ко всему, - пошутил он и в очередной раз засмеялся.
- Сколько времени они будут играть? – спросил я после того, как он перестал смеяться и умолк. 
- Кто они?
- Ваш сказочник-рассказчик, - я кивнул головой в сторону последнего стола.
- На три часа взяли.
- Ладно, тогда я, пожалуй, пойду домой, - сказал я, подумав, что лучше уйти, чем рисковать своим прикрытием.   
- Первый стол через пол часа освободится, - заметил дядя Миша, впервые настаивающий на том, чтобы я остался.
Я с улыбкой взглянул на него. Было приятно осознавать, что однорукий мастер наконец проявил ко мне дружеское чувство. Я с трудом отказался, сославшись на большую загруженность на работе и оставил ему пачку сигарет. Он с хитрой улыбкой положил ее к себе в карман, попрощался со мной и еще раз поинтересовался не хочу ли я сыграть хотя бы одну партию. Безусловно я хотел остаться и сыграть не одну партию, так как уже на протяжении пяти месяцев не пропускал вечерних тренировок, но еще больше я хотел, чтобы его внезапное доброе расположение ко мне не пропало из-за случайного зеваки. Я пожал его единственную руку и отправился домой с досадным чувством упущенной возможности поиграть. Добравшись до квартиры, я сразу же отправился спать, минуя традиционный просмотр кабельных каналов. Я хотел, чтобы поскорее наступило утро, и я у меня снова появилась возможность потренироваться.
На следующий день я проснулся за минуту до будильника и быстро умывшись и одевшись, чуть ли не бегом отправился в бильярдную. Дверь, как обычно была открыта, а внутри никого не было. Я по-хозяйски походил между столами, выставляя на них шары, выбрал себе кий и с большим желанием приступил к тренировке. Через десять минут появился дядя Миша с двумя чашками кофе в одной руке.
- Доброе утро, - поздоровался он и подошел ко мне, чтобы я взял свою чашку.
- Доброе, - сказал я в ответ, и приняв стакан, поставил его на борт.
 - Зря ты вчера ушел. Приходил тут один городской чемпион среди любителей в «Москву» играть, - ухмыльнулся он и поставив свое кофе рядом с моим, сделал длинную паузу, которая означала: «Доставай сигареты, и я продолжу говорить».
- В «Москву»? – переспросил я, положив сигареты рядом с его чашкой.
- Тебе что еще никто не предлагал сыграть в нее? – удивился он и достав сигарету, засунул ее себе в рот.
- Нет.
- Неудивительно, что ты всех обыгрываешь, - заметил он с легкой издевкой, перекладывая сигарету из одного угла рта в другой. – Настоящие профессионалы играют в «Москву». 
- Почему же вы до сих пор мне не предложили в нее сыграть? – парировал я с довольной улыбкой.
- Ах ты паразит! – с наигранной злостью сказал он и взяв стакан с пачкой сигарет, пошел к себе.
- Когда? – спросил я у него.
- Вечером, - ответил он и скрылся за своей дверью.
Я не спеша выполнил все известные мне удары и в хорошем настроении пошел на работу. Войдя в участок, я поднялся на второй этаж и вошел в наш следственный отдел, который уже был заполнен активными сотрудниками. Они кому-то звонили, с кем-то выясняли отношения и что-то писали. Я громко поздоровался со всеми и прошел к своему столу. И только усевшись в кресло и взглянув на папку, я вспомнил о деле и с улыбкой отрицательно покачал головой. С тех самых пор как в моей жизни появился бильярд я стал полноценно отдыхать и забывать о работе в свободное время. Первое время я чувствовал угрызения совести, но со временем успокоился и даже стал считать это полезным для себя.
Открыв папку, я еще раз прочитал показания Анны Геннадьевны, посмотрел на часы, которые показывали девять часов утра, и решил ей позвонить. Я точно знал, что она уже не спит, так как прожил несколько лет со своей бабушкой и прекрасно знал распорядок пожилых людей. Они вставали в пять утра и больше не сидели без дела до самой ночи. Я взял телефон и позвонил ей. 
- Здравствуйте, это Анна Геннадьевна? – спросил я, услышав женский голос. - Старший лейтенант Боровский, - официально представился я. – У меня есть к вам несколько вопросов по вашему заявлению о мошенничестве. – Я хотел пояснить что именно за дело, но, к моему удивлению, она быстро поняла, о чем идет речь и сказала, что готова ответить на любые вопросы, несмотря на то, что это событие произошло полгода назад. – Вы не против, если я к вам заеду в течение часа? – спросил я, на что сразу же получил утвердительный ответ. – Тогда до встречи.
Я положил трубку и быстрым шагом отправился домой чтобы переодеться. Когда случалось наносить официальные визиты пострадавшим, я всегда надевал форму. 
Заскочив в квартиру и быстро заменив белую рубашку, коричневый пиджак и синие джинсы на синюю рубашку, служебный китель и брюки с красными лампасами, я накинул фуражку и отправился на автобусную остановку. Автомобиля у меня не было, но я не переживал по этому поводу. Мне нравилось наблюдать за людьми в общественном транспорте, смотреть им в глаза, угадывать их мысли, размышлять о том, кем они работали и куда направлялись. Конечно, я бы не отказался от личной машины, но мне предстоит еще много лет выплачивать ипотеку за свою однокомнатную квартиру.
Простояв на остановке минут двадцать, нетерпеливо переминаясь с ноги на ногу и с надеждой вглядываясь вдаль, я наконец дождался нужного автобуса. Однако, когда его двери открылись и из переполненного салона стали вываливаться пассажиры, я поумерил свой оптимизм. В такие моменты моя любовь наблюдать за людьми мгновенно проходила, оставляя место желанию влезть в переполненный автобус во чтобы то ни стало и поехать сейчас, а не ждать следующий. С трудом забравшись на первую ступеньку с несколькими людьми с моей остановки, я всем телом навалился на впередистоящих пассажиров и с облегчением услышал, как двери за моей спиной закрылись, и автобус тронулся. Переведя дух, я стал ждать следующей остановки, переживая за свою фуражку, которая в этой суматохе могла оказаться затоптанной на полу. А мне нужно было проехать шесть остановок в зажатом положении, балансируя на последней ступеньке. Выпуская людей на очередной остановке, я следил за тем, чтобы никто не прошмыгнул вперед и не оставил меня за бортом. В таком противоборстве я проехал все остановки и к счастью, добрался до места без потерь. 
 
 
3
 
 
Анна Геннадьевна проживала в микрорайоне, состоявшим из советских однотипных пятиэтажных домов. Многочисленные блеклые дома стояли плотно друг другу, словно один большой муравейник. Я пересек пустой двор и проследовал к сорок пятому дому. Входная дверь второго подъезда, подпертая булыжником, была настежь открыта. Я зашел в нее и на первом этаже обнаружил девятнадцатую квартиру, в которой жила потерпевшая. Я нажал на звонок и буквально через секунду мне открыла дверь пожилая дама, словно она все это время ждала меня у дверного глазка.
- Старший лейтенант Боровский, - представился я, дотронувшись до фуражки.
- Анна Геннадьевна, - официальным тоном ответила она и пропустила меня внутрь. - Проходите на кухню, - добавила она, закрывая двери.
Я разулся и войдя на кухню ощутил приятный аромат свежесваренного кофе. Я так давно не пил настоящего зернового кофе, что немного удивился от его настоящего запаха. Я бы хотел варить такой кофе и на работе, но к сожалению кухни, для сотрудников у нас в отделении не было. Я сел на деревянный стул ближе к выходу, положил фуражку на колени и с любопытством посмотрел на медную турку, стоявшую на огне. 
- Вы наконец нашли Марину? – спросила меня пенсионерка, войдя на кухню и проследовав к плите.
- Нет, - со вздохом ответил я, наблюдая за тем, как она разливает кофе по двум чайным стаканам. 
- Очень жаль, - расстроенно проговорила она и подала мне стакан.
- Мы хотим еще раз все проверить, - сказал я, сделав глоток отменного кофе одновременно и горького, и вкусного. – Наш Капитан уверен, что повторный опрос потерпевших даст результат, - я попробовал ее обнадежить. – Вы можете мне еще раз рассказать, с чего все тогда началось?
Она сделала глоток кофе и посмотрев в окно, еще раз тяжело вздохнула. Видимо, она ждала, что от меня хороших новостей, а может даже и возврата денег, но не повторных вопросов об произошедшем.
- Все началось с проклятой листовки, - начала она, - когда я…
- Рекламная листовка? – уточнил я у нее. 
- Да с рекламой о розыгрыше, - просто ответила она.
- Почему-то этой листовки не было в вашем заявлении? – спросил я в недоумении.
- В тот момент я даже не подумала, что эта листовка имеет какое-либо значение. Ведь номер телефона Марины я указала в заявлении.
- Значит Марина сама дала вам эту листовку? – спросил я.
- Не дала, - ответила она, - она была в моем почтовом ящике вместе с газетой. 
- А сейчас она все еще у вас? – поинтересовался я в надежде что она была еще у нее.
- Конечно, я каждый день звоню по тому номеру и жду что Марина все-таки ответит и скажет где мои деньги.
- А можно мне взглянуть на листовку? 
- Сейчас? – она посмотрела на меня.
- Да.
- Хорошо, - ответила пенсионерка и поднявшись со своего места вышла из кухни. Вернулась очень быстро, словно листовка всегда была под рукой. – Вот, - она передала мне среднего размера яркую листовку с большими фотографиями подарков и короткими призывами к действию.
- «Розыгрыш дорогих призов!», «Беспроигрышное участие!», «Каждый получит гарантированный приз!», «Более тысячи дорогих призов!», - прочитал я кричащие заголовки и посмотрел на пенсионерку. – «Вам стоит только позвонить, и мы придем к вам с подарком!». Так значит вы сами позвонили? – спросил я ее, положив брошюру на стол.
- Я хотела выиграть что-нибудь для внука, телевизор, магнитофон, видео игру или еще что-нибудь, чему бы он обрадовался, - ответила она с ноткой отчаяния в голосе.
- Как быстро они к вам пришли после звонка? – тут же спросил я, не дав Анне Геннадьевне предаться унынию.
- Где-то через час.
- Сразу все трое пришли? 
- Да.
- И подарок принесли?
- Да, чайный сервиз, - ответила она и показала рукой на сервант, в котором стоял новый набор.
- После пообещали, что обязательно выиграете дорогой подарок и попросили оплату за участие в розыгрыше?
- Да.
- Какую сумму попросили? 
- Они мне сказали, что чем больше сумма, тем ценнее будет приз. Я им отдала пятьсот долларов, которые откладывала с пенсии в течение года… - сказала она с грустью.
- Как узнали фамилию? – быстро спросил я, отвлекая от грустных мыслей.
- Как только я им позвонила, так и спросила, чтобы быть уверенной, что это не обман.
- Она сразу назвала вам свою фамилию? – поинтересовался я.
- В смысле? Ну да. Я спросила, как зовут, она ответила Марина, я спросила фамилию, она сказала Белая.
- Так, Анна Геннадьевна, я узнал все что хотел, если что-то изменится я вам позвоню. А листовку я заберу, - сказал я и сложив ее пополам, засунул в свой карман. - Вот моя визитная карточка, вашим делом теперь буду заниматься я. Звоните мне если что-то вспомните. Спасибо вам за ответы и за отличный кофе, - поблагодарил я ее и хотел встать, но в этот момент раздался звонок.
Она пошла открывать дверь, а я насторожился и машинально проверил свой пистолет на ноге. Я надел фуражку, проскользнул в коридор и замер. Думая о дальнейших развитиях событий, я услышал, как она довольным голосом воскликнула: «Алеша!» и открыла дверь.
Я вышел из укрытия и увидел мальчишку лет пятнадцати, который заметив, что я из милиции, тут же заулыбался и посмотрев на бабушку, спросил:
- Что деньги нашли? Теперь точно купишь мне приставку? 
Бабушка тут же перестала улыбаться и поникла головой. Мальчик перевел взгляд с нее на меня и быстро все сообразив неожиданно завопил:
- Вот ты тупая бабка! Отдаешь деньги всяким незнакомцам лучше бы мне что-нибудь купила!
Я был шокирован таким заявлением мальчугана и посмотрев на Анну Геннадьевну понял, что сердобольная бабушка была не в силах поставить на место наглого, но любимого внука. Я быстро надел туфли и не дав пацану разуться, вывел его в подъезд на воспитательную беседу.
- В каком классе учишься? - начал я издалека.
- Зачем тебе это знать, иди лови своих воровок! – нагло ответил он с ухмылкой на лице, желая вывести меня из себя.
- Даже если не поймаю, наш Капитан вернет вам деньги, - пошел на хитрость я, чтобы проучить маленького тирана. – Так в каком классе учишься? – повторил я вопрос, увидев на его лице мгновенную заинтересованность. 
- В девятом, - ответил он, и тут же спросил с надеждой: - А, когда деньги вернут? 
- Ты, наверное, хорошо учишься? – проигнорировав его вопрос, спросил я.
- Не-а, - ответил он нагло улыбнувшись.
- Каким спортом увлекаешься? - продолжил я допрос.
- Никаким.
- Значит родителям или бабушке по дому помогаешь? 
- Еще чего не хватало! - махнув рукой, ответил он.
- Тогда скажи мне, маленький засранец, за какие такие дела бабушка должна покупать тебе приставку? – строгим голосом спросил я и пригнулся к нему, чтобы он мог разглядеть гнев в моих глазах. - Чем ты заслужил такой подарок?
Улыбка мгновенно сползла с его довольного лица, и он немного испугавшись отступил на шаг и прижался к двери.
- Не заслужил, - вынес вердикт я, продолжая грозно смотреть ему в глаза. – А знаешь почему твоя бабушка предпочла отдать деньги незнакомкам, чем покупать тебе подарок? - Он вопросительно посмотрел на меня. – Потому что они принесли ей подарок и оказали внимание, балбес ты! А тебе не за что дарить подарки, от тебя только одни грубости и непонятные требования! – заявил я уверенный в том, что от невоспитанного двоечника другого ждать не приходилось. - Деньги твоей бабушки я верну только с одним условием. Знаешь каким? – Он отрицательно покачал головой. – Чтобы она тебе ничего не покупала, если не исправишься. Вот и думай своей бестолковкой! – сказал я ему напоследок и затолкнул его обратно в квартиру, отвесив легкий подзатыльник.
Закрыв за ним дверь, я подумал, что преподал ему неплохой урок. «Может задумается», - сказал я себе и решил немного подождать в подъезде, чтобы у бабушки с внуком было несколько минут поговорить между собой. После я думал зайти и переговорить с пенсионеркой, чтобы она была построже с внуком, и случайно увидев пепельницу между первым и вторым этажом, как раз решил покурить. Подкурив сигарету, я глубоко затянулся и удовлетворенно выдохнул дым в приоткрытое окно. В голове уже созревал план как действовать дальше и тут на втором этаже открылась дверь и в проеме показалось свирепое лицо женщины. Я как-то сразу почувствовал, что она вышла по мою душу и не прогадал. 
- Так это ты негодяй здесь куришь постоянно и оставляешь «бычки»! – выкрикнула она, спускаясь по лестнице и гневно стреляя глазами.
- Здесь стояла пепельница еще до моего прихода, поэтому я и закурил, - я попытался объяснить ей причину по которой курил в подъезде.
- Мент поганый, вместо того чтобы ловить воров, стоит курит в подъезде! Мерзавец! Давай убирайся отсюда! – она подошла ко мне и к моему неописуемому удивлению толкнула меня в грудь.
Я отошел на несколько шагов назад и чуть скатился вниз по лестнице. В самый последний момент мне удалось развернуться и сбежать по ступенькам вниз, чтобы избежать падения. Я с облегчением выдохнул и оглянувшись на взъерошенную женщину, хотел ей сказать, что так можно и убить, но не успел. Она уже шла ко мне с решительным настроем вытолкать меня в шею из подъезда. Пришлось отступать без боя. Я развернулся и направился к выходу, выяснять отношения с этой женщиной у меня не было никакого желания. У самой двери я оглянулся назад, чтобы проверить не стала ли она меня преследовать и совершенно случайно обратил внимание на почтовые ящики, набитые газетами. Я остановился, взглянул на торчащие ворохи рекламных буклетов и понял, что делать дальше. Я бы постоял еще и поковырялся в макулатуре, но услышав шум приближающихся сзади шагов, быстро выскочил из подъезда. 
- Чтобы я тебя здесь больше не видела подонок! – крикнула она мне выйдя из подъезда. После чего убрала камень, который подпирал дверь, и ушла обратно, хлопнув дверью.
Я посмотрел на закрытую дверь подъезда и поправив фуражку, поехал в участок. 
В отделении я не так часто появлялся в полном обмундировании, поэтому войдя сразу же обратил на себя внимание своих коллег. Некоторые из них приветливо улыбнулись, некоторые посмотрели с недоумением, я всем приветливо кивнул головой и прошел к своему месту. Я сел в кресло, отчего оно громко скрипнуло, достал из нижнего ящика карту города и вытащил все заявления из папки. Я решил просмотреть те районы, в которых орудовала Марина Белая со своей свитой, чтобы понять была ли у нее какая-либо закономерность или она действовала случайно. Проставив точки на карте и даты напротив них, я увидел, что нет никакой последовательности в их передвижениях. Они двигались без определенного направления только что не возвращались обратно. «Видимо какое-то время отрабатывают один район, дурят одного двух пенсионеров тут же меняют номера телефонов и идут в следующий», - заключил я и достав листовку еще раз внимательно ее осмотрел. Можно было походить по типографиям и выяснить где их напечатали, но судя по продуманным действиям Марины Белой, скорее всего печатались они в разных местах. Выпив чашку кофе и выкурив сигарету, я решил походить по домам в потенциальных микрорайонах, куда могла перебраться банда Марины. Моя задумка состояла в том, чтобы отыскать свежий буклет с активным номером телефона и привлечь к делу свою бабушку. Начал я с обхода безликих домов тесных микрорайонов, откуда еще не поступали заявления по этому делу.
Я распечатал несколько карт и ежедневно в течение шести недель начинал свой день с того, что пытался попасть в чей-нибудь подъезд. Случалось, так, что приходилось обзванивать через домофон все квартиры в подъезде, чтобы меня кто-нибудь впустил. Люди были настолько недоверчивы, что даже на мое: «Здравствуйте, я из милиции», посылали куда подальше, либо вовсе ничего не отвечали и не открывали двери. Я был удивлен подобным обстоятельством и временами думал, стоя перед очередной закрытой дверью в подъезд, как вообще могли в нашем городе процветать мошенники, если даже просто попасть в подъезд было не самым легким делом. 
За полтора месяца я обошел сотни домов и в конце концов нашел то что искал. В одном из самых неприветливых подъездов с ободранной штукатуркой на стенах и мусором на полу, я наткнулся сразу на двадцать свежих буклетов, которые еще пахли типографской краской. Они были точь-в-точь похожи на тот, что я изъял у Анны Геннадьевна, с теми же заголовками и фотографиями, только что другого цвета и с другим номером телефона. Я вытащил их все и обошел несколько домов в округе, чтобы обезопасить пенсионеров этого района, но больше листовок нигде их не оказалось. Этот подъезд был единственным куда они положили свои буклеты – девушки работали очень аккуратно.
Недолго думая, я достал мобильный и позвонил своей бабушке, которую хотел попросить посодействовать в этом деле. 
- Баба Тома, это Виталик, - сказал я в трубку. - У меня есть к тебе очень важное дело, нет я не голоден, - отказался я от обеда, который она предложила мне вместо приветствия. - Не надо ничего печь. У меня важно дело. Не буду я блины, говорю же серьёзное дело. Скоро буду.
Предупредив бабушку, я засунул листовки во внутренний карман кителя и пошел ловить такси – дело было срочное, каждая минута была на счету, так что некогда было толкаться по автобусам.
Я быстро доехал до бабушкиного дома и выскочив из машины, направился к ее подъезду.
- Это я, - сказал я в домофон набрав номер квартиры.
- Заходи, - ответила бабушка и добавила: - Лифт не работает поднимайся пешком.
- Понял, - я вошел в открытую дверь и двинулся дальше по лестнице на седьмой этаж. 
Дойдя до нужной двери без привычной отдышки, я остановился и задумался, что было причиной моей отличной физической формы. Перебрав в уме всевозможные варианты, я вдруг вспомнил слова дяди Миши, который как-то мне говорил, что, играя в бильярд можно пройти около двух километров за одну партию. «Хороший спорт», - подумал я и довольный собой потянул ручку двери на себя. 
Дверь была открыта, я вошел и сразу же почувствовал приятный запах свежей выпечки.
- Бабуля, это я, - сказал я, отрицательно покачав головой из-за того, что она все-таки что-то приготовила, хотя я ее предупредил что у меня не было на это времени.
- А Виталька проходи, руки мой, - раздался голос бабушки из кухни.
- Я же говорил, что по делу, не нужно было ничего печь, - сказал я недовольно, сняв туфли и повесив фуражку на крючок.
- Конечно по делу, - согласилась она, - проходи блины покушай.
Я заглянул на кухню и пробежавшись глазами по полной тарелке блинов, запечатанной банке сметаны и клубничному варенью, осознал, что у меня с самого начала не было не единого шанса против бабушкиных блинов и не стоило ломать комедию, а сразу приготовится к обеду. Быстро сбегав в ванную и помыв руки, я вернулся обратно и сел за стол обедать.
- Ну как жизнь, что нового? - спросила бабушка, подав мне чаю.
- Ничего нового, - ответил я с набитым ртом и намазывая сметану на очередной блин. - Капитан поручил мне заняться старыми делами. 
- А что за срочное дело? – спросила она, внимательно посмотрев на меня.
Я достал из кармана листовки и передал ей.
- Это что тоже мошенники? – удивленным голосом спросила она, прочитав объявление. - А я сама хотела поучаствовать, и выиграть себе новый телевизор, а то наш старый совсем никуда не годится.
- Ты им звонила? – спросил я и перестав жевать, пристально посмотрел на нее.
- Ещё нет, ждала пока появится новое объявление.
- Отлично, - выдохнул я и продолжил трапезу. – Теперь можешь.
- Хочешь поймать на живца? – спросила с улыбкой баба Тома, проработавшая добрых двадцать лет в архиве управления внутренних дел. – Пошла звонить?– задорно спросила она.   
Я кивнул ей в ответ, и она удалилась в зал. К счастью ее не нужно было инструктировать, она не хуже меня разбиралась в мошенниках и прекрасно понимала, что именно от неё требуется.
- Добрый день, - раздался ее голос из зала, - а я звоню по поводу участия в розыгрыше. Да. Я бы хотела выиграть большой телевизор, который у вас тут указан на фотографии. Да, для себя. Откуда узнала о вас? Да подруга принесла мне вашу рекламу. Ой это было бы здорово, - проговорила она наивным голосом и продиктовав адрес, положила трубку. - Дело сделано, - сказала она, входя на кухню, - будут в течение часа.
- Очень хорошо, - проговорил я, проглатывая последний блин.
- Тебе бы переодеться, - заметила она, посмотрев на мои погоны.
- А я с ними не собираюсь разговаривать, буду только задерживать, - подмигнул ей я и пододвинул по ближе к себе стакан с чаем. 
- Спрячешься в шкафу? – пошутила она.
- Посижу в бывшей своей комнате, почитаю что-нибудь, а когда они попросят сходить тебя за деньгами, ты приходи за мной, - с улыбкой ответил я.- Кстати, где дед?
- Торчит в гараже со своим москвичом, - ответила она с раздражением и подумав спросила: – Эти девушки могут быть вооружены? 
- Точно не знаю, но уверен на девяносто девять процентов что нет, - обнадежил я бабушку, зная из дела, что девушки охотились только на пожилых людей и выманивали у них деньги исключительно хитростью без применения силы. 
Поблагодарив бабушку за вкусные блины, я пошёл в комнату, в которой прожил три года, пока не решил взять ипотеку на собственную квартиру и жить взрослой жизнью одинокого холостяка.
Я прилег на свою кровать вместе книгой Дюма «Граф Монте-Кристо» и решил почитать. После сытного обеда это было ошибкой. Понятное дело, что вместо чтения я просто провалился в сон. Проснувшись от толчков бабушки, я вскочил, и раскрытая книга слетала на пол с моей груди.
- Твой выход, - сказала она мне.
Стоя, я почувствовал легкое волнение, которое всегда испытывал перед задержанием, хотя уже считался опытным оперуполномоченным. Кивнув бабушке, я направился в зал. Войдя в комнату, я увидел трех очаровательных девушек, одетых в длинные летние платья. Глядя на них, нельзя было предположить, что они промышляли мошенничеством. Двое сидели на диване скромно сложив руки на колени и тихо переговариваясь между собой. Третья девушка стояла у книжного шкафа и рассматривала семейные фотографии. У всех на лицах играли довольные улыбки.
- Марина Белая! - сказал я громко, отчего они все втроем вздрогнули и резко оглянулись на меня. Улыбки мгновенно сползли с их лиц, уступая месту сильному испугу. Сидевшие на диване перевели свои испуганные глаза с меня в сторону стоявшей у шкафа, отчего я заключил что именно она и была Мариной. - Вы арестованы по подозрению в мошенничестве, - обратился я к ней.
Она выдержала мой суровый взгляд, что далось ей не просто. Было заметно, что мое появление стало для нее полной неожиданностью и она сильно разволновалась. Сглотнув подступившую слюну от сильного испуга, она скрестила руки на груди и все силами пыталась успокоиться. Посмотрев на своих подопечных, она перевела дух и собравшись с мыслями спокойным голосом спросила:
- В чем собственно наше преступление?
- А вы не знаете? – в свою очередь спросил я с легкой иронией в голосе.
- Не представляю себе, - ответила она, полностью совладав со своими эмоциями. 
- Может быть спросим у ваших подружек? – поинтересовался я и кивнул в сторону молодых девушек, которые судя по всему были не такими опытными аферистками, как она, и сидели словно вкопанные – не моргая и не дыша. Марина посмотрела на них, и я обратил внимание на то, как они дружно покачали ей отрицательно своими головами. – Что никогда человека в погонах не видели? – спросил я у них с улыбкой.
- Мы разыгрываем призы, и Тамара Анатольевна сама нам позвонила, - как можно доброжелательнее сказала Марина, увидев, что ее ассистентки не могли ей ничем помочь и на них не стоило рассчитывать, - если вы поедете с нами в наш в офис, то сами убедитесь в этом. Ничего противозаконного в нашей лотерее нет, – заявила она и улыбнулась своей обворожительной улыбкой, отчего я подумал, что такой красивой девушке было место на сцене, а не во главе банды молодых мошенниц. 
- Сначала съездим в участок, а потом уже и до офиса доберемся, - ответил ей я и достал телефон из кармана, чтобы вызвать наряд.
Услышав, что я дозвонился участок и вызвал подкрепление, сообщив о трех задержанных, одна из девушек на диване закрыла лицо руками и зарыдала.
- Я не хочу в тюрьму! - повторяла она сквозь слезы. 
Вторая девушка пыталась ее успокоить, в то время пока Марина злобно сверлила их глазами.

Продолжение следует...

5.8.17