То на юг, то на север

Юрий Левин 2
     1.Марта сообщила, что записалась на экскурсию на юг в Эммаус и попросила составить ей компанию. Я нехотя согласился: поездка религиозная (что вне моих интересов), но у Марты дочь (с библейским именем Эстер) требует внимания, а это я уже знал, познакомившись с девочкой (помогая с домашними заданиями, ведь они все для умеющего читать, то есть не для ученика начальной школы).

      Утром пришёл к Марте, забрал её и дочь, привёл к остановке. Прибыл автобус, сели, молитва, и мы едем. Гид Марина входит на одной из остановок и рассказывает о месте назначения: это важный перекрёсток торговых дорог север-юг, поэтому происходили сражения за эти территории. Гид напоминает нам о войнах евреев и филистимлян, но я не слушаю её, потому что знаю об открытии археологов: после исследований останков в Азоте на кладбище филистимлян (как раз XI-VIIIвв) утверждение Библии об агрессивности и свирепой воинственности филистимлян не соответствует действительности. А это позволяет мне предположить, что эпизод с Давидом и Голиафом всего лишь красивая и патриотическая, но сказка...

     Эммаус. Вышли из автобуса, я взял листочек-складень (так называемая гармошка) с описанием этого места. Из него следовало, что Hammot означает горячие ключи. Гид продолжила рассказ, и меня восхитило объяснение Марины известного эпизода Библии: "cтой солнце над Гаваоном и луна над долиной Аналонской!" По словам Марины, Исус Навин начал штурм крепости рано утром (и луна, и солнце на небе), когда восходящее солнце своими лучами осветило верх крепостной стены, ослепляя своими лучами защитников крепости. Но тут скучающая Эстер попросилась к останкам стены (метрах в 30-50), чтобы полазить там, и я пошёл с ней, уже не слушая гида... А вот Марте всё понравилось.