Спасти мистера Бэнкса

Татьяна Эйно
Статуэтка индийского божества, возможно, Будды. И... ах, неужели это Эмма Томпсон? Какой сюрприз! Неожиданно, так неожиданно привлекательный внешне образ. Не часто Эмма (она же ужасная няня МакФи или мамочка - убийца из фильма про цирульника Барни - ох, нет, это позже, спойлер-спойлер) балует зрителя подобными превращениями. А тут: стильная, стройная, моложавая, загорелая (а почему бы и да!).

На что не люблю Колина Фаррела, но у всякого правила есть исключение. Причем, чем постояннее правило, тем исключение убедительней. И у меня с ним наконец сложилось. Трэверс Хоф из него выше всяких похвал. "Что же вы скрываете, мисс..."

И всё же, невзирая на отдельную благодарность неоскароносному Фареллу, это фильм не актёров, в смысле именно их игра здесь второстепенна. Хотя, ну как же... вот, например, слегка усатый Том Хэнкс. У него за плечами "Зеленая миля", "Поймай, если сможешь", "Изгой", и конечно, ой, браво!браво!браво! "Форест Гамп" (каждый раз, проговаривая это название, представляю сначала какой-то абстрактный лес, и только потом уже вспоминаю, что "форест" здесь - в общем-то имя как никак).

Это фильм о людях с историей. Бесподобное изложение. Я напрочь забыла, что вижу нелюбимого Фарелла (а после чего я его не люблю, а после "Сорвиголовы", терпеть не могу просто, да и актер-то из него....но только не здесь). Это был совсем не Фарелл, а удивительно тонко чувствующий, поразительно талантливый...кто же? наверное, все же сначала человек. Верящий в чудеса, в сказки, наверное, смогший бы и самостоятельно придумать не одну. И на фоне и основании этого любимый и любящий отец. Муж вроде бы тоже, но больше отец. Троим своим дочерям.

Вы не заметите в киноленте переключения на прошлое и настоящее, границы между ними не будут четко очерчены, точно так же, как в сознании любого взрослого человека. И это отсутствие подписей на экране о временных и пространственных перемещениях не просто нетипично для подобного рода ретроспекций, а еще и удачный режиссерский ход. Основная история фильма о том, как Хелен Хоф стала Памелой Трэверс. Кстати сказать, а почему именно Памелой? Помнится, ей в детстве больше нравилось другое имя, придуманное папой для своей принцессы.

Мистер Бэнкс (для меня лично) отчего-то не казался, несмотря на всю трогательность повествования, равен ни Трэверсу Хофу, ни Элиасу Диснею. Пусть его, запускает там себе воздушного змея, далеко вдали, где-то очень, очень-преочень далеко. Зачем называть его именем фильм? А чтоб никто не догадался раньше времени <о чём же он>. Название тоже заслуживает похвалы, как удивительно нейтральное и ничего не означающее.

Потрясающая мудрость заключается в том, что ничего в нашей жизни не происходит просто так. Ничего не случается зря. В начале фильма писательница с восклицанием, что вот груш-то ни в коем случае не должно быть в ее номере, вышвыривает их из окна гостиницы в бассейн (даже не поглядев, в кого они там летят и не зашибут ли ненароком). Ишь ты, какая стерва и самодура. Подумаешь, что такого в этих фруктах, что их никогда нельзя ей подавать. А потом...потом узнаёшь, что именно груши Хелен не успела донести умирающему отцу.

Хорошо, что иногда наши тараканы оказываются одной породы. В таком случае Уолт Дисней понимает авторское нежелание Памелы Трэверс продавать частицу своей души, заключенную в персонажах книг. Потому что сам точно так же не мог поступить со своим мышонком Микки. Хотя...первая моя мысль при просмотре была повернутой немного в другую сторону, а именно о том, что надо делиться. Возникшая раньше своего аналога, озвученного Хэнксом. Госпожа писательница, познакомьте мир со своей идеальной няней. Не только Великобритания достойна этой чести. Вот вам уже и финансовые трудности подарила Вселенная, чтобы вы наконец вышли из тени и вывели оттуда подопечную.

"Прыг - скок, у нас у всех на сегодня очень много дел!" Вот уж никогда бы не подумала, что у Мэри Поппинс мог быть реально существующий прототип. Равно как догадалась, что своими усами по сценарию мистер Бэнкс обязан хозяину киностудии (ну, да, Диснею-то Диснею, но отнюдь не Уолтеру). Вы знаете, мне кажется, Вселенная в тот момент расщедрилась не только для человечества в целом, но и для некоторых его особей в частности. Ибо пришло время им исцелиться.

PS. и не то, чтобы я не понимала значения слов, вынесенных в название... "спасти" имеется в виду "to save", то есть неопределенная форма глагола, спасти - в смысле желания этого сделать, речь не о свершившемся факте. никто ведь по сути и не обещает спасения, как данности. .. продолжить жизнь своего отца в этом персонаже. но, помилуйте, а что у них общего: банковское дело? с таким же успехом можно вывернуть мистера Бэнкса наизнанку и вылепить из него скрягу вроде диккенсовского Скруджа. трудно провести и другого рода аналогию: между милой домашней наседкой миссис Бэнкс и ошалевшей от свалившегося груза тигрицей, в которую превратилась мать Хелен за эти годы. мне здесь гораздо интереснее заметить, что стало с самой Хелен, насколько она предпочла вырасти похожей на родную сестру отца - свою тетю Элли. истинную леди, у которой любая работа спорится и просто горит в руках. истинные леди (включая Мэри Поппинс) всегда абсолютно безупречны, никогда не ошибаются, не терпят поражений. и посему вроде как имеют моральное право поучать других, не столь выдающихся в этом плане заурядных персон. не знаю, какое насекомое сидит в Мэри (и есть ли оно там, у этой женщины без прошлого и будущего), но Памела внутри остается той же девочкой, обожающей отца (а там было за что и любить, и обожать), тщательно скрывающей свое горе и обнаженную душу от внешнего мира. я бы назвала этот фильм "выжившей" ибо он о женской душе со своей удивительной историей, любви и боли, любви и величайшей радости.

PPS. Хотя, с другой стороны, правильно его назвали. Женщина никогда не поставит себя на первое место и во главу угла. Для нее будет важно спасти. Не себя. Кого-то другого, кого искренне любит. Не окажется рядом Бэнкса - найдет еще кого-нибудь.