Возражение неизвестному лермонтоведу...

Воловой-Борзенко
ВОЗРАЖЕНИЕ НЕИЗВЕСТНОМУ ЛЕРМОНТОВЕДУ (Парус М.Ю.Лермонтов)

Встретился мне недавно анализ знаменитого "Парус" Лермонтова. Из разряда анализов, которым подсовывают детишкам в интернете на всяких парталах, дабы заманить к себе и продвинуть свою рекламу. Этот анализ стал любопытен своей псевдонаучностью и лжеосновательностью. Чем и вызвал мои возражения.

"Анализ стихотворения «Парус» Михаила Лермонтова
Лермонтов написал стихотворение «Парус» в 1832 г. Юный поэт еще только начинал свой творческий путь. Тем не менее, в произведении он уже затрагивает серьезные философские вопросы, разработкой которых будет заниматься в течение всей жизни".

Все ранние произведения Лермонтова затрагивают философские вопросы. К моменту написания стиха Лермонтов уже сложился как зрелый поэт, философская струя в котором обозначилась уж давно и в более ранних стихотворениях. Например за три года до Паруса написано "Жалобы Турка", которое по философской мысли ничем не уступает.

Там рано жизнь тяжка бывает для людей,
Там за утехами несется укоризна,
Там стонет человек от рабства и цепей!..
Друг! этот край… моя отчизна!
...
Пусть истину скрывает ложь:
Что ж делать? — Все мы человеки!..

"По жанру «Парус» является лирическим стихом. Его тема непосредственно связана с реальным событием в жизни Лермонтова. В возрасте семнадцати лет поэт бросает учебу в Московском университете и переезжает в Петербург, где под давление бабушки поступает в школу прапорщиков. "

Такое прямолинейное толкование Паруса приводит к вульгарной связи реальных событий в жизни поэта и его духовных поисков. Протестное стихотворение по сложившемуся штампу называется "лирическим". Между тем, и Пушкинское "Во глубине сибирским руд" также можно назвать "лирическим", но ведь мы его не считаем таковым, у лирики другие задачи в поэзии, излить глубоко-проникновенные чувства, но не как призыв к протесту, если вообще не к восстанию...

Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом.
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном.

"Центральный образ стихотворения – одинокий парус в безбрежном море, который сравнивается с состоянием лирического героя. Лермонтов сразу ставит риторические вопросы о цели своего существования. В них аллегорически противопоставляются Москва («в краю родном») и Петербург («в стране далекой»)."

Да с чего автор критического разбора решил, что Лермонтов себя ставит? Это герой его стихотворения ищет нечто, что даст ответ на его вопросы. Давайте теперь под каждое стихотворение подводить личность поэта и дидактично указывать факты жизни и привязывать его с строкам стиха. Тютчев у нас тогда вообще превратиться в ходячую поэтическую "жизнь замечательных людей", где после каждого стиха мы будем указывать на факты его отношений с женщинами. Подобная вульгаризация говорит о бессмысленности литературного анализа, который под видом глубокомысленного разбора производит неизвестный критик.

"Спокойное море поэт сравнивает со своей прежней безмятежной жизнью. Романтическая натура Лермонтова жаждет перемен. Карьера военного не была его идеалом, просто в ней поэт видел возможность активной деятельности. На самом деле он еще находился на жизненном перепутье."

Где карьера военного и где парус?.. Карьера военного это дисциплина, циркуляры, мунштра, а парус это свобода, это ветер, это поиск смысла жизни...

"Философский смысл стиха не умаляет его художественных достоинств. «Парус» — прекрасный образец пейзажной лирики."

А почему философский смысл стиха должен умолять художественные достоинства стиха?. Наоборот он подчеркивает, и лучшие поэты вплетают философию в стих, создавая мощный обобщающий смысл. Опять ради красного словца критик пытается создать большие смыслы, но в действительности наводит тень на плетень. Довольно странно звучит утверждение, что Парус образец пейзажной лирики. В нашем представление это относится к природе. Здесь же надо было сказать, что это морской пейзаж, но опять таки, тематика стиха не позволяет нам воспринять как спокойную картинку, хотя по смыслу она и есть, в ней мы чувствуем надвигающуюся "Бурю", но никак не спокойную картинку пейзажа.

"Произведение проникнуто особой динамикой. Автор применяет риторические вопросы и восклицания. Многоточия подчеркивают глубину размышлений лирического героя. В целом стихотворение «Парус» — очень глубокое... Лермонтов заявил о себе, как о поэте, которого ждет великое будущее.

И что?.. Все поэты применяют риторические вопросы и восклицания и не ни одного поэта у которого бы, "многоточие" не подчеркивало "глубину размышлений лирического героя"... Вот так анализ ни о чем и ведет неизвестный критик, заканчивая свой опус утверждением, что "Лермонтов заявил о себе, как о поэте, которого ждет великое будущее". Опоздал наш критик! Лермонтов заявил о себе как о поэте, которого ждет великое будущее намного раньше, а в этом стихотворении уже явил это "великое будущие" и показал свое мастерство. Перед нами одно из лучших стихотворений в русской поэзии, которое является шедевром на все времена


Источник: https://rustih.ru/mixail-lermontov-parus-beleet-parus-odinokij/