Козлов Федор Егорович. Дошел до Берлина

Владимир Пузиков
Козлов Федор Егорович

Козлова Федора Егоровича призвали в армию 2 октября 1943 года. Направили его в село Солдато-Александровское на учебу в 22-й Отдельный запасной линейный полк связи Северо-Кавказского Военного округа. Штаб полка дислоцировался в городе Георгиевске. Службу в полку проходили призывники из районов края. Здесь Федор познакомился с Турчаковым Алексеем Кузьмичом из села Птичье Изобильненского района, Тучиным Иваном Никифоровичем из села Архангельского Архангельского района, Степаненко Степаном Савельевичем из села Высоцкого Гофицкого района.

 За два месяца курсанты усвоили армейские уставы, научились ходить строем с песней, ползать на полигоне по-пластунски с катушкой провода на спине и тянуть линию связи. В конце обучения было торжественное построение полка, принятие воинской присяги. Однако курс молодого бойца дался нелегко. Парни, призванные из сел и хуторов Ставрополья, привыкшие к доброй крестьянской пище: белому хлебушку, парному молочку и свиному окороку, за время обучения изрядно отощали. Кормили то их по урезанным тыловым нормам!

Турчаков Алексей Кузьмич в 80-е годы рассказывал сыну Александру о солдатском житье-бытье: «…Когда в городе Георгиевске на вокзале мы стали грузиться в вагон-теплушку, стоящую на высокой насыпи, то без помощи товарищей никто не мог в нее забраться. Но уж, когда попали в часть, отъелись! Впятером съедали армейский бачок супа или каши-кирзухи».

25 декабря 1943 г. в расположение 11-го Танкового корпуса прибыли связисты из Северо-Кавказского военного округа. Их распределили в 20, 36, 65 танковые и 12-ю мотострелковые бригады. Федора Козлова, Степана Степаненко, Алексея Турчакова и Ивана Тучина зачислили в 12-ю Мотострелковую Волновахскую бригаду. Командир – полковник Е. И. Жаров.

В феврале 1944 года 11-й Танковый корпус направили на 1-й Украинский фронт в распоряжение командования 13-й Армии. Красноармеец Козлов обеспечивал связь штаба бригады со штабом 1-го мотострелкового батальона. Здесь он понял, что на фронте не только нужно владеть в совершенстве стрелковым оружием, знать материальную часть войск связи, но и быть готовым переносить тяжести на большие расстояния, в частности, катушки с проводом. Много сил и времени уходило на строительство оборонительных укреплений. Постепенно втянулся в суровую армейскую жизнь, успешно выполнял свои обязанности, обеспечивал бесперебойную связь на линии.

С мая 1944 года 11-й Танковый корпус воевал на 1-м Белорусском фронте. В июле корпус подчинили Командующему 8-й гвардейской армии генерал-полковнику В. И. Чуйкову. В боях в районе Ковеля бойцы и командиры 12-й Мотострелковой бригады, телефонисты и связисты взвода роты управления действовали смело и отважно. Порывы связи устранялись оперативно, что позволяло штабу бригады грамотно управлять ходом боевых действий.

19 июля части 11-го Танкового корпуса обогнали боевые порядки пехоты, обошли г. Любомль с севера и юга, во второй половине дня в упорных боях с немцами заняли город. Уже ночью наши войска форсировали реку Западный Буг и заняли плацдарм на западном берегу. Ф. Е. Козлов вспоминал:
- Когда воины наблюдательного пункта первого батальона переправлялись через реку, немцы били трассирующими пулями. Корректировщики достигли западного берега без потерь, выбрали удобное место, окопались. Настал черед переправляться телефонистам, тянуть линию. Нас был шестеро. Старший лейтенант Баканов дал команду: «Ребята! Связь нужна! Вперед!» Мы разделись. Одежду, оружие, катушки с кабелем и телефонные аппараты уложили на маленькие плотики. Тихо вошли в реку. Лето. Хотя и ночь, а вода теплая. Плывем, плотики толкаем впереди себя. Немцы постреливают, пули по воде чиркают. Мысли в голове: «В живых бы остаться! Вернуться домой целым и невредимым. Родителей повидать, друзей, родной хутор, степи, поля, сады». Доплыли до берега. Немцы стали пускать осветительные ракеты, да поздно, мы уже оделись и приступили выполнять боевой приказ. Задание тогда мы выполнили четко и в срок. Связь работала безотказно.

9 августа 1944 года за образцовое выполнение заданий командования в боях при прорыве обороны немцев западнее Ковель и проявленные при этом доблесть и мужество 12-я Мотострелковая бригада была награждена орденом Красного Знамени. Всем воинам бригады вручили благодарности. Для Козлова Федора и его друзей-ставропольцев это были первые благодарности – за Ковель, Любомль, Седлец и Луков.

В ночь на 17 января 1945 года немецкие части большими группами стали отходить в направлении на Плец. Путь на запад им преградила 20-я танковая бригада. Силы были не равными. Весь день 18 января шел кровопролитный бой. На помощь танкистам подошел 1-й мотострелковый батальон 12-й Мотострелковой бригады. В этой группе был телефонист Федор Козлов, который обеспечивал связь штаба бригады с командиром 1-го мотострелкового батальона. К утру 19 января враг в районе Плец был полностью разгромлен.

28 января развернулись бои за польский город Бомст. Для этого следовало форсировать реку Обра. Враг ожесточенно сопротивлялся. Минометный батальон капитана И. Е. Харичева подавил восемь огневых точек противника, уничтожил до роты пехоты противника. Три дня шли бои, советские воины речку форсировали, городом овладели. 31 января 1945 года приказом командира бригады рядовой Турчаков Алексей Кузьмич был награжден первой боевой наградой – орденом «Красная Звезда».

20 суток непрерывных боев! Пройдено 600 километров фронтовых дорог! Но дались фронтовые дороги не просто. Сотни рядовых, сержантов и офицеров отдали жизни за освобождение Европы от фашизма.

2 февраля 1945 года 20-я танковая и 12-я Мотострелковая бригады атаковали немцев, закрепившихся в городе Реппен. В темное время суток бой продолжался семь часов. 3 февраля в 3 часа город был полностью освобожден от фашистов. Перед нашими воинами было серьезное препятствие, хорошо укрепленный населенный пункт Куннерсдорф, где русские войска 12 августа 1759 года разгромили Прусские войска короля Фридриха II. Немецкое командование выдвинуло навстречу частям 11-го Танкового корпуса более 100 единиц танков и самоходных орудий танковой дивизии «Великая Германия». Сначала 20-я танковая бригада, а затем 12-я мсбр пошли в атаку. Сломить оборону противника не удалось. Наши части отошли, заняли оборону 1,5 км севернее Куннерсдорф.

6 февраля новая атака на Куннерсдорф. Телефонист Федор Козлов обеспечивал связь штаба бригады с первым батальоном. В разгар боя проводная линия на его участке была повреждена во многих местах. С риском для жизни он обследовал линию, устранил шесть порывов. В этот день Куннерсдорф был занят советскими войсками. До реки Одер оставалось 4 километра.

Командир 12-й мсбр полковник Е. И. Жаров наградил орденами и медалями большую группу бойцов и младших командиров, отличившихся в боях в Висло-Одерской военной операции. Козлов Федор Егорович за мужество и героизм был награжден медалью «За отвагу».

16 апреля 1945 года на рассвете советские войска, после мощной 20-ти минутной артподготовки и авиабомбардировки, включив около 200 мощнейших прожекторов, пошли в атаку. Во второй половине дня наступление частей и соединений 8-й Гвардейской армии остановилось перед Зееловскими высотами. Командующий 1-м Белорусским фронтом Г. К. Жуков приказал ввести в бой 11-й Танковый корпус. Но наши танки не могли взойти на крутые скаты Зееловских высот. В 14 часов 30 минут в бой были введены части 1-й и 2-й Гвардейских танковых армий. И им взломать оборону противника не удалось. Командованием фронта был разработан план обходного маневра Зееловских высот и прорыва на Берлин. 11-й Танковый корпус в осуществлении этого плана внес большой вклад. 17 апреля 1945 года мощная оборона противника была сломлена.

20 апреля в районе Фульсдорф телефонист минометного батальона ефрейтор Турчаков под сильным артиллерийским огнем противника в течение восьми минут исправил три порыва. Командир батальона капитан Харичев своевременно подал команду на подавление огневых пунктов противника.

В этот день танкисты 11-го Танкового корпуса ворвались в восточную окраину города Берлина, опередив смежные части на десять километров. Корпус вышел в полосу наступления 5-й Ударной армии, которой и был переподчинен. 5-я Ударная армия наступала на Берлин с востока, на самую сильную оборону города, на кварталы в которых находились правительственные здания, Имперская канцелярия, Гестапо, Рейхстаг. 29 апреля батальоны 12-й мсбр были направлены на усиление танковых бригад. 1-й мотострелковый батальон поддерживал 20-ю танковую бригаду, 2-й мсб – 36-ю танковую бригаду, 3-й мсб – 65-ю танковую бригаду.
Уличные бои в Берлине шли круглосуточно. Противник оказывал упорное сопротивление. 30 апреля 20-я Танковая бригада и 1-й батальон 12-й мсбр вышли на Шарлоттен штрассе и Кох штрассе. На следующий день они выбили немцев с четырех городских кварталов, вышли на Фридрих штрассе.

Федор Козлов к концу войны привык к работе в боевых условиях, под свист пуль, разрывы мин и снарядов. И все же, серьезным испытанием для него стали бои 1-го мая 1945 года в городской черте. Командный пункт штаба бригады находился на северном берегу реки Шпрее, а первый мотострелковый батальон сражался с фашистами на южном берегу, в полосе наступления 20-й танковой бригады. В этот день Федор устранил 17 порывов. Но потребовалось протянуть новую линию по мосту, который немцы обстреливали с верхних этажей зданий. Телефонистов на этом участке осталось всего двое, командир отделения Синельников и красноармеец Козлов.

Ф. Е. Козлов вспоминал: «…Немцы прекратили стрельбу. Стало необычно тихо. Только вдали раздавались раскаты канонады. Старший сержант Синельников мне говорит: «Добегу до середины моста, махну рукой! Тогда ты хватай катушку, разматывай провод, и ко мне!»

Добежал Синельников до середины моста, вскинул руку и тут же упал, сраженный снайперской разрывной пулей. Много смертей повидал Федор Козлов, но гибель командира показалась ему невероятной, дикой, несправедливой! Ведь уже все воины, командиры и рядовые понимали, войне конец! Собрав в кулак силу воли, Федор Козлов, закинув на спину катушку с проводом, отправился в опасный путь, может быть, самый последний в жизни. Бежал, полз по-пластунски, снова бежал, добрался до конца моста и связь установил!

Ефрейтор Турчаков 1 мая работал на линии связи «штаб бригады – штаб 3-го батальона». Кабельно-телефонная линия повреждалась раз за разом. Телефонист Турчаков выдвинулся вперед, установил промежуточную станцию, в короткое время устранил 14 порывов на линии.

2 мая 1945 года. В 10 часов перед фронтом 11-го Танкового корпуса немцы начали сдаваться в плен. К исходу дня части корпуса разоружили и пленили 21 тысячу солдат и офицеров противника. Личному составу советских войск, участвовавших в уличных боях, была объявлена благодарность И. В. Сталина за овладение городом Берлином.

Ф. Е. Козлов вспоминал: «…4 мая во второй половине дня нас построили поротно и начали тренировать для участия в параде. Понятно, за время боев ходить строевым шагом мы разучились и за одну тренировку подготовиться к параду не могли. Но по какой-то причине парад перенесли».

6 мая 11-й Танковый корпус из 5-й Ударной армии вывели в резерв 1-го Белорусского фронта. 4 июня 12-я мсбр совершила марш в район постоянной дислокации, 18 км северо-восточнее города Дрезден.

За взятие Берлина орденами «Красная Звезда» награждены связисты В. Н. Герман, Ф. Е. Козлов, В. Ф. Махайков, И. И. Понарин, М. К. Чечулин. Медалями «За отвагу» награждены А. Т. Гринюк, В. К. Гриценко, Г. Н. Дедков, С. В. Киселев, Г. А. Копылов, Л. Г. Монастыршина, С. С. Степаненко, А. К. Турчаков (две медали), И. Н. Тучин. Федор Козлов и Алексей Турчаков продолжали служить в Германии, демобилизовались в апреле 1949 года.

ИСТОЧНИКИ: В. Пузиков, В. Кизилов. Красноключевские хутора. Г. Благодарный, 2017.