Купава ч. 10

Людмила Каштанова
                Картина  третья.
                Явление седьмое.
Север.      Бескрайние  снежные поля.  Слева   крепкий расписной  терем –
жилье   Мороза.   Возле  избы  Снегурочка,  Мизгирь, Мороз,  Весна. Снегурочка в венце матери Весны, который  принес и отдал Мизгирь. Просит  Мороза.

Снегурочка:                Исполни мою волю,
                Отец, люблю его я,
                Прошу о снисхожденье:
                Дай нам свое благословенье.
                Это прямо чудеса:
                Мизгирь прошел через леса,
                Болота, горы и овраги,
                Преодолев различные преграды.
                Покинул мать, отца и дом родной,
                И все ради меня одной.
               
Мороз:               
                Ну, что ты в нем хорошего нашла?
                Вот этакое мне несчастье!
                Снегурочка, дочь милая моя,
                И не проси,  не дам на то согласье,

Снегурочка: ( с мольбой к матери)
                Родимая, в слезах от горя и тоски      
                Молю я: упроси отца. Ты можешь упросить!
                Без  милого Мизгиря,  жизнь  мне не мила.
                Он  нашел меня среди ледовых скал,
                Принес  венок любви, что ты мне подарила.
                Для любви и счастья я снова возродилась.
                Чем без любви жить, так лучше и не жить.
                Помоги отца уговорить!

Весна:                Снегурочка, дитя мое,  послушай:
                Твои слова  щемят  мне сердце, ранят душу.
                И все ж  я рада за тебя,
                Что ты  меня  счастливей  оказалась.
                Ты познала любви счастье, милое дитя,
                Даже солнца, своего врага, не испугалась.
                А здесь его так  мало, что тебе не навредит.
                Изволь,  готова я отца уговорить.
                Попробую и в этот раз помочь.
                Ну как не порадеть мне, матери, за дочь!
                ( идет к Морозу и  уводит  его  за кулисы)

Мизгирь:(обнимая  и целуя Снегурочку) 
                Снегурочка! Душа моя!
                Найдя  тебя,  не отпущу теперь.
                Моя ты!  Мне  Мороз не страшен!
                И никакой не страшен зверь.
                Мне нет назад дороги без тебя.

Снегурочка:(приникнув к Мизгирю)
                Как ты, любимый мой, прекрасен!
                Мой  милый!  Куда я без  тебя?
                Отец  суров,  но мать смягчит его, уговорит.
                Смотри, они уже идут сюда.
                Хочу от них услышать только «да».

                Явление восьмое.
                Появляются Мороз и Весна.
Мороз:(Снегурочке с печалью)      
                Милое  дитя мое, не скрою:
                Не любо мне твое желанье.
                Но что поделать нам с Весною,
                Глядя на твои страданья.
                Коль ты уже в летах,
                Тебе нужны другие  игры
                И общество,  отличное от нас.               
                Снегурочка и ты, Мизгирь,
                Я согласен на венчанье,
                Но при условии одном,
                Что вы останетесь у нас.
                Для жилья подарим вам  хоромы:
                Чтоб жили в них семейным домом
                На радость всем: и вам и нам,
                Тут будет  хорошо Снегурке,
                Моей единственной дочурке,
                Ее   здесь не достанут Ярилины  лучи,
                И даже летом здесь не жарко.               
                Что  лучше можно получить,
                Чем этого отцовского подарка?
                (Мизгирю)
                Бери Снегурочку: она твоя.
                Люби и береги ее -  в ней жизнь моя.

Мизгирь:                Ради Снегурочки я на все готов,
                Ради нее оставил отчий дом,
                Богатство, всю былую жизнь.
                Чтоб только вместе  с ней жить.
                Чтоб  быть ей  мужем милым,
                А также зятем  вам  любимым.

Мороз:                Коль так, то с благоволением
                За то, что перенес такие муки,
                Даю тебе  Снегурочкину руку,
                И с ней мое благословение
                Край у нас  богатый, хоть  холодный,
                Для охоты, ловли рыб удобный.
                Тебе,  Мизгирь,  работы  будет много,
                Чтобы свое семейство прокормить.
                Есть тебе, где силу приложить,
                В каждом деле себя пробуй.
                А Снегурочка внучат  нам  народит,
                Крепкий  и  красивый пойдет от вас народ.
                Прибавится заботы и хлопот.
                А пока  вот вам жилье на время -
                Просторный и красивый терем.
                В нем сухо и тепло,
                Привольно и светло. ( ударяет посохом оземь)
               
                Явление  восьмое
          На сцену выходят  два белых медведя и  выносят  большой  красивый сундук, ставят на землю  и   косолапой   походкой  уходят  за  кулисы. Мороз открывает  сундук и горстями пересыпает в нем  золото и серебро, показывая  Мизгирю.

Мороз:                Вот  тебе  Снегуркино приданое:
                Богаче нет невесты на всем свете.
                (Мизгирь от души  кланяется в знак благодарности и обнимает  Снегурочку)
Мизгирь:                Отец, спасибо, но мне  не надо это!
                Не надобно нам этого добра:
                Ни золота, ни  серебра,
                Ни камней лучистых, самоцветных.               
                Что нам с ними   делать:
                Ни холодно от них, и ни тепло.
                Лишь только на забаву детям.               

 Весна:                Найдете  примененье – долог век.
                Ну что, отец,  настал прощанья час.
                Дела  нас  ждут. Прощайте, дети,
                Все ж расстаемся не навек.
                Коль трудно будет, позовёте нас,--
                И кто-нибудь  придет тотчас:
                Осенью, зимой – отец, а я - весной и летом.
                (Уходят)
Снегурочка:(смахнув слезу)    Прощайте, милые мои!
                Как грустно расставанье!(Мизгирю)
                Одни  остались мы, на весь край одни.
                Как будем жить теперь без них?

Мизгирь: (обнимая ее)         Не сетуй, милая! Я рад, что ты со мной.
                Со мной ты будешь, как за каменной стеной.
                Теперь могу сказать, что на сердце держал.               
                Ни дня  я не жалел, что дома не остался.
                Я понял, что меня к тебе любовь  вела,
                Холодными ночами согревала,
                И сбиться, повернуть назад мне  не давала.
                Я с ней преодолел  огромный путь к тебе.
                Любовь  мне придавала силы,
                И голод с  холодом  не чувствовал нигде.
                (целует)               
                Как я устал с дороги дальней! ..
                Пойдем, любовь моя, в опочивальню.
                Пора настала друг друга нам познать,
                Как мне не терпится  тебя обнять,
                Дать  волю поцелуям  жарким
                И  утонуть в пучине страсти,
                Которую  копил  я на  сей  час.
                Снегурочка!...Ты – жизнь моя и счастье!
                Все во мне  кипит, клокочет и бурлит
                И через край вот-вот польется.

 Снегурочка:                Мой милый, какая прелесть в сих словах!
                Они ласкают  слух и будоражат
                Чувства все во  мне,
                Как хорошо, что это наяву, а не во сне!.
                Как горячи слова твои, но их я не боюсь.
                Они  не смертоносны, как  лучи  Ярилы.
                И не боюсь сказать: от слов твоих  я таю.
                Сто раз скажу: люблю тебя, и знаю:
                Твои  волшебные слова меня животворят.
                Любовь моя,  муж  мой,  отныне  я  твоя.
                Ничто на свете нас не разлучит:
                Ни Ярилины лучи, ни люди.
                За те страданья, что ты перетерпел,
                Любовь моя  тебе наградой будет.
                Снегурочка твоя, веди же в дом  свою жену.
                Хочу в пучине твоей страсти утонуть
                И в твоих объятиях уснуть.

                ( Мизгирь обнимает Снегурочку, и оба уходят  в терем).               
               
                Конец.



 Источники: 1.Либретто к опере "Снегурочка" Н.А. Римского-Корсакова.
 Москва "Музыка". 1989
2. Пьеса Н.А. Островского "Весенняя сказка".