Неслучайные случайности или как научиться слышать

Яна Свет Шокурова
      
          Порой происходят события, которые нам не нравятся. Не понимая причин, мы ищем виноватых или просто сетуем на жизнь. Но, если быть внимательнее к тому, что происходит вокруг, можно заметить, как ответы буквально «ходят» рядом с нами и стараются обратить на себя внимание.
          Как научиться слышать подсказки жизни? Ведь у неё свой особый язык ситуаций, отношений и неслучайных случайностей.
          Об этом история, которая произошла со мной не так давно.

          Я села в вагон поезда. Было поздно, и уже хотелось спать.
- Какой прекрасный вечер, - сказал мой сосед, войдя в купе, и расположился напротив.
- Да, добрый вечер, - ответила я с приветливой улыбкой. Разговаривать мне не очень хотелось. После поезда предстояла дорога в аэропорт, потом перелет. И я увижу город своей мечты. А Париж увидит меня…
- Алексей, - прервал мои грёзы попутчик, настраиваясь на долгую беседу.
Поезд тронулся. Оказалось, что мы в купе одни, как минимум, до следующей станции. Я тоже представилась.
- А знаете, всё не случайно. Дорога. Мы одни в купе, - начал Алексей.
Я заволновалась. К чему это он? Но вспомнив свою жизненную установку о том, что со мной рядом всегда оказываются только хорошие и добрые люди, немного успокоилась.
- Я говорю, мы не встречаемся случайно. Все люди - учителя друг другу и ученики, - сосед устроился удобнее, отпивая чай, который принесла проводница.
- А… вы в этом смысле? Да, я тоже о таком читала, - и окончательно перестала волноваться, понимая, что встретила ищущего человека. Вот уж подобное к подобному. Посмотрим. – Но как это связано с тем, что мы с вами вдвоем в купе? – улыбнулась я.
- Так во всём может быть что-то полезное. Какой-то урок, если придерживаться темы учеников и учителей. А может, и я на что-нибудь сгожусь? Бывает, человеку надо выговориться. И он, когда расскажет о наболевшем, сам всё себе по полочкам и разложит. Интересно, что если вслушаться, то в рассказе можно услышать такое, что вдруг натолкнет на умную мысль, поможет в себе разобраться. Не случайно всё, это точно.
- Ну, на счет выговориться, то это не про меня. Я научилась сама с собой разговаривать обо всем. По полочкам, как вы говорите, раскладывать. Так что, ни обид, ни печалей, ни грусти! Во мне это не задерживается. Всех простила оптом и в розницу неоднократно. Да и сама у всех прощения попросила. У одних лично, у других мысленно. А потому душераздирающих сериальных историй не ждите! – Ну вот, сон совсем прошёл.
- Я так и знал, что ждёт меня сегодня что-то интересное! – заулыбался попутчик. - И как же вам это удаётся? Поделитесь опытом. А то я порой чувствую, что не случайно всё с нами происходит, учит жизнь. А на людей раздражаюсь, злюсь. Бывает, потом как-то неудобно за себя. Вот мог бы сдержаться, но нет. У вас так бывает? Неужели вы не ругаетесь ни с кем, не злитесь? – он любопытно прищурился.
- Не злюсь и не ругаюсь… - чуть помедлив, ответила я. А ведь правда… Но так было не всегда. В памяти пролетели почти растворившиеся образы былых обид. Ну, так сама ж себе психолог...
- Даже не верится! – мой сосед был явно воодушевлен предвкушением беседы со случайной попутчицей. - Вот у меня тёща, - продолжал Алексей, - прямо ужас, летящий на крыльях ночи! Всё меня поучает, уже сил нет терпеть. Чуть что, кричит: «Ужас! Вы только посмотрите!..». А что смотреть? Напоминает мою учительницу младших классов. Ох, я её боялся! Вы не подумайте, я не осуждаю. Просто не понимаю, за что она на меня так взъелась? Я же стараюсь и семью обеспечиваю. Ну, езжу на рыбалку, люблю я это дело. Красота. Тихо. Рыба молчит. А тёще лишь бы на дачу. А мне она зачем эта дача? Картошку там хоронить? У нас участок такой, почти не растет ничего. Не понимаю… А сын? Вроде ж хороший парень. Правда, не отличник. Мы с женой всё его за оценки донимаем да уборкой по дому. А он гитару возьмёт, на велосипед и к друзьям…
- Да, понимаю, - я действительно его понимала. Мой сын тоже и на гитаре, и к друзьям… 
- Вы уж извините, что я вам всё рассказываю. Я и книжки разные стал читать, чтоб разобраться. Понять очень хочется.
- Так нас за тем жизнь вместе и сводит с людьми. Чтобы поняли на собственном опыте то, что не можем понять в других, то, что раздражает и злит…
- Как же я тещу пойму на опыте? Это что ж, мне тёщей придется быть в следующей жизни? В этой уже не успеть, - он развеселился.
- Ну, до следующей жизни ещё дожить надо. А у вас и в этой уже есть возможность побыть на её месте. Вы присмотритесь.
Он задумался. Явно присматривался. Спустя пару минут спросил:
- И как понять?
- А кто из тех, о ком вы мне рассказали, чувствует себя порой так же, как и вы себя с тещей?
- Неужели о сыне речь? – спросил озадаченно Алексей. И, увидев, как я кивнула, продолжил:  Так у него одни девушки в голове. Уже восемнадцать. Пора за ум браться!
- А вы в его годы брались?
- Ой, я в его годы был душой компании, дома только иногда появлялся. Хорошее было время… Хотя от матери влетало. Весь мозг мне тогда съела своими назиданиями. Злился я на неё. А всё равно делал, как хотел… - собеседник замолчал. - Так это что, я был таким же, как мой сын? И заслужил такую тещу? Ну, вы даете!
Нам было весело. На смех даже проводница заглянула узнать, всё ли в порядке.
- И что, если я не буду сына ругать за оценки и беспорядок, то тёща рыбалку полюбит? Вот смешно! Тёща на рыбалке! Интересно… - Алексей, задумался. Его явно воодушевила такая картинка. - Надо попробовать её с собой пригласить. Вдруг понравится? А то сидит там на своей даче одна-одинёшенька… Ой, погодите! А, может, это ей внимания не хватает? И поэтому она злится и зовёт всех на дачу? Ну, надо же! Как это у вас всё складно получается!
- Так это не у меня, а у вас! – я засмеялась, - вы же сами себе всё по полочкам и разложили.
- Да, точно! Я и не заметил… Неужто во всём так?
- Похоже, что да. Иногда всего-то и надо быть внимательнее к себе, к людям, к жизни. И тогда можно увидеть, что нет ничего и никого случайного. Мы встречаем именно тех людей, с которыми у нас возникают возможности изменить себя, прочувствовать то, что причинили другим. Чтобы стать лучше себя вчерашнего. Можем выбирать, как поступить в следующий раз. Разозлиться или спросить себя, для чего нам эта ситуация? Как мы чувствуем себя в ней? Постараться понять, что стоит за неприятным для нас поведением окружающих. Если это близкие люди, то они зачастую так дают нам понять, что нуждаются в нашем внимании и поддержке. А не могут прямо об этом сказать потому, что и сами в себе не разобрались. Не привыкли просить, обижаются, что их не понимают.
- Как же научиться всё это замечать? 
- Помнить, что не люди такие, а жизнь через них нам о чём-то хочет сказать. Обращать внимание на свои чувства и эмоции. И если что-то не по душе, именно в этом и есть послание жизни. Что-то делаем не так, и искать это надо в себе! Так постепенно и научимся. Всему своё время. Слышали фразу: «Когда ученик готов, приходит учитель»?
- А как понять, кто учитель?
- Вы же сами вначале сказали, что все мы учителя друг другу. Вот видите, с чего начали, к тому и вернулись. А значит …
- всё не случайно! - подхватил Алексей.

    Да, жизнь не случайна. Она - всё, что мы видим, чувствуем и ощущаем. Каждый встреченный человек - это наш мост к самому себе, наше средство общения с жизнью. То, что мы говорим или делаем людям, мы говорим и делаем своей жизни. А она отвечает, направляя именно тех людей, создавая такие события, которые самым лучшим образом покажут нам, что следует в себе исцелить и исправить. Одни не хотят ничего менять, жалуются и злятся. Другие - находят ответы. А жизнь всегда готова помочь, направляя к нам всё новых своих учителей. Мы все друг другу посланники жизни. Но захотим ли услышать и понять её, зависит только от нас.

«Всё, что неожиданно изменяет нашу жизнь, — не случайность. Оно — в нас самих и ждёт лишь внешнего повода для выражения действием» (Александр Грин)