5. Главное условие счастья Часть 5
(Продолжение)
М. – Уважаемый Учитель, что более важно для счастливой жизни:
личные свойства человека или благоприятное стечение обстоятельств?
Ш. – Субъективная сторона несравненно важнее для нашего счастья и довольства, чем объективные данные. Человек гораздо менее подвержен внешним влияниям, чем это принято думать. Одно лишь всемогущее время властвует и здесь: ему поддаются постепенно и физические, и духовные элементы человека; одна лишь моральная сторона характера недоступна ему.
М. – В таком случае, как лучше распорядиться своими личными качествами?
Ш. – Единственное, что мы в этом отношении можем сделать, это – использовать наши индивидуальные свойства с наибольшей для себя выгодой, словом – выбирать ту должность, занятие, тот образ жизни, какие подходят к нашей личности.
М. – Разве не каждый старается выбрать занятие себе по душе и соответственно устроить свою жизнь?
Ш. – Сколько людей, в постоянных хлопотах, неутомимо, как муравьи, с утра до вечера заняты увеличением уже существующего богатства; им чуждо все, что выходит из узкого круга направленных к этой цели средств: их пустая душа невосприимчива ни к чему иному. Высшие наслаждения - духовные - недоступны для них; тщетно стараются они заменить их отрывочными, мимолетными чувственными удовольствиями, требующими мало времени и много денег. Результаты счастливой, сопутствуемой удачею, жизни такого человека выразятся на склоне его дней в порядочной кучке золота, увеличить или промотать которую предоставляется наследникам. Такая жизнь, хотя и ведется с большою серьезностью и важностью, уже в силу этого так же глупа, как всякая, осуществляющая девиз дурацкого колпака.
М. – Вы, очевидно, говорите о жизни так называемого высшего общества, которой столь многие завидуют. Разве его члены не счастливчики, не баловни судьбы?
Ш. – То, что каждый имеет в себе, важнее всего для его счастья. Только потому, что счастья по общему правилу очень мало, большинство победивших в борьбе с нуждой чувствуют себя, в сущности, столь же несчастными, как те, кто еще борется с нею. Их внутренняя пустота, расплывчатость их сознания и бедность духовная гонят их в общество, которое, однако, состоит из им же подобных.
М. – Это ведь естественно – стремиться к общению с себе подобными.
Они прекрасно проводят время и презирают остальных, лишенных такой дивной жизни.
Ш. – Тут предпринимается общая погоня за развлечениями, которых в начале ищут в чувственных наслаждениях, в различных удовольствиях и, в конце концов, – в излишествах. Источником той пагубной расточительности, благодаря которой столь многие сыновья, вступающие в жизнь богачами, проматывают огромные наследства, – является исключительно скука, вытекающая из только что описанной духовной несостоятельности и пустоты.
М. – Но их предки стремились всеми законными и незаконными способами обеспечить свое потомство на несколько поколений вперед.
Они порой шли на преступления, чтобы дети жили в роскоши: ведь с собой на тот свет богатство не возьмешь.
Ш. – Такой юноша, вступив в жизнь богатым с внешней стороны, но бедняком по внутреннему содержанию, тщетно старается заменить внутреннее богатство внешним, приобрести все извне, – подобно старцу, ищущему почерпнуть новых сил в молодости окружающих. Эта внутренняя бедность и приводит в результате к внешней.
М. – Значит, самое главное для счастья – не то, что мы имеем, а что мы из себя представляем?
Ш. – Всегда самое важное, это то, что такое данный человек, – что он имеет в себе самом; ведь его индивидуальность сопутствует ему всюду и всегда, придавая ту или иную окраску всему переживаемому. В конце концов, источником всех наших наслаждений являемся мы сами; это относится и к физическим, а тем паче и к духовным наслаждениям.
М. – Когда говорят, что у человека счастливый характер, что имеют в виду?
Ш. – Из личных свойств непосредственнее всего способствует нашему счастью веселый нрав; это прекрасное качество немедленно же находит награду в самом себе. Кто весел, – тот всегда имеет причину быть таковым; причина эта – его веселый нрав. Ничто не способно в такой мере заменить любое другое благо, как это свойство. Только веселость является наличной монетой счастья; все другое – кредитные билеты.
М. – Мне всегда казалось, что веселыми обычно бывают люди здоровые: когда у тебя что-то болит, как-то портится настроение.
Ш. – Не подлежит сомнению, что ничто так не вредит веселости, как богатство, и ничто не способствует ей больше, чем здоровье.
М. – Что из этого следует?
Ш. – Следовательно, прежде всего мы должны стараться сохранить хорошее здоровье, на почве которого только и может вырасти веселость.
М. – « Это ли не цель желанная?», – как говорил Гамлет (по другому поводу). Только как его сохранить?
Ш. – Средства к этому – несложные: избегать всех эксцессов, излишеств, бурных и неприятных волнений, а также чересчур напряженного и продолжительного умственного труда; далее – усиленное движение на свежем воздухе в течение по крайней мере двух часов, частое купанье в холодной воде и тому подобные гигиенические меры.
М. – В нашей непростой жизни очень сложно прожить без «неприятных волнений», когда их непрерывно создает окружающая среда, особенно если приходится сталкиваться с бюрократической машиной государства и малоприятными коммерческими структурами. Вот избегать излишеств может любой человек, но вряд ли захочет. Зато Ваши советы по гигиене очень правильны. Для сохранения здоровья этого довольно?
Ш. – Без достаточного ежедневного движения нельзя сохранить здоровье; жизненные процессы могут совершаться правильно лишь при условии движения как тех органов, в которых они происходят, так и всего организма. Аристотель справедливо заметил: «жизнь заключается в движении».
М. – Но современная городская жизнь не слишком располагает к ходьбе.
Расстояние огромные, так что люди передвигаются различными видами транспорта, к тому же многие сидят у компьютера и на работе, и дома.
Ш. – Если же, как это бывает с огромным количеством людей, ведущих сидячую жизнь, внешнее движение совершенно отсутствует, то возникает резкое и пагубное несоответствие между внешним покоем и внутренним движением.
М. – Да, при такой жизни трудно долго сохранять хорошее самочувствие.
Молодость еще как-то справляется, а с возрастом болезни начинают атаковать. И радостное настроение сменяется унынием.
Ш. – Насколько наше счастье зависит от веселости, а эта последняя от состояния здоровья, – это станет ясным, если сравнить впечатление, производимое одними и теми же внешними обстоятельствами или событиями в те дни, когда мы здоровы и сильны с тем, какое получается, когда благодаря болезни мы настроены угрюмо и мнительно.
М. – Это верно. При болезненном состоянии каждая мелкая неприятность совершенно выбивает из колеи.
Ш. – Нас делает счастливым и несчастным не то, каковы предметы в действительности, а то, во что мы их путем восприятия превращаем. Это именно и говорит Эпиктет: «людей волнуют не сами вещи, а мнение о вещах».
М. – Ну, в целом можно согласиться, хотя, конечно, есть вещи безусловные.
Бывают такие катастрофы в жизни человека, что их нельзя воспринимать иначе, как катастрофу. Но, отвлекаясь от экстремальных ситуаций, конечно, здоровый человек с крепкой нервной системой легче переносит жизненные невзгоды.
Мой любимый писатель Марк Алданов в повести «Астролог» говорит устами своего героя: «Настоящее счастье в мире одно: никогда не чувствовать ни одной точки своего тела. И именно это счастье мы начинаем ценить только тогда, когда оно исчезает». Вы с ним согласны?
Ш. – Вообще 9/10 нашего счастья основано на здоровье. При нем все становится источником наслаждения, тогда как без него решительно никакое внешнее благо не может доставить удовольствия; даже субъективные блага: качества ума, души, темперамента при болезненном состоянии ослабевают и замирают. Отнюдь не лишено основания, что мы прежде всего спрашиваем друг друга о здоровье и желаем его друг другу: оно поистине главное условие человеческого счастья.
М. – Бесспорно, это, я думаю, все понимают.
Ш. – Отсюда вывод тот, что величайшей глупостью было бы жертвовать своим здоровьем ради чего бы то ни было: ради богатства, карьеры, образования, славы, не говоря уже о чувственных и мимолетных наслаждениях; вернее, всем этим стоит пожертвовать ради здоровья.
М. – Но, тем не менее, многие люди не щадят ради успеха в обществе, богатства и славы не только здоровья, но часто и самой жизни. Все это они делают для того, чтобы, в конце концов, наслаждаться счастьем. Они не правы?
Ш. – В особенности здоровье стоит настолько выше всех внешних благ, что поистине здоровый нищий счастливее больного царя. Обусловленный полным здоровьем и счастливой организацией спокойный и веселый нрав, ясный, живой, проницательный и верно схватывающий ум, умеренная, кроткая воля, дающая чистую совесть, – вот преимущества, которых не может заменить никакой ранг, никакое богатство.
Убежденный несокрушимыми доводами философа, наш медиум пошел обдумывать следующие вопросы.
(Продолжение следует)