Беседы с А. Шопенгауэром о счастье Часть 1С

Елена Пацкина
1. Счастье  есть отсутствие несчастий  Часть 1 С
   (Продолжение части 1В)

М. – Чтобы суметь усвоить эти уроки и прожить благополучно, с чего следует начать?

А. Ш. – Необходимо, чтобы человек знал, чего он, главным образом и прежде всего желает, в чем, следовательно, самое существенное условие для его счастья, а затем – что стоит на втором и третьем месте после этого. Надо также, чтобы он понял, каково в целом его призвание, его роль и его отношение к миру.

М. – Большинство людей выбирает свой путь, мало понимая себя и людей, а потому ошибки неизбежны.

А. Ш. – Мы только в конце какого-нибудь периода своей жизни или даже в конце всей ее начинаем понимать подлинную связь наших поступков, дел и произведений, их точное следование и сцепление, даже и их ценность.
Ибо, пока мы заняты ими, мы всегда действуем сообразно с постоянными свойствами нашего характера, под влиянием мотивов и в меру наших способностей, стало быть, все наши поступки бывают необходимы: мы делаем исключительно лишь то, что именно в данное мгновение кажется нам правым и приличным. Только результаты показывают нам, что из этого вышло.

М. – Многое начинаешь понимать лишь «подводя итоги», как назвал свое замечательное произведение С. Моэм. Возможно, следует большее внимание уделять прогнозам на будущее? Правда, они редко сбываются.

А. Ш. – Важный пункт житейской мудрости состоит в правильном распределении нашего внимания между настоящим и будущим, чтобы ни одно из них не вредило другому. Многие слишком живут в настоящем: это – легкомысленные. Другие слишком поглощены будущим: это – тревожные и озабоченные. Редко кто сохраняет здесь надлежащую меру.
Те, кто среди стремлений и надежд живут исключительно в будущем, всегда смотрят вперед и с нетерпением спешат навстречу грядущему, которое только и должно дать им истинное счастье, в то время как настоящее проходит для них без внимания и неиспользованным.

М. – Так живут в молодости, когда вся жизнь впереди: тогда не ценится то, что есть, в надежде на нечто лучшее.
А. Ш. – Мы никогда не должны бы забывать, что одно только настоящее реально и только оно достоверно; будущее же почти всегда слагается иначе, чем мы его воображаем, да и прошлое было иным, притом и то и другое, в общем, менее содержательно, нежели нам кажется.

М. – Да, мой девиз: здесь и сейчас.

А. Ш. – Только настоящее истинно и действительно. Поэтому мы всегда должны бодро идти ему навстречу, следовательно – всяким сносным и свободным от непосредственных неприятностей или огорчений часом должны сознательно пользоваться как таковым, то есть не омрачать его унылым видом по поводу несбывшихся надежд в прошлом или тревогою о будущем.

М. – Конечно, надо смаковать каждый приятный час, но трудно совсем не тревожиться о будущем, особенно когда постоянно слышишь со всех сторон самые неутешительные прогнозы.
А. Ш. – Беспокоить нас вправе лишь такие будущие беды, которые достоверны и для которых точно так же достоверно время их наступления. А это бывает лишь в очень редких случаях, ибо беды бывают либо просто возможными, самое большое – вероятными, либо они, правда, достоверны, но совершенно недостоверен срок их появления.

М. – Конечно, ведь тревогу вызывает именно неопределенность. «Если бы знать, где упасть, соломки бы подостлал»,– гласит народная мудрость.
А. Ш. – Если теперь мы подпадаем под влияние этих двух разрядов бедствий, то мы не будем больше иметь ни одной спокойной минуты. Таким образом, чтобы не жертвовать покоем нашей жизни из-за недостоверных или неопределенных по времени бед, у нас должна образоваться привычка на первые смотреть, как если их никогда и не будет, а относительно последних думать, что они, наверное, постигнут нас не так уж скоро.

М. – И пока можно расслабиться.
А. Ш. – Но с другой стороны, чем меньше тревожится человек опасениями, тем больше беспокоят его желания, страсти и притязания.

М. – Уж так он устроен – как же иначе?
А. Ш. – Когда мы принуждены отказаться от всех возможных требований и ограничиться простым, голым существованием, мы получаем в удел то душевное спокойствие, которое служит основой человеческого счастья.

М. – Далеко не каждый сумеет, да и захочет  довольствоваться «простым, голым существованием» и находить в нем какие-то радости.
А. Ш. – Мы стали бы больше ценить настоящее и лучше им пользоваться, если бы в дни благополучия и здоровья всегда сознавали, что в черный день болезни или горя воспоминание рисует нам во всяком свободном от страданий и лишений часе бесконечно завидное состояние, потерянный рай, неузнанного друга.
М. – Это верно.
А. Ш. – Но мы переживаем наши лучшие дни, не замечая их: нам хочется вернуть их лишь тогда, когда наступает время скорби. Вместо того мы должны бы всякую сносную действительность, даже повседневную, которую теперь пропускаем мимо с таким равнодушием, а, пожалуй, даже еще и подталкиваем нетерпеливо, принимать с честью.

М. – Вы совершенно правы и очень доступно и наглядно объяснили это положение. Что еще Вы посоветуете?

А. Ш. – Всякое ограничение ведет к счастью. Чем уже круг наших представлений, действий и отношений, тем мы счастливее.

М. – Но люди обычно стремятся расширять круг знакомств, пробиваться вперед по карьерной лестнице, приобретать как можно больше движимого и недвижимого имущества, то есть получать деньги и власть. Разве все это – не главные условия счастья?
А. Ш. – Возможно большая простота наших отношений и даже однообразие в складе жизни, пока оно не породило скуки, ведут к счастью, ибо при них всего меньше чувствуется сама жизнь, а, следовательно, и присущий ей гнет.

М. – Вы совершенно правы, упомянув о вероятности скуки, которую считаете одним из главных зол в жизни.

А. Ш. – По отношению к нашему благу и злу все дело в последнем итоге сводится к тому, чем именно заполнено и занято наше сознание. А здесь, в общем, всякая чисто интеллектуальная деятельность дает способному к ней уму гораздо больше, чем действительная жизнь со своей непрестанной сменой удач и неудач, при своих потрясениях и терзаниях. Только для этого, конечно, необходимы уже преобладающие духовные наклонности.

М. – То есть приходится выбирать между реальностью с ее постоянной борьбой, конфликтами, достижениями, суетой и уединенным творческим досугом?

А. Ш. – Направленная вовне жизнь развлекает и отклоняет нас от теоретических занятий, отнимая в то же время у ума нужное для них спокойствие и сосредоточенность, точно так же, с другой стороны, и постоянный умственный труд делает нас более или менее непригодными к заботам и треволнениям действительной жизни; вот почему рекомендуется совершенно отказаться от него на некоторое время, когда приходят обстоятельства, требующие почему-либо энергичной практической деятельности.

М. – Жизнь сама часто заставляет нас заниматься тем, что необходимо, а не тем, что хочется. Главное, научиться понимать ее требования.

А. Ш. – Чтобы жить вполне обдуманно и извлекать из собственного опыта все те поучения, какие в нем содержатся, нужно почаще обращаться мыслью назад и делать сводку тому, что пережито, сделано, испытано и перечувствовано, а также сравнивать свои прежние суждения с теперешними, свои намерения и стремления с достигнутыми результатами и полученным от них удовлетворением. Это – повторение наиприватнейших лекций, какие всякому читает опыт. Личный опыт можно принимать также за текст, а последующие размышления и знания – за комментарии к нему.

М. – Немногие имеют время, да и желание, постоянно возвращаться мыслью к прошлому и делать выводы, иначе большинство людей не «наступало бы на те же грабли».

А. Ш. – Кто проводит жизнь в сутолоке дел или удовольствий, никогда
не перебирая своего прошлого, а, напротив, постоянно поглощенный одним
настоящим, тот утрачивает ясное сознание: его чувства превращаются в хаос, и в его мыслях воцаряется известная запутанность, о которой тотчас же можно судить по его отрывочному разговору, перескакивающему с одного предмета на другой и напоминающему собой нечто рубленое.

М. – Да, такой разговор, когда собеседник обрушивает на вас лавину бессвязной информации, не будучи в состоянии довести хоть одну мысль до логического конца, нам хорошо известен. А как разобраться в беспорядочных мыслях и чувствах, роящихся в сознании?

А. Ш. – Большую пользу в этом отношении приносят дневники.

М. – Конечно, постоянные записи помогают навести порядок в душе и в какой-то степени не повторять ошибок в отношениях с окружающими.
Но, как мы знаем, даже великие люди, которые вели дневники, не всегда умели их избежать.

(Продолжение следует…)