Еще раз о реинкарнации

Михаил Моро
"Сегодня так жарко, что, если я умру, вам не нужно будет меня кремировать. Я просто сгорю", — сказала в знойный день тетя четырехлетнего Аджида Сингха. На что мальчик ответил: "Ну и что? Со мной ведь ничего особенного не случилось, когда меня сожгли на погребальном костре": В ответ на дальнейшие расспросы мальчик начал в подробностях рассказывать о жизни реально существовавшего судьи из пакистанского города Равалпинди…

"Однажды я возвращался домой на машине, — говорит другой деревенский мальчик, пятилетний Титу, и при этом тонкий голосок мальчугана густеет, становится по-настоящему мужским. — Подъезжая к дому, я дал гудок, чтобы моя жена Ума открыла ворота. Тут я увидел двух человек, бегущих к машине с пистолетами. Раздались выстрелы, и одна из пуль попала мне в голову справа". На правом виске мальчика — круглый рубец, как от заросшего пулевого отверстия…

Это не бредовые фантазии юных умалишенных, а тщательно проверенные и документированные случаи из реальной жизни, которые происходили в Северной Индии. Этот довольно редкий феномен, известный под названием "реинкарнация", или "перевоплощение", ставит многочисленные загадки перед учеными.

Специалисты из Бангалорского института психического здоровья и невропатологии, а также из Де-лийского университета зарегистрировали за последние четверть века около 300 подобных случаев. Сорок пять из них описаны в недавно изданной в Дели книге доктора Сатвант Пасрича "Претензии на реин-карнацию. Эмпирическое изучение случаев в Индии".

Вот один из типичных случаев перевоплощения. Манджу Шарма родилась в семье брахманов неподалеку от города Матхура штата Уттар-Прадеш. В возрасте двух лет она начала неожиданно говорить, что родилась в деревне Чаумуха, расположенной в нескольких километрах от ее родного селения, назвала имена своих "бывших" родителей, некоторые детали прошлой жизни. По ее словам, отец Манджу, владелец табачной лавки, проводил ее в школу и уехал по делам. Возвращаясь с занятий в школе, девочка попыталась зачерпнуть воду из колодца, чтобы окропить ею статую божества, однако потеряла равновесие и утонула в колодце.

Свой рассказ малышка повторяла множество раз, пока его не услышал один из местных жителей, знакомый с ее "бывшими родителями". Узнав о загадочном поведении девочки, "бывшие родители" решили встретиться с ней. Манджу разрыдалась, когда увидела своих "бывших" отца, мать и брата. Ладали и Хансмукхи — так звали приехавших супругов — пришли к выводу, что в памяти двухлетней девочки отражена жизнь их дочери, которая четырьмя годами ранее действительно утонула в колодце. С возрастом Манджу стала все реже и реже вспоминать о своей "прошлой жизни", однако и во взрослые годы у нее осталась боязнь перед колодцами.

По каждому из подобных случаев доктор Сатвант Пасрича опросила множество родственников детей в их "прошлом" и "нынешнем" рождениях и систематизировала полученные данные. В результате получилась следующая картина: как правило, "эффект перевоплощения" наблюдается у детей в возрасте от двух до семи лет. С годами они почти полностью забывают детали "прошлой жизни". В 82 процентах случаев дети отчетливо вспоминали свое имя в "прошлом рождении", а в 67 процентах — обстоятельства "собственной смерти".

Примечательно, что в половине зарегистрированных случаев реинкарнации люди в своих "предыдущих жизнях" умирали насильственной смертью. Их средний возраст в "прошлых жизнях" был 35–40 лет. Перевоплощение наступало в среднем через полтора года, хотя его сроки варьировались от одного дня до одиннадцати лет. Как правило, "блуждающие души" вселялись в ребенка, живущего на сравнительно близком расстоянии от места "прошлого рождения". В 99 процентах зарегистрированных случаев родственных связей между семьями, где произошли "прошлое" и "нынешнее" рождения, не имелось.

Полной загадкой для доктора Пасрича стал случай с 32-летней Уттарой Худдар из штата Махараштра. При определенных фазах Луны она начинала говорить на незнакомом ей ранее бенгальском языке. Однажды в такой период пригласили в дом человека, владеющего бенгальским, и он перевел слова Уттары. Она утверждала, что ее имя Шарада, живет она в Бенгалии, а ее муж — лекарь. При этом она в точности воссоздавала детали быта Бенгалии начала XIX века, проявляла искреннее удивление при виде современных вещей, таких, как электровентилятор, выключатель. Она говорила, что ее укусила змея и после этого она потеряла сознание.

Случай необычен по двум основным причинам. Во-первых, реинкарнация наступила через беспрецедентно долгий срок — приблизительно через полтора века. Во-вторых, женщина говорила на незнакомом ей — это было проверено — языке, причем на диалекте, характерном для прошлого столетия.

Пытаясь научно обосновать феномен реинкарнации, доктор Пасрича в своих выводах пошла "от противного", исключая те или иные гипотезы. Это не детские фантазии, утверждает она, так как ребенок говорит о реальном человеке, личность и обстоятельства жизни которого достоверно установлены. Рассматривалась также возможность так называемой генетической памяти. Однако и эту версию пришлось отвергнуть, так как в подавляющем большинстве случаев отсутствовали даже отдаленные родственные связи между "перерождениями".

Не исключалась возможность и таких объяснений реинкарнации, как экстрасенсорная связь. Однако против этого говорит тот факт, что лишь у трех обследованных детей были обнаружены экстрасенсорные способности. А как же объяснить частое появление "врожденных отметин" на телах малолетних детей там, где были у них смертельные ранения в их "прошлых жизнях"?

Невозможно с помощью "экстрасенсорной гипотезы" объяснить и случай Уттары, в которую вселилась душа бенгальской женщины, жившей в начале XIX века.