Хиросима как индульгенция

Владимир Смолович
Мне отмщение, и аз воздам
  Каждый год, 6-го августа: в Японии отмечают годовщину атомной бомбардировки Хиросимы. Каждый год звучат слова о тысячах мирных граждан, сгоревших на той атомной «сковородке».
  Но почему так стесняемся вспоминать о том, что привело к этому? Избыток толерантности? Наше знание о том, что японцы не любят, когда им напоминают, кто развязал войну, закончившеюся Хиросимой?
А надо именно в такой день вспомнить, что по жестокости японская армия никак не уступала гитлеровцам, а кое-где и превосходила их.
Откроем справочник по Второй мировой.
   Вторжение Японии в Китай – начало Второй мировой на Дальнем востоке. После взятия тогдашней столицы Китая – Нанкина было казнено примерно 300 тысяч военнопленных. Ещё изнасиловали и убили более 10 тысяч женщин.  И многое ещё было сделано. Всего в Китае погибло почти 4 миллиона солдат и вдвое больше гражданских.
   Вторжение в маленькую Бирму. Бирма пыталась защищаться. Погибло 30 тысяч бирманских солдат. И ещё миллион мирных жителей убили японцы.
Да что там Бирма! Французский Индокитай  (это союз Вьетнама , Лаоса и Камбоджи) вообще не сопротивлялся японской оккупации. Но это не помешало японцам уничтожить  или просто уморить голодом там два миллиона мирных жителей.
И Индонезия не сопротивлялась – им многое обещали – вплоть до независимости! Обещаний, конечно не выполнили. Но Индонезия не досчиталась после войны 4-х миллионов мирных жителей.
   Как воевала Япония? Однажды я увидел  документальный фильм о Японии времён Второй мировой. Эпизод  (съёмки 43 года): детский сад. Детишки 3-4 лет маршируют с игрушечными ружьями в руках и скандируют:
- Самый большой позор солдата – это попасть в плен!
- Самый большой позор солдата – это попасть в …
- Самый большой позор солдата – это …
Сколько бы времени заняло уничтожить тех, кто был воспитан на таких лозунгах?
   Аргументов в оправдание использования ядерного оружия в  августе 1945 много. Напомню лишь один – ограбление и насилие на оккупированных территориях привело к тому, что к 45 году в этих странах только лишь от голода умирало более 100 тысяч человек  в месяц. Это не считая убитых солдатами.   Убитых за непочтительность. Убитых, что бы прокормиться. Убитых за недостаточное усердие на организованных японцами работах.  Убитых просто со злости. А теперь добавьте жизни солдат – по обе стороны линии фронта. И там и там - люди.
   Каждый месяц той войны – это столько же погибших, сколько погибло вместе в Хиросиме и Нагасаки.
   Страшная арифметика, но война ещё страшней. А если бы ещё год войны? Или пол года? Япония как раз мобилизовала еще тысячи в отряды камикадзе. Это не пустяк – 68% потерь американского флота  - это  последствия атак смертников.
В Японии жизнь солдата не считалась   ценностью.
6-го и 9-го августа прошли атомные бомбардировки. Япония понимает, что ответить ей нечем. И защититься тоже.  На следующий день после атомной бомбардировки Нагасаки, подтвердившие худшие опасения японцев - у Америки много атомных бомб - правительство Японии информирует  мир, что готово принять условия Потсдамской декларации о капитуляции. 14-го августа солнецеподобный император Хирохито обратился с воззванием к народу, в котором объявил, что несмотря на то, что всех задач, поставленных перед армией  достичь не удалось, он отдаёт приказ солдатам вернуться в казармы. Слова «капитуляция» в японском языке нет.
   Кстати, о бактериологическом оружии.  Мало кто знает – к сожалению –что Япония применяла бактериологическое оружие против Красной армии во время японо-советской войны 1939 года. Да,да, та самая война , которую скромно называют «событием в районе реки Халхин-Гол». Ну, в крайнем случае, говорят – «пограничный инцидент». Хорош инцидент, в котором число участвовавших солдат измерялось шестизначной цифрой! (Если это не война, то что считать войной?). В конце июля – начале августа 1939 года добровольцы-смертники из «отряда 731» провели заражение рек Халхин-Гол, Хулусутай и Аргун бактериями чумы, холеры, дизентерии, брюшного тифа, сибирской язвы. В воды этих рек было вылито более ста литров концентратов смертоносных бактерий. Но… В Красной армии проводили вакцинацию тех, кто ехал в монгольские степи и требовали соблюдения санитарии. Японцы на своих солдат вакцины не тратили, за санитарией  не следили, а сообщать о заражении вод своим же посчитали излишним. Количество заразившихся японцев оказалось вдвое больше…
Премьер-министр Японии Синдзо Абэ  как-то сказал – мы не должны бесконечно извиняться. Его понять можно.
   Помните фильм «Покаяние»?
   Организатор Нанкинской резни -  генерал Акасако – был освобожден от уголовной ответственности по причине родства с Императором. Принц всё-таки. Японские генерералы, казненые за военные преступоения по приговору Международеного военного трибунала нашли свое посмертное место в токийском Храме Воинов. Так что если доведётся быть в Токио - будьте осторожны , вам могут предложить   посетить  храм Ясукуни (храм памяти воинов) – как бы не почтить ненароком память военных преступников.
(Как бы интересно отнеслись к святилищу в Берлине, в коем были бы увековечены имена Манштейна, Геринга, Моделя и других? Ах, да другая культура – сравнение некорректно)
   Конец первой половины ХХ века – это абсолютно другое время. Тогда нормы морали и этики отличались от нынешних. И в рамках тех норм морали и этики расплатиться той же монетой –дело нравственное.
Помните у Светлова?
   «Я стреляю – и нет справедливости справедливее пули моей»
Так что, если ещё раз вам Премьер-министр Японии напомнит, что его страна не должна бесконечно извиняться, напомните ему также что мы не должны бесконечно склонять головы в память о жертвах атомных бомбардировок.
   Насколько я помню – в финском городе Тампере есть братская могила жертв гражданской войны 1918 года. Вдоль аллеи – два ряда кустов роз:  белых – в память о «белых» (победителях), красных  – в память о «красных». Смерть сравняла всех.  И в памяти людской – то же. И пережившие все это получали равные пенсии. И равные компенсации за пребывание в лагерях военнопленных – не важно – то ли у «белых» то ли у «красных». Счет оплачен кровью и закрыт.
   Я хочу – насколько это возможно из-за разности культур - перенести это  и в Азию: нельзя вспоминать о жертвах атомной бомбардировки без того, что бы не почтить память жертв японской агрессии.
   И если  о жертвах в Нанкине и жертвах в Хиросиме вспоминают по отдельности –  значит война ещё не закончилась.
   На снимке: справа - фрагмент мемориала памяти жертв нанкинской резни, слева – «атомный» дом в Хиросиме.