Реплика N3

Михаил Анохин
                «В небесах торжественно и чудно!
                Спит земля в сияньи голубом...»

Библейское повествование о сотворении Земли и Неба, человека и всего живого что есть, является развернутой метафорой, в основании которой лежит творческий порыв человека (воля к творчеству), который в свою очередь соединен  с  духом, иначе сказать с Богом.

Творческое начало в человеке, есть генетическое (духовное) его родство с Богом. В тех областях, где отсутствует знание, там властвует метафора, сопрягая трепет листвы с трепетом сердца. И медицина (наука) начинает говорить на языке метафор и метафоры закрепляются в науке, несмотря на то, что явления становятся умопостигаемыми, то есть научными знаниями.

В советские времена, по крайней мере, в начале шестидесятых годов рано начинали учить физики, биологии, зоологии, геометрии. Так вот в моей памяти до сих пор стоит недоумение насчет того, что точка есть то, что не имеет, ни длинны, ни ширины.

Никоем образом не мог я представить такой объект! Признаюсь, и до сих пор не представляю! Как не могу себе представить единичный электрон пролетающий сразу через два отверстия!

Это я к вопросу о том, как представить себе Бога? Ведь несомненно, что точка есть! Если бы её не было, то не было бы и геометрии! Это же очевидно.
Вместе с тем человеческий ум постоянно отвергает идею Бога, однако не перестает удивляться некоторым параметрам физики мира,  из которого сам состоит и который воспринимает своими органами чувств.

Мне уже приходилось писать об антропном принципе мировых констант. Кратко повторю.  Фундаментальные физические постоянные (мировые константы) возникают в теоретических моделях наблюдаемых явлений в виде универсальных коэффициентов в соответствующих математических выражениях.

В принятой нынче космологической теории «Большого взрыва» все эти физические постоянные возникли в первые доли секунды, хотя и сами секунды возникли одновременно с этими постоянными.

Но нас интересует не математика, а то что любое отклонение от известных нам значений даже на доли процента приводит к тому что в итоге получается иная Вселенная, где нет ни электрона, ни протона, ни звезд, ни всего того из чего сделана материя человека, травы и так далее.

Вот этот принцип и назван  антропным принципом мировых констант. То есть, как бы подразумевается некий сознательный акт сотворения материи, которая эволюционируя, приведет к появлению биологической жизни и в конечном итоге человека, способного осознать всю грандиозность творения Бога.

Вторым шоком, который испытал,  было знакомство с работой Гёделя. Смысл её таков: Всякая достаточно сильная рекурсивно аксиоматизируемая непротиворечивая теория первого порядка неполна.

Но что это значит? Это значит что нельзя доказать в рамках одной  (коли мы взялись за геометрию, то продолжим про неё), эвклидовой геометрии постулирование о том, что параллельные прямые не пересекутся!

А если этого доказать нельзя то и все остальные теоремы летят прахом! Это и есть неполнота, о которой говорил Гёдель. Но коли так, то и любая иная научная теории в своем основании имеет такую же трещину «неполноты», что и геометрия Евклида. Чтобы устранить эту «трещину» в геометрии мы должны выйти на уровень второго порядка, в данном случае к геометрии Миньковского – Римана. На уровень третьего, четвертого и так далее, вплоть до бесконечности!

Шокирующим обстоятельством для меня и было наличие этих «трещин» в теориях об электричестве, гравитации и так далее.

Ну, сами посудите в учебниках по физике – так меня учили, было написано, что электрический ток является направленным движением электронов по проводнику. Но электроны не могли  двигаться со скоростью света, между тем... Вот именно, между тем.

Но куда более парадоксальные случаи мы видим в эволюции простой живой клетки. Не надо даже говорить о примитивных организмах. Поглядите, как слаженно работает клетка? Это же целый завод, да что там – целое предприятие со своими поточными линями, энергетическими станциями и средствами доставки материалов, контрольно-измерительными процедурами и так далее!

И мне говорят, что все это возникло случайно на основе каких-то стохастических переборов вариантов?

Мы много говорим о логике с её индуктивными и дедуктивными методами анализа. Но стыдливо умалчиваем тот факт если начать размышлять от частного к общему, то есть заниматься индукцией, то мы непременно придем к Богу, или иначе сказать, к точке соразмерной бесконечности.

А если мы начнем двигаться в обратную сторону, то мы придем к точке, которая есть ничто -  абстракция, какую мы знаем из геометрии Евклида.

Не странно ли, что мы живем в мире, которого как бы и нет, то есть он весь есть плод нашего сознания. Он весь выстроен в нашей голове, а каков он на самом деле, то есть вне нас – этого нам не дано знать. Мы – точка, ничто относительно Бога.
Поэтому во многих восточных философиях мир, в котором мы живем, страдаем, чего-то творим, является сном Брамы. Мы – его сновидения. Ведь и наши сновидения создают порой настолько яркие, почти осязаемые миры, что проснувшись долго удивляешься, где же  ты был только что?

Еще раз подчеркну, что метафора есть то, без чего нельзя с места сдвинуться, как без точки начать измерение земли.

Метафора дает нам опору там, где под нашими ногами пустота и входит в наш язык, в наше сознание как некая безусловная истина. И тогда «пустыня внемлет Богу и звезда с звездою говорит».

Прокопьевск 2017 год