Пасторские послания апостола Павла

Пушкарев Дмитрий Николаевич
 Пасторскими посланиями обычно называют три послания апостола Павла, которые были обращены к тем, в ком апостол предвидел своих преемников в деле руководства основанными им христианскими общинами: два послания к Тимофею и одно - Титу. Хотя название «пасторские» закрепилось за ними довольно поздно, оно довольно точно отображает их главную и общую тематическую особенность. Тут уже не идет речь о благовествовании и апостольской проповеди как о миссионерстве – апостола скорее заботит сохранение верности общин проповеданному Евангелию, прежде всего в связи с широким географическим распространением Церкви и невозможностью личного присутствия. Немаловажную роль играет и осознание неизбежной близкой кончины апостола: «Ибо я уже становлюсь жертвою, и время моего отшествия настало. Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его» (2 Тим. 4: 6-8).

Залог пребывания в верности проповеданному Слову видится Павлом в его ответственности (им же поставленных) лидеров общины – епископов и пресвитеров и тех, кого сейчас мы называем общим пастырями. Так, на смену «ловцам душ», которыми были рыбаки-апостолы, приходят пастыри «епископы» Церкви: «Если новозаветным символом миссионерства является рыбак, то символом заботы о тех, кто уловлен миссионерами, является пастырь».

Такими пастырями апостол поставил своих ближайших соратников – Тита и Тимофея.

Заботой о сохранении проповеданного Слова и основанных общин объясняется и такая общая характерная содержательная особенность Пасторских посланий, как обращение к чему-то сказанному, уже учрежденному, опробованному. Возникает ощущение нового этапа в жизни Христианской Церкви: необходимо хранить и назидать в том, что уже начинает восприниматься как сокровищница первоначального Предания. Видно, как изменяется роль Тита и Тимофея: когда в первые годы они были неотлучными спутниками ап. Павла, периодически выполняя его разовые поручения к той или иной общине (например, к фессалоникийцам, см. 1 Фес. 3:2-6, или к коринфянам, см. 1 Кор. 4:17), то в Пасторских посланиях они выглядят как постоянные блюстители проповеданного Предания и установленного порядка в конкретных христианских общинах - на Крите и в Ефесе (Эфесе). Такие выражения, как «учение», «слова веры», «слово истины», складываются в цельный контекст, немного отличный от других новозаветных писаний и рисующий картину христианства, обретающего все более и более четкие, организованные, фиксированные формы. Группе трех Пасторских посланий свойственно единство. Вследствие этого они составляют до некоторой степени самостоятельную и довольно цельную группу внутри всего обширного корпуса Павловых посланий.

Также нужно поговорить о порядке написания Посланий. Их порядок в Новом Завете имеет простое объяснение: как и другие Павловы послания, они расположены в соответствии с уменьшением объема. Хотя могло быть и иначе. Если послания к Титу и 1 Тимофею написаны кем-то из последователей Павла после его смерти (причем за образец для подражания было взято наше 2 Тимофею), то порядок будет совершенно иным.

Наконец, Пасторские послания могли быть написаны не самим ап. Павлом, а кем-то из его верных учеников. Такая гипотеза в среде современных ученых рассматривается как заслуживающая весьма высокого доверия и основывается на слишком больших различиях в стилистике, лексике и тематике между бесспорно аутентичными Павловыми посланиями, с одной стороны, и пасторскими - с другой. От этого канонический авторитет последних не может быть поставлен под сомнение. Скорее напротив – это лишь еще раз говорит о новозаветных книгах как о писаниях, по своему авторству прежде всего церковных и того же Павла как апостола.

Что касается Тита и Тимофея, то кроме Пасторских посланий их имена встречаются во многих других новозаветных книгах, так или иначе связанных с ап. Павлом. Это и Деяния, в которых неоднократно говорится о Тимофее в связи с миссионерскими путешествиями ап. Павла, а также и более ранние послания Павла.

Какими целями был движим Апостол?

Говоря о первом послании к Тимофею, можно показать его цель, которая видна из слов самого ап. Павла: «Сие пишу тебе, надеясь вскоре прийти к тебе, чтобы, если замедлю, ты знал, как должно поступать в доме Божием, который есть Церковь Бога Живого, столп и утверждение истины» (1 Тим. 3:14-15).

Оставляя же Тимофея в Ефесе, св. Павел, конечно, многое сказал ему, но мог и не успеть, и не иметь достаточно времени для того, чтобы подробно рассказать все нужное. Поэтому теперь, опасаясь, как бы не стали пренебрегать его юностью (1 Тим. 4:12), он пишет ему целое руководство пасторской деятельности: «такое завещание, чтобы он мог воинствовать, как добрый воин и как мудрый и опытный старец» (1 Тим. 1:18).

По словам Макдоналда, истина красота и духовная сила 1 Тимофею заставляют учащенно биться сердце каждого, кто непредвзято размышляет над его текстом. В действительности многие из отвергающих авторство Павла чувствуют это настолько сильно, что на свет появилась версия о мнимом изготовителе фальшивых писем, вставившем в это свое замечательное произведение фрагменты из подлинных писем Павла! Также в послании содержатся очень важные откровения о церковном порядке, служении женщин и

руководителях церкви. Не имеющим себе равных примером того, как должен жить благочестивый человек, была жизнь самого Павла.

Баркли же говорит о том, что в Пасторских посланиях перед нами встает картина Церкви с довольно развитой структурой и организацией. В эту структуру включены пресвитеры (1 Тим. 5:17-19; Тит. 1:5-6); епископы или руководители церкви (1 Тим. 3:1-7; Тит. 1:7-16), а также дьяконы (1 Тим. 3:8-13). Из первого послания к Тимофею (1 Тим. 5:17-18) мы можем узнать, что в те времена пресвитеры уже были церковными содержателями. Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь – вознаграждение. Из первого послания Тимофею 5:3-16 можем почерпнуть, что в те времена в Церкви уже существовал своего рода орден вдовиц, который приобрел столь важное значение в раннехристианской Церкви несколько позже. Таким образом, можно увидеть, что тогда Церковь уже имела довольно сложную структуру; как считают некоторые ученые-богословы, даже более сложную, нежели можно было ожидать для ранней эпохи зарождения христианской Церкви, в которую жил и работал Павел.

Поднимая вопрос второго послания к Тимофею, можно сказать, что, вызывая к себе в Рим возлюбленного ученика своего Тимофея, св. Павел не был, однако, уверен, что доживет до этого свидания, а между тем его весьма заботили все те многочисленные трудности, которые приходилось переносить св. Тимофею в его пасторском служении в Ефесе. Там умножились люди, сопротивлявшиеся евангельской истине: «люди, развращенные умом, невежды в вере, люди, имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся», вкрадывавшиеся в дома для обольщения не утвердившихся во благочестии людей, и особенно женщин (2 Тим. 3:5-8).

Апостол ожидал для Тимофея и еще больших трудностей, предрекая, что «злые люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь» (2 Тим. 3:13), и «что будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням» (2 Тим. 4:3-4). И как следствие всего этого Павел, предполагая вначале писать Тимофею только по своим личным нуждам, решил потом «приложить к посланию еще нечто о добром пастырствовании». А так как этот предмет важнее всяких личных просьб, то он и занял в послании преобладающее положение, просьбы Апостола стали лишь как бы приписками. Другими словами, целью послания было воодушевить св. Тимофея к неослабному бодрствованию и мужеству в его пасторском служении.

Во втором послании к Тимофею тот же Баркли говорит, что когда Павел говорит о своем апостольстве, в его голосе слышна особая интонация. Апостольство для него всегда было связано с особыми моментами:

1. Он видел в своем апостольстве оказанную ему честь и был избран на апостольство волей Божией. Каждый христианин должен смотреть на себя как на избранника Божия.

2. Это апостольство накладывало на него обязательства и ответственность. Бог избрал Павла потому, что у Него было для него дело. Бог хотел сделать Павла инструментом, чтобы влить через него в людей новую жизнь. Бог никогда не избирает христианина лишь ради его качеств, а ради того, что человек может сделать для других.

3. Павел видел в апостольстве дарованную ему привилегию. Чрезвычайно важно отметить здесь, что Павел видел в этом свой долг – принести людям Божий обет жизни истинной, а не угрозу. Павел видел в христианстве не угрозу проклятия и осуждения Божия, а благую весть о спасении. Движущим моментом проповедуемого Павлом Евангелия была любовь, а не страх. Как и всегда, когда Павел обращается к Тимофею, в голосе его звучит любовь.

Теперь поговорим о послании к Титу.

На Крите, как и во многих других городах Малой Азии, христианские общины были национально разнородные и смешанные, что в силу их духовного несовершенства приводило к разногласиям. Выходцы из иудеев вносили в христианство идеи узко-национального мессианского ожидания. Проникали сюда также и идеи гностических сект. С другой стороны, то обстоятельство, что рабы получали в христианстве духовную свободу и равенство со всеми, вызывало у язычников подозрения, словно христиане проповедуют политическую свободу. Поводом к написанию этого Послания было желание Павла предоставить Титу указания, как правильно поступать в сложившейся ситуации. Целью послания было дать указания Титу о том, что необходимо: очень внимательно подбирать кандидатов в пресвитеры; строго обличать лжеучителей; учить критян в зависимости от возраста, пола, общественного положения.

Говоря же об акцентах, на которые делал упор апостол Павел в Пасторских посланиях, важно сказать, что он не отрицает закон (хотя закон был оттеснен Евангелием на второй план), закон по-прежнему остается в силе. Здравое учение Павел определяет как учение, соответствующее славному благовестию блаженного Бога. Это указывает либо на священное содержание благовестия, либо на то, что оно ниспослано Богом. Скорее всего, здесь смысловой акцент падает на содержание, хотя Божественное происхождение Евангелия неоспоримо. Это полностью согласуется с выраженным в других посланиях отношением Павла к Евангелию.

Также, возвращаясь к Посланию к Тимофею, следует отметить, что Павел обращается к теме законничества в главе 4:1-6, но добавляет акцент, что в будущие времена лжеучителя будут использовать легализм, чтобы заключить праведных в тюрьму. Они запретят не только

то, что противоречит Божьему закону, но пойдут еще дальше и запретят то, что было дано Богом и что было хорошо. В 1 Тим. 4:3 говорится, что эти лжеучителя «запрещают вступать в брак и употреблять в пищу то, что Бог сотворил, дабы верные и познавшие истину вкушали с благодарением». Павел отвечает на это, говоря, что все сотворенное Богом хорошо. И что не стоит ничего отвергать, если оно принято с благодарением (1 Тим. 4:5).

Теперь поговорим о советах, которые можно извлечь из этих Посланий.

Павел призывает пресвитеров к тому, что им следует блюсти и пасти церковь. Их звание - пресвитеры, их функция - надзор и пастырство. Следующие данные помогут разобраться в этом.

Пресвитеры - это люди, которым доверено заботиться о церкви. Перечень их характерологических особенностей дается в 1 Тим. (3:1–7) и Тит. (1:5–9).

Епископство - это деятельность пресвитеров по надзору и руководству общиной (1 Тим. 3:1).

Пастыри - это пресвитеры, которые блюдут церковь, пасут паству, уча Слову Божьему и охраняя от разных врагов изнутри и извне.

Стало быть, у пресвитеров есть важные обязанности:

Начальство (1 Тим. 5:17). Пресвитерам дается власть для ведения церковных дел. Хотя церкви передают полномочия по-разному, в соответствии с исповедуемой политикой, суть дела от этого не меняется - пресвитеры должны иметь власть.

Охрана (2 Тим. 2:24). Пресвитеры должны охранять стадо от волков в овечьих шкурах в учении, повседневной жизни и от пагубных привязанностей.

Наставление (2 Тим. 2:22). Павел писал, что Тимофей, пресвитер или пастор должен искать других, при посредстве которых он будет иметь «возможность учить». 1 Тим. (5:17) указывает на обязанность наставлять. Не все пресвитеры должны быть одаренными учителями в формальном смысле, однако каждый из них должен быть способен передавать другим важные истины Христовы.

Историк церкви Брюс Шелли говорил так: «На рубеже двух столетий Игнатий, пресвитер церкви в Антиохии, написал ряд посланий. В них он обычно говорил об одном епископе или пастыре в каждой общине… Никто, по всей видимости, не знает о том, каким образом структура с одним пастырем, которому помогают пресвитеры и диаконы, стала широко распространенным явлением, но известно, что именно так и было».

И как же без заключения.

Несмотря на отсутствие некоторых из важнейших тем Павла, эти послания содержат немало фрагментов доктринального характера, полностью согласующихся с его богословскими идеями. Выраженное в них возвышенное представление о Боге особенно

отчетливо проявляется в знаменитом славословии в 1 Тим. 1:17. Бог предстает в этих посланиях и как Отец, и как Спаситель, и как праведный Судия (2 Тим. 4:8). Описание Христа также согласуется с известным учением Павла. В посланиях упоминается Его человеческая природа, долготерпение, спасительная миссия, посредничество и воскресение.

Меньше, чем в других посланиях Павла, здесь говорится о Святом Духе, но и эта тема не остается без внимания. Роль Духа в предсказаниях упоминается в 1 Тим. 4:1, а в 2 Тим. 1:14 о Духе сказано как о живущем в Тимофее хранителе вверенной ему истины. Святой Дух ответствен за возрождение и обновление (Тит. 3:5).

Из пасторских посланий следует, что спасение является результатом Божественного милосердия, даруемого верующим.